Научная статья на тему 'Пути становления творческой личности эстрадного исполнителя'

Пути становления творческой личности эстрадного исполнителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
813
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / музыка / эстрада / эстрадное пение / концертное выступление / creativity / music / pop music / vaudeville singing / concerto appearance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — В.Н. Откидач

Рассмотрены музыка как вид творчества, ее влияние на человека, особенно в детском возрасте, целебные свойства, элементы эстетического наслаждения, влияние на мировоззрение человека. Проанализированы аспекты творческой деятельности эстрадного исполнителя на раннем этапе. Песенная продукция, подлежащая изучению, разделена на три основных блока: фольклорный, классический и эстрадный. Указано, что фольклорное наследие является первым и богатейшим источником познания, и в частности музыкальной науки, детьми. Вторым источником познания музыки подростком является классическое наследие, где насущными становятся вопросы культуры певческого звука у детей, развития музыкальных способностей и мышления юных вокалистов, формирование художественного вкуса. Третьей составляющей детского репертуара являются песни эстрадного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSON THE VARIETY EXECUTOR

The author considers music as a form of art, its impact on people, especially children, its healing properties, the elements of aesthetic pleasure, the impact on a person’s worldview. Analysed are aspects of creative activity of a performing artist at an early stage. Song production is divided into three main parts: folk, classical and pop. Folk heritage is the first and the richest source for knowledge children, particularly influenced by music. The second source of knowledge of music as teenager classical heritage, which facilitates formation of singing in children, the development of music abilities and thinking of young singers, as well as artistic taste. The third component of the child’s repertoire are pop songs.

Текст научной работы на тему «Пути становления творческой личности эстрадного исполнителя»

УДК 784.9:398.831

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЭСТРАДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ1

В.Н. Откидач

Харьковская государственная академия культуры e-mail: otk48@mail.ru

Рассмотрены музыка как вид творчества, ее влияние на человека, особенно в детском возрасте, целебные свойства, элементы эстетического наслаждения, влияние на мировоззрение человека. Проанализированы аспекты творческой деятельности эстрадного исполнителя на раннем этапе. Песенная продукция, подлежащая изучению, разделена на три основных блока: фольклорный, классический и эстрадный. Указано, что фольклорное наследие является первым и богатейшим источником познания, и в частности музыкальной науки, детьми. Вторым источником познания музыки подростком является классическое наследие, где насущными становятся вопросы культуры певческого звука у детей, развития музыкальных способностей и мышления юных вокалистов, формирование художественного вкуса. Третьей составляющей детского репертуара являются песни эстрадного направления.

Ключевые слова: творчество, музыка, эстрада, эстрадное пение, концертное выступление

Часть вторая

Продолжая разговор о творческой личности исполнителя, хотелось бы сделать акцент еще на одной чрезвычайно важной составляющей деятельности музыканта, это -понимание творчества как такового. Но это уже больше адресуется взрослому преподавателю, чем ребенку.

Творчество, по С. Ожегову, это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Творчество - это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку и предусматривает мобилизацию всех его основных психических процессов, знаний, умений, жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил, порождая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью2.

Результат творчества всегда размерный сущности человека, но даже в нем он никогда не высказывается до конца. Поэтому творчество - всегда процесс длительный, где человек продолжает искать в нем способы выстрадать себя.

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов персональной судьбы становятся фактами культуры, даже если создатель ребенок.

Таким образом, творчество - это появление новой мысли или идеи, которой до сих пор не существовало. Данная концепция основывается на том, что все новое возникает в природе по одним и тем законам на всех уровнях организации.

Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и тому подобное - то есть там, где создается, открывается, изобретается что-то новое.

1 Первая часть статьи была опубликована в журнале «Наука. Искусство. Культура». Выпуск 1 (9) 2016. С. 37-42.

2 Басин Е. Психология художественного творчества. М., 1985.; Богоявленская Д. Психология творческих способностей. М., 2002.

С точки зрения психологии, творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включение в этот процесс. Об этом особенно надо помнить педагогам, когда они работают с подростками.

В свое время английский ученый Г. Уоллес расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, что отводили решающую роль в творчестве подсознательному и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

Если говорить о художественном творчестве, то оно осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Творчество и творческие процессы в искусстве представляют собой сложные явления, которые отличаются многообразными особенностями.

Источниками изучения психологии художественного творчества можно назвать: 1) данные о среде, в котором возникла и выросла органически новая художественная ценность; 2) данные об индивидуальности творца; 3) внутренняя и внешняя история создания отдельного существа или группы существ художника от первых зарождений образов и настроений до окончательного возведения их в «перл творения»; 4) само произведение, его законченный текст, подлежащий дальнейшему изучению; 5) данные о дальнейшей жизни текста в ближайшей зрительной среде и у потомков.

Системный подход к процессу творчества не может быть иным как триаспектным, интегрирующим его составляющие: предметную, социальную и личностную.

Итак, под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе ежедневного общения, как говорил известный физик, академик П. Капица - везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества - в открытии и создании качественно нового, имеющего хоть какую-то ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но не было известно. Творчество техническое изобретает новые устройства, то, чего еще не было. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, движимого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего выдающимися знаниями, умениями, творческими способностями.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и успешное обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Первый и самый главный «враг» творчества - страх. Страх неудачи сковывает воображение и инициативу. Второй враг творчества - это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность - фермент нового, она обновляет творчество. Ошибки - обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков, недостатки даже «интереснее»

достоинств, они лишены единообразия совершенства, разнообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь толковое в своей работе. Третий серьезный враг творчества - лень и пассивность. Даже маленькое задание следует выполнять с полной отдачей. Именно это и должен передать юным исполнителям опытный педагог.

Путь к решению определенного творческого задания, как правило, не бывает прямым и однозначным. Приходится выбирать между многими альтернативами. Некоторые психологи вообще сводят творчество к отбору и перебору вариантов. Но в процессе отбора необходим переход от одного поискового «поля» к другому, иногда коренное изменение точки зрения. Здесь вступает в действие принцип обратной связи, что позволяет изменить направление поиска. Творчество состоит из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предыдущего.

Нельзя обойти и такую составляющую творческой личности как способность. Способность можно выявить лишь в процессе определенной деятельности. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок ею не занимался. Наоборот, систематические занятия музыкой могут развить музыкальные способности. Обычно следует учитывать и психологические особенности человека.

Одна из первых задач педагога - так построить обучение, чтобы максимально развить заложенные природой способности ребенка к определенному виду деятельности. Каждый ребенок при правильном определении его склонностей и развитии способностей может обнаружить влечение к одной или многих областей человеческой деятельности.

Кроме способностей важнейшими аспектами творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относится стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения.

Гораздо большее значение приобретают внутренние мотивы, которые, конечно, связаны с внешними обстоятельствами и проявляются благодаря им. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для творчески одаренных людей сам поиск нового предопределяет гораздо больше удовольствия, чем материальные выгоды. Ведущим мотивом творчества является личностная предрасположенность, заложенная от рождения.

В любом случае, творчество нельзя сводить только к деятельности, которая порождает нечто новое. Ведь человеческая деятельность чрезвычайно многогранна: продуктивная, репродуктивная (ориентированная на воспроизведение того, что уже есть), псевдодеятельность. Следовательно, творчество не является синонимом деятельности и новизны.

За основу определения творчества могут браться различные факторы: предмет, результат, процесс, субъект, метод. Именно этим объясняется разнообразие дефиниций творчества.

Творчество - одно из самых удивительных и загадочных явлений в нашем мире. Казалось бы, еще недавно каких-то мыслей, идей, действий, явлений и предметов просто не существовало, а теперь они уже сосуществуют рядом с нами, и мы можем убедиться в их бытии.

Следующая часть статьи посвящена подготовке ученика к концертному выступлению. После того, как была разучена определенная программа в классе, ее обязательно следует выносить на суд слушателя и зрителя. Иначе пропадает любой смысл изучения музыкального материала.

В репертуаре учеников обычно есть определенное количество произведений. Одни изучаются в классе, чтобы пополнить музыкальный багаж и ускорить профессиональный рост, другие - чтобы просто ознакомиться с ними, и лишь незначительная часть выносится на публичный суд.

Отличается ли работа над произведениями, которые будут исполняться в концертах? Понятно, что эта подготовка является последним и завершающим этапом в изучении музыкального произведения. Благодаря многократным повторениям под контролем слухового внимания эти произведения впоследствии вписываются в художественное сознание исполнителя. Можно вспомнить слова Г. Когана, что «научить слушать, воспитывать ухо, выработать у ученика интонационный и тембрально тонкий слух - первое задание педагога, сквозной стержень его работы»3.

За время подготовки к концертному выступлению ученик должен быть внимательным, сосредоточенным и спокойным. С детства следует приучать детей к самоуправлению. В воспитании исполнительской воли многое зависит от предварительной работы, которую вед преподаватель, и работу эту следует направлять и контролировать. Сначала надо изучить то, что сложно и само собой не получается, а уже впоследствии то, что получается. Работу над каждым музыкальным фрагментом следует доводить до конца, не прекращая ее до тех пор, до тех пор не будет достигнут и прочно закреплен результат, что может удовлетворить исполнителя.

Ученик должен научиться целенаправленно работать дома. Производительность домашней работы зависит, с одной стороны, от отношения к ней ученика, его заинтересованности, активности, самостоятельности, самоконтроля; с другой - от правильной ее организации: регулярности, планомерности, правильного чередования труда и отдыха.

В ответственный момент перед выступлением педагогу не следует забывать и о работе над художественным образом, звуком, техникой, фразировкой. В случае уменьшения внимания над этими компонентами исполнение ухудшается, теряется объемность, выразительность, выступление становится неинтересным. Чем ближе момент концертного выступления, тем внимательнее и серьезнее следует следить за тем, чтобы все было подчинено раскрытию художественного образа музыкального произведения.

Работая над программой, следует помнить, что переутомление в занятиях приводит к неудачному концертному выступлению, что, в свою очередь, плохо отражается на развитии артистических способностях ученика. В такой момент не следует заниматься бесплодными проигрыванием и пропеванием произведения. Есть музыкальные композиции, которые уже исполнялись в концертах, их надо повторять так, как будто в первый раз: снова обдумывать замысел, приемы звукоизвлечения, по-новому их «переживать».

Встреча с изученным когда-то репертуаром должна проходить на новом уровне: ведь сам человек - исполнитель - меняется со временем, изменяется и его ощущение музыки. Изученные произведения желательно не забывать, а повторять, исполняя их вновь и вновь. Конечно, если эти произведения продолжают соответствовать и требованиям времени, и возрастным параметрам исполнителя. Следовательно, во время обучения у учащегося будет определенный репертуарный список для концертных и конкурсных выступлений.

Возникает также вопрос, чем заниматься и как провести время перед выступлением. Вопрос чрезвычайно важный, и от ответа на него зависит состояние исполнителя на сцене.

3 Коган Г. У врат мастерства. М., 2004. С. 41.

Петь в последние дни перед выступлением необходимо, но меньше, чем раньше, и не с таким внутренним напряжением: необходимо сохранить силы для следующего выступления.

Когда программа или произведения изучены, то решающим условием является то, чтобы голова и голосовой аппарат не были уставшими. Чрезвычайную ошибку делают те, кто с большим напряжением и усталостью работает до самого выступления, пытаясь еще лучше изучить музыкальные произведения, исправить определенные недостатки, -тем самым теряют главное. Это, скорее, свидетельствует о небрежности предыдущей работы. Если недостатки серьезные, то лучше такие произведения не выносить на суд зрителя или даже изменить дату концерта. Конечно, необходимо верить в себя - иначе выступать не следует. Вполне уместно в этой ситуации вспомнить слова К. Станиславского: «Нельзя творить то, чему сам не веришь».

Можно предложить еще один совет. Во время работы необходимо быть строже к себе, беспощадно критикуя свою интерпретацию. Следует искать и добиваться лучшего. Когда программа или произведения изучены, полезно перейти к творческому общению с аудиторией, не только виртуальной, но и реальной. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы создать реальное подобие концертной атмосферы, приучить себя петь на людях, понять, как все происходит на публике. Для этой цели подходят любые слушатели, независимо от того, насколько они разбираются в музыке. Выступайте перед знакомыми, домашними и гостями - всеми, кто согласится вас выслушать. Но не следует ограничиваться только аудиторией, которая благоволит к вам. Поставьте ваше выступление и под огонь критики более компетентных слушателей, музыкантов других специальностей, внимательно прислушайтесь к их мнению, поскольку даже самая злобная и страстная критика всегда содержит в себе некое «рациональное зерно».

Следующий вопрос можно отнести к количественному аспекту режима работы. Если перед концертом рекомендуется ослабить ритм занятий, то в день концерта это особенно важно. В день выступления практически не поют, а лишь настраивают голосовой аппарат для дальнейшей работы.

Перед концертом на последней репетиции, как правило, исполняют часть программы, и то неполной силой, чтобы успокоить нервы. В противном случае можно потратить весь заряд энергии, который должен быть использован во время концертного выступления.

Если исполнитель выступает в новом для себя помещении, то необходима соответствующая репетиция, чтобы ознакомиться с акустикой зала. Относительно репетиционной работы, то и здесь существуют свои законы и специфика. Как контроль за своим выступлением можно использовать запись на видеокамеру, впоследствии посмотрев выступление и проанализировав как позитивные, так и негативные моменты. Удачная репетиция может ослабить бдительность, внушить исполнителю опасную самонадеянность.

Излишне напоминать, что следует воспитывать и визуальный вид исполнителя. Лицо певца должно отражать содержание не только ярких эпизодов музыкального произведения, но и даже небольших сдвигов настроений. Необходимо обращать внимание на эмоциональное раскрепощение учащихся, их самочувствие и поведение на сцене.

Возвращаясь к работе преподавателя или руководителя, следует постоянно помнить, что всестороннее, гармоничное развитие ученика - основная целевая установка педагога. Учебный материал должен развивать положительные качества ребенка и ликвидировать недостатки, которые тормозят это развитие. Это касается как умственных способностей ученика, так и специальных музыкально-теоретических навыков. В репертуаре подростка должны быть произведения, которые наиболее удачно

соответствуют складу его мышления и характера. В таком случае эти произведения будут способствовать творческому росту юного исполнителя. Особенно важно подбирать такие произведения для публичных выступлений.

Педагог, готовя ученика к концертному выступлению, обязан тщательно продумывать и выстраивать программу таким образом, чтобы она была разнохарактерной, разнообразной по стилю, форме, а главное, высокохудожественной.

Понятно также, что требуется и определенное время для подготовки концертного выступления. Выступление на концертной эстраде - всегда ответственный этап в творческой жизни исполнителя. Желательно, чтобы песенная продукция, по крайней мере, львиная ее доля, не исчезала в «корзине», она должна быть обнародована. Чем чаще ученик будет выступать на эстраде, тем свободнее и увереннее он будет себя чувствовать. Конечно, педагог должен проанализировать выступление своего ученика, указать на недостатки, чтобы избавиться от них в последующих выступлениях.

Следует помнить (и это необходимо прививать ученикам), что концерт - это результат определенной работы, а не цель. Концертное исполнение должно пронизывать каждую фазу работы ученика - это конечная точка линии, а не оторванное событие в жизни.

Итак, попробуем разобраться в некоторых деталях относительно выступления в разных форматах времени и пространства.

Выступление в сборном концерте. Относительно сборного концерта, то здесь нагрузка всего мероприятия распределяется пропорционально выступающих. Вместо 1520 произведений сольного выступления, отдельный исполнитель исполняет 2-3 песни, что, конечно, гораздо легче. Кроме того, можно подобрать такие произведения, которые уже хорошо изучены и проверены временем. Понятно, что успех сборного концерта зависит не только от состава исполнителей, их творческих наработок, но и удачной режиссуры, «одевания» концерта в определенный интересный режиссерско-сценический наряд-замысел. Излишне напоминать, что успех всего мероприятия зависит и от многочисленного персонала, который обслуживает его - звукооператора, осветителя, машиниста сцены и других специалистов.

Выступление в театрализованном концерте. Театрализованный концерт - это такое же концертно-художественное мероприятие, которое требует внимания, компетентности и мастерства всех его участников. Такой концерт требует своего, специфического подхода, поскольку на первом плане стоит театрализация. А это -определенный режиссерско-сценический ход, определенный замысел, который будет не только центральной «красной нитью», но и тем обобщающим принципом, который объединит все концертные номера. Для ребенка такое выступление имеет еще и специфическую эмоциональную нагрузку: ведь здесь исполнитель является частью большого театрализованного действа. Именно в таком выступлении и можно проверить актерские способности ученика.

Выступление в сольном концерте. Сольный концерт - самое ответственное выступление в творческой жизни как любителя, так и опытного исполнителя. Во-первых, сольный концерт - это возможность показа способностей исполнителя, его умений и навыков работы на сцене, показа сценического костюма, лучших качеств певца. Во-вторых, будет понятно, насколько хватает физической выносливости исполнителю, чтобы выдержать этот сложный марафон. В-третьих, есть возможность показа премьерных произведений, то есть своеобразной «обкатки» перед следующими выступлениями или записью диска. В-четвертых, сольный концерт как нельзя лучше доказывает способность исполнителя держать концертный зал в «своих руках», уметь оперировать непредсказуемыми ситуациями, которые могут случиться в судьбе любого

исполнителя. В-пятых, сольный концерт - это своеобразный отчет за определенный отрезок времени, подведение итогов предыдущей работы.

Итак, можно подвести определенные выводы. Во-первых, советуем ознакомиться с поданной литературой. В ней вскользь говорится о творческой личности, вместе с тем там можно найти много ценного и необходимого материала, чтобы эта творческая личность состоялась. Во-вторых, следует посоветовать педагогам, особенно молодым, бережно относиться к юным дарованиям, лелеять их талант, готовить к сложной, вместе с тем интересной концертной жизни. В-третьих, надо воспитывать исполнителя на разнообразном музыкальном материале. Только при таких условиях может вырасти настоящий художник, которому будет под силу работать в любых стилистических направлениях. Советуем также не забывать и о психологической составляющей концертного выступления.

Дальнейшие исследования. Понятно, что в рамках данного формата статьи невозможно детально и полно раскрыть заявленные проблемы, что дает возможность в дальнейшем снова вернуться к этим вопросам.

Список литературы

1. Анчуков С. Развитие индивидуальности средствами искусства / С. Анчуков, С. Венцлав. - СПб. : Экспресс, 2004. - 275 с.

2. Басин Е. Психология художественного творчества / Е. Басин. - М. : Знание, 1985. - 63 с.

3. Богоявленская Д. Психология творческих способностей / Д. Богоявленская. - М. : Academia, 2002. -317 с.

4. Детский голос / под ред. В. Шацкой. - М. : Педагогика, 1970. - 231 с.

5. Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. - М. : Музыка, 2007. - 368 с.

6. Добровольская Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н. Добровольская, Н. Орлова. - М. : Музыка, 1972. - 32 с.

7. Кирнарская Д. Музыкальные способности / Д. Кирнарская. - М. : Таланты-ХХ1 век, 2004. - 496 с.

8. Коган Г. У врат мастерства / Г. Коган. - М. : Классика-ХХ1 век, 2004. - 496 с.

9. Ланкин В. Музыка и развитие личности ребенка / В. Ланкин, Е. Ланкина, И. Хох. - Томск : ТГПУ, 2005. - 174 с.

10. Малинина Е. Вокальное образование детей / Е. Малинина. - Л. : Музыка, 1967. - 88 с.

11. Полякова Н. Детский вокальный репертуар : формирование личности юного музыканта и его голоса / Н. Полякова // Музыкальная жизнь. - № 4. - 2011.

12. Федонюк В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним / В. Федонюк. - СПб. : Союз художников, 2003. - 61 с.

13. Яковлева А. Искусство пения / А. Яковлева. - М.: ИнформБюро, 2007. - 476 с.

WAYS OF DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSON THE VARIETY EXECUTOR

V.N. Otkydach

Kharkov state academy of culture e-mail: otk48@mail.ru

The author considers music as a form of art, its impact on people, especially children, its healing properties, the elements of aesthetic pleasure, the impact on a person's worldview. Analysed are aspects of creative activity of a performing artist at an early stage. Song production is divided into three main parts: folk, classical and pop. Folk heritage is the first and the richest source for knowledge children, particularly influenced by music. The second source of knowledge of music as teenager classical heritage, which facilitates formation of singing in children, the development of music abilities and thinking of young singers, as well as artistic taste. The third component of the child's repertoire are pop songs.

Key words: creativity, music, pop music, vaudeville singing, concerto appearance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.