Научная статья на тему 'Пути совершенствования тарифоообразования на услуги по передаче и распределению электрической энергии'

Пути совершенствования тарифоообразования на услуги по передаче и распределению электрической энергии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ELECTRICITY / TARIFF / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохвалов М. А.

В статье представлены основные проблемы действующей методики тарифообразования на услуги по передаче электрической энергии. Указаны принципы достоверного обоснования ключевых показателей расчета тарифа и пути решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самохвалов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the basic problems of the current methodology of tariff for services on electric power transmission. Shown principles of reliable studies of key indicators tariff calculation and solutions to existing problems.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования тарифоообразования на услуги по передаче и распределению электрической энергии»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 338.012

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАРИФОООБРАЗОВАНИЯ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

М. А. Самохвалов

Для формирования тарифов электросетевых организаций на протяжении длительного периода времени (1992-2008г.) в Российской Федерации применялись только лишь краткосрочные методы регулирования (установленные сроком на 1 год). При этом компании не имели стремления и мотивации к снижению своих расходов, так краткосрочное регулирования стимулировало регулируемые организации не к снижению, а к увеличению своих фактических издержек. Таким образом на протяжении указанного периода тарифы на передачу электрической энергии ежегодно увеличивались на 10-15%. Еще одним негативным последствием краткосрочного регулирования стал все больший износ основных фондов.

Вторым этапом в тарифном регулировании электроэнергии является период 20082010г. - переход от краткосрочного тарифного регулирования к долгосрочному (метод доходности инвестированного капитала -метод ЯАВ), который в конечном итоге также привел к существенному росту тарифов. В результате чего органами регулирования был предложен альтернативный вариант.

В 2010-2012г. федеральными органами регулирования был запущен метод долгосрочной индексации (перезагрузка ЯАВ), обязательного использования которого было введено в 2012г.0сновной целью которой являлось повышение инвестиционной привлекательности и эффективности функционирования электросетевых компаний и ограничение роста цен на электроэнергию в долгосрочной перспективе. Однако, вскоре выявились негативные последствия применения указанного метода.

Таблица 1.

Негативные стороны метода долгосрочной индексации

Разделение расходов Сложность в определение расходов, относящихся на эксплуатационную или на операционную деятельность

Определение корректирующего коэффициента Отсутствие должного обоснования при определении понижающего коэффициента - значение минимальной эффективности затрат (75%)

Самоопределение инвестиционных вложений любые инвестиции, вне зависимости от целей его использования, его загрузки и целесообразности, включаются в тариф

Для совершенствования методики расчета и повышения эффективности необходимо применить методы и приемы, способствующие объективности и достоверности определения тарифа на передачу электроэнергии, для этого необходимо ввести ряд принципов.

Принцип достоверности отнесения затрат - подконтрольные расходы должны быть разделена на расходы, непосредственно связанные с эксплуатационной деятельностью и общехозяйственные расходы. В текущий момент отнесение затрат на регулируемые и нерегулируемые виды деятельности не имеет четкого регламента и не способствует достоверности отнесения затрат.

Принцип открытости расчетов - процесс установления тарифов должен стать открытым и подлежать обязательной ежегодной экспертизе независимым государственным органом. Результаты экспертизы должны быть открыты для потребителей и иных заинтересованных сторон. Источники финансирования независимой экспертизы должны быть максимально независимы от субъектов регулирования.

Принцип целесообразности инвестиционных вложений - при утверждении инвестиционной программы необходимо проведение профессиональной оценки необходимости, эффективности и целесообразности капитальных вложений как со стороны региональных органов власти, так и со стороны регулирующего органа.

М. А. Самохвалов

Принцип сокращения эксплуатационных расходов - расходы на содержание и обслуживание основных средств, участвующих в передаче электроэнергии, должны корректироваться на понижающийся коэффициент, который учитывает соотношение введенного (обновленного) и имеющегося оборудования.

Принцип сохранения и использования экономии от содержания сетей - необходимо выработать и утвердить методологические расчеты определения эффективности снижения текущих расходов. А именно закрепить необходимость использования полученной экономии, только если в дальнейшем это приведет к снижению тарифов для потребителей.

В соответствии с действующей методикой тарифообразования подконтрольные расходы ежегодно должны корректироваться на индекс эффективности подконтрольных расходов. Его диапазон закреплен законодательно и варьируется от 1 до 2,5%, но критерии определения указанного коэффициента нигде не указаны. Таким образом регулирующий орган без каких-либо оснований может увеличивать или уменьшать указанный индекс по своему усмотрению.

Также необходимо четко утвердить состав подконтрольных расходов и разделить на эксплуатационные расходы и общехозяйственные, и законодательно закрепить критерии определения и расчета величины снижения операционных расходов.

Еще одним методом способствующим объективному тарифообразованию на передачу электрической энергии является использования коэффициента обновленного оборудования, ведь построенное или модернизированное оборудование нуждается в меньшем объеме ремонта и технологического обслуживания, чем оборудование имеющее большой износ. Также для достоверности необходимо углубиться в сроки ввода новых основных средств. В существующей методике расчета тарифа затраты на обслуживание «новых» основных средств включаются в НВВ с начала года, в то время как по факту ввестись в эксплуатацию указанное имущество в конце года. Что в свою очередь завышает необходимую валовую выручку предприятия и увеличивает финансовую нагрузку на потребителей.

Таким образом тарифообразование подконтрольных расходов должно проходить в нескольких направлениях. Необходимо выделить 2 группы подконтрольных расходов: не операционные расходы (прочая деятельность) и операционные расходы, которые свою очередь делятся на операционные расходы на «старое оборудование» и операционные расходы на «новое» оборудование.

Рис. 1. Разделение подконтрольных расходов по их отношению к основному процессу деятельности

электросетевой организации

При расчете операционных расходов на «старое» оборудование необходимо использовать варьируемый коэффициент - существующий в текущей методике тарифообразования.

При расчете операционных расходов на «новое» оборудование необходимо использовать понижающий коэффициент. Понижающий коэффициент (коэффициент снижения затрат) должен рассчитываться в зависимости от объемов строительства и реконструкции основных

Пути совершенствования тарифоообразования на услуги по передаче и распределению электрической энергии

средств и интенсивности их обновления в общем объеме электросетевого имущества. Так как расходы на обслуживание нового оборудования значительно ниже. Указанный коэффициент должен корректировать расходы на текущий и капитальный ремонт в зависимости от интенсивности обновления основных фондов, участвующий в передаче электрической энергии, так как усиленное обновление оборудования сокращает эксплуатационные расходы на содержание и обслуживание электрических сетей.

На сегодняшний момент весьма актуальным вопросом остается эффективность тарифного регулирования в сфере передачи электрической энергии, таким образом применение указанных принципов и внесение изменений в методику тарифообразования должно положительным образом сказаться на энергетической эффективности и энергетической безопасности России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] //Федеральные законы и кодексы Российской Федерации - Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/

2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» N 1172 г. от 27 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] //Федеральные законы и кодексы Российской Федерации - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112537/

3. Постановление Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» № 1178 от 29 декабря 2011 г. [Электронный ресурс] // Федеральные законы и кодексы Российской Федерации - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125116/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.