Научная статья на тему 'Пути совершенствования содержания профессионально направленной коммуникативной подготовки студентов'

Пути совершенствования содержания профессионально направленной коммуникативной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / CONTENT / COMMUNICATIVE TRAINING / IMPROVEMENT / EFFICIENT SPECIALIST / COMMUNICATIVE COMPETENCE / MODELING / ADVANCED COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремцева Т. Н.

Рассматриваются направления совершенствования содержания профессионально направленной коммуникативной подготовки студентов: создание модели специалиста с набором профессиональных и коммуникативных компетенций; переподготовка преподавателей для ведения профессиональной подготовки; отбор и создание учебных пособий нового поколения; внедрение современных методик преподавания и системы контроля знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to improve the content of profession oriented communicative training of students

The article deals with the ways to improve the content of profession oriented communicative training of students. They are to create a model of a specialist with a range of professional and communicative competence; advanced course for professors; selection of new textbooks; introduction of new methods of teaching and system of students' knowledge evaluation.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования содержания профессионально направленной коммуникативной подготовки студентов»

Все сферы жизни должны основываться не только на полученных знаниях, а на достоинствах, способностях, качествах человека, впитавшего достижения и исторический опыт мировой и национальной культуры, стремящегося к самосовершенствованию, самопознанию, саморазвитию. Поэтому все обучение должно быть ориентировано на эти качества. Ведь формирование культурной личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социальноустойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять свою стратегию в меняющихся обстоятельствах

жизни, способной постоянно постигать культуру, творить ее и распространять ее на других — такова цель и критерии успешности современного образования и воспитания, а это значит развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу.

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. — М.,

1982.

2. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.

3. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. — М.: Просвещение, 1995. — С. 15.

УДК 378:331.5

Т.Н. Ефремцева, канд. пед. наук, доцент

НОУ ВПО «Российская международная академия туризма»

пути совершенствования содержания профессионально направленной коммуникативной подготовки студентов

Современная перестройка всей системы высшего профессионального образования применительно к быстро меняющемуся миру в условиях глобализации обусловлена рядом причин: социальноэкономическими изменениями, происходящими в стране; постоянным развитием науки и инновационных технологий; новыми требованиями к профессиональной компетенции будущих специалистов со стороны работодателей; жесткой конкуренцией среди специалистов на рынке труда; все более возрастающей информационной осведомленностью обучающихся.

Сегодня в стенах вуза формируется специалист, которому завтра придется соответствовать требованиям, предъявляемым к нему как руководством компании, так и отраслью индустрии, доказывать свою профессиональность в постоянно меняющемся мире бизнеса, по-настоящему «выживать» в условиях конкуренции. Поэтому выбор падает на специалиста, получившего качественное образование и обладающего умениями и навыками, необходимыми на производстве.

Квалифицированный менеджер организации должен обладать не только глубокими профессиональными знаниями и умениями, но и владеть, по крайней мере, одним иностранным языком в объеме, достаточном для осуществления коммуникации и ведения бизнеса с зарубежными партнерами и потребителями. В условиях глобализации экономики появилась необходимость специалистам для успешной деятельности владеть несколькими иностранными языками.

42

Совершенствование содержания профессионально направленной коммуникативной подготовки студентов должно проходить в следующих направлениях:

• создание модели специалиста для конкретной индустрии с набором профессиональных и коммуникативных компетенций;

• подготовка и переподготовка кадров преподавателей для ведения профессиональной подготовки;

• отбор и создание учебных пособий нового поколения;

• внедрение современных методик преподавания и системы контроля знаний студентов;

• использование новых информационных технологий [1].

Анализ рынка услуг конкретной отрасли индустрии, изучение профессиональных и коммуникативных компетенций специалиста и его конкурентоспособности поможет привести в соответствие структурную и содержательную составляющие программ профессионального обучения, чтобы сделать его современным и качественным.

На основании данных исследований возможно создать модель современного специалиста. Она должна представлять теоретические знания и практические профессиональные умения и навыки специалиста, а также коммуникативные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза.

Так, для создания модели современного профессионально подготовленного специалиста в области туризма необходимо консолидировать усилия

не только профессорско-преподавательского состава кафедр, руководства вуза, но и представителей туристического бизнеса.

Моделирование коммуникативных компетенций будущего специалиста туристской индустрии можно начать с проведения научных исследований преподавателями кафедры и студентами в различных сферах профессиональной деятельности. Следующий путь получения данных о том, какими навыками владения иностранным языком должен обладать тот или иной специалист в туризме, это посредством анкетирования слушателей курсов переподготовки кадров, которые организуются регулярно.

Также возможно наладить партнерские отношения между вузом и руководителями больших туристических компаний и предприятий гостеприимства с тем, чтобы получить социальный заказ на подготовку конкретных специалистов для бизнеса с определенным набором профессиональных компетенций, в том числе и языковых.

Следующий путь совершенствования содержания коммуникативной подготовки студентов вуза — это подготовка и переподготовка преподавателей для осуществления профессионального обучения студентов. Создав модель современного специалиста, хорошо бы иметь представление о современной «модели» преподавателя. Ведь не секрет, что подчас студент оказывается более информированным в каких-то вопросах, чем преподаватель. И вызвано это не только излишней «теоретизованностью» преподавателей и оторванностью от реального производства, но и узостью взглядов на преподаваемый предмет и нежеланием заниматься научными исследованиями в рамках дисциплины и межпредметных связей.

Современный вуз должен иметь перспективные направления научных исследований в профессиональной области и программу повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Большая работа должна проводиться кафедрами, которым необходимо: прогнозировать и правильно моделировать те языковые умения и навыки у студентов, которые им пригодятся на выходе из учебного заведения; проводить отбор содержания обучения иностранным языкам в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и реалиями рынка туристских услуг; обеспечивать требуемое качество образования по иностранным языкам в соответствии с растущими требованиями внешнего заказчика; привлекать перспективные педагогические кадры и осуществлять повышение квалификации преподавательского состава. На практике эти задачи пока решаются неравномерно и бессистемно.

Современные условия подготовки будущих специалистов туристского профиля по иностран-

ным языкам диктуют смещение акцентов первостепенно в сторону формирования умений говорения, понимания речи на слух, навыков делового письма, а затем уже чтения. Автор считает, что такие приоритеты приемлемы для всех выпускников неязыковых вузов, так как межкультурное общение сегодня выходит на первый план в любой сфере бизнеса.

Очень важно при отборе содержания обучения иностранным языкам правильно выбрать учебник или пособие для подготовки. Многолетний опыт работы в туристском вузе показывает, что студентам интереснее работать по современным учебным пособиям, сопровождаемым аудио- и видеоматериалами. Автор склоняется в пользу монолингвальных учебников, материал которых максимально приближен к аутентичному, в них присутствуют ситуации реального делового и профессионального общения, они содержат страноведческую информацию и с ними интересно работать. Следует отметить, что за последние годы появилось достаточно большое количество учебных пособий по английскому языку для бизнеса, но совсем недостаточно пособий для узких отраслей индустрии, в частности, для сферы туризма.

Специфика преподавания иностранного языка в туристском вузе предполагает, что некоторые общие темы одновременно являются профессиональными для будущих специалистов в туризме. Так, темы путешествия, регистрации в аэропорту, бронирования отеля и регистрации в нем, заказа еды в ресторане, страхования и другие вопросы рассматриваются с разных точек зрения — туриста и работника туристской сферы. Поэтому автор начинает с профессионального курса английского языка для туризма.

Он разработал модульные учебные программы с тем, чтобы присутствовала «прозрачность» того, чему и как следует обучать студентов, а также для возможности расширения учебного материала в зависимости от уровня знаний обучаемых [2].

Следующим блоком для изучения по английскому языку после туризма автор выбрал бизнес-курс, так как считает, что он необходим каждому менеджеру, независимо от будущей сферы деятельности. Очевидно, как нельзя студента «обрекать» только на General English (общий английский), так и нельзя «зажимать» его рамками профессионального английского. Ведь никто с полной уверенностью не может предсказать, в какой сфере бизнеса будет работать выпускник вуза в будущем.

Студенты старших курсов учатся анализировать деятельность компаний и развитие сфер бизнеса, знакомятся с принципами маркетинга, разрабатывают рекламные кампании, находят творческие решения для нестандартных производственных ситуаций и т. д.

Насущной необходимостью всех изменений в содержании обучения иностранным языкам в вузе

43

является специальная подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава кафедры в области расширения не только профессиональной компетенции, но и освоения информационных технологий. Проектные работы, компьютерные презентации, видео-конференции и работа с интерактивными программами должны стать обычными формами учебной деятельности в рамках профессиональной коммуникативной подготовки студентов [3].

Список литературы

1. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е.Н. Соловова. — М.: АСТ; Астрель, 2008. — 272 с.

2. Юцявичене, П.А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... д-ра пед. наук / П.А. Юцявичене. — Вильнюс, 1990. — 336 с.

3. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 316 с.

УДК 378:5

Н.В. Чечеткина, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет)»

структура курса «концепции современного естествознания»

С середины 1990-х гг. в предметную структуру ствознания» (далее КСЕ). Принятое решение по сути

естественно-научной подготовки включен но- можно квалифицировать как революционное, по-

вый учебный курс «Концепции современного есте- скольку новый курс введен вместо учебных пред-

метов, эмпирически сформировавшихся и в течение длительного времени неизменно сохранявшихся в системе профессионального образования. В предложенном вместо них курсе КСЕ, по мнению авторов программы этого курса для направлений: 521200 «Социология»; 521600 «Экономика»; 521700 «Архитектура»; 522200 «Статистика» (О.Н. Голубева, Н.А. Добротина, А.Д. Суханов), реализуется новый подход к формированию его содержания, иной подход к формированию естественно-научного мышления на основе трансдисциплинарных идей и важнейших естественнонаучных концепций [1].

Возможно, что предложенная инновация в предметной структуре содержания естественно-научной подготовки объективно обусловлена совершенствованием теории объекта изучения, а реализованный в ГОС подход к формированию курса КСЕ на трансдисциплинарной основе развивает теорию структуры содержания образования. Однако проведенный обзор публикаций по вопросу появления нового курса не позволяет сделать такой вывод. Анализ современной теории структуры содержания об-

Таблица 1

Структура курса КСЕ, представленная в примерной программе курса для направлений подготовки: 521200, 521600, 521700, 522200

Введение. Цивилизационная значимость естественно-научной культуры

Раздел I. Природа и естественнонаучное познание 1. Человек и природа 2. Трансдисциплинарные идеи в естествознании 3. Панорама современной естественно-научной картины мира (ЕНКМ)

Раздел II. Образ природы в классическом естествознании 1. Очерк становления классических фундаментальных концепций современного естествознания 2. Концепция моделирования объектов 3. Концепция контролируемого воздействия 4. Концепция целостности объекта 5. Концепция точного измерения 6. Концепция единства пространственновременных отношений в природе

Раздел III. Образ природы в неклассическом естествознании 1. Очерк становления неклассических фундаментальных концепций современного естествознания 2. Концепция моделирования состояний объекта 3. Концепция неконтролируемого воздействия и флуктуаций 4. Концепция целостности состояния 5. Концепция измерения в неклассическом естествознании

Раздел IV. Эволюционные представления в естественнонаучной картине мира 1. Концепция самоорганизации сложных природных систем 2. Эволюция на космологическом уровне 3. Эволюция на геологическом уровне 4. Эволюция на химическом и биологическом уровне

Заключение. На пути к целостной культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.