Научная статья на тему 'Пути совершенствования системы оплаты труда работников образования'

Пути совершенствования системы оплаты труда работников образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полежаев В. Д.

С помощью графоаналитических методов исследуется система оплаты труда работников образования на основе ЕТС, аргументируется необходимость её совершенствования. Приводятся конкретные рекомендации по установлению уровня оплаты труда и порядка его индексации в организациях бюджетной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of improving the system of teacher's salary accounting

In this article the system of teacher's salary accounting based on a single tariff rate system is investigated by means of graphic and analytical methods, we give reasons of necessity to improve it. There are specified concrete recommendations how to determine a level of payment and an order of its indexation in budgetary organizations.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования системы оплаты труда работников образования»

Библиографический список

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 23 /Под ред. Я.Б. Турчинс. — 2-е изд. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. — 908 с.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2006. — 860 с.

3. Черкасов Г.Н., Писарев А.С., Куцев А.И. Нормализация интенсивности труда и интенсификация производства. — Куйбышев: Кн.изд-во, 1986. — 224 с

4. Платов О.К. Резервы интенсификации процессов труда: теория, методология, практика. — Ярославль: Верх-Волж. кн. изд-во, 1989. — 158с.

УДК 37.014.542.24

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн человек. При этом основная часть работников занята в образовании. Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1,32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70 — 80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000 — 2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55 — 60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.

Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.

В настоящее время организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулируется на основе Единой тарифной

5. Костюков Н.И. Измерение интенсивности труда при совершенствовании его нормирования в пищевой промышленности. — М.: Экономика, 1985. — 223 с.

6. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 2001. — 204с.

7. Мельничук Д.А., И.И. Ибатуллин, А.В. Шостак. Уп-

равление качеством образования// Университетское управление: практика и анализ, Екатеринбург 2004, №3, 108 с. ___________________________

8. Бояркин Г.Н., Рязанцева И.Л. Качество образования в Омском государственном техническом университете: Ежегодный аналитический доклад Центра управления качеством учебного процесса. Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. - 104 с.

ЛИТВИНОВА Ольга Ивановна, заместитель начальника учебно-методического управления ОмГТУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 22.12.2006 г.

© Литвинова О.И.

В. Д. ПОЛЕЖАЕВ

Омский государственный технический университет

сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» и Федеральным законом «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и осуществляется в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл.1).

Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1 : 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

С помощью графоаналитических методов исследуется система оплаты труда работников образования на основе ЕТС, аргументируется необходимость её совершенствования. Приводятся конкретные рекомендации по установлению уровня оплаты труда и порядка его индексации в организациях бюджетной сферы.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

Тлбиф!

Тараф вне нпффщнпн ЕТС

Разряды оплаты труда Гарыфныг ы&зффицигнты Единой тарн фн он с гг кн. устано впгнны г ПраылгльстБом РФ

1992 г. 199? г. 2001 г. 2006 г.

1.00 100 1.00 100

Т 1.30 1 36 1.11 104

-| :.бэ :.5? 1.23 1.09

1.91 Г 1.36 1142

5 2 16 :.з: 1.51 1.263

5 244 2.00 1.67 1407

2.76 2.27 1.34 1 546

3 3.12 2.54 2.02 1699

9 153 2.91 2.22 1 366

' Л . и 3.99 3.27 2.44 2.047

1 1 4.51 3.63 2.63 2.242

' Ч 5.10 4.13 2.39 2.423

_ ч 5.76 4.73 3.^2 2.5:3

6.51 5.32 3.36 2.313

5 7.36 6.00 3.62 3.036

:б 8.^ 5.53 3.90 3.259

т У. и.' 4.20 3.51

:з 1007 3.23 4 50 4 50

Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных (табл. 1) показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.

Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?

Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992и 1999годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх (рис. 1).

Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого —шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. — тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. — тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. — тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5

руб. — тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб.

— тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. — тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. — тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. — тарифная ставка шестого разряда.

После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эташкалалишенанедостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы

у = 0.00511Ах2 + 0.0963519х +0

Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17 (рис. 2).

При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл. 2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.

Более продуманную политику в этом направлении ведет правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.

Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере. Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации. Применение системы оплаты труда на основе

Тп5л гащ 2

П|юцент повышения тарифных коэффнциентов ЕТС.’ в 2000 году

Разрзды 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Тар1фны? ноэф4мциенгы 1 1.04 1.09 1.142 1.268 1.407 1.546 1.699 1.866

Процои ЕОЕЫШШИЯ 37.50 28.83 21.85 15.46 15.46 15.85 15.53 15.65 15.57

Разрвды 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Тарифны? шэффнциенгы 2.047 2.242 2.423 2.618 2.813 3:036 3.259 3.51 4.5

ПрВДНП ЕОЕЫШШИЯ 15.35 15.03 15.28 15.38 15.12 15.32 14.90 14.91 37.50

ЕТС не позволяет в полной мере учитывать особенности и различия деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы.

Для достижения целей в совершенствовании системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения, расширения прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в выработке обоснованной политики по установлению уровня оплаты труда и порядка его индексации необходимо внесение принципиальных изменений в регулирование труда работников в организациях бюджетной сферы.

ЕТС не обеспечивала и не обеспечивает сейчас объективности в сфере исчисления заработной платы, хотя Правительство РФ неоднократно её видоизменяло. Диапазон коэффициентов ЕТС трижды менялся в сторону сокращения. Предпоследнее реформирование ЕТС с математической точки зрения является наиболее продуманным. Однако с экономической точки зрения нельзя считать оправданным то, что первый и последний разряды ЕТС стали отличаться только в 4,5 раза вместо 10 раз, как это было при введении ЕТС. Ныне действующая шкала ЕТС ещё более ограничила возможности дифференциации в окладах разных категорий работников и до предела сблизила уровни оплаты специалистов различной квалификации, т.е. привела к уравниловке и понижению стимулирования к повышению квалификации работающих с целью их аттестации на получение повышенного разряда ЕТС. Однако принципиальные недостатки ЕТС заложены не в самом принципе её построения, а в недостаточном количестве разрядов, низких тарифных коэффициентах и крайне низкой величине тарифной ставки первого разряда.

Если считать рост заработной платы работников организаций бюджетной сферы не по отношению к среднему росту цен, то есть к инфляции, а по отношению к росту прожиточного минимума, то картина будет выглядеть следующим образом. С 2001 года, когда зарплата повышалась, до октября 2003 года, когда она повышалась в следующий раз на 33 процента, прожиточный минимум вырос на 40 процентов. За период с октября 2003 года по декабрь 2004 года прожиточный минимум по оценкам Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ вырос не менее чем на 22 процента. Таким образом, получается, что после повышения на 20 процентов с 1 января 2005 года заработная плата работников организаций бюджетной сферы по отношению к прожиточному минимуму оказалась на 9 процентов меньше, чем была в декабре 2001 года.

Проблемы оплаты труда в бюджетной сфере должны решаться путем постепенного приближения тарифных ставок к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения согласованно по всем отраслям бюджетной сферы. Субъектам РФ и органам местного самоуправления следует перенимать опыт правительства г.Москвы и активнее использовать свое право производить дополнительное увеличение размеров тарифных ставок (окладов) для работников бюджетных организаций за счет средств соответствующих бюджетов исходя из сложившегося в регионе уровня жизни. Надо унифицировать базовые нормы оплаты труда в ЕТС и систему компенсационных выплат, разработать оптимальные соотношения тарифной и надтарифной частей и оплате труда работников бюджетных отраслей,

Т аблица 3

Изменение величины минимального размера оплаты труда и тарифной ставки первого разряда ЕТС

фта введения Минимальный размер оплаты труда (руб.)" Тарифная ставка первого разряда ЕТС

1 января 1996 г. 83,49 63,25

1 января 1999 г 110

1 января 2000 г. 132

1 января 2001 г. 200 132

1 июля 2001 г. 300

1 декабря 2001 г. 450

1 мая 2002 г. 450

1 октября 2003 г. 600 600

1 января 2005 г 720 720

1 сентября 2005 г. 800

1 мая 2006 г. 11Ш 1100

1 октября 2006 г. 1221

2.^'

ИППЩни £ТС ию I. М М ПЬал ЕТС и» г. ——— ПЬси! ЕГС 2*11 I.

1Т С г.

Рис. 1. Зависимость между разрядами ЕТС и тарифными коэффициентами

Рис. 2. Процент повышения тарифных коэффициентов ЕТС в 2006 году

установить оптимальные соотношения в оплате труда работников бюджетной и внебюджетной сфер, уточнить параметры ЕТС (количество разрядов, размеры тарифных коэффициентов, дифференциацию ставок и окладов).

Другой важнейшей проблемой организации оплаты труда на основе ЕТС является совершенствование действующего законодательства о труде. Разработку правовых основ государственного регулирования оп-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

латы труда работников бюджетной сферы целесообразно проводить в следующих направлениях:

- разграничение прав центра и субъектов РФ, уточнение прав самих учреждений и организаций бюджетной сферы в части оплаты труда, определения ее структуры, а также штатного расписания;

- тарифное регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС;

- организация оплаты труда работников бюджетной сферы в части компенсационных (обязательных) и стимулирующих выплат;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- установление гарантий в части оплаты труда работников бюджетной сферы;

- формирование средств на оплату труда бюджетных учреждений и организаций.

Тарифные ставки (оклады), утвержденные на основе ЕТС, должны стать гарантией минимальных уровней оплаты труда на всей территории Российской Федерации для конкретных профессионально квалифицированных групп работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, при соблюдении работниками согласно трудовому законодательству продолжительности рабочего времени и при выполне-

нии ими трудовых обязанностей (норм труда). Вопрос повышения заработной платы работников бюджетной сферы может быть решён и при действующей ЕТС. Так, при условии приближения ставки I разряда к прожиточному минимуму, что предусмотрено Трудовым кодексом РФ, возможна дифференциация размеров тарифных ставок даже в рамках одного разряда ЕТС.

Вместе с тем отказ от ЕТС сам по себе не сможет изменить уровень материального обеспечения работников бюджетной сферы без одновременного увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых на заработную плату. Естественным развитием системы оплаты труда с помощью ЕТС должен стать переход к Отраслевым системам оплаты труда. Это очень серьезный шаг, и он должен быть детально продуман, потому что позволит более полно учесть значительную специфику, имеющуюся в отраслях бюджетной сферы, а в системе образования станет реальным стимулом повышения качеств обрдзовд-ния.

ПОЛЕЖАЕВ Виктор Дмитриевич, к.т.н., декан, доцент каф. довузовской подготовки.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.12.2006 г.

© Полежаев В.Д.

удк 331.108.2 д. Ю. КОНЬШУНОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ДИНАМИЧНОСТИ СРЕДЫ________________________________

Оценка динамичности среды управления персоналом является одним из важнейших компонентов стратегического управления персоналом. Степень динамичности может быть высокой, средней или низкой, это зависит от скорости и степени изменения факторов среды. Степень динамичности среды влияет на характеристики стратегического управления персоналом, а также предопределяет его тип.

Стратегическое управление персоналом представляет собой вид управленческой деятельности, предполагающий гибкое регулирование и своевременное изменение в деятельности по управлению персоналом в зависимости от динамичности среды управления персоналом. В свою очередь динамичность среды управления персоналом определяется скоростью и степенью изменения основных воздействующих на управление персоналом факторов.

С точки зрения стратегического подхода, каждая организация уникальна, а значит, процесс реализации стратегического управления персоналом тоже уникален, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, производимых товаров, состояния экономики, культурной среды и других факто-р о в

В то же время существует ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых общих тенденциях в стратегическом управлении персоналом, проявляющихся при усилении степени динамичности среды.

Нами эмпирически выявлены и теоретически обобщены зависимости, отражающие характер и направленность изменений стратегического управления персоналом в соответствии со степенью динамичности среды. Их правомочность подтверждается проведенными практическими исследованиями состояния и особенностей стратегического управления персоналом в организациях г.Омска. К числу данных зависимостей относятся следующие.

Во-первых, степень динамичности среды определяет характер управленческого воздействия на систему управления персоналом. Чем выше степень ди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.