ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГРАФИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ 1ЕСТНИК * 2 <*» 2010
В. В. ОФИЦЕРОВ
Омский государственный технический университет
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-МЕХАНИКОВ ДЛЯ ПОЛИГРАФИИ________________________________________
Эффективность работы специалистов службы главного механика зависит не только от знаний устройства машин и механизмов, выполняющих технологические операции, но и от понимания сущности технологического процесса.
Ключевые слова: оборудование, технологические материалы, технологический процесс.
-
УДК 331.108: 378
Подготовка инженеров-механиков для полиграфической промышленности осуществляется с 1967 года. Истории формирования преподавательского состава кафедры «Полиграфические машины» тесно связана с достижениями Омского политехнического института, затем Омского государственного технического университета. Находясь в составе полиграфического факультета, руководство кафедры (к.т.н. С. С. Селезнев, С. Я. Эпштейн, Г. Д. Ягодин, д.т.н. Е. А. Воронов) постоянно уделяли большое внимание росту научно-педагогического потенциала преподавателей кафедры. Защитили кандидатские диссер-тации выпускники кафедры Ю.А. Иванов, А-А. Якубович, В.И. Бобров, С.Н. Лигу нов. Подтверждая высокий потенциал своей научной и творческой подготовки, защитили докторские диссертации В. И. Бобров и С. Н. Литунов.
Выпускники кафедры «Полифафические машины» после распределения работали и продолжают работать на многих полиграфических предприятиях бывшего Советского Союза. Стандарт подготовки специалистов этого профиля вполне удовлетворяли потребности и запросы полиграфических предприятий 1960 - 1980 гг. прошлого столетия. Основным структурным подразделением, в котором выпускники кафедры «Полиграфические машины» находили применение своим профессиональным знаниям, был отдел главного механика. В структуру отдела главного механика входили: главный энергетик, инженер-сантехник, инженер по оборудованию, инженер-конструктор, начальник ремонтно-механического цеха. Согласно общим принципам построения структурной схемы управления предприятием, в штат цехов могут входить инженеры-механики, подчиняющиеся начальникам цехов, а но вопросам ремонта и эксплуатации оборудования - главному механику [1|.
Основной задачей отдела главного механика является обеспечение бесперебойной работы всего оборудования, энергетических установок, связи сигнализации, транспортных средств, контроль их правильной технической эксплуатации, проведение всех видов планово-предупредительного ремонта, модернизация действующего, монтаж нового и демонтаж устаревшего оборудования [2].
До 90-х г. прошлого столетия выпускники, как правило, направлялись на полиграфические предприятия областного или федерального подчинения. Предприятия этого уровня располагали развитой цеховой структурой, и штатное расписание таких предприятий включало достаточно большое количество высококвалифицированного инженерно-
технического персонала как со стороны службы главного технолога, так и службы главного механика. К шероховатостям в вопросах согласования технологических проблем со службами главного механика технологи относились зачастую терпимо, не разжигая страстей, т.к. проблема наполнения штата службы главного технолога практически отсутствовала, а квалификация инженерного технологического персонала была достаточно высокой.
Конфликтные ситуации обычно возникали при наладке и сдаче оборудования в эксплуатацию после ремонтов, технических осмотров, а также зачастую в самой рядовой рабочей обстановке, когда оборудование «капризничает». Мастера и инженеры-технологи в случае сбоя ритма работы технологического оборудования из-за остановок и простоя по причинам выпуска дефектных полуфабрикатов или продукции, следуя по пути наименьших интеллектуальных затрат, зачастую, предъявляют претензии к наладчикам или механикам цеха, считая главной причиной нарушения технологического процесса технические причины. В этой ситуации механики (особенно молодые выпускники), выполняя свои прямые должностные обязанности, стремились наладить работу оборудования путем перенастроек, регулировок. Вместе с тем опыт работы показывает, что не всегда в этих простоях виноваты механизмы. Потерянное время на простои из-за наладки оборудования мастера цехов (или другие уполномоченные технологические службы) вменяют в вину механикам, требуя подписания актов на простои по их вине. Механики, если они не понимают сущности технологического процесса, потеряв время на непродуктивную работу, продержав оборудование на простое, вынуждены брать вину за простои на себя. При зрелом же анализе ситуации часго оказывается, что причиной сбоев в работе работ технологического оборудования является либо неудовлетворительная подготовка технологических материалов, либо несоблюдение технологических режимов процесса и др. технологические факторы.
Таким образом, конфликтная ситуация налицо — потеряно время и деньги из-за иусгой работы, потраченной на бесполезные переналадки. Практика работы служб главного механика и главного технолога на большинстве предприятий показала, что пути повышения эффективности работы технологического оборудования зависят от взаимопонимания и компетентности, как механиков, так и технологов.
После перехода полшрафических предприятий на новые принципы построения в 90-х годах прошлого
столетия произошло разукрупнение больших типографий и создание большого количества мелких частных типографий. Штаты инженерно-технического персонала в мелких типографиях существенно сократились, да и структура штатного расписания тоже изменилась. Вследствие уменьшения количества инженерно-технического персонала к работникам стали предъявлять требования универсализации, т.е., например, в сферу ответственности мастера печатного цеха включаются и формные, и отделочные участки, и т.п. Разноплановость работ инженера-механика вызвала жизненную необходимость понимания сущности технологии по всей цепочке производственных процессов, без чего стало трудно обеспечивать бесперебойную работу технологического оборудования.
Учитывая проблемы, возникающие у инженеров-механиков из-за недостаточного понимания технологической составляющей производственного процесса, на кафедре «Оборудование и технология полиграфического производства» ввели в учебные программы (в рамках утвержденных образовательных программ) разделы, которые призваны устранить такие недостатки в подготовки специалистов инженеров-механиков. Начиная с первого курса, студенты специальности 150407 «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы» изучают дисциплины, раскрывающие сущность технологических процессов допечатиого, печатного и брошюровочно-переплетного производств. Например, при изучении учебной дисциплины «Оборудование и технология печати» наряду с изучением основного и вспомогательного технологического оборудования рассматриваются вопросы влияния свойств бумаги, краски, других вспомогательных материалов на протекание печатного процесса.
Рассказывая об исторических аспектах зарождения тех или иных технологий, развития и внедрения новых видов оборудования, опытные преподаватели кафедры стремятся раскрыть сущность явлений, происходящих при выполнении технологических операций.
К сожалению, при формировании последних образовательных стандартов как по специальности 261202 «Технология полиграфического производства» так и по специальности 150407 «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы», было допущено неоправданное и несвоевременное, на наш взгляд, изъятие из федерального компонента ряда учебных дисциплин.
Так, например, предполагая скорую замену технологии «Компьютер — фотоформа» на «Компьютер - печатная форма», была упразднена дисциплина «Теория фотопроцессов». Как показала действительность, по состоянию на 2010 г., большинство полиграфических предприятий продолжают использовать технологический процесс, основанный на изготовлении фотоформ. В результате, не понимая теоретических основ фотографического процесса, любой сбой при изготовлении негатива или диапозитива, отвечающих установленным параметрам, технологи склонны относить к неудовлетворительной работе механизмов процессора. С другой стороны, сложившаяся рыночная ситуация, при которой проявители для обработки фотопленки на предприятии не изготавливают, а покупают, привела к тому, что даже технологи (а тем более механики), не изучавшие знаний в области теории фотопроцессов, не понимают, что вызвало отклонение от установленных параметров оптических плотностей. При неполадках в работе процессора в первую оче-
редь вызывают механиков, хотя их причиной могут быть и истощение проявителя, и нарушение температурного режима и т.п.
Аналогичная си гуация может сложиться и на печатном участке, когда из-за неудовлетворительной подго товки бумаги (недостаточная акклиматизация, неточная подрезка и т.п.), происходят непредвиденные остановки печатной машины. Печатник для восстановления работоспособности печатной машины вызывает наладчика участка и для регулировок, переналадок. Наладчик или механик цеха, не понимающий, например, сущности влияния акклиматизации бумаги на процесс печати, может потратить впустую время на регулировки и не добиться результата. Таких примеров можно привести достаточно много.
Проанализировав ситуации, которые могут складываться в работе специалистов службы главного механика в условиях полиграфического предприятия, на кафедре «Оборудование и технология полиграфического производства» было принято решение: при разработке рабочих программ по целому ряду учебных дисциплин кафедры для специальности 150407 «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы » уделить больше внимание изучению технологических аспектов. Молодые специалисты, получившие диплом инженера-механи-ка. должны разбираться не только в «механических проблемах», но и понимать сущность технологии полиграфического производства.
Кроме трудностей, связанных с недостаточными знаниями в технологии процессов, выпускники специальности 150407 «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы» сталкиваются в своей практической деятельности в типографиях с проблемами из-за отсутствия знаний в области менеджмента вообще и в области менеджмента ка-чёства в частности. С 2009 года в учебные программы специальности 150400.68 «Технологические машины и оборудование (магистр техники и технологии, очная форма обучения)», но программе 150425.68 — «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы» включены такие дисциплины, как «Менеджмент качества в полиграфической промышленности», «Проектирование и расчет полиграфического производства» и ряд других.
Изучение таких дисциплин позволит молодому выпускнику, получившему диплом гхо специальности «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы», быстрее включиться в ритм производственной деятельности любого полиграфического предприятия и в полной мере проявить свои творческие способности.
Библиографический список
(.Должностные характеристики руководящих, инжеие-рцо-техинчоских работником и служащих : инструкция / иод ред. Б. М. Кузнецова. — Омск:Омская правда, 1986 - 368с.
2. Организация и планирование полиграфического поизводства/ под ред. Н.Ф.Чванова. — М.: Книга, 1970. — 592 с.
ОФИЦЕРОВ Владимир Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Оборудование и технология полиграфического производства».
Адреслдя переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.01.2010 г.
® В. В. Офицеров
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (90) 2010 ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. ПОЛИГТАФИ1