Научная статья на тему 'Пути совершенствования правового обеспечения специальных операций'

Пути совершенствования правового обеспечения специальных операций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ / PRINCIPLE OF LEGALITY / СТЕПЕНЬ РИСКА / DEGREE OF RISK / СНИЖЕНИЕ УГРОЗЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ / THE REDUCTION OF THE CID-THREAT OF LIFE AND HEALTH / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / THE UNCERTAINTY OF REQUIREMENTS IN LEGISLATION / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PERSONAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казинский Николай Егорович, Вострокнутов Александр Леонидович

В статье указывается на несовершенство существующего российского законодательства в области правовой защищенности сотрудников правоохранительных органов при проведении специальных операций. В частности, анализ порядка и правил применения оружия в соответствии с Федеральным законом «О полиции» показывает, что его содержание не обеспечивает требуемую психологическую поддержку сотрудникам в экстремальных условиях при принятии решения о применении оружия. Любое сомнение в содержании закона понижает психологическую устойчивость сотрудника и, тем самым, повышает шансы преступников. Например, как определить границу между посягательством опасным и не опасным для жизни и здоровья? Каков критерий, определяющий попытку завладения оружием? Как определить степень риска при применении оружия и каким образом данный риск оправдывается? Как определить границу в действиях между признаками тяжкого преступления или не тяжкого преступления? Как доказать, что нельзя было задержать преступника без применения оружия? В рамках данной публикации обозначены пути совершенствования правового обеспечения специальных операций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казинский Николай Егорович, Вострокнутов Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of improvement of legal support of special operations

The article points to the imperfection of the existing Russian legislation in the field of legal protection of cooperation involving law enforcement agencies in conducting special operations. In particular, the analysis of the procedure and rules of use of weapons in accordance with Federal law № 3 «On police» indicates that its content does not provide the required psychological support to employees in extreme circumstances when deciding on the use of weapons. Any doubt in the content of the law reduces the psychological stability of the employee and, thereby, increases the chances of criminals. For example: how to determine the boundary between the encroachment of dangerous and not dangerous to life and health? What is the criterion that defines the attempt to seize weapons? How to determine the degree of risk in the use of weapons, and how this risk is justified? How to define the border between the first signs of a serious offence or serious offences? How to prove that it was impossible to detain the criminal without using a weapon? In this publication, it identified ways to improve legal support of special operations.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования правового обеспечения специальных операций»

УДК 343

Пути совершенствования правового обеспечения специальных операций

Казинский Николай Егорович, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного университета путей сообщения Федерального агентства железнодорожного транспорта России, кандидат военных наук, профессор e-mail: al_vostroknutov@mail.ru

Вострокнутов Александр Леонидович, профессор кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник

e-mail: al_vostroknutov@mail.ru

В статье указывается на несовершенство существующего российского законодательства в области правовой защищенности сотрудников правоохранительных органов при проведении специальных операций. В частности, анализ порядка и правил применения оружия в соответствии с Федеральным законом «О полиции» показывает, что его содержание не обеспечивает требуемую психологическую поддержку сотрудникам в экстремальных условиях при принятии решения о применении оружия. Любое сомнение в содержании закона понижает психологическую устойчивость сотрудника и, тем самым, повышает шансы преступников. Например, как определить границу между посягательством опасным и не опасным для жизни и здоровья? Каков критерий, определяющий попытку завладения оружием? Как определить степень риска при применении оружия и каким образом данный риск оправдывается? Как определить границу в действиях между признаками тяжкого преступления или не тяжкого преступления? Как доказать, что нельзя было задержать преступника без применения оружия? В рамках данной публикации обозначены пути совершенствования правового обеспечения специальных операций.

Ключевые слова: принцип законности; степень риска; снижение угрозы жизни и здоровью; неопределенность требований в законодательстве; личная безопасность.

Ways of improvement of legal support of special operations

Kazinsky NicholaY Egorovich,

Рrofessor of the Department of Criminal law, Criminal process and Criminalistics of the Moscow state University of railway engineering Federal Agency of railway transport of Russia, candidate of military Sciences, Professor

Vostroknutov Alexander Leonidovich,

Professor of the Department of Internal Affairs bodies

in specific conditions ESC SP of the Kikot Moscow University

of the Ministry of the Interior of Russia,

Candidate of technical sciences, senior researcher

The article points to the imperfection of the existing Russian legislation in the field of legal protection of cooperation involving law enforcement agencies in conducting special operations. In particular, the analysis of the procedure and rules of use of weapons in accordance with Federal law № 3 «On police» indicates that its content does not provide the required psychological support to employees in extreme circumstances when deciding on the use of weapons. Any doubt in the content of the law reduces the psychological stability of the employee and, thereby, increases the chances of criminals. For example: how to determine the boundary between the encroachment of dangerous and not dangerous to life and health? What is the criterion that defines the attempt to seize weapons? How to determine the degree of risk in the use of weapons, and how this risk is justified? How to define the border between the first signs of a serious offence or

serious offences? How to prove that it was impossible to detain the criminal without using a weapon? In this publication, it identified ways to improve legal support of special operations.

Key words: principle of legality; the degree of risk; the reduction of the CID-threat of life and health; the uncertainty of requirements in legislation; personal safety.

На сегодняшний день преступность является сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество и государство. В нашей стране масштабы и темпы ее роста сделали данное общественное явление одним из основных препятствий на пути проведения реформ, порождающим у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающим доверие к органам государственной власти и управления, проводимой государством политике. С другой стороны, криминальный мир, имея огромные доходы в сфере теневой экономики, имеет возможность противостоять государству и его правоохранительным органам. Близость многих регионов России к очагам вооруженных конфликтов в Закавказье, Северной Осетии, Ингушетии, Чечне не могла не сказаться на напряженной оперативной обстановке. Возросло общее число преступлений и в первую очередь» насильственных: умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, грабежей и разбоев. Многие из них совершены с применением оружия. Участились случаи заказных убийств, захвата заложников, пыток и издевательств в отношении потерпевших, налетов вооруженных преступных групп на граждан, предприятия и магазины. Иметь «крышу» и платить рэкету стало чуть ли не узаконенным явлением. Этому во многом способствует нелегальный рынок огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических и психотропных веществ, боевой техники, а также их доступность. Все чаще сотрудникам правоохранительных органов приходится преодолевать активное вооруженное сопротивление преступных элементов. Из этого следует, что преступные группировки сегодня хорошо организованы, вооружены и сведены в формирования, которые можно отнести к бандам или незаконным вооруженным формированиям. А пресечение действий любой из таких организаций приобретает характер боя, в котором не всегда можно законными действиями одержать победу. Этот фактор, наряду с другими, становится одним из главных в определении направлений подготовки органов внутренних дел в России.

Однако принцип законности при проведении специальных операций остается, как и жесткие требования по его соблюдению. В то же время преступники себя этими обязательствами не ограничивают и тем самым имеют преимущество перед сотрудниками в реализации своих планов. Уголовный кодекс 1996 г., введенный с 1 января 1997 г., (с изменениями от 8 декабря 2003 г.) наиболее соответствует реальным потребностям борьбы с организованной преступностью. В частности, гл. 7 «Соучастие в преступлении» значительно расширяет регламентацию института соучастия в преступлении. В ней уточнено общее понятие соучастия, расширено и классифицировано исполнительство и соисполнитель-ство, введена новая форма соучастия как преступное сообщество (преступная организация), сформулирова-

ны правила квалификации соучастия, включена норма об эксцессе исполнителя. Способствуют борьбе с организованной преступностью по УК РФ и такие составы преступлений, как ст. 205-212, 222-226. Однако все эти составы преступлений касаются вынесения наказания преступникам после их задержания. Но отсутствуют нормативные акты, регламентирующие право сотрудников использовать все имеющиеся средства и способы для пресечения преступления и предупреждения развития негативных последствий данного преступления, а также ужесточение ответственности преступников за применение особенно жестких методов при оказании сопротивления в ходе задержания.

Кроме того, анализ порядка и правил применения оружия в соответствии с Ф3-№3 «О полиции» показывает, что его содержание не обеспечивает требуемую психологическую поддержку сотрудникам в экстремальных условиях при принятии решения о применении оружия. Любое сомнение в содержании закона понижает психологическую устойчивость сотрудника и, тем самым, повышает шансы преступников. Рассмотрим более подробно ст. 23 «Применение огнестрельного оружия»:

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

Как определить границу между посягательством опасным и не опасным для жизни и здоровья? Опыт показывает, что решение сотрудника не всегда совпадает с решением прокурора. Поэтому сотрудник просто не захочет реагировать на преступника.

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

Каков критерий, определяющий попытку завладения оружием?

3) для освобождения заложников;

Как определить степень риска при применении оружия, и каким образом данный риск оправдывается?

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

Как определить границу в действиях между признаками тяжкого преступления или не тяжкого преступления?

Как доказать, что нельзя было задержать преступника без применения оружия?

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Откуда известно, что подозреваемый является таковым, а не просто на него похожим?

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в п. 5 и 6 ч. 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

Каков критерий, определяющий, что скрывающееся на автомобиле лицо создавало угрозу жизни и здоровью граждан?

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

Где критерий, определяющий, что животное угрожало жизни и здоровью граждан и сотруднику полиции?

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным ст. 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных п. 3,4,7 и 8 ч. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопро-

тивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Как определить, что именно эта женщина слабее мужчины, а нападение толпы агрессивных подростков угрожает жизни и здоровью?

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Поэтому актуальной проблемой как в прошлом, так и в настоящее время является задача снижения угрозы жизни и здоровью сотрудников при выполнении своих служебных обязанностей. Появляется необходимость обеспечить их личную безопасность, в т. ч. в правовом поле, а неопределенность требований в законодательстве при принятии решений в экстремальных ситуациях снижает их морально-психологическую устойчивость. В полной мере эта угроза просматривается при проведении специальных операций. Обеспечение безопасности является необходимым условием эффективного достижения целей специальной операции. Оно предполагает организацию и осуществление комплекса мер по правомерному, рациональному и тактически грамотному применению определенной совокупности приемов и технических средств, предназначенных для защиты жизни и здоровья сотрудников ОВД от факторов (воздействий), угрожающих их физическому и психическому благополучию. Арсенал этих мер достаточно разнообразен и включает следующее: совокупность способов пассивного психологического воздействия на преступников; применение специальных технических средств пассивной физической защиты; применение приемов рукопашного боя и самообороны; применение специальных технических средств активного физического воздействия на преступника; применение специальных технических средств активного психического воздействия; применение специальных химических средств раздражающего действия; применение огнестрельного оружия; использование индивидуальных и коллективных средств радиационного и химического контроля и разведки; использование средств индивидуальной медицинской защиты; тыловое, материально-техническое и медицинское обеспечение; взаимодействие с управлением; уровень профессионально-прикладной, тактико-специальной подготовки самих сотрудников. Поэтому сотрудники органов внутренних дел при сохранении такой тенденции развития преступности обязаны знать, уметь организовать и провести все вышеперечисленные мероприятия.

Выбор оптимальной совокупности мер обеспечения безопасности производится на этапе подготовки специальной операции. Ответственность за надлежащее применение мер обеспечения безопасности личного состава возлагается на руководителей операции и начальников (командиров подразделений ОВД, привлекаемых к ее проведению). Успех такого рода деятельности во многом зависит от уровня индивидуальной боевой подготовки, которую необходимо совершенствовать постоянно.

Индивидуальная подготовка позволяет выжить сотруднику в самых разнообразных опасных ситуациях. Рассматривая виды специальной подготовки, можно выделить значение каждой из них в обеспечении успеха.

К основным видам индивидуальной подготовки относятся:

1) тактическая;

2) физическая;

3) морально-психологическая;

4) техническая и огневая.

Для увеличения безопасности сотрудников и повышения их морально-психологической подготовки необходимо изменить законодательство. Назрела настоятельная необходимость в разработке целостной концепции психологического обеспечения деятельности сотрудника ОВД с учетом накопленных за последние годы знаний и опыта, которая связала бы единый механизм все еще разрозненных «звеньев» законодательства, психологического отбора, психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях, психологической поддержки в процессе деятельности и последующей реабилитации после участия в чрезвычайных обстоятельствах. Особое внимание при подготовке занятий целесообразно уделять формированию практических знаний обучаемых, которые конкретное законодательство помогало бы получать, а не вызывало очередное сомнение. Максимальное напряжение нравственных, умственных и физических сил - вот типичное состояние сотрудника при проведении специальных операций. Чем больше знает и умеет каждый сотрудник и чем больше он защищен в правовом отношении, тем больше шансов выполнить поставленную задачу. Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня и наши суровые будни убедительно подтверждают сказанное.

Список литературы

1. Защита населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций. Основы топографии: учеб. для бакалавров / А. Л. Вострокнутов, В. Н. Супрун, Г. В. Шевченко; под общ. ред. А. Л. Вострокнутова. - М.: Юрайт, 2014.

2. Основные понятия и термины по тактико-специальной подготовке в органах внутренних дел: учеб. пособие (словарь) / под ред. Н. Е. Казинского. - М.: МосУ МВД России, 2014.

3. Вострокнутов А. Л. Тактико-специальная подготовка: учеб.: в 2 ч. / А. Л. Вострокнутов. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - Ч. 1.

4. Жиляков П. А. Виды и тактика действий служебных нарядов при чрезвычайных обстоятельствах: фондовая лекция / П. А. Жиляков. - М.: МосУ МВД России, 2013.

5. Горовой В. В. Некоторые проблемы категорирова-ния важных объектов от криминально-террористических угроз / В. В. Горовой // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2013. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.