Научная статья на тему 'Пути совершенствования последипломного образования врачей-стоматологов'

Пути совершенствования последипломного образования врачей-стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / ОБЩЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / GENERAL IMPROVEMENT / ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ / DENTIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стефанцов Н.М., Молоканов Н.Я., Шашмурина В.Р., Федосеев А.В., Купреева И.В.

Оценка запросов потребителей является весомым механизмом повышения качества обучения врачей-стоматологов. По их мнению, совершенствование занятий на циклах повышения квалификации может быть основано на увеличении количества практических занятий, мастер-классов, знакомства с методическими разработками, отражающими вопросы диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стефанцов Н.М., Молоканов Н.Я., Шашмурина В.Р., Федосеев А.В., Купреева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF IMPROVEMENT DENTIST’S EDUCATION

Evaluation of queries is very important in improvement in quality dentist’s education. For their opinion improvement of studies at the cycles of improvement of qualification can be based on increasing in number of practical studies, master-classes, acquaintance with methodological development, that show the questions of diagnostics and treatment of dental diseases.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования последипломного образования врачей-стоматологов»

УДК 616.31:614.252.1

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

© Стефанцов Н.М., Молоканов Н.Я., Шашмурина В.Р., Федосеев А.В., Купреева И.В., Девликанова Л.И.

Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме: Оценка запросов потребителей является весомым механизмом повышения качества обучения врачей-стоматологов. По их мнению, совершенствование занятий на циклах повышения квалификации может быть основано на увеличении количества практических занятий, мастер-классов, знакомства с методическими разработками, отражающими вопросы диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

Ключевые слова: анкетирование, общее усовершенствование, врач-стоматолог

THE WAYS OF IMPROVEMENT DENTIST'S EDUCATION

Stefantsow N.M., Molokanov N.Y., Shashmurina V.R., Fedoseyev A.V., Kupreyeva I.V., Devlikanova L.I.

Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Summary: Evaluation of queries is very important in improvement in quality dentist's education. For their opinion improvement of studies at the cycles of improvement of qualification can be based on increasing in number of practical studies, master-classes, acquaintance with methodological development, that show the questions of diagnostics and treatment of dental diseases.

Key words: questionnaire, general improvement, dentist

Введение

Изменения, происходящие в обществе и здравоохранении России, обострили многие проблемы стоматологического образования. Медицинские вузы, с одной стороны, должны подчиняться государственной политике в области образования, с другой стороны, их деятельность направлена на выполнение запросов системы здравоохранения. В этом их специфика и основное отличие от других высших учебных заведений.

Врачи, проходящие последипломное стоматологическое обучение, предъявляют новые требования к содержанию и качеству образовательных услуг, удовлетворению потребностей освоения новых технологий диагностики и лечения стоматологических заболеваний. Привычные стереотипы учебного процесса уже не соответствуют современному уровню развития стоматологии. В публикациях последних лет констатируется, что система последипломного образования врачей не обеспечивает уровень подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями и нуждается в коренном реформировании [1, 3]. Предполагается, что это реформирование должно проводиться в соответствии с положениями Болонской декларации [2]. К сожалению, использование этих положений в отечественном последипломном образовании врачей-стоматологов по ряду объективных и субъективных причин задерживается. Можно сказать, что пока речь идет о твердых намерениях их применения. До сего времени не разработаны стандарты последипломной подготовки врачей. Последипломное обучение врачей стоматологов проводится по ранее утвержденным программам и учебным планам (циклы 72 и 144 ч.).

Поэтому, мы посчитали целесообразным изучить мнение слушателей о содержании обучения на нашей кафедре в рамках существующих планов проведения сертификационных циклов, на которых врачи должны проходить повышение квалификации каждые 5 лет.

Целью нашего исследования явилось определение соответствия качества учебного процесса на циклах общего усовершенствования (ОУ) запросам врачей-стоматологов, выявление наиболее значимых для них форм и методов обучения с последующим внесением изменений в методику лекций и практических занятий.

Методика

Для сбора информации нами была разработана и утверждена на совещании сотрудников кафедры анкета. Слушателям предлагалось выбрать один или несколько вариантов ответа на вопросы анкеты, либо вписать свое мнение. Поэтому количество ответов на некоторые вопросы оказалось больше числа опрошенных. Было проведено анонимное анкетирование 37 слушателей циклов ОУ. К сожалению, в нескольких анкетах отдельные вопросы остались без ответов.

Результаты исследования и их обсуждение

Из общего числа слушателей 11% работали в частных клиниках, а 89% - в государственных стоматологических учреждениях. Стаж работы слушателей колебался от 5 до 45 лет. Таким образом, в рамках настоящего исследования будет отражено мнение врачей, работающих в государственных клиниках.

В ответах на вопрос о цели обучения на цикле ОУ 33 слушателя (89%) указали необходимость продления действия сертификата специалиста, 7 (18,9%) - желание повысить теоретическую подготовку и 7 (18,9%) - освоение новых методов диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

Таким образом, по данным анкетирования только 37,8% наших респондентов испытывали потребность в повышении своей квалификации. Большинство курсантов преследовали формальную цель обучения - продлить действие сертификата.

Наиболее полезными формами учебного процесса 28 респондентов (75,6%) посчитали практические занятия, 25 (67,5%) - лекции, 14 (37,8%) - решение ситуационных задач, 9 (24,3%) -семинарские занятия, 4 (10,8%) - обсуждение итоговых работ (рефератов). При этом слушатели высказали пожелания больше проводить практических занятий с демонстрацией современных лечебных технологий на рабочем месте (демонстрационный прием больных), включать в содержание циклов ОУ проведение мастер-классов.

В содержании учебного материала лекций и практических занятий предлагалось сократить изложение вопросов этиологии, патогенеза, классификации заболеваний; больше проводить занятий по узко-профильным темам специальности, более подробно рассматривать современные методы диагностики с демонстрацией их на практике. На семинарских занятиях обсуждать ошибки и осложнения в работе, методы их устранения и профилактики. Особый интерес слушателей вызвало преподавание на кафедре вопросов организации стоматологической помощи (3 сотрудника кафедры имеют соответствующие сертификаты) и цифровых технологий в стоматологии.

Реализация некоторых из этих пожеланий требует совершенствования материальной базы кафедры, увеличения материальных затрат, что в современных условиях вряд ли возможно. Однако совершенствование таких видов занятий, как решение ситуационных задач, разбор клинических случаев, будет в дальнейшем отражено в методической работе кафедры. Значение лекционных форм обучения оказалось на втором месте.

Положительное значение методических пособий, подготовленных сотрудниками кафедры для обучения на цикле и практической работы, отметили 22 слушателя (59,4%). На отсутствие положительного значения указали 9 слушателей (24,3%), что свидетельствует о необходимости более критического подхода к методическим пособиям создаваемых кафедральным коллективом.

Большинство респондентов отрицательно отнеслись к такой форме итоговой работы, как написание и обсуждение рефератов - 89,2%.

Самообразованием в промежутках между плановыми циклами усовершенствования занимаются 28 респондентов (75,6%). 26 слушателей (70,2%) регулярно читают журналы и книги по специальности. 20 врачей (54%) пользуются ресурсами интернета. Однако работа с сайтом академии у многих вызвала трудности. Кроме того, большинство респондентов выразило отсутствие готовности к дистанционному обучению.

В настоящее время для повышения квалификации врачам стоматологических специальностей доступно обучение на базах достаточно большого количества вузов, факультетов, что приводит к возникновению конкуренции на рынке образовательных услуг. Потому в анкету были введены вопросы, ответы на которые позволяли в некоторой степени уточнить критерии выбора

слушателями места обучения. У 22-х слушателей (59,4%) учебная база (ГБОУ ВПО СГМА России) была определена решением администрации лечебного учреждения, 5 (13,5%) указали экономические причины выбора, 13 (35,1%) отметили хороший уровень обучения, как критерий выбора базы повышения квалификации. Приведенные данные показывают, что основным фактором, определяющим выбор базы повышения квалификации, являются финансово-экономические интересы врачей и администрации лечебных учреждений. Согласие продолжить обучение на кафедре в будущем выразил 21 слушатель (56,75%).

Оценку качества организации обучения на кафедре предлагалось оценить по 5-балльной шкале. Результаты оценки приведены в таблице.

Таблица. Мнение врачей-стоматологов о качестве образовательных услуг на циклах общего усовершенствования в ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИИ БАЛЛ

Достаточность и качество демонстрационного материала 4,7

Доступность изложения учебного материала 4,7

Содержание в лекциях современных данных 4,5

Соответствие тематики занятий специальности 4,3

Доступность работы с литературой в библиотеке и на кафедре 4,8

Условия обучения 3,2

Условия проживания в общежитии 3,5

Наиболее высокими баллами оценена доступность учебной литературы, доступность и качество изложения учебного материала и его демонстрации. Следует отметить, что все фантомы (симуляторы) выполнены самостоятельно сотрудниками кафедры. Однако остальные параметры обучения нуждаются в улучшении. Низкую оценку получили условия проживания в общежитии и состояние лекционного зала кафедры (3,2 балла).

Заключение

Данные анкетирования, как форма обратной связи со слушателями, позволяют оценить соответствие содержания традиционных форм последипломного образования на циклах ОУ запросам и желаниям курсантов, выявить недостатки в организации обучения и наметить пути их решения.

Полученные нами результаты показывают, что для удовлетворения запросов врачей к уровню обучения на циклах ОУ, кафедре необходимо расширить и улучшить материально-техническое состояние учебной базы, обеспечить обучающихся рабочими местами. Коллективу кафедры следует обратить внимание на содержание учебного материала лекций и практических занятий, издание методических пособий по актуальным вопросам стоматологии, продолжить работу по совершенствованию странички кафедры на сайте академии.

Литература

1. Абакаров С.И., Сорокин Д.В. Результаты анкетирования врачей-стоматологов по вопросам последипломного образования // XXI и XXII Всерос. науч.-практич. конференции: Сб. материалов. - М.,

2009. - С. 294-296.

2. Абакаров С.И., Сорокин Д.В., Аджиев К.С., Свирин В.В., Тумасян Г.С. Использование положений Болонской декларации в отечественном последипломном образовании врачей-стоматологов // Стоматология. - 2011. - №4. - С. 4-8.

3. Шагиева М.А. Преимущества и недостатки создания и внедрения СМК в вузах на базе стандартов ИСО серии 9000 // Управление качеством в образовательных учреждениях. Ч. 2: Сб. статей. - СПб.: Легаси,

2010. - С. 63-67.

Информация об авторах

Стефанцов Николай Матвеевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: stefan1947@mail.ru

Молоканов Николай Яковлевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: fpk-stomat@mail.ru

Шашмурина Виктория Рудольфовна - доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: Shashmurina@yandex.ru

Федосеев Александр Викторович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: fedoseevav67gmail.com@yandex.ru

Купреева Ирина Витальевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: fpk-stomat@mail.ru

Девликанова Лилия Ильдаровна - ассистент кафедры стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: devlikanova.l@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.