Научная статья на тему 'Пути развития интеллектуального потенциала в аулах и селах Казахстана в послевоенные годы'

Пути развития интеллектуального потенциала в аулах и селах Казахстана в послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СЕЛО / ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / INTELLECTUALS / VILLAGE / EDUCATION / IDEOLOGY / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сарсенов А. С.

В статье дается анализ состояния интеллектуального потенциала в 60–80 гг. ХХ века в Казахстане. Раскрывается роль специалистов в становлении и развитии экономики, образования в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of mental potential development in auls and villages of Kazakhstan in post-war years

The analysis of mental potential condition in the 60-80s of the XXth century in Kazakhstan is given in the article. It considers the role of experts in the formation and development of economy and education in the regions.

Текст научной работы на тему «Пути развития интеллектуального потенциала в аулах и селах Казахстана в послевоенные годы»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94(47)+378.2

ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В АУЛАХ И СЁЛАХ КАЗАХСТАНА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

© А. С. САРСЕНОВ Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова, кафедра Отечественной и всемирной истории е-mail: d_kylash@mail.ru

Сарсенов А. С. - Пути развития интеллектуального потенциала в аулах и сёлах Казахстана в послевоенные годы // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 966-968. - В статье дается анализ состояния интеллектуального потенциала в 60-80 гг. ХХ века в Казахстане. Раскрывается роль специалистов в становлении и развитии экономики, образования в регионах.

Ключевые слова: интеллигенция, село, образование, идеология, культура.

Sarsenov А. S. - Ways of mental potential development in auls and villages of Kazakhstan in post-war years // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 966-968. - The analysis of mental potential condition in the 60-80s of the XXth century in Kazakhstan is given in the article. It considers the role of experts in the formation and development of economy and education in the regions.

Keywords: intellectuals, village, education, ideology, culture.

Интеллектуальный потенциал в аулах и сёлах тесно связан с интеллигенцией и участием её в его формировании. В развитии интеллектуального потенциала очевиден вклад и других групп населения.

Интеллектуальный потенциал аулов и сёл в послевоенные годы был очень слабым. 70-80 % работающих в колхозах составляли женщины [1]. Даже спустя 14 лет после окончания войны в сельском хозяйстве были сконцентрированы всего 8-9 % специалистов с высшим образованием, больше половины которых (5800 человек) трудились в совхозах и колхозах [2].

При увеличении приёма в институты и техникумы студентов слабо велось строительство учебных зданий, общежитий и социально - культурных сооружений, что негативно отразилось на качество подготовки специалистов и, в свою очередь, тормозило формирование интеллектуального потенциала в аулах и сёлах.

Существовало множество нерешенных проблем и среди профессорско-преподавательского состава. В конце 40-х годов, т.е. накануне войны, из 4868 преподавателей высших учебных заведений республики только 70 являлись докторами наук, около 300 - кандидатами наук. В 23-х педагогических училищах преподаватели с высшим образованием составляли 41 %, а в Мендикаринском, Кызылординском, Гурьевском педагогических училищах преподавали всего 1-2 специалиста с высшим образованием. В г. Алматы,

где была сконцентрирована основная часть научного потенциала республики не хватало профессоров и доцентов, а доля специалистов с высшим образованием в техникумах составляла 66,9 %. В некоторых высших учебных заведениях областей не было ни одного преподавателя с учёной степенью [3]. В середине 50-х годов из 409 заведующих кафедрами вузов республики было 73 профессора, а 10 - не имели учёных степеней

[4].

В 1960 г. в вузах республики было 99 докторов наук, профессоров, что составляло 2,2 % из общего числа преподавателей, 921 кандидатов наук, доцентов (20,3 %) [5].

Таков был уровень интеллектуального потенциала в очагах знания и науки и в этих условиях о развитии интеллектуального потенциала аулов и сёл говорить не приходилось. Надо отметить, что много было преград общественно - политического и морально - психологического характера. Например, с 1949 года кандидатуры заведующих кафедрами и преподавателей общественных дисциплин были включены в номенклатуру ЦК Компартии Казахстана [6]. Однако каждый четвёртый преподаватель не имел учёный степени кандидата наук [7]. В результате многие преподаватели и заведующие кафедрами своё халатное отношение к работе прикрывали тем, что они назначены Центральным Комитетом. Поэтому непросто было их освободить от работы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

Как известно, в 40-50-х годах прошла новая волна политических преследований в стране. Партийное руководство приняло несправедливое, антинаучное постановление в отношении биологической науки, литературы и истории. Были отстранены от научно - педагогической деятельности и изгнаны такие известные личности как М. Ауэзов, А. Жубанов, Е. Бекмаханов, А. Коныратбаев и др. Так называемая борьба с космополитизмом обострила в высших учебных заведениях такие болезни культа личности как страх, подозрения и сплетни. Главный журнал республики «Большевик Казахстана» взял на себя функции советчика по разъяснению студентам политику и идеологию партии, призвал в ходе лекций неустанно подчёркивать преимущества советской социалистической науки над буржуазным [8].

дело дошло до того, что в эту кампанию вмешался руководитель республики Ж. Шаяхметов, который обвинил журнал «Здравоохранение Казахстана» за излишнюю похвалу американской медицинской науки [9].

В республике развернулась кампания вмешательства партийных органов в дела вузов. На бюро горкомов и обкомов партии периодически заслушивались вопросы преподавания общественных дисциплин, научно-исследовательской и политиковоспитательной работы с приглашением ректоров и секретарей парткомов. Агитационно-пропагандистские отделы регулярно организовывали совещания с секретарями партийных организаций вузов о политиковоспитательной работе среди студенчества.

Главным условием формирования общественнополитических взглядов будущих специалистов считалось изучение и освоение трудов товарища Сталина. Стало традицией ежегодное проведение научно-теоретических конференций профессорско-преподавательского состава и студенчества по произведениям «вождя народов». Следует отметить, что в произведениях «вождя» недостатков не было. Только в Казахстане труды Сталина за годы Советской власти публиковались 212 раз в 7 млн. 301 тысяч экземпляров, в том числе на казахском языке - 186 раз в 5 млн. 757 тыс. экземплярах. Только в 1947-1953 гг. тринадцатитомные произведения Сталина были опубликованы на казахском языке в 604 экземплярах [10].

В результате перманентной идеологизации студенчества и молодёжи из стен вузов был выпущен целый поток специалистов, готовые слепо исполнять все прихоти крупных и мелких «вождей». они не понимали, да и не желали признавать ту пропасть, которая отделяла социалистические идеи от реальной жизни. В своей профессионально-руководящей деятельности пытались авторитарными способами внедрить все те методы, которые они освоили в стенах вузов, не гнушались прислужить вышестоящим начальникам, вытягиваясь в струнку.

На наш взгляд, если экономическая отсталость Советского Союза и его окончательный распад следствие сталинской модели социализма, то, несомненно, ускорили этот процесс руководители и специалисты, пропитанные духом сталинизма.

В формировании интеллектуального потенциала аулов и сёл Казахстана определенное влияние оказали специалисты и механизаторы, приглашенные из других союзных республик. Только в 1948 г. из других республик в Казахстан прибыло 606 дипломированных специалистов. [11].

Приток специалистов особенно увеличился в годы освоения целинных и залежных земель. В 19541955 годах в Казахстан из национальных республик прибыло 7,3 тыс. специалистов, из них 1997 агрономов, 1197 зоотехников, 1113 ветсотрудников и 1687 инженеров и техников [12].

25 мая 1955 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему укреплению руководящими кадрами колхозов». Было решено для руководства колхозами мобилизовать из городов 30 тыс. человек - партийных, хозяйственных кадров, инженерно - технических работников и рабочих [13]. Для подъёма колхозов со слабым экономическим потенциалом в Казахстан прибыло 824 тридцатитысячника, в том числе из союзных республик - 234 [14].

В послевоенные годы нашла своё продолжение политика повышения по службе рабочих и крестьян, не имеющих специального образования. В своё время данная политика декларировалась как гуманистические и демократические признаки социализма. Однако, следует признать, что главной причиной данной политики были не преимущества социалистического строя, а нехватка специалистов. А причин было много. Во - первых, отдельные группы специалистов (строители, работники культуры, учителя физической культуры и труда, рентгенологи, фтизиатры) почти не готовились. Например, в 1955 г. в библиотеках системы министерства культуры Казахской ССР работало около 6 тыс. человек, из них только 33 имели высшее библиотечное образование [15].

Во-вторых, административно-командные бесчинства, наплевательское отношение к социальной инфраструктуре приводили к текучести кадров. Например, накануне освоения целины в МТС - ах (машино - тракторные станции), колхозах и совхозах республики в системе зоотехнии было сконцентрировано 56 % всех животноводческих специалистов [16]. В 1960 г. в аулах и сёлах республики, где проживало 50 % населения, было сконцентрировано всего 1/5 часть медработников [17]. И это при том, что в 1940-1960 гг. выделенные средства для здравоохранения возросли в 6 раз, были открыты 4 мединститута и 22 медучилища [18]. Это показывает, что большая часть интеллектуального потенциала, предназначенного для аулов и сёл осела в городах или перешла в другие отрасли народного хозяйства. Поэтому не оставалось ничего другого, как использовать труд практиков.

В исследуемый период основу интеллектуального потенциала аулов и сёл составляли практики. В 1953 г., накануне освоения целинных и залежных земель, лишь 23,2 % директоров совхозов, 44,8 % главных специалистов были с высшим образованием. В колхозах и МТС - ах положение было не лучше.

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

Каждый седьмой агрозооветспециалист, каждый шестой инженер или техник имели высшее специальное образование.

Ситуация не улучшилась и к концу 50-х годов. Большинство директоров совхозов, 37 % председателей колхозов, 60 % заместителей, 66 % инженер - техников, 92 % руководителей среднего звена, 56 % ветработников, 8% агрономов, 11 % зоотехников составляли практики [19].В аулах и сёлах Казахстана у каждого 414 из тысячи было высшее, незаконченно высшее, среднее специальное образование, у каждого 447 - среднее и неполное среднее образование [20].

Таким образом, в годы послевоенных пятилеток в аулах и сёлах Казахстана продолжался процесс формирования интеллектуального потенциала. Он не закончился и в 1959 г., когда была провозглашена полная и окончательная победа социализма. Тем не менее успехи в развитии интеллектуального потенциала были налицо. По сравнению с довоенным 1939 годом в 60-е годы XX в. уровень образования вырос в 2,5 раза, а среди женщин - в 5 раз [21]. Было ясно, что аулы и сёла Казахстана находились накануне новых качественных изменений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казахстан в период Великой Отечественной войны Советского Союза // Собр. док. и материалов. Алма-Ата, 1967. Т. 2. 111 с.

2. Казахстан за 60 лет. Стат.сб. Алма-Ата, 1960. 292 с.

3. ЦГА РК (Центральный государственный архив Республики Казахстан), ф. 698; оп. 8, д. 831, лл. 219, 222, 223; ф. 1137; оп. 13, д. 555, л. 3а.

4. Коммунист Казахстана. 1954. № 5. С. 56.

5. Мечтова И. И. Социально-экономические проблемы перестройки высшего образования. Алма-Ата, 1990. 169 с.

6. ПА РК (Президентский архив Республики Казахстан), ф. 708; оп. 13, д. 143, л. 17.

7. ЦГА РК, ф. 708; оп. 16/1, д.7, л. 50.

8. Большевик Казахстана. 1948. № 2. С. 27.

9. Большевик Казахстана. 1948. № 3. С. 24-25.

10. Коммунист Казахстана. 1953. № 4. С. 42-43.

11. Сексенбаев О. С. Строительство совхозов в Казахстане. Алма-Ата, 1974. 63 с.

12. Великий подвиг партии и народа - массовое освоение целинных и залежных земель // Сб. док. и матер. М., 1979. С. 227-229.

13. Советское крестьянство. Краткий очерк истории (1917-1970). М., 1970. 451 с.

14. Искаков Ж. Деятельность Коммунистической партии Казахстана по укреплению и дальнейшему развитию демократических основ колхозного строя (1956-1966 гг.). Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. Алма-Ата, 1968. 10 с.

15. ЦГА РК, ф. 189 ; оп.1, д. 200, л. 355.

16. Коммунистическая партия Казахстана в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Алма-Ата, 1986, Т. 4. 177 с.

17. Проблемы истории республик Средней Азии и Казахстана в 40-50-е годы. Ташкент, 1989. 57 с.

18. Коммунистическая партия Казахстана в резолюциях. Т. 4. 357 с.

19. Народное движение за освоение целинных земель в Казахстане. М., 1959. 244 с; Сельское хозяйство СССР. Стат. сб. М., 1960. 473 с.

20. Михайлов Ф. К., Шамшатов И. Ш. Народное движение за освоение целинных земель в Казахстане. Алма-Ата, 1964. 247 с.

21. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. Казахская ССР. М., 1962. 151 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.