Научная статья на тему 'Пути преодоления духовно-нравственного кризиса в образовании'

Пути преодоления духовно-нравственного кризиса в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2115
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / SPIRITUAL CRISIS / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / HUMANITARIANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акутина С.П.

В статье рассмотрены понятия «духовно-нравственные ценности», «духовность», «нравственность»; выявлены уровни духовного кризиса в обществе; предложены пути выхода из кризиса в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OVERCOME THE SPIRITUAL AND MORAL CRISIS IN EDUCATION

The article discusses the concept of «spiritual and moral values», «spirituality», «morality»; revealed levels of spiritual crisis in society, offered a way out of the crisis in the educational process.

Текст научной работы на тему «Пути преодоления духовно-нравственного кризиса в образовании»

УДК 378.1

С.П. Акутина

д-р пед. наук, профессор, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассмотрены понятия «духовно-нравственные ценности», «духовность», «нравственность»; выявлены уровни духовного кризиса в обществе; предложены пути выхода из кризиса в образовательном процессе.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, образование, духовный кризис, нравственность, гуманитаризация, гуманизация.

S.P. Akutina, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

WAYS TO OVERCOME THE SPIRITUAL AND MORAL CRISIS IN EDUCATION

Abstract. The article discusses the concept of «spiritual and moral values», «spirituality», «morality»; revealed levels of spiritual crisis in society, offered a way out of the crisis in the educational process.

Keywords: spiritual and moral values, education, spiritual crisis, morality, humanitarianism, humanization.

Социально-экономическая и культурно-нравственная ситуация развития общества характеризуется весьма сложными негативными явлениями, которые отражают разные аспекты переживаемого российским обществом кризиса духовности, нравственности, стагнации ценностных ориентиров. Признаки духовного кризиса проявляются в различных формах: в кризисе языка, демографическом кризисе, в культе конформизма, приводящего к порождению манипулятивных методов в сфере общения, в кризисе образования и воспитания подрастающего поколения.

В духовном кризисе общества мы выделяем несколько уровней:

Первый уровень затрагивает интересы конкретной личности и проявляется в утрате человеком чувства стабильности, устойчивости и надежности, в потере способности к ориентации в повседневной реальности, в страхе за свое будущее.

Второй уровень отражает проблемы семьи, который проявляется в невротизации родителей и детей, утрате семейных традиций и обычаев, в неуважении старшего поколения, карьерной устремленности многих семей (как отцов, так и матерей), откладывании рождения детей «на потом», превалирование материальных ценностей, обеднении общения с детьми.

Третий уровень отражает кризис в культуре и образовании, характеризующийся тем, что многие традиционные формы и методы учебно-воспитательного процесса не соответствуют требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов нового типа, кризис в «оскудении человеческой духовности» (И.А. Ильин), падении нравов, искажении смысла жизни.

Четвертый уровень отражает проблемы общества в целом, характеризующиеся социальной напряженностью, конфликтом ценностей, духовным разрывом с прошлым, девальвацией ценностей добра и зла, отсутствием доверия к власти, межнациональными конфликтами.

Глобальные процессы «начинающихся деструкций», по замечанию П.А. Сорокина, «характерные для цивилизованных стран, распад гуманитарного знания, дегуманизация общества, - связаны именно с кризисом духовно-нравственных ценностей. Вместе с тем становится все более очевидным, что, несмотря на всю сложность современной ситуации, система российского образования, сохранившая свою жизнестойкость благодаря, прежде всего, гуманистическим ценностям, заложенным в его содержании, продолжает оставаться актуальным» [3].

Чтобы преодолеть духовный кризис, необходим поиск путей его решения. В связи с рас-

сматриваемой проблемой обратимся к краткому анализу нравственного развития и духовного становления личности, формированию ценностей у подрастающего поколения.

Проблеме духовно-нравственного формирования личности посвящены работы многих ученых философов, педагогов, психологов. Научное осмысление трудов Б.Г. Ананьева, Н.А. Бердяева, А.А. Бодалева, И.А. Ильина, А.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева и др. позволило проследить в генезисе механизмы развития духовно-нравственных ценностей личности, устремленности человека к абсолютным ценностям в обобщении моральной и нравственной проблематики - Истина, Добро и Красота [7]. «Добро является показателем духовно-нравственного развития индивидуальности ребенка во благо человека и общества; Красота предстает как гармония проявления индивидуальных качеств и способности личности; Истина выступает гарантией индивидуальной творческой самореализации в общей структуре социальной справедливости» [2].

Психолого-педагогические исследования ориентированы на развитие личности в части социокультурных концепций отбора, конструирования и композиционного содержания духовно-нравственного компонента формирования личности (О.А. Абдуллина, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, И.А. Зимняя, М.М. Левина, Т.И. Петракова, В.А. Сластёнин, В.Д. Шадриков и др.). В контексте социального воспитания личности и формирования ценностных ориентаций значимы труды А.В. Мудрика, В.В. Николиной; в рамках деятельностного подхода в высшем образовании актуальны научные исследования Т.Т. Щелиной [9].

Проанализируем сходство бинарной дефиниции «духовность-нравственность», которая является важнейшей, базисной характеристикой личности.

Достаточно глубоко сущность понятий «духовность», «нравственность» раскрываются в исследованиях А. Гусейнова и Г. Иррлитца. Они раскрывают нравственность «как способ социальной регуляции, ценностного отношения к миру, общественную форму отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них все предметно обусловленное содержание. Это мера гуманности, человечности общественных отношений. Отношения людей принимают нравственный смысл тогда, когда они ориентированы на человека как высшую ценность. Нравственные отношения фиксируются в понятиях морального сознания (добро, долг, совесть, справедливость); без апелляции к формам морального сознания вообще нельзя идентифицировать нравственные явления» [6, с. 12]. Положение А.А. Гусейнова о том, что духовность как позиция ценностного сознания, характеризующая мотивацию и смысл поведения личности, особенно существенна в сфере моральных отношений, становится отправным моментом для раскрытия нами содержания духовности и нравственности в контексте рассматриваемой проблемы. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Ценностно-смысловую концепцию развития личности человека, первым раскрыл известный психолог Б.С. Братусь, определяя «сущность человека через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода» [5]. Духовно-нравственное развитие человека представляет собой сложное личностно-деятельностное образование. В связи с этим, представляется уместным выделить критерии сформированности духовно-нравственных ценностей как способа самостроительства личности, способной сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность. Мы поддерживаем точку зрения Т.И. Петраковой, выделяющей следующие критерии сформированности духовно-нравственных ценностей личности: «а) высокая степень информированности человека в духовно-нравственной сфере (широта и степень сформированности представлений о наиболее значимых понятиях); б) высокая степень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства (эмоциональность, адекватность оценки, осмысленность, широта и устой-

чивость интереса); в) высокая степень сформированное™ духовно-нравственных качеств личности (высокий уровень самосознания, убежденность, волевые проявления, мотивы деятельности, закрепленные умения, навыки привычки поведения). В соответствии с этим были установлены три уровня сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); деятельно-творческий (высокий). Исходя из уровней сформированности духовно-нравственных ценностей можно судить об успешной социализации личности в современных условиях» [6, с. 9-10].

Суть новых тенденций в образовании в связи с рассматриваемым вопросом можно представить следующим образом: сохраняя традиционную фундаментальность, современная система образования должна повысить качество, то есть конкурентоспособность, мобильность, социальную адаптивность выпускаемых специалистов. Она должна давать не только фундаментальные знания и профессиональные умения, но и осуществлять всестороннюю подготовку инициативных, творчески ориентированных личностей, новаторов будущей социальной реальности, ибо не только будущее системы высшего профессионального образования, но и будущее России в целом связывается с развитием интеллектуального, инновационного потенциала населения [1].

Мы видим пути преодоления кризиса в образовании в системе ценностных приоритетов в следующих направлениях:

1. Гуманитаризация технического образования, так как именно гуманитарные и социальные науки формируют самосознание, мировоззрение, духовные ориентиры личности, а, следовательно, непосредственно влияют на ее социальную активность и поведение в социальной жизни.

2. Сохраняя значение традиционных гуманитарных курсов философии, социологии, социальной педагогики, социальной психологии, политологии и т.д., необходимо наполнять учебно-воспитательный процесс и прикладными дисциплинами, такими как, этика делового общения, социально-психологический тренинг, социальный менеджмент и другими дисциплинами, так как именно эти науки направлены на приобретение таких компетенций, как уверенность, инициативность, коммуникабельность, социальная гибкость и мобильность [3].

3. Подготовка будущего специалиста под государственный заказ общества и обучение будущих специалистов навыкам маркетинговых, управленческих технологий, проведение различного рода практик и системы гибкой, вариативной подготовки на старших курсах.

4. Необходимость возвращения образованию его изначальной социальной ценности, приобщение к культуре повседневного труда, преодоление последствий некомпетентности специалистов.

5. Необходимо введение новой парадигмы образования, основанной на духовно-нравственных ценностях, как одной из значимых гуманных ценностей личности [2].

В ходе научного осмысления и анализа определено, что основной характеристикой формирования и преодоления духовного кризиса является человечность, устремленность в будущее, вера в себя и возможность достижения «Я-социального», т.е. духовно-нравственные ценности - это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания личности. Это актуализирует разработку механизмов преодоления духовно-нравственного кризиса личности, обоснованию условий развития ее профессиональной успешности.

Список литературы:

1. Акутина, С.П. Духовно-нравственные ценности как гуманитарная составляющая современного образования // Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи: материалы I международной научно-практической конференции (30 марта 2011, г. Таганрог). - М.: Перо, 2011. - С. 61-68.

2. Акутина, С.П. Стратегии профессионального развития педагога высшей школы в условиях модернизации образования / С.П. Акутина, А.В. Бобырев // Педагогика и современность. - 2013. - № 2. - С. 11-15.

3. Акутина, С.П. Гуманизация высшего образования в формировании духовно-нравственных ценностей будущего специалиста // Электронный научно-методический журнал Костромского областного института развития образования [Электронный ресурс] / Костром. обл. ин-т развития образования; ред. Лушина Е.А. - Вып. 14 (2): Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания: материалы межрегиональной электронной конференции 5-20 ноября 2013 года / под ред. Л.А. Лошаковой. - В 7 частях (секциях) [Секция: Традиционные духовно-нравственные ценности и современное образование]. - Кострома: Костром. обл. ин-т развития образования, 2013. - Режим доступа: http://www.koipkro.kostroma.ru/ ко1го/епр]/.

4. Бондаревская, Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 1979. - 370 с.

5. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Братусь. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 145 с.

6. Гусейнов, А.А. Нравственное воспитание / А.А. Гусейнов // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В.В. Давыдов (гл. ред.) [и др.] - М.: Большая Рос. энциклоп., 1999. - Т. 2. - 736 с.

7. Петракова, Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т.И. Петракова. - М., 1999. - 39 с.

8. Пичко, Н.С. Духовно-нравственные аспекты личности в контексте культуры: теоретическое осмысление проблемы // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 4. - С. 267-270.

9. Щелина, Т.Т. Проблема подготовки преподавателей к реализации деятельностного подхода в современном высшем образовании // Приволжский научный вестник. - 2014. -№ 3-2 (31). - С. 95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.