Научная статья на тему 'Пути повышения уровня совершенствования правовой культуры судьи'

Пути повышения уровня совершенствования правовой культуры судьи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
651
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СУДЬИ / ОХРАНА ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насурдинов Эмом Сайфидинович

Статья посвящена актуальным проблемам повышения уровня совершенствования правовой культуры судьи в Республике Таджикистан и содержит предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства с учетом национальных интересов и менталитета по рассматриваемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF IMPROVEMENT LEVEL INCREASING OF THE LEGAL CULTURE TO JUDGES

The article is dedicated to actual problem of improvement level increasing of the legal culture to judges in Republic of Tajikistan and contains offers on further improvement legislation with provision for national interest and mentalities on considered to problem.

Текст научной работы на тему «Пути повышения уровня совершенствования правовой культуры судьи»

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СУДЬИ

Насурдинов Э.С.

8.3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУДЬИ

Насурдинов Эмом Сайфидинович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: Декан юридического факультета. Место работы: Таджикский национальный университет.

E-mail: lav.tnu@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам повышения уровня совершенствования правовой культуры судьи в Республике Таджикистан и содержит предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства с учетом национальных интересов и менталитета по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: культура; правовая культура; правовая культура судьи; охрана чести и достоинства личности; презумпция невиновности; правовая система.

THE WAYS OF IMPROVEMENT LEVEL INCREASING OF THE LEGAL CULTURE TO JUDGES

Nasurdinov Emom Sayfidinovich, PhD at law, associate professor. Position: Dean of law department.

Place of employment: Tajik national university.

E-mail: lav.tnu@mail.ru

Annotation: The article is dedicated to actual problem of improvement level increasing of the legal culture to judges in Republic of Tajikistan and contains offers on further improvement legislation with provision for national interest and mentalities on considered to problem.

Keywords: culture, legal culture, legal culture to judges, guard honor and value to personalities, presumption of innocence, legal system.

Определяющая роль судебных властей в правовой системе государства и общества неоспорима. Такова и роль судьи в формировании правовой культуры общества. В традиционной таджикской культуре моральному облику судьи придавалось высочайшее значение.

В этом случае, перед правовой культурой встает не один, а несколько вопросов, требующих непременного ответа. Во-первых, честен ли сам судья? Во-вторых, исходит ли судья из важнейшего постулата правосудия европейского позитивного права - презумпции невиновности? В-третьих, как толкует закон судья? В-четвертых, видит ли судья в подсудимом человека, судьбу, уважает ли в нем личность? Каким образом и по какой причине в демократическом обществе формируется доверие к суду? Без положительного ответа на эти вопросы о высокой личной правовой культуре судьи говорить не приходится. По этому поводу мы можем получить некоторое удовлетворение тем, что все эти вопросы в той или иной мере становятся темами научного рассмотрения. Так, в 2005г. вышла из печати содержательная книга М. Ш. Исоева «Теоретические и правовые основы уважения личности в стадии предварительного расследования», в которой рассматривается одна из острейших для нашего общества право-культурных тем современности - судьба, человеческое достоинство, душевное состояние двух сидящих по противоположным сторонам правового барьера - допрашивающего и ответчика. Исходя из требований правовых положений Конституции Республики Таджикистан, ученый пишет: «В связи с этим уважение личности становится важнейшим институтом

уголовного судопроизводства и требует дальнейшей разработки теоретических и практических вопросов, определяющих обеспечение прав и свобод человека, его чести и достоинства, гарантии неприкосновенности вышеуказанных ценностей».1 Очень кстати заметить, что М. Ш. Исоев в своей книге останавливается на различных случаях несоответствия уголовнопроцессуального законодательства конституционным положениям по защите прав и свобод человека. «Одним из ключевых принципов в системе уважения личности в уголовном судопроизводстве, - пишет он, - является предусмотренный Конституцией Республики Таджикистан принцип охраны чести и достоинства личности».1 2

После обретения независимости в Таджикистане были осуществлены ряд государственных программ и правовых реформ для дальнейшего повышения уровня совершенствования правовой культуры судьи, в том числе, с целью дальнейшего укрепления судебной власти, повышения ее роли и статуса в обществе, защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов государства, организаций и учреждений, всестороннего обеспечения законности и справедливости два раза были приняты и реализованы «Программы судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан» от 23 июня 2007 г., № 271 и от 3 января 2011 г., № 976. На основе указанных программ был реализован план мероприятий с целью дальнейшего укрепления судебной власти и повышения ее роли и статуса в обществе. Следует признать, что на основе реализации этих реформ произошли серьезные изменения в плане совершенствования уголовно-процессуального законодательства и полномочий судьи при осуществлении правосудия по уголовным делам. В 2009 году был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан (вступил в силу с 1 апреля 2010 г.) с учетом международных стандартов уголовного судопроизводства. В рамках отдельных статей в Кодексе были закреплены наиболее важные принципы правосудия, такие как уважение чести и достоинства личности (ст.10) и презумпция невиновности (ст.15). Более того, впервые в Кодексе регламентировано, что только суд вправе разрешить проведение следственных и процессуальных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан. Указанные нормы действительно возлагали на судей большую ответственность в плане принятия судьбоносных решений и справедливого разрешения правовых конфликтов. Действительно, с решением этих ответственных задач могут справляться только грамотные судьи, и судьи с повышенным уровнем правовой культуры.

Ни одно из самых благополучных обществ Европы -первостроителей наиболее удачных правовых и законодательных систем - не могут похвастаться тем, что достигнутые ими успехи дались сразу же и за какой-то короткий срок, в пределах, скажем, десятилетий. Нет, такого не бывало. У нас нет никаких оснований не согласиться с мнением Рольфа Книпера, профессора Бременского Университета (ФРГ), когда он пишет: «Со времени начала большой гражданско-правовой кодификации, вероятно со времени прусского пандектного права 1794 года и уж конечно со времени французского Code Civil 1804 года и по сегодняшний день про-

1 См.: Исоев М.Ш. Теоретические и правовые основы уважения личности в стадии предварительного расследования. - Душанбе 2005. - С. 3.

2 См.: Исоев М.Ш. Там же. С. 27.

225

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

блематика толкования законов, создания аналогий и развития права судами занимает центральное и все еще весьма оспариваемое место в юридической методологии и практике.

Поэтому неудивительно, что с утратой коммунистическими партиями руководящей роли и с повсеместным введением в тексты конституций принципа разделения властей дискуссия на эту проблематику развернулась и в постсоветских государствах. Она издавна определяет и место судов среди ветвей власти и границы их автономии и независимости».3

Сама история развития законодательства и судебной методологии дает возможность проследить эволюцию отношения людей, общества к закону в зависимости от изменении социально-политических основ общества. Высокое развитие самосознания, общественного культурного (уровня цивилизованности) менталитета создают почву для безболезненного законодательного и судебного плюрализма, способствующего развитию и законодательства, и судебной культуры. По свидетельству того же профессора Рольфа Книпе-ра, например, новый немецкий Верховный суд, - Федеральный Верховный суд открыто и осознанно признает судейскую задачу по развитию писаного правопорядка в соответствии с социальными запросами и моральными ценностями общества. «Самосознание достигло в некоторых решениях уровня, которое я лично, - пишет ученый, - критиковал в стране... На самом деле нельзя подходить к политическому настаиванию на строгом законодательном позитивизме как к временной и абстрактной познавательной проблеме, следует отразить те исторические специфические условия, в

4

которых этот принцип защищался».

Прогремевшая гражданская война оставила нашему обществу не только материальные разрушения, но, несомненно, и морально-психические проблемы, экономические затруднения. Некачественная культурная почва, отсутствие достаточного опыта самостоятельного мышления и многие другие проблемы неминуемо оставляют какой-то след на качестве как законодательства, так и судебной практики. Но ни эти обстоятельства, ни сам процесс развития общественной жизни не выдвигают никаких препятствий на пути ответственного, созидательного подхода к законодательной и судебной деятельности государственных структур. В связи с этим еще раз обратимся к авторитету Рольфа Книпера, который пишет: «Ввиду ситуации в странах с переходной экономикой, и не только там, а также большого практического опыта и теоретической рефлексии, я считаю неизбежным, что суды во всех государствах, реально ориентирующихся на демократию, разделение властей и на рыночную экономику, должны будут заниматься интерпретацией законов и нормативных актов в качестве основной профессиональной задачи».5

Достаточно богатый опыт целого ряда правовых систем, правовых культур мира предоставляет нам шанс сократить пройденный ими в столетия путь саморазвития и самосовершенствования. Для этого у нас уже есть и силы, и возможности. Тем более, что международное сообщество способствует нам в этом. Исходя

3 См.: Книпер Рольф. Интерпретация, аналогия и развитие права: деликатное разграничение судебной и законодательной власти // Государство и право. Душанбе, 2002. №4. С. 10.

4 См.: Там же. - С. 11-12

5 См.: Книпер, Рольф. Интерпретация, аналогия и развитие права: деликатное разграничение судебной и законодательной власти // Государство и право. Душанбе, 2002. №4. С. 15.

из такой постановки задачи, мы сочли нужным обратиться к опыту одной из наиболее оригинальных и своеобразных правовых систем мира - к правовой системе Нидерландов, или, как иначе принято называть эту страну, Голландии. Для этого мы обратились к совместным исследованиям русских ученых В. В. Бойцовой, Л. В. Бойцовой и голландских ученых, собранным в одной книге.6 Конечно, для глубокого отражения опыта этой правовой системы в формировании правовой культуры мы располагаем ограниченными возможностями, и потому исходим из этих возможностей.

Сразу же следует обратить заинтересованное внимание на весьма краткую, но столь же четкую характеристику, которую В. В. и Л. В. Бойцовы дают наиболее распространенным правовым системам: «Для латинских правовых культур характерны строгое право и гибкая практика. Правовую культуру англосаксонской правовой семьи отличают гибкое право и строгая практика. Нидерландцы известны своим неформализованным правом и гибкой практикой; прецеденты привносят в право идеи, витающие в обществе. Несформированную российскую систему права трудно классифицировать; кроме того, многие положения отечественных законов носят декларативный характер, имеется огромный разрыв между изданием законов и их исполнением, законы часто обходятся как чиновниками, так и рядовыми гражданами».7

Из этой характеристики выглядывает и «лицо» нашей отечественной правовой системы, антропологически связанной с правовой системой России со всеми ее достижениями и недостатками. Мы так же не можем пока еще уловить направление развития как правовой системы, так и правовой культуры. Но уже становится понятным, что не следует по причине языковой доступности ограничить себя опытом еще не сформировавшейся правовой системы и правовой культуры. Особенно нас должно настораживать то обстоятельство, что «в России отказ от официального писаного права не носит цивилизованного прагматического характера. Не выработаны надлежащие правовые концепции и специальные юридические формы уклонения от применения неадекватных норм законодательства. Культурная и социальная адекватность права столь часто оспаривается гражданами и должностными лицами, что грозит разрушением самой правовой систе-мы».8

Сопоставительный анализ правовых систем и правовых культур Нидерландов и России, проведенный В. В. и Л. В. Бойцовыми, в достаточной мере показывает, что многовековые процессы оттачивания правовой системы, цивилизованного практического восприятия идеи права и правозакония в Нидерландах привели к такой жизнеспособной правовой культуре, в которой разумная необходимость предпочитается застывшей догме закона. Невзирая на то, что «голландское право отличается высоким уровнем юридической регламентации, сложностью правовых конструкций, тщательно разработанными законодательными формами, четкостью и продуманностью норм»,9 правовые институты в этой стране знамениты своими «маленькими» размерами, а сами голландцы - «нидерландцы предпочита-

6 См.: Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. - М.: Зерцало, 1998.

7 См.: Там же. С. 42.

8 См.: Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. - М.: Зерцало, 1998. С. 4з.

9 См.: Там же. - С. 42

226

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СУДЬИ

Насурдинов Э.С.

ют более свободную юридическую аргументацию, чем их континентальные коллеги, склонные к систематической догматике и абстрактному теоретизированию».10 11

Нидерландцы, по всей видимости, уже пришли к тому, чтоб понять «временную» сущность закона. Если общество достигнет глубин «самосознания», оно почувствует меньшую зависимость от диктата догмы закона. «Нидерланды, - пишут В. В. и Л. В. Бойцовы, -имеют заслуженную репутацию плюралистической страны. Gezellig - уникальная голландская концепция, означающая терпимость и сосредоточенность общества на нуждах человека. Легитимность не сконцентрирована в одном центре (как во Франции), но распределяется между различными институтами. В целях обеспечения стабильности система управления основывается на соглашении и компромиссе ценностей, а не на их антагонизме. Резкая линия между аспектами публичной и частной жизни отсутствует. Голландцам свойственно ощущение сообщества и меньшая озабоченность либеральными идеями, гражданскими правами и свободами. ... Степень доверия к государственным органам очень высока. Для политического мышления характерно представление о том, что правительство принадлежит гражданам, которые, в свою очередь, считают себя обязанными перед ним».11

Создается впечатление, что проблема правовой культуры нидерландцев особо не заботит. Но в этом обществе элементами правовой культуры принято считать все, что относится к суду и его деятельности: правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в пределах системы; отношение людей к праву и правовой системе (их убеждения, ценности, идеалы, ожидания) - то, что движет юридическим процессом и правовершением.

Нельзя считать, конечно, что голландское общество достигло идеальных высот правоустройства, но острота проблемы, по всей вероятности, не стоит на повестке дня. С этим связано то, что упомянутые авторы считают, что голландцы - «великолепный образец неповиновения жестким юридическим нормам, не отвечающим социальным нуждам». «Мостом, - продолжают они, - между позитивным, формальным правом и «неявным правом» служит концепция beleid. Она придает жизнеспособность правовой системе Нидерландов, которая в противном случае задохнулась бы от норм».12

Естественно, что в правовой культуре голландцев происходят другие процессы, но они работают на совершенствование ее состояния, на достижение идеала.

Указанные исследования ещё раз убеждают нас в том, что в целях дальнейшего обеспечения справедливого судопроизводства и восторжествования права прежде всего необходимо принять меры для того, чтобы способствовать совершенствованию правовой культуры судей, осуществляющих правосудие по уголовным делам. Следует отметить, что проблема совершенствования правовой культуры и имиджа судей стала предметом научного осмысления представителями различных отраслей права, политологии, философии, социологии, психологии и т.д.

10См.: Там же. - С.43

11 См.: Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. - М.: Зерцало, 1998. - С. 45

12 См.: Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В.В. Бойцо-

ва, Л.В. Бойцова. - М.: Зерцало, 1998. - С. 43

Например, по справедливому суждению политологов имидж судебной власти, как и любой другой ветви власти, определяется убеждениями людей, возникающими на основе непреложных нравственных и правовых ценностей. Кроме того, как они рассуждают, у судебной власти должен быть авторитет, который помог бы укрепить престиж права и способствовал бы повышению гражданского правосознания, правой и политической культуры населения.13

Также по этому поводу авторы учебного пособия по юридической этике верно указывают, что в связи с тем, что судья - главный субъект уголовнопроцессуальной деятельности в судебном разбирательстве, отвечающий за качественное его производство и принятие законного, обоснованного и справедливого судебного решения, то к нему предъявляются повышенные требования.14

Одним из основных требований по совершенствованию правовой культуры судьи непременно является усиление нравственных начал судопроизводства.

Правильно отмечают, что вообще, какой бы профессией ни владел человек, каким бы высококлассным специалистом он ни был, его деятельность может быть социально полезной только тогда, когда она основывается не только на правовых предписаниях, но и на нормах морали, нравственности.1

Соблюдение судьями норм нравственности особо указывается законодателем. В соответствии со ст. 12. Конституционного закона Республики Таджикистан «О судах» от 6 августа 2001 г. судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В связи с принятием нового УПК РТ возник вопрос о необходимости привести в соответствие с новыми реалиями и Кодекс этики судьи Республики Таджикистан. Кодекс этики судьи Республики Таджикистан был утвержден на конференции судей Республики Таджикистан 29 ноября 2013 г. В Кодексе должным образом регламентированы вопросы, связанные с требованиями, предъявляемыми к поведению судьи; правила поведения судьи при осуществлении им профессиональной деятельности и во внеслужебной деятельности и т.д.

Таким образом, на основе изучения и сравнительноправового анализа правовых систем стран мира, взглядов отечественных и зарубежных ученых, сегодняшних правовых реалий общества необходимо разработать оптимальные варианты совершенствования уровня правосознания и правовой культуры судьей с учетом национальных интересов, национальной демократии и менталитета.

Посильное исследование, проведенное нами, в определенной мере показывает, что в функционировании уровня совершенствования полноценной правовой культуры судьи в равной мере заинтересованы оба полюса - и государство со всеми его разветвленными структурами, и гражданское общество с его сложными хозяйственными и правовыми проблемами. Поэтому

13 См.: Серый В.В. Имидж судебной власти в России как отражение социально-политических процессов: Дисс. ... канд. политологических наук. М., 2011. С.4.

14 См.: Юридическая этика: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «юриспруденция», «правоохранительная деятельность» / [И.И. Аминов и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 138.

15 См.: Указ. соч. С. 5.

227

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

всякое ущемление правовой культуры неизбежно может отозваться как в политико-правовой деятельности государственной системы, так и в социальной действительности. Исходя из этого вывода, можно заключить, что наполнение, совершенствование правовой культуры судьи является важнейшим условием стабильности и благополучия страны.

Список литературы:

Исоев М.Ш. Теоретические и правовые основы уважения личности в стадии предварительного расследования. - Душанбе 2005. 95с.

Книпер Рольф. Интерпретация, аналогия и развитие права: деликатное разграничение судебной и законодательной власти // Государство и право. Душанбе, 2002. №4. С. 10-18.

Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. - М.: Зерцало, 1998. 432с.

Серый В.В. Имидж судебной власти в России как отражение социально-политических процессов: Дисс. ... канд. политологических наук. М., 2011. 216с.

Юридическая этика: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «юриспруденция», «правоохранительная деятельность» / [И.И. Аминов и др.]. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. 239с.

Literature list:

1. Isoev M.Sh. Theoretical and legal bases of respect for persons in pre-trial stage. -Dushanbe in 2005. 95p.

2. Rolf Knipper. Interpretation and development of the right analogy: the delicate distinction between the judicial and legislative branches / / State and Law . Dushanbe, 2002. Number 4 . P 10-18 .

3. The legal system of the Netherlands / Ed. V.V. Boytsova, L.V. Boytsova. -M.: Mirror, 1998. 432p.

4. Grey V.V. Image of the judiciary in Russia as a reflection of the socio- political processes: Diss. ... cand. political sciences. M., 2011. 216p.

5. Legal Ethics: A Textbook. allowance for students majoring in "Jurisprudence ", " Law Enforcement" / [ I.I. Amines , etc. ]. - Moscow: UNITY -DANA, 2013. 239 p.

Рецензия

на статью Насурдинова Эмома Сайфудиновича на тему: «Пути повышения уровня совершенствования правовой культуры судьи».

Актуальность рассматриваемой темы не вызывает никаких сомнений. На сегодняшний день проблема совершенствования уровня правовой культуры судьи является одной из малоизученных и малоисследованных тем юридической науки.

В статье на основе сравнительно-правового анализа правовых систем стран мира и трудов отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме, автор освещает опыт зарубежных стран по повышению уровня совершенствования правовой культуры судьи, что представляется заслуживающим внимания. Верно утверждает автор о том, что деятельность любого высококлассного специалиста-профессионала может стать социально полезной только тогда, когда она основывается не только на правовых предписаниях, но и на нормах морали, нравственности. В связи с этим автор справедливо отмечает, что судья как главный субъект уголовно-процессуальной деятельности в судебном разбирательстве должен соответствовать повышенным требованиям, основанным на нормах закона и морали.

Заслуживает внимания предложение автора о необходимости совершенствования уровня правосознания и правовой культуры судьи с учетом глобализации, национальных интересов и менталитета народа страны. Также заслуживает внимания мнение автора о том, что совершенствование правовой культуры судьи является важнейшим условием стабильности и благополучия страны.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что статья выполнена на высоком уровне, при этом следует отметить способность автора к умению постановки проблемы, ее анализу и последовательному и логичному изложению своих мыслей, в результате чего представляется возможным рекомендовать статью к публикации.

Рецензент

Доктор юридических наук, профессор Р.Ш. Сативал-дыев

228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.