Научная статья на тему 'Пути повышения учебной мотивации студентов вузов'

Пути повышения учебной мотивации студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсакова И. А.

В статье исследованы основные подходы к определению мотивации, на основе научной литературы предложена авторская классификация, предлагаются некоторые пути повышения учебной мотивации студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения учебной мотивации студентов вузов»

8. Иванов А.В. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения: монография. - М.: АПКиП-ПРО, 2008. - 136 с.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК иФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.

10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ © Корсакова И.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье исследованы основные подходы к определению мотивации, на основе научной литературы предложена авторская классификация, предлагаются некоторые пути повышения учебной мотивации студентов в вузе.

Условию успешности обучения не всегда уделяется должное внимание. Иногда уровень требований, предъявляемых по предмету оказывается слишком высок для основной части студентов курса, и причина здесь не столько в индивидуальных способностях, сколько в отсутствии мотивации к достижению этого уровня. В то же время известно, что только 20-30 % успеха деятельности зависит от способностей и интеллекта, а 70-80 % результата зависит от мотивации.

Формирование мотивации происходит в ходе учебной деятельности, ее основы закладываются в школе в более раннем возрасте, задача высшего звена - сделать мотивацию устойчивым личностным образованием человека.

Бытует мнение, что интерес к предмету является одним из способов повышения мотивации. Еще К. Ушинский писал о том, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника - из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. На самом деле, интерес формируется в процессе деятельности и является конечным звеном цепочки: потребность ^ мотив ^ интерес.

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат философских наук, доцент.

Интерес является эмоциональным проявлением познавательных потребностей человека. Люди с устойчивыми интересами часто добиваются успехов в жизни, поэтому формирование мотивационной сферы является важной задачей развития личности.

Слово «мотивация» происходит от латинского «побуждение к действию», т.е. это процесс, который управляет поведением человека, определяет его направленность. Согласно определению, принятого в психологии, мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивация выступает смыслом деятельности человека и способна удовлетворять его потребности. Леонтьев А.Н. писал: «мотив - это опредмеченная потребность» [2].

Существуют различные классификации мотивации. Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию, положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Мотив также связан с внутренним отношением человека к деятельности и включает такие параметры как активность-пассивность, вовлеченность-отчужденность, удовлетворенность-неудовлетворенность [3].

Фромм Э. говорит о двух видах активности: отчужденной и неотчужденной. «Отчужденная активность» проявляется тогда, когда человек не ощущает себя субъектом своей деятельности, «неотчужденная активность» означает состояние внутренней активности, являющейся проявлением потенций человека [5, с. 32]. Подобное состояние американский психолог Михали Ксикзен-тмихали называет «ощущением потока» [цит. по: 3, с. 168].

Следовательно, можно говорить о двух видах мотивации: внешней и внутренней.

При внешней мотивации выполняемая деятельность является средством достижения каких-либо целей, не имеющих отношения к содержанию деятельности. Так, например, получение стипендии как следствие хорошей оценки на экзамене может быть внешним стимулом, однако эта внешняя мотивация не повышает интерес к изучаемому предмету.

При внутренней мотивации, считает Н.Ф. Талызина, «мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом... Только в этом случае имеет место собственно деятельность учения как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность» [4, с. 81]. Наряду с познавательной мотивацией может присутствовать творческая мотивация, личностная психологическая (мотивация самоутверждения, самореализации и т.д.), но в любом случае внутренняя мотивация связана с содержательным процессом деятельности (в данном случае - учебной деятельности) и удовлетворяет критериям активности, вовлеченности, удовлетворенности. Психологи отмечают, что для успешной деятельности нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании [1, с. 18].

Внутренняя мотивация характеризуется ощущением полной включенности в процесс, сопровождающийся концентрацией внимания вплоть до растворении себя в процессе деятельности; четким осознанием цели деятельности; отсутствием тревоги по поводу возможных ошибок. Однако включенность в процесс возможна только в том случае, если эта деятельность соответствует возможностям личности. С одной стороны, если обучение проходит слишком легко, наступает состояние скуки, с другой стороны, если учиться трудно, наступает состояние тревожности.

Внутренняя мотивация всегда существует в самой деятельности. Активность личности вызвана самим процессом, а не внешними факторами. Деятельность, мотивированная изнутри, сопровождается состоянием радости, удовольствия и удовлетворения от процесса. Смысл деятельности заключается в содержании деятельности.

Внутреннюю мотивацию можно классифицировать на познавательную, творческую и эстетическую.

Познавательная мотивация направлена на познание нового и получение удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.

Творческая мотивация очень важна, потому что большинство творческих людей черпают свои идеи именно из этого источника. Она означает, что человек готов потратить пять часов в неделю на то, чтобы найти лучший способ действий, в то время как большинство людей тратят на это не больше пяти минут в неделю. Мотивация означает стремление искать другие возможности, хотя большинство вполне удовлетворено существующим положением вещей. Мотивация означает любопытство и стремление объяснить непонятные явления. Мотивация означает желание пробовать и искать новые идеи. Очень важный аспект мотивации заключается в способности остановиться и взглянуть на то, на что никто раньше не обращал внимания.

Эстетическая мотивация связана с получением удовольствия от самой деятельности, будь то решение математических задач или сочинение музыки, выполнение акробатических упражнений или кулинарная деятельность. Кант И. назвал эту сферу «бескорыстной» (т.е. свободной от морали, истины, пользы). Познавательная мотивация направлена на овладение предметом интереса, а творческая мотивация, напротив, предполагает внешнюю направленность вектора деятельности.

Во множестве работ, посвященных проблеме развития эмоциональной сферы личности, подтверждается то, что люди, обладающие низкой степенью развитости эмоциональной сферы, значительно уступают по развитию других личностных сфер (мыслительной, творческой). Леонтьев А.Н. объясняет это тем, что интеллект не получает необходимого стимула для активного проявления в том или ином виде, для наполнения «личностными смыслами», включения механизмов целеустремленности, преодоления, достижения поставленных целей. Если воспользоваться терминологией А. Маслоу, недостаточное развитие эмоциональной сферы - это когнитивная ущербность личности.

Внешние мотивы делятся на: социальные (альтруистические, мотивы долга и ответственности, мотивы идентификации) и личностно-нравственные (мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения, достижения). Классификация социальных мотивов ГА. Мюррея включает следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, агрессии и др.

Рис. 1

Рассмотрим структурные уровни мотивации.

Первый структурный элемент мотивации - это потребность. Иерархия потребностей разработана А. Маслоу в книге «Мотивация и личность». Высшие потребности человека (познание, эстетические, самоактуализация) образуют внутреннюю мотивационную сферу личности.

Второй структурный элемент мотивации - это мотив, включающий намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин) и др.

Третий структурный элемент мотивации - это цель. В старшем подростковом и юношеском возрасте происходит постепенный переход от постановки цели и образования намерений в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками к самостоятельной постановке цели перед самим собой. Образ предвосхищаемого результата становится побудительной силой, начинает направлять действия студента и определять выборы возможных способов её осуществления. Целеобразование - центральный момент в процессе подготовки и осуществления деятельности и главный механизм формирования новых действий. Осваивая целеполагание как специальную произвольную деятельность студент не только учится ставить цель, но и тем самым учится эффективно её достигать.

Условиями развития мотивации являются: переживание собственной включенности и причинности происходящего учебного процесса; ощущение собственной компетентности; возможность свободного выбора.

Можно назвать следующие факторы, способствующие повышению учебной мотивации в вузе:

- проблемность обучения. Схема проблемного обучения включает: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач;

- включенность студентов в коллективные формы действия, в совместную учебную работу;

- доброжелательное, но требовательное отношение преподавателя к студентам, что в свою очередь ведет к формированию положительного отношения к предмету и всему учебному процессу; создание позитивного микроклимата в группе;

- использование дифференцированного подхода к обучению;

- умение создавать для каждого студента возможность самоутвердиться и проявить себя;

- использование интерактивных форм обучения (коллоквиумы, тренинги, деловые игры, метод мозгового штурма и т.д.);

- создание условий для гармоничного творческого развития студентов в зоне их ближайшего развития.

Список литературы:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Питер, 1999.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.

5. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: МЕТОД WORKSHOP © Крайнова Ю.Н.*

Московский педагогический государственный университет, г. Москва

В образовании, Workshop - короткий интенсивный курс, одно или несколько занятий, в процессе которых акцент ставится на взаимодействии и обмене информацией между участниками. Workshop - это метод обучения, который основан на изучении практических аспектов какого-либо вопроса. Это некая мастерская, где профессионал делится своим мнени-

* Старший преподаватель кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.