Научная статья на тему 'Пути повышения точности определения стоимости строительства'

Пути повышения точности определения стоимости строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
955
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / CONSTRUCTION / THE COST OF CONSTRUCTION PRODUCTS / ESTIMATE AND REGULATORY FRAMEWORK / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Виктор Павлович, Поташник Ярослав Семенович

Исследованы особенности действующей системы определения стоимости строитель­ной продукции, достоинства и направления улучшения действующей сметно-норма­тивной базы, меры по повышению точности определения затрат на строительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO IMPROVE THE ACCURACY OF THE COST OF CONSTRUCTION

In this article the features of the current system of determining the cost of construction materials are analyzed, dignity, and ways of improving the current estimate and regulatory framework, measures to improve the accuracy of the construction cost.

Текст научной работы на тему «Пути повышения точности определения стоимости строительства»

УДК 331 ;338 ББК 65.315

В.П. КУЗНЕЦОВ, Я.С. ПОТАШНИК

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: строительство, стоимость строительной продукции, сметнонормативная база, совершенствование.

Исследованы особенности действующей системы определения стоимости строительной продукции, достоинства и направления улучшения действующей сметно-нормативной базы, меры по повышению точности определения затрат на строительство.

V.P. KUZNETSOV, Ya.S. POTASHNIK THE WAYS TO IMPROVE THE ACCURACY OF THE COST OF CONSTRUCTION

Key words: construction, the cost of construction products, estimate and regulatory framework, improvement.

In this article the features of the current system of determining the cost of construction materials are analyzed, dignity, and ways of improving the current estimate and regulatory framework, measures to improve the accuracy of the construction cost.

В последние десятилетия система определения стоимости в строительстве РФ претерпела существенные изменения. Это связано с появлением новых форм собственности инициаторов и участников инвестиционного процесса, источников финансирования инвестиционных проектов, изменением форм и методов заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками капитального строительства на основе договорных цен на конкурсной основе. Возникла необходимость точной и достоверной оценки стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса - от предынвестиционной стадии до завершения проекта.

Существующая в России система определения стоимости строительной продукции (СНБ-2001) включает федеральные, отраслевые и региональные нормативно-правовые и методические документы, в том числе [1. С. 132]:

- государственные элементные сметные нормы на строительные (ГЭСН-2001), ремонтно-строительные (ГЭСНр-2001), монтажные (ГЭСНм-2001), пусконаладочные (ГЭСНп-2001) работы;

- федеральные сборники единичных расценок на общестроительные (ФЕР-2001), ремонтно-строительные (ФЕРр-2001), монтажные (ФЕРм-2001), пусконаладочные (ФЕРп-2001) работы, Федеральные сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФЕМ-2001);

- федеральные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (6 частей);

- сборник федеральных сметных норм (ФСН) и территориальных единичных расценок (ТЕР-2001) на ремонтно-реставрационные работы (в 6 томах);

- укрупненные Государственные сметные нормы (ГСН), выраженные в процентах:

а) сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001);

б) сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001);

в) сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001);

г) сметные нормы дополнительных затрат при производстве ремонтностроительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001);

- нормативы накладных расходов (МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004), сметной прибыли (МДС 81-25.2001) и затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);

- укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости;

- справочники базовых цен на проектные и инженерно-изыскательские работы для строительства;

- методические документы в строительстве (МДС);

- руководящие документы в строительстве (РДС);

- нормативные показатели расхода материалов (НПРМ);

- методические пособия, рекомендации и другие документы.

В СНБ-2001 закреплено, что сметная стоимость строительства объектов включает стоимость строительно-монтажных работ, оборудования и прочие затраты.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ по своему экономическому содержанию делится на прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

Прямые затраты связаны с непосредственным выполнением строительно-монтажных работ и включают в себя:

а) стоимость материалов, изделий, конструкций и полуфабрикатов (материальных ресурсов);

б) стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов (технических ресурсов);

в) расходы на оплату труда рабочих, занятых при производстве строительно-монтажных работ (трудовые ресурсы).

Для определения прямых затрат применяются следующие методы [5. С. 218]:

- Базисно-индексный метод - предусматривает вначале определение прямых затрат в базисных ценах путем перемножения физического объема работ по проекту на единичную расценку, а затем в текущих ценах путем перемножения прямых затрат в базисных ценах на индексы, учитывающие эскалацию цен и тарифов.

- Базисно-компенсационный метод - предусматривает суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне цен, определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые и прочие) с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.

- Ресурсно-индексный метод - предусматривает вначале определение потребности в основных видах ресурсах в натуральных показателях их расхода (чел.-час., машино-час. и объемы материальных ресурсов), затем их базисную цену (предусмотренную в соответствующих ценниках) и далее умножением этих величин на индексы их удорожания для определения стоимости в текущих ценах.

- Ресурсный метод - предусматривает определение прямых затрат сразу в текущих ценах.

- Ресурсно-ранжирный метод - предусматривает на первом этапе определение прямых затрат на основные виды ресурсов (ресурсы-представители, которые составляют не менее 90% прямых затрат и имеют значительно меньшую укрупненную номенклатуру) в текущих ценах на основе перемножения натуральных показателей расхода ресурсов на их текущую стоимость с последующим их суммированием. На втором этапе учитывается стоимость прочих ресурсов, определяемых путем ранжирования по сумме наименьших затрат в пределах до 10% стоимости прямых затрат. Текущая сумма этих затрат рассчитывается путем простого перемножения на соответствующий средневзвешенный коэффициент изменения цен, определяемый по основной массе ресурсов.

- Метод формирования банков данных и знаний о натуральных и стоимостных показателях строительства аналогичных объектов.

Величина накладных расходов, сметной прибыли и прочих затрат рассчитывается согласно установленным нормативам в процентах от определенных статей затрат.

Действовавшие ранее сметно-нормативные базы 1984 и 1991 гг. по своей структуре схожи с СНБ-2001. Однако сметно-нормативная база 1984 г. (ЕРЕР-84 и ЭСН-84) была разработана на базе производственных норм (ЕНиР, ВНиР) 1967—1968 гг. и отражает уровень строительных технологий 1968 г. Она не отвечает современным требованиям ни по составу работ, поскольку в ней не учитываются современные строительные технологии, машины и механизмы, строительные материалы и оборудование и т.д., ни по количественным характеристикам физических показателей затрат труда, машин и материалоемкости элементных и укрупненных сметных норм.

Сметная нормативная база 1991 г. (СНиР-91), которая разрабатывалась с учетом устранения недостатков базы 1984 г., не была доведена до завершения. В ней не удалось реализовать принцип калькулирования элементных сметных норм, накладных расходов и прочих затрат под технологию выполнения строительно-монтажных работ, соответствующую календарным графикам их выполнения исполнителями, что снижает точность расчетов и приводит к значительным противоречиям между заказчиками и подрядчиками капитального строительства при определении договорных цен.

Оценить достоинства и недостатки СНБ-2001 по сравнению с активно использовавшейся ранее сметно-нормативной базой 1984 г. можно с помощью данных,представленных в таблице.

Сравнительная характеристика сметно-нормативных баз 1984 и 2001 гг. [3. С. 198]

Сметно-нормативная база 1984 г. Сметно-нормативная база 2001 г.

В ЭСН имеется статья затрат «Прочие машины и механизмы» В ГЭСН статья затрат «Прочие машины и механизмы» отсутствует, указаны конкретные машины и механизмы

В ЭСН имеется статья затрат «Прочие материалы» В ГЭСН статья затрат «Прочие материалы» отсутствует, указаны конкретные материалы

Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, приспособления, устройства, в составе машин и механизмов норм ГЭСН не содержатся В состав машин и механизмов норм ГЭСН входят малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, приспособления, устройства

Все затраты стоимости машино-часа малоценных инструментов учитываются в нормах накладных расходов Затраты стоимости машино-часа малоценных инструментов частично учтены в ГЭСН, а частично - в нормах накладных расходов

ЭСН разработаны по многим видам материалов ГЭСН разработаны по одному материа-лу-представителю

Вспомогательные ненормируемые материалы учтены в размере 5% основной заработной платы Вспомогательные ненормируемые материалы составляют 2% стоимости основных материалов

Отсутствуют цифры и коды на материальные ресурсы Материальным ресурсам присвоены шифры и коды, что значительно облегчает определение сметной стоимости строительства ресурсным методом

Имеется деление на местные и привозные материалы Отсутствует деление на местные и привозные материалы

База для начисления накладных расходов -прямые затраты и основная заработная плата, база для начисления сметной прибыли -сумма прямых затрат и накладных расходов База для начисления и накладных расходов, и сметной прибыли - фонд оплаты труда (отход от затратного метода определения стоимости)

Узкая номенклатура нормативов накладных расходов и сметной прибыли по видам СМР Широкая номенклатура нормативов накладных расходов и сметной прибыли по видам СМР

Отсутствуют укрупненные нормативы накладных расходов и сметной прибыли Имеются укрупненные нормативы накладных расходов и сметной прибыли

Окончание табл.

Сметно-нормативная база 1984 г. Сметно-нормативная база 2001 г.

Норма сметной прибыли составляет 8% от суммы прямых затрат и накладных расходов Норма прибыли составляет 5-6% суммы прямых затрат и накладных расходов

Районный коэффициент начисляется дополнительно на средства на оплату труда Районный коэффициент входит в статью прямых затрат - средства на оплату труда

Доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляет 25-28% Доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляет 8-10%

Отсутствует показатель - средний разряд работ Имеется показатель - средний разряд работ

Не разработаны дифференцированные поправочные коэффициенты к нормам затрат времени эксплуатации строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда рабочих-строителей Применяются дифференцированные поправочные коэффициенты к нормам затрат времени эксплуатации строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда рабочих-строителей

Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная оплата труда, расходы на дополнительные отпуска) начисляются дополнительно к стоимости СМР Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная оплата труда, расходы на дополнительные отпуска) входят в статью прямых затрат - средства на оплату труда

Широкая номенклатура расценок по видам СМР Сокращенная номенклатура расценок по видам СМР

Разработка сборников ЕРЕР на федеральном уровне Разработка сборников ТЕР непосредственно в регионах

Применимы только усредненные нормативы Предоставляется возможность разработки и применения ИСН

К преимуществам сметно-нормативной базы 2001 г. можно отнести:

- сокращение номенклатуры сметных норм, введение универсальных единиц измерения в расценках, в результате чего однородные расценки объединены в одну;

- пересмотр номенклатуры машин и механизмов, материалов, технологий, в основе которого заложено состояние современного уровня техники и технологии;

- расширение номенклатуры сборников на монтажные работы с 36 до 40, что позволяет учитывать в сметной документации дополнительные виды работ;

- введение более гибкой дифференциации коэффициентов, применяемых для определения стоимости демонтажа оборудования, а также разработка различных схем учета стоимости демонтажа в зависимости от параметров оборудования;

- расшифровка статьи затрат «Прочие машины и механизмы» по конкретным видам машин и механизмов;

- расшифровка 5% размера средств на статью затрат «Прочие материалы» по конкретным видам;

- максимальный учет в расценках местных условий производства СМР и других территориальных особенностей, влияющих на стоимость строительства, поскольку сборники ТЕР разработаны в региональных центрах по ценообразованию в строительстве (а не на федеральном уровне);

- предоставление возможности конкретным предприятиям разрабатывать индивидуальные сметные нормы в случаях, когда нормы, необходимые для определения сметной стоимости производимых ими работ, отсутствуют в сборниках ГЭСН. Ряд индивидуальных сметных норм утверждается на федеральном уровне, утвержденные индивидуальные сметные нормы будут выпускаться как дополнения к существующим сборникам, что позволит предприятиям при необходимости использовать их при разработке сметной документации. Это обеспечит постоянное пополнение сметно-нормативной базы 2001 г. и будет способствовать появлению возможности учета индивидуальных условий строительства;

- отход от затратного метода определения стоимости строительно-монтажных работ, так как базой начисления накладных расходов и сметной прибыли является фонд оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

К сожалению, сметно-нормативная база 2001 г. не избежала многих недостатков. К ним можно отнести:

- недостаточное отражение всего многообразия современных отечественных и зарубежных технологий строительства, новых средств механизации и транспорта, материалов и оборудования;

- недостаточно достоверное определение норм затрат труда и размера оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов при формировании сметных норм;

- низкую долю заработной платы в структуре сметной стоимости (по значительному числу работ она составляет 8-10%), что не покрывает реальных расходов на оплату труда;

- снижение нормы сметной прибыли, которая сейчас составляет 5-6% суммы прямых затрат и сметной прибыли (до этого она составляла 8%);

- большое количество недочетов при составлении ГЭСН-2001 (например, в ряде расценок учтены не все используемые при работах материалы; в сборниках ГЭСН заложена норма ненормируемых материалов, равная 5% стоимости основных материалов, в то время как более точные расчеты показали, что их размер не превышает 2%) и др.

Дальнейшее развитие сметно-нормативной базы в строительстве, на наш взгляд, должно идти по следующим направлениям:

а) добавление в существующие сборники новых более эффективных строительных технологий, средств большой и малой механизации, в том числе импортных;

б) переработка нормативов трудоемкости и машиноемкости выполнения работ и услуг с учетом требований не только технологических карт, но и реальных поточных графиков строительства, в которых обосновываются вынужденные простои строительной техники и трудовых ресурсов по организационно-технологическим, природно-климатическим и другим условиям производства работ;

б) переработка стоимостных нормативов в ФБР (ТЕР), в том числе заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов, с учетом изменения различных тарифов, инфляционных и других факторов (в случае применения индексных методов расчета).

Кроме того, для повышения точности определения стоимости строительства необходимо изменение государственной политики по обеспечению разработки и реализации методологии определения объективно необходимых затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений. Затратный механизм, свойственный командно-административному периоду развития отечественной экономики, в настоящее время приобрел новые формы в естественных монополиях и других предприятиях, подконтрольных государству, что проявляется, прежде всего, в тенденциях увеличения затрат на материальные ресурсы поставки как заказчика, так и подрядчика.

Необходима разработка новых видов прейскурантов, которые, как показывает мировой опыт, позволяют осуществлять сметные расчеты на предынвестиционной стадии и на ранних стадиях проектирования с достаточной точностью. Повышение точности и достоверности прогнозных сметных расчетов способствует повышению эффективности использования капитальных вложений и формирования инвестиционных программ на всех уровнях управления, качества договоров и контрактов, конкурсной и другой документации. В прейскурантах должны содержаться, прежде всего, натуральные показатели по отраслям и объектам-представителям в виде физических объемов работ, тру-до-, машино- и материалоемкости на единицу мощности строительной про-

дукции, которые могут использоваться для разработки аналогичных показателей на единицу мощности потребительской продукции, например, на 1 км линейно-протяженного объекта, на 1 м3 или 1 м2 определенного типа площадочного объекта-представителя. Натуральные показатели затем должны применяться для разработки укрупненных сметных показателей в текущем уровне цен.

Литература

1. Ардзинов В.Д. Ценообразование и составление смет в строительстве. СПб.: Питер, 2009. 240 с.

2. Бузырев В.В. Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве: учеб. пособие. 2-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 256 с.

3. Гумба Х.М., Ермолаев Е.Е., Уварова С.С. Ценообразование и сметное дело в строительстве: учеб.-практ. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010. 419 с.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 512 с.

5. Резниченко В.С., Ленинцев Н.Н. Системные подходы к определению цен и управление стоимостью в строительстве: справ. пособие с методиками и примерами расчетов. 2-е изд. М.: Слово, 2005. 516 с.

6. Фадеева Г.В. Механизмы повышения качества инвестиционного проектирования в строительстве на базе инновационного сметного нормирования (на примере регионов Сибири и Крайнего Севера): автореф. дис. ... докт. экон. наук. Омск, 2009.

КУЗНЕЦОВ ВИКТОР ПАВЛОВИЧ. См. с. 285.

ПОТАШНИК ЯРОСЛАВ СЕМЕНОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет, Россия, Нижний Новгород ([email protected]).

POTASHNIK YAROSLAV SEMENOVICH - candidate of economics sciences, associate professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod.

УДК 33.81 ББК 65.291.551-21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.П. КУЛИКОВА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, модернизация экономика, управление инновационным развитием.

Одним из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ является наличие системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития данных сфер, ресурсы, требуемые для достижения целей, и механизмы контроля. Развитие межвузовского взаимодействия в регионах может осуществляться по инициативе и при поддержке органов власти.

Yu.P. KULIKOVA

ECONOMIC ASSESSMENT OF THE NEED FOR INNOVATIVE METHODS OF QUALITY MANAGEMENT SCHOOL

Key words: innovation, innovation policy, innovation development, economic modernization, and innovation development.

One of the innovative development of higher education in the subjects of the Russian Federation is the existence of a system of regional policy in the field of education, science and innovation, defining objectives, the trajectory of these areas, the resources required to achieve the objectives and mechanisms of control. The development of inter-university cooperation in the region may be on the initiative and with the support of government.

Эффективность работы системы менеджмента качества научно-образовательных услуг в высшем образовательном учреждении напрямую зависит от наличия постоянного мониторинга его инновационной деятельности. Автором разработана концепция системы менеджмента качества в высшем обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.