Научная статья на тему 'Пути оптимизации самообразования интернов при кредитной технологии обучения'

Пути оптимизации самообразования интернов при кредитной технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREDIT EDUCATION TECHNOLOGY / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS UNDER THE GUIDANCE OF A TEACHER / STUDENTS'' INDEPENDENT WORK / ОқЫТУДЫң КРЕДИТТіК ТЕХНОЛОГИЯСЫ / ОқЫТУШЫНЫң ЖЕТЕКШіЛіГіМЕН СТУДЕНТТЕРДің өЗіНДіК ЖұМЫСЫ / СТУДЕНТТЕРДің өЗіНДіК ЖұМЫСЫ / КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларюшина Е.М., Васильева Н.В., Алина А.Р., Амирханова Д.Т., Нильдибаева Ф.У.

Концепция развития системы образования Республики Казахстан определила новую модель вузовского образования с использованием кредитной системы обучения, что продиктовано необходимостью подготовки современного специалиста, владеющего профессиональными компетентностями, способного принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию. Одной из основных задач кредитной технологии обучения является повышение роли самостоятельной работы. Используемые на кафедре внутренних болезней №2 Карагандинского государственного медицинского университета технологии самостоятельного обучения интерна формируют умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения, развивать творческий подход и исследовательские навыки, определяя достижение основных компетенций, предъявляемых к выпускнику по направлению подготовки «Внутренние болезни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларюшина Е.М., Васильева Н.В., Алина А.Р., Амирханова Д.Т., Нильдибаева Ф.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION WAYS IN INTERNS SELF EDUCATION BASED ON CREDIT TECHNOLOGY

Conception of education system development of the Republic of Kazakhstan has identified new model of university education with credit technology of education, that is dictated by the necessity to prepare a contemporary specialist, who owns professional competence, able to make decisions in unusual situations, team work, self-produce, analyze and effectively use of information. One of the main objectives of credit technology of education is to enhance the role of independent work. Technology of interns self education in the frame of independent learning used in the department of internal medicine №2 is forming the ability to navigate in the new situation, place yourself to see the problem, finding approaches and ways to solve it, developing of creativity and research skills, defining core competencies achievement imposed on graduate training in the direction of «Internal Medicine».

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации самообразования интернов при кредитной технологии обучения»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 61(07)

Е. М. Ларюшина, Н. В. Васильева, А. Р. Алина, Д. Т. Амирханова, Ф. У. Нильдибаева

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ИНТЕРНОВ ПРИ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Кафедра внутренних болезней №2 Карагандинского государственного медицинского университета

Концепция развития системы образования Республики Казахстан определила новую модель вузовского образования с использованием кредитной системы обучения, что продиктовано необходимостью подготовки современного специалиста, владеющего профессиональными компетентностями, способного принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию. Одной из основных задач кредитной технологии обучения является повышение роли самостоятельной работы. Используемые на кафедре внутренних болезней №2 Карагандинского государственного медицинского университета технологии самостоятельного обучения интерна формируют умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения, развивать творческий подход и исследовательские навыки, определяя достижение основных компетенций, предъявляемых к выпускнику по направлению подготовки «Внутренние болезни».

Ключевые слова: кредитная технология обучения, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, самостоятельная работа студентов

Современная система высшего медицинского образования призвана готовить молодых специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по врачебной специальности, способных реагировать на современные достижения медицинской науки, владеющих широким спектром клинического мышления и навыками оценки ситуации, готовых внедрять новые технологии в практическое здравоохранение. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя студенту. Первоочередной задачей преподавателя и высшего учебного заведения является научить студента учиться и уметь ориентироваться в многообразии научного материала. В соответствии с новой технологией обучения студент из пассивного потребителя знаний превращается в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность [1, 4, 6].

Кредитная система обучения является наиболее гибкой и эффективной, поскольку позволяет планировать академические программы, ориентированные на запросы рынка труда, открывает возможность академической мобильности, способствует повышению качества преподавания [2]. В данной образовательной концепции главными задачами являются: унификация объема знаний, создание условий для максимальной индивидуализации обучения, усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся, выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их

контроля. Кредитная технология обучения подразумевает свободный выбор и самостоятельное планирование обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита, как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя [5, 7]. Преимуществом этой технологии обучения является развитие навыка самостоятельной работы, что позволяет повысить уровень их творческой активности и стимуляции в освоении знаний. Особое значение это имеет для специалистов медицинского профиля, которые в течение всей трудовой деятельности обязаны повышать свой профессиональный уровень в соответствии с развитием технологий и инноваций в медицине [6]. Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов [4, 6]. С внедрением кредитной технологии обучения наряду с самостоятельной работой обучающегося во внеаудиторное время появилась новая форма обучения - самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) [1, 7, 8].

В качестве единого системообразующего блока в процессе самостоятельной работы

обучающегося, выполняемой под руководством преподавателя на кафедре внутренних болезней №2 Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ), является обучение в процессе самостоятельной курации больного с последующим оформлением клинической истории болезни. Интерны самостоятельно проводят осмотры пациентов, формулируют и обосновывают диагноз, составляют программы обследования и лечения, участвуют в выполнении лечебно-диагностических процедур, представляют пациентов на обходах, клинических разборах, консилиумах при участии доцентов, профессоров кафедры. Важным моментом такого подхода к формированию клинического опыта интерна является прямой доступ к пациенту и непрерывность наблюдения. Это создает психологическую атмосферу доверия, развития творческих способностей и клинического мышления студента. Использование такого вида обучения создает наибольшую мотивацию к активизации самостоятельной работы интерна. Несмотря на необходимость большой самодисциплины интерна при таком варианте работы, большая часть из них изъявляет желание работать по данной методике как наиболее эффективной модели самообучения, что позволяет подготовить самостоятельного, думающего врача.

Возрастающие требования новых государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям выпускников на фоне нерешенных, общеизвестных проблем клинических кафедр, которые во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения, диктует необходимость сделать акцент на си-муляционном обучении. В рамках СРСП в центре практических навыков КГМУ проводится симуляционное обучение, основанное на клинических сценариях, междисциплинарных, межпрофессиональных подходах. Симуляционное обучение интернов направлено на развитие клинического мышления в ходе проведения дифференциального диагноза и закрепления практических навыков по оказанию неотложной помощи в критических ситуациях.

Самостоятельная работа интернов в клинике выполняется в виде ночных и дневных дежурств в стационаре с отчетом на утренней врачебной конференции. Интерны имеют возможность работы в отделениях функциональной, лабораторной, визуальной

диагностики, участвовать в патолого-анатомических вскрытиях, самостоятельно регистрировать и интерпретировать ЭКГ, пикфлоуметрию, спирографию, пульсокси-метрию, глюкометрию, проводить микроскопию мазков периферической крови и костного мозга и др. Клиническая работа интерна способствует формированию и развитию клинической компетентности и профессиональной уверенности врача. Профессиональная уверенность врача является положительным качеством, так как она основана на знаниях и опыте, приобретаемом непосредственно у постели больного. Интеграция дисциплин (внутренние болезни, клиническая лабораторная диагностика, визуальная диагностика, клиническая фармакология) в модуле увеличивает время работы в клинических условиях, позволяя сформировать мультидисциплинарный подход к решению проблем пациента.

Одним из важных методов самообразования является обучение, позволяющее сформировать навык научных исследований (Research-based learning (RBL). Являясь методом активного обучения, RBL позволяет эффективно развивать практи-ческие навыки и умения у обучающихся, при этом в случае выполнения индивидуальных исследовательских проектов формируются навыки самостоятельной работы, в случае участия обучающихся в коллективных (групповых) исследовательских проектах - развиваются навыки командной работы. С внедрением RBL обучающийся из простого потребителя знаний превращается в непосредственного участника процесса создания новых знаний [3]. Интерны активно участвуют в выполнении научно-технических программ университета, самостоятельно разрабатывают дизайн исследований, работают в библиотеке с использованием электронных ресурсов (The Cochrane library, PubMed, Elsevier, Thompson Reuters и т.д.), представляют результаты своих исследований на научно-практических конференциях, оформляют эссе, интересные клинические, патологоанатомические случаи в виде презентаций. Развитию навыка самосовершенствования способствует ведение портфолио, которое совместно с другими инновационными педагогическими технологиями организации учебного процесса призваны обеспечить высокий уровень компетенции у интернов. Разработан и внедрен новый методический подход

междисциплинарного обучения c разбором клинического случая на основе технологии e-leammg, позволяющий развивать у интернов умение анализировать и оценивать процесс самосовершенствования, развивать творческие способности к самостоятельному поиску теоретической и практической информации относительно изучаемой дисциплины, критического анализа полученных знаний при осмыслении использования их на практике применительно к будущей профессии [9, 10].

Переход на кредитную технологию в большей степени послужил основанием для пересмотра политики оценки. Для оценки аудиторной и внеаудиторной деятельности интерна, обучающихся по кредитно-модульной системе, на кафедре были разработаны и внедрены в образовательный процесс оценочные листы «Дежурство ночное/дневное в терапевтическом стационаре», «Ведение медицинской документации/истории болезни в терапевтическом стационаре» и «360°-оценка интерна», «Клинический экзамен». Стандартизированные методы оценки различных составляющих клинической работы интерна позволяют достоверно и надежно оценить критерии выполнения, в соответствии с которыми предоставляется возможность обратной связи, четко определяются границы знания, понимания и умения интерна. Академическая свобода кафедры была ощутима при разработке политики оценки кафедры в достижении конечных результатов обучения: определение количества оцениваемых заданий, выбор метода контроля СРСП и СРС. Балльно-рейтинговая система по кредитной технологии позволила увеличить значимость оценок за СРСП и СРС, что должно послужить мотивацией к самообразованию и стимуляцией профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Таким образом, самостоятельная работа интерна как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Используемые на кафедре технологии самостоятельного обучения интерна формируют умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения, развивать творческий подход и исследовательские навыки, определяя достижение основных компетенций, предъяв-

ляемых к выпускнику по направлению подготовки «Внутренние болезни».

ЛИТЕРАТУРА

1 Ахметова Г. К. Из школы - в вуз. Кредитная система обучения в Казахстане /Г. К. Ахметова, Г. Н. Паршина, М. Д. Шагырбаева // Творческая педагогика. - 2006. - №3 (28). - С. 55-61.

2 Жаркынбаева Р. Проблемы и перспективы развития кредитной технологии в вузах Казахстана //Современное столичное образование. - 2006. - №1-2. - С. 26-28.

3 Койков В. В. Роль research-based learning в подготовке инновационно-активных специалистов системы здравоохранения /В. В. Койков, Г. А. Дербисалина //Денсаулык; сактауды дамыту журналы. - 2012. - №4 (65). - С. 67-78.

4 Куттыкужанов А. Ж. С чего начинать введение итогового тестирования и кредитной системы? /А. Ж. Куттыкужанов, З. А. Куттыку-жанова //Высшее образование сегодня. -2006. - №7. - С. 30-33.

5 Мусин Е. А. Система высшего образования в условиях кредитной технологии обучения в Республике Казахстан / Е. А. Мусин, З. Г. Сактаганова //Вестн. КарГУ. - 2008 //http:// articlekz.com/article/5051

6 Ходжаян А. Б. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе /А. Б. Ходжаян, Н. В. Агранович //Фундаментальные исследования. - 2011. - №11 (1). - С. 149-153.

7 Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения // Приказ №152 Министерства образования и науки Республики Казахстан от 20.04.2011 г.

8 Тайтубаева Г. К. Особенности кредитной системы и дистанционного обучения в Казахстане /Г. К. Тайтубаева, А. Н. Омарова // Статистика, учет и аудит. - 2006. - №1 (22). -С. 22-24.

9 Frehywot S. E-learning in medical education in resource constrained low- and middle-income countries /S. Frehywot, Y. Vovides, Z. Talib //Human Resources for Health. - 2013. -V.11 - P. 4-8.

10 Ronald M. Harden.Learning outcomes as a tool to assess progression.International Virtual Medical School (IVIMEDS), Dundee, UK2007 //Med. Teacher. - 2007. - V. 29. - P. 678 -682.

Поступила 08.12.2014 г.

Ye. M. Laryushina, N. V Vasiieva, A. R. Alina, D. T. Amirkhanova, F U. Nildibayeva OPTIMIZATION WAYS IN INTERNS SELF EDUCATION BASED ON CREDIT TECHNOLOGY

Conception of education system development of the Republic of Kazakhstan has identified new model of university education with credit technology of education, that is dictated by the necessity to prepare a contemporary specialist, who owns professional competence, able to make decisions in unusual situations, team work, self-produce, analyze and effectively use of information. One of the main objectives of credit technology of education is to enhance the role of independent work. Technology of interns self education in the frame of independent learning used in the department of internal medicine №2 is forming the ability to navigate in the new situation, place yourself to see the problem, finding approaches and ways to solve it, developing of creativity and research skills, defining core competencies achievement imposed on graduate training in the direction of «Internal Medicine».

Key words: credit education technology, independent work of students under the guidance of a teacher, students' independent work

Е М. Ларюшина, Н. В. Васильева, А. Р. Алина, Д. Т Амирханова, Ф. У. Нильдибаева

ОК,ЫТУДЫЦ КРЕДИТТГК ТЕХНОЛОГИЯСЫ КЕЗ1НДЕГ1 ИНТЕРНДЕРДЩ 0З1НД1К ОКУЫН ЖЕТГЛД1РУ ЖОЛДАРЫ

Казакстан Республикасы 6miM беру жYЙeсiнH даму концепциясы мамандыкты компетенттткт менгерген, стандартты емес жаFдайларда шeшiм кабылдап, топта жумыс оей алатын, акпаратты 63i тауып, сараптайтын жэне нэтижeлi колдана бте™ заманауи маманды дайындаудын кажетттИнен туындаFан окытудын кредит™ жYЙeсiн колданатын жоFары б^м берудН жана Yлгiсiн аныктады. Окытудын кредит™ технологиясынын непзп максаттарынын бiрi езвдк жумыстын рол^ арттыру болып табылады. Кафедрада колданылатын интeрндeрдiн взiндiк оку технологиясы жана жаFдайда бeйiмдeлe бiлудi, мэсeлeнi тану жэне коюды, оны шешуге жол iздeу, шыFармашылык тэсiлдeр мен зерттеу даFдыларын жeтiлдiрудi калыптастырады, «Iшкi аурулар» баFыты бойынша дайындалатын тYлeктeргe койылатын 4eri3ri компeтeнцияларFа жeтудi аныктайды.

Клт сездер: окытудын крeдиттiк технологиясы, окытушынын жeтeкшiлiгiмeн студeнттeрдiн езiндiк жумысы, студенттердН езiндiк жумысы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.