Научная статья на тему 'Пути оптимизации процесса становления читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации'

Пути оптимизации процесса становления читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Ю. И.

Автор рассматривает актуальную для современной школы проблему воздействия средств массовой коммуникации на формирующуюся личность ребенка, становление его общекультурного уровня и читательских интересов. Как один из возможных путей оптимизации процесса развития читательской деятельности младшего школьника в современных условиях представлена программа комплексного формирования читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника «Я читатель и зритель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации процесса становления читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2006. Вып.3. С. 125-135

Пути оптимизации процесса становления читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации

Ю.И. Соловьева

Ст. преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной

школе МПГУ

Автор рассматривает актуальную для современной школы проблему воздействия средств массовой коммуникации на формирующуюся личность ребенка, становление его общекультурного уровня и читательских интересов. Как один из возможных путей оптимизации процесса развития читательской деятельности младшего школьника в современных условиях представлена программа комплексного формирования читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника «Я - читатель и зритель».

Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей школы. На протяжении всей истории развития методики обучения русскому языку изучалась проблема становления читательской деятельности младшего школьника. На сегодняшний день накоплен богатейший научно-методический материал по этой проблеме: проведено много фундаментальных исследований в области формирования читательских интересов, разработаны теоретические основы формирования читательской самостоятельности младших школьников, создано огромное количество программ и учебников по чтению. Но стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растет современный ребенок, требует новых подходов к решению вопроса становления ребенка-читателя.

В последнее десятилетие XX в. стало очевидным, что общество вступает в новую информационную эпоху. Увеличение объема информации и бурное развитие техники повлекло за собой появление большого количества новых средств массовой коммуникации и усиление их воздействия на все сферы жизни современного человека. В

понятие «средства массовой коммуникации» (далее СМК) в современной литературе не всегда вкладывается одинаковое содержание, но обычно оно употребляется как собирательное обозначение печати, радио, телевидения, кинематографа, средств видео- и звукозаписи и воспроизведения, компьютерных систем.

Особенно острой сегодня представляется проблема воздействия СМК на формирующуюся личность ребенка, становление его общекультурного уровня и читательских интересов. В современном обществе ребенок уже в дошкольном возрасте, еще не имея читательского опыта, подвергается огромному воздействию телевидения, видео, компьютера и приобретает определенный аудиовизуальный опыт.

Исследуя роль аудиовизуального опыта ребенка в процессе обучения, ТС. Троицкая отмечает, что спецификой сегодняшнего дня является преобладание в детской жизни визуальных видов искусств: многие фольклорные и литературные детские произведения входят в жизнь современного ребенка через посредство мультипликационных и игровых фильмов, мюзиклов, спектаклей. «Чтение книги осуществляется на фоне знакомства с той или иной версией литературного произведения, нередко весьма далекой от оригинала и неизбежно навязывающей ребенку образ героя, отношения к событиям и др. Как бы мы ни относились к такой ситуации, она является реальностью, которую мы не в силах изменить, но которую не вправе не замечать»1.

Начиная работу с тем или иным произведением, целесообразно припомнить просмотренные фильмы, спектакли; принести в класс видеокассеты, театральные программки. Читая то или иное произведение, необходимо обращаться к этим материалам и соотносить художественный текст с его киноверсиями и театральными постановками. По словам ТС. Троицкой, «так школа становится естественным продолжением спонтанной жизни ребенка, помогая осмыслить внешкольный опыт и включить его в актуальный культурный контекст»2.

Такое отношение к аудиовизуальному опыту ребенка представляется наиболее целесообразным и актуальным в свете изменений, происходящих в современном обществе. Изучение специальной литературы, наблюдение за образовательным процессом в школе позволяют сделать выводы о том, что современный ребенок получает первый опыт зрителя очень рано, и к моменту поступления в школу он является уже достаточно «насмотренным» зрителем, хотя и остается при этом на очень низком уровне аудиовизуальной грамотности.

1 Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. Коммуникативно-деятельностный подход. М., 2004. С. 113.

2 Там же.

К сожалению, до сих пор в образовательном процессе влияние средств массовой коммуникации на школьника либо вовсе игнорируется, либо рассматривается как крайне отрицательное. Таким образом, возникают серьезные противоречия в сфере воспитания, образования и развития ребенка: аудиовизуальный опыт современного младшего школьника занимает ведущую роль в его жизненном и эстетическом опыте, но совершенно не учитывается в процессе школьного образования. Актуальной задачей современной методики является педагогическое осмысление стихийно сложившегося аудиовизуального опыта ребенка с целью использования этого опыта в процессе формирования личности школьника, его общекультурного развития. Также представляется возможным использование средств массовой коммуникации как стимуляторов чтения. Наблюдения показывают, что круг читательских и зрительских интересов младших школьников имеет точки соприкосновения: например, понравившийся художественный или мультипликационный фильм часто стимулирует желание ребенка прочитать литературный первоисточник.

Огромное воздействие СМК на развитие личности и формирование сферы интересов современного школьника, в том числе читательских интересов и предпочтений, обосновало актуальность создания программы по формированию читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации. Такая программа была разработана и апробирована нами на базе средней общеобразовательной школы № 531 города Москвы. Экспериментальная программа «Я - читатель и зритель» была реализована в системе уроков чтения во втором классе с учебной нагрузкой один час в неделю.

Целью экспериментальной системы обучения стало развитие читательской и аудиовизуальной культуры в комплексе. Такой подход обусловлен положением о том, что искусство в сознании детей 6-7 лет пока синкретично, нечленимо. Поэтому именно в этом возрасте комплексное использование искусств представляется более целесообразным. Наиболее продуктивный путь к достижению этой цели представляется таким: через осознание зрительского и читательского опыта - к грамотному зрителю и читателю.

Основные методические положения этой системы можно выразить следующим образом:

— формируя читательскую деятельность младшего школьника на современном этапе, необходимо учитывать активное влияние СМК на личность ребенка;

— комплексное использование различных средств СМК в процессе формирования читательской деятельности младшего школьника создает предпосылки для становления грамотного, активного читателя и зрителя;

— привлечение на урок СМК повышает мотивацию обучения, создает условия для активной, самостоятельной творческой деятельности детей, делает эту деятельность личностно значимой;

— художественно-творческая, познавательная деятельность школьников во время специальных занятий с книгой и СМК совершенствует память, мышление, речь, воображение, расширяет кругозор, развивает художественное восприятие, формирует вкус учащихся;

— привлечение учащихся к нестандартным формам работы с книгой обеспечивает серьезность и длительность переживаний, связанных с восприятием произведений литературы, способствует индивидуализации читательских интересов младших школьников;

— использование комплекса средств массовой коммуникации в процессе формирования ребенка-читателя дает возможность представить младшим школьникам специфику каждого СМК и позволяет определить в ряду других средств функцию книги и чтения как совершенно особенную, неспособную быть замененной ни одним другим средством массовой коммуникации.

Среди форм организации работы были выбраны такие, как урок и внеурочная работа.

В ходе эксперимента проводились уроки разных типов:

— уроки освоения терминов и выработки необходимых читательских и зрительских умений;

— уроки, на которых строилась работа с произведением литературы или аудиовизуальной культуры на основе полученных умений и теоретических знаний;

— уроки, на которых велась сопоставительная работа по изучению произведений литературы и аудиовизуальной культуры, созданных на основе одного источника (например: литературная сказка и ее экранизация). Этот тип уроков можно разделить на две категории: а) уроки, которые строились, от литературного произведения к произведению экранного искусства; б) уроки, на которых работа велась от произведения экранного искусства к литературному произведению;

— уроки творческой реализации полученных знаний и умений на основе эстетического восприятия и переживания различных произведений;

— уроки комбинированного типа.

Также в обучающем эксперименте использовались следующие формы внеучебной работы:

— совместные кинопросмотры;

— экскурсии (в Российскую государственную детскую библиотеку и на студию «Союзмультфильм»);

— походы в театры и музеи;

— творческие мастерские в группе продленного дня, где дети могли продолжать начатые в рамках урока проекты или создавать собственные;

— создание классных медиатек, где учащиеся могли обменяться интересующими их книгами, видеокассетами, дисками и т.д.

— организация досуговой деятельности детей, в ходе которой отслеживались и обсуждались домашние телепросмотры, проводились беседы о прочитанных книгах, организовывалось общение детей по поводу прочитанного и увиденного.

Основным учебным материалом экспериментальных уроков стали книги, тексты литературных произведений, периодическая печать, теле-, видео- и аудиоматериалы, а также компьютерные материалы.

В ходе разработки экспериментального обучения были выделены виды работ на уроке, которые, на наш взгляд, наиболее полно реализуют потенциальные возможности оптимизации процесса становления читательской деятельности младших школьников. По каждому виду учебного материала была дана краткая характеристика, объясняющая целесообразность его использования на экспериментальных занятиях, и определены возможные приемы работы с представленными СМК в условиях экспериментального обучения.

Телематериалы. Телевидение - самое распространенное на сегодняшний день СМК, которое занимает большую часть досуга младшего школьника и оказывает на него огромное влияние. Школьников привлекает к телеэкрану доступность и простота общения с этим источником информации. Интерес детей к телеэкрану закономерен, так как телевидение ежедневно показывает и объясняет факты, события, аргументирует выводы. Телевидение - это мощнейшее средство социализации ребенка: оно дает ответы на многие, порой недетские, вопросы, знакомит с культурными традициями и образом жизни разных народов, показывает как положительные, так и отрицательные примеры ценностных ориентиров и социальных норм.

Использование телевизионных передач в практике начальной школы потребует от учителя серьезного подхода: необходимо внимательно следить за программами телепередач, продумывать, какие телематериалы можно рекомендовать для просмотра детям, пристально

изучать их содержание, разрабатывать методику работы с каждой телепередачей. В начальной школе представляется возможным использовать следующие виды деятельности с телевизионным материалом:

— коллективный просмотр и обсуждение телепередач в классе;

— обсуждение передач, просмотренных дома самостоятельно;

— написание сценария и проведение викторины по следам прочитанных литературных произведений на основе существующих телеигр;

— создание собственной телепередачи (сбор материала, подготовка и запись передачи «Что нового?», созданной по аналогии с популярной детской передачей «Там-Там-Новости»);

— выработка умений работы с программой ТВ (критический, целенаправленный выбор передач, составление индивидуальной программы телепросмотра на неделю).

Последний вид деятельности способствует становлению зрительской активности, критического отношения к телепродукции и в конечном счете может стать фактором, противодействующим чрезмерному увлечению учащихся телевидением.

Но такой процесс обучения связан с целым рядом трудностей организационного характера: это несогласованность во времени программ телевидения с расписанием уроков в школе и с изучаемым материалом, недостаточная предварительная информация о содержании телематериалов. Такого рода проблемы могут быть решены путем использования современных средств видеозаписи. Телевизионную передачу, записанную на видеопленку, учитель сможет внимательно пересмотреть при подготовке к уроку, отобрать только тот материал, который он сочтет целесообразным, при этом он определит место передачи в общей системе урока, выстроит методику работы с ней. Во время просмотра видеозаписи на уроке учитель в нужный момент может остановить ее, чтобы более детально изучить какой-то материал или переменить, если это необходимо, вид деятельности. Телепередачу, записанную на видеомагнитофон, можно использовать в любое удобное время и, при необходимости, неоднократно.

Видеоматериалы. Видеоматериалы могут использоваться в процессе обучения, так как оказывают всестороннее аудиовизуальное воздействие на ребенка, повышают наглядность обучения, вызывают живой эмоциональный отклик. Современная видеотехника (видеокамеры, видеомагнитофоны), а также цифровая техника (цифровые камеры, БУО-проигрыватели) обладают огромным арсеналом возможности фиксации, воспроизведения и хранения видеоматериалов. В настоящее время видеозапись - мощное средство воздействия на

процесс развития литературно-творческих способностей детей, так как позволяет с легкостью фиксировать результаты творческой деятельности младших школьников. Яркое оформление результатов собственного творчества очень важно для детей. И именно здесь незаменимую роль играет цифровая и видеотехника. Она предоставляет огромные возможности для своеобразного поощрения и стимулирования, для продолжения процесса развития творческих способностей. Вот некоторые из возможных видов работ:

— просмотр фильмов и мультфильмов по видео и следующая за этим творческая работа;

— запись видеоинтервью;

— создание видеофильмов о писателях;

— съемка видеоряда к прочитанным произведениям;

— видеосъемка коротких роликов (например, рекламирующих книги или произведения, которые будут изучаться, видеозаписи-рекомендации книг для чтения «Что читать летом»).

Созданные видеофильмы сохраняются в видеотеке школы, они могут использоваться как учебный материал для внеклассного чтения, для уроков литературы, стать даже основанием для рекламного показа работы детей, необходимой им для самовыражения.

Аудиоматериалы. Этот вид СМК традиционно привлекается на урок чтения, так как легко доступен и удобен в использовании. Аудиоматериалы оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка, позволяют привлечь более пристальное внимание к выразительным средствам устной речи. Позволяют фиксировать и контролировать собственную речь. Легкость в использовании этого вида СМК дает возможность младшим школьникам работать самостоятельно, максимально проявляя свою творческую активность. В ходе эксперимента использовались аудиозаписи на различных носителях: аудиокассеты, СБ-диски и т.д. В экспериментальные занятия были включены следующие виды работ:

— работа над выразительным чтением с использованием записи литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова;

— прослушивание и подбор музыкальных отрывков для создания звукового ряда к лирическим стихотворениям и также для озвучивания создаваемых мультфильмов;

— запись аудиоинтервью о прочитанных книгах;

— создание радиопостановок для малышей;

— запись детского исполнения литературных произведений, создание собственных аудиокниг.

Компьютерные материалы. Компьютер способствует снятию противоречий между процессами учения и творческого развития. Каждый школьник, работая с компьютером, получает возможность самостоятельной познавательной, в том числе творческой, деятельности, может запрашивать интересующую его информацию, работать в ритме, который ему привычен. При использовании компьютера младшими школьниками в направлении, предусмотренном исследованием, основными принципами должны стать следующие: дифференциация и индивидуализация, сознательность и творческая активность школьников, постепенный переход от обучения к самообучению. Современная компьютерная техника синтезирует в себе возможности различных видов СМК и может с успехом применяться в процессе обучения. В ходе эксперимента использовались следующие виды деятельности с привлечением возможностей компьютерной техники:

— иллюстрирование по мотивам прочитанных книг при помощи компьютерной графики;

— использование возможностей компьютерной мультипликации (создание мультфильмов по мотивам прочитанных произведений);

— создание проектов обложек для книг и видеокассет в программах Paint, Лого и других;

— создание электронных афиш к мультфильмам, которые были задуманы и сняты в ходе экспериментального обучения;

— создание электронных проектов собственных книг и их последующее издание;

— знакомство детей с электронными библиотеками и другими источниками получения полезной информации в сети интернет.

В ходе эксперимента использовались материалы периодической печати. Сегодня издается большое количество детских газет и журналов. К сожалению, наряду с достойными экземплярами детской периодической печати, на прилавках можно встретить огромное количество низкопробной, а порой просто вредной печатной продукции. В связи с этим перед учителем стоит задача формирования критического отношения к предлагаемым изданиям, умения выбирать достойный печатный материал. С этой целью на экспериментальных занятиях проводились такие виды работ:

— обзор детских газет и журналов;

— устные сообщения на тему «Мой любимый журнал» («Моя любимая газета»);

— выпуск классной газеты;

— знакомство с электронными версиями детских газет и журналов.

Книга - это основной учебный материал, который аккумулирует в себе все перечисленные выше виды работ. Определяя методы и приемы работы с книгой на уроке, мы опирались на систему формирования читательской самостоятельности, разработанную Н.Н. Светлов-ской. Учитывая возраст читателей и этап формирования читательской самостоятельности, на котором они находились, при работе с детской книгой на уроках использовались следующие традиционные приемы самостоятельной читательской деятельности:

— ориентирование в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов в соответствии с заданной целью урока;

— воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;

— освоение закономерных связей: автор - книги, тема - авторы, тема - книги, жанр - книги, жанр - авторы;

— работа с книжной выставкой, организация выставок книг в классе;

— составление иллюстрированных и аннотированных карточек на книги, формирование картотеки книг, собранных в классной библиотеке.

Кроме перечисленных видов деятельности использовались также специально разработанные и уточненные нами в связи с поставленными целями и задачами обучения приемы, которые помогают связать воедино работу по формированию читательской самостоятельности и аудиовизуальной грамотности учащихся:

— создание классной медиатеки, куда входили книги, видео- и аудиокассеты, электронные носители;

— создание собственных книг-сборников в электронном варианте;

— работа в электронной библиотеке;

— создание рекомендательных плакатов при помощи компьютерной графики;

— работа с аудиокнигами, создание собственных аудиокниг.

На экспериментальных занятиях использовались разные виды книг как на печатной основе (книжки-игрушки, книги в разном типовом оформлении, книги, созданные по мотивам мультфильмов), так и на других носителях (аудиокниги, электронные книги).

В ходе экспериментальной работы, наряду с книгой, в качестве учебного материала использовались и отдельно взятые литературные тексты.

Работа с литературным текстом проходила в рамках традиционной методики чтения и охватывала все пять этапов процесса изучения

литературного произведения: подготовительная работа, этап первичного синтеза, анализ, этап вторичного синтеза, творческая работа. На каждом этапе использовались как традиционные методы и приемы работы с литературным текстом (беседа, ответы на вопросы, выборочное чтение, графическое и словесное иллюстрирование, различные виды пересказа, выразительное чтение, инсценировка и т.д.), так и специально разработанные или уточненные нами приемы, помогающие открыть взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусства:

— составление литературного сценария;

— сравнение литературного текста и его экранного воплощения;

— создание мультфильмов на основе прочитанных произведений;

— музыкальное иллюстрирование и последующее создание музыкального и видеоряда к лирическим произведениям;

— создание слайдфильма по литературному произведению;

— характеристика героев, игра «Подбираем актеров на роль...»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создание текстов-подражаний с последующим изданием в электронном варианте книги-сборника сочиненных текстов.

В ходе экспериментальной работы удалось доказать, что средства массовой коммуникации могут оказывать положительное влияние на становление читательских интересов младших школьников при условии повышения уровня информационной культуры детей, формирования у них качеств активного, грамотного зрителя, а также при условии четкого педагогического руководства процессом формирования читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника. Анализ результатов обучения позволил сделать вывод о том, что процесс становления читательской деятельности младшего школьника в современных условиях может быть оптимизирован, если в системе работы учитывать дошкольный и внешкольный аудиовизуальный опыт ребенка, опираться на него и грамотно привлекать средства массовой коммуникации на службу формирования ребенка-читателя. Стало очевидным, что, преодолевая сложившийся еще в дошкольном детстве опыт пассивного, наивно-реалистического восприятия детьми произведений экрана, мы тем самым стимулируем становление полноценного восприятия младшими школьниками литературы и искусства в целом.

Some ways to enhance reading activities of

ELEMENTARY SCHOOL PUPILS WITH THE VIEW TO THE

increasing impact of mass media on their minds

J. Solovyova

The author investigates one of the most acute problems of the modern school, i.e. the impact of mass media on children's minds and attitudes, on their cultural levels and reading habits. The article contains a syllabus entitled «I am both a reader and a viewer». Its aim is to improve elementary schoolchildren's reading and audiovisual activities in the present-day society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.