УДК 338.2
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Мякишев Юрий Дмитриевич
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета
доцент
e-mail: econom_mened@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются пути оптимизации бизнес-процессов с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: бизнес-процесс, оптимизации, моделирование и анализ процессов.
WAYS TO OPTIMIZATION A BUSINESS-PROCESSES ON ENTERPRISE
Mykishev Ury Dmitrievich Murom Institute (branch) Vladimir State University
Abstract. Considered way to optimization a business-processes for the reason raising competitiveness of enterprise.
Keywords: business-process, optimization, modeling and analysis of processes.
Бизнес-процессом является ряд определенных, поддающихся измерению задач, выполняемых людьми и системами, которые направлены на достижение заранее запланированного результата.
Для того чтобы предприятие оставалось конкурентоспособным, поднять производительность и сделать свой бизнес более эффективным, руководителям необходимо предпринять шаги, нацеленные на оптимизацию бизнес-процессов предприятия. Для этого, прежде всего, нужно иметь четкое понимание процессов, вовлеченных в конкретный бизнес.
Предприятие, ориентированное на процесс, обеспечивает внутри себя непрерывный цикл производства продуктов и услуг, а также контроль качества на каждом шаге производства продуктов и услуг. Для обеспечения непрерывного цикла производства, бизнес-процессы предприятия нуждаются в оптимизации и дальнейшем улучшении.
Поскольку любое предприятие имеет только ему присущие особенности, отличающие его от других, в нем могут быть задействованы процессы, которые являются уникальными по отношению к другим предприятиям. Такие бизнес-процессы заслуживают особого внимания и затрат значительных ресурсов. Для решения таких задач хорошим инструментом являются решения ВРМ (Business Process Management).
ВРМ системы - приложения, которые помогают предприятиям автоматизировать любые бизнес-процессы, начиная с производства и
заканчивая результатами всей деятельности, способствуя уменьшению производственных расходов, повышению производительности и
эффективности.
Для оценки уровня зрелости процессного управления в организациях аналитическая компания Gartner предлагает следующую шкалу:
- понимание неэффективности операций (Acnowledge Operations Inefficiency);
- знание процессов (ProcessAware);
- внутрипроцессная автоматизация и контроль (Intraprocess Automation and Control);
- межпроцессная автоматизация и контроль (Interprocess Automation and Control);
- управление цепочкой добавленной стоимости (Enterprise Valuation Control);
- адаптивная структура бизнеса (Agile Business Structure).
По мнению экспертов, большинство российских компаний находится на первом или втором уровне зрелости. Вместе с тем, видна отчетливая тенденция, свидетельствующая о повышении интереса к использованию процессно-ориентированного управления, в том числе с использованием ВРМ-инструментов. При этом специалисты в области ВРМ отмечают, что активность компаний в области внедрения процессного подхода в весьма значительной степени зависит от отрасли — передовыми являются банковский, энергетический и телекоммуникационный сектора российской экономики.
Основное преимущество использования ВРМ систем состоит в том, что появляется четкая картина всего происходящего в организации, со всеми существующими проблемами и узкими местами, которые могли остаться незамеченными в типичной организации, которая внешне нормально выполняет свои функции.
ВРМ-инструменты помогают в уменьшении временных задержек, оптимизации использования ресурсов, уменьшении финансовых затрат, увеличении эффективности организации, увеличении общего качества, увеличении удовлетворенности клиентов и собственных сотрудников, позволяют лучше понять конечные цели и результаты деятельности организации, а также роль в этом сотрудников. Но самое главное - это понимание, что процессы и их результаты являются реальным связующим звеном с клиентами. Процессы - это не только индивидуальные функции организации. Моделирование и анализ процессов позволяют развить организацию, улучшить ее эффективность и качество работы.
Неотъемлемыми составляющими системы управления бизнес-процессами являются накопление и анализ данных о выполнении заданий. Построение различных отчетов помогает анализировать загрузку персонала, контролировать исполнительскую дисциплину. По результатам анализа статистики выполнения заданий можно принимать различные управленческие решения: перераспределение функций между сотрудниками и отделами,
принятие новых сотрудников на работу, поощрение эффективно работающих сотрудников и продвижение их по служебной лестнице.
Система предоставляет широкие возможности поиска задач и заданий по различным атрибутам. Существует возможность быстро найти все задачи, связанные с тем или иным электронным документом или записью справочника, чтобы посмотреть маршрут согласования и переписку сотрудников по задаче.
Каждый пользователь в системе может инициировать создание задачи. Кроме того, для задачи могут указываться наблюдатели - условно-пассивные участники задачи, которые не являются исполнителями, но, тем не менее, получают информационные сообщения по ходу выполнения задачи и по желанию могут вмешаться в процесс ее выполнения.
В задачу может быть добавлено любое количество произвольных вложений: электронных документов, заданий и справочников. Это
обеспечивает удобное открытие объектов системы.
При необходимости исполнители могут создавать подзадачи, например, для передачи части работ другому исполнителю. При этом содержание подзадач включается в содержание самой задачи. Так образуется многоуровневая структура подзадач. Кроме того, дерево задач доступно для любого объекта системы, по нему можно проследить все выполняемые работы.
Если в процессе выполнения задания сотрудник-исполнитель должен подготовить какой-либо документ, то этот документ вкладывается в задание, после чего любой следующий участник процесса может с ним ознакомиться, высказать замечания.
Каждое задание и каждый его этап могут иметь свой контрольный срок -дату и время, до которого они должны быть выполнены. Если задание не выполнено вовремя, оно автоматически помечается как просроченное.
Управление деловыми процессами подразумевает не только выдачу заданий сотрудникам, но и контроль выполнения задачи. По итогам выполнения всех заданий, если это необходимо, задача возвращается инициатору, и он осуществляет ее приемку (контроль) и, при необходимости, может отправить задачу на доработку.
ВРМ системы в корне меняют роль ИТ-директора на предприятии. Он имеет дело со сложными техническими проблемами, с быстро меняющимися пакетами программ, платформами и стандартами, должен быть лидером и завоевывать уважение технического персонала, следить за работой систем, непосредственно влияющих на бизнес, доходы и прибыль. Ему нужно поддерживать отношения с разными руководителями, внутренними клиентами и другими заинтересованными лицами.
ИТ-директор как функциональный лидер должен стимулировать сотрудников к эффективной работе и защищать их интересы, планировать проекты и управлять ресурсами. ИТ-директора становятся основной мишенью для критики, когда проекты отстают от графика или выходят за бюджетные рамки, но не всегда получают похвалу, когда проекты выполняются в срок и укладываются в бюджет. Выявление и пресечение опасных инициатив и негативных процессов — также важные задачи функционального лидера.