Научная статья на тему 'Пути инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства региона'

Пути инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
976
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / БАЛАНС ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин С.Н.

Раскрыт ряд проблем сферы ЖКХ и обоснована необходимость ее модернизации на основе инновационного развития. Для реализации этого подхода предложен комплекс мероприятий, обеспечивающих привлекательность сферы ЖКХ для частных инвесторов, формирование условий для снижения издержек и повышения качества услуг при его воспроизводстве и эксплуатации жилищного фонда, а также новый инструментарий его воспроизводства на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларин С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства региона»

УДК 728.1

ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕГИОНА*

С. Н. ЛАРИН, кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: larinsn@cemi. rssi. ru. Центральный экономико-математический институт РАН

Раскрыт ряд проблем сферы ЖКХ и обоснована необходимость ее модернизации на основе инновационного развития. Для реализации этого подхода предложен комплекс мероприятий, обеспечивающих привлекательность сферы ЖКХ для частных инвесторов, формирование условий для снижения издержек и повышения качества услуг при его воспроизводстве и эксплуатации жилищного фонда, а также новый инструментарий его воспроизводства на региональном уровне.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инновационное развитие, баланс экономических интересов, инновационный потенциал, инвестиционная активность, комплекс мероприятий.

Современное состояние сферы ЖКХ. Из российской истории хорошо известно грустное юмористическое суждение, что в нашей стране есть две большие беды — дураки и дороги. Жилищно-ком -мунальное хозяйство (ЖКХ) может стать третьей глобальной бедой, если не принять действенных мер по выводу этой отрасли из кризиса. Сегодня ни один здравомыслящий человек не отнесет сферу ЖКХ к передовым отраслям экономики и, скорее всего, не поскупится на критические замечания, которые будут во многом обоснованными. Современное состояние сферы ЖКХ характеризуется устаревшим консерватизмом, который стал следствием

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №10-02-00244а «Разработка организационно-экономических механизмов воспроизводства жилищного фонда в условиях кризиса».

совместного влияния целого ряда обстоятельств, а именно:

• наличие громоздкой и слабоуправляемой инфраструктуры, которая унаследовала все недостатки советской экономической системы;

• отсутствие современных организационно-экономических механизмов в работе большинства предприятий и медленное внедрение современных технологий;

• низкая активность и требовательность населения к качеству услуг;

• острая нехватка современных квалифицированных специалистов, которая с каждым годом проявляется все острее.

Негативное влияние указанных и ряда других обстоятельств существенно замедляет развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ.

Указанные проблемы не только сдерживают инновационное развитие сферы ЖКХ и воспроизводство жилищного фонда, но и ограничивают экономические возможности для улучшения качества жизни населения. Следствием этого является тот факт, что в современных условиях сфера ЖКХ остается одной из наиболее затратных, но вместе с тем и наименее разгосударствленных отраслей экономики нашей страны, в которой проведение рыночных преобразований находится в начальной стадии.

Сфера ЖКХ является одним из социально значимых секторов российской экономики. В ней функционирует более 5,2 тыс. организаций с общим числом занятых свыше 4,2 млн чел. Среднегодовой объем производства сферы ЖКХ достигает 6 % от

2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Ввод в действие индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств

-Ввод в действие жилых домов

Рис. 1. Ввод в действие жилых домов в 2000—2010гг, млн м:

ВВП, а расходы на эту сферу в консолидированном бюджете России составляют около 8 % от общей суммы бюджетных затрат [8]. Стоимость основных фондов и объектов коммунальной инфраструктуры в сфере ЖКХ достигает 14 % общей стоимости основных фондов в масштабах страны. Общая площадь объектов существующего жилищного фонда России составляет более 3 млрд м2 [8]. Однако качественное состояние большей его части не соответствует современному уровню технологических, экономических и других нормативов.

В 2010 г. на территории Российской Федерации за счет всех источников финансирования построено 716,9 тыс. новых благоустроенных квартир общей площадью 58,4 млн м2. Объемы ввода жилья в течение 2006-2008 гг. ежегодно возрастали, с 2009 г. было отмечено снижение ввода общей площади жилья по сравнению с предыдущим годом на 6,5 %, а в 2010 г. - на 2,4 % (рис. 1) [8].

Для советского периода развития сферы ЖКХ был характерен острый дефицит жилья, полная непрозрачность механизмов его распределения, отсутствие эффективной системы проведения технического обслуживания и капитального ремонта, использование остаточного принципа при осуществлении бюджетного финансирования на всех уровнях, накопление взаимных неплатежей и долговых обязательств между предприятиями сферы ЖКХ и бюджетами всех уровней. В результате этого на момент перехода к рыночным условиям хозяйствования система отношений между экономическими субъектами сферы ЖКХ оказалась фактически разрушенной. Одновременно с этим произошла переориентация основной функции сферы ЖКХ - вместо улучшения жилищных условий для населения она была переориентирована

на накопление свободного капитала и проведение разного рода финансовых спекуляций с жильем и коммерческой недвижимостью.

Отдельные несистемные попытки рыночных преобразований привели к значительному росту бюджетных инвестиций в развитие сферы ЖКХ, резкому увеличению затрат на строительство нового жилья, снижению качества предоставляемых потребителям услуг, сокращению объемов воспроизводства жилищного фонда посредством проведения его капитального ремонта, повышению сроков окупаемости инвестиционных проектов, непредсказуемой тарифной политике и непрозрачным финансовым потокам. В регионах существующие трудности и ограничения в развитии сферы ЖКХ усугубляются слабой мотивацией частных инвесторов на строительство нового жилья и воспроизводство существующего жилищного фонда, значительным дисбалансом спроса и предложения на рынке жилищных услуг, низкой инновационной активностью экономических субъектов, диспропорциями качества обслуживания жилых зданий и другими факторами. Во многих российских регионах сложившаяся практика управления сферой ЖКХ не соответствует требованиям рыночной экономики и изменившимся финансовым взаимоотношениям экономических субъектов отрасли и поэтому нуждается в скорейшей адаптации к современным условиям.

Реформирование сферы ЖКХ в последние годы дало некоторые положительные результаты, прежде всего на региональном уровне. Главный из них заключается в том, что наметился поворот от административных методов управления к рыночным преобразованиям. Кроме того, существенно изменилась структура собственности жилищного фонда — по состоянию на конец 2010 г. доля частного жилищного фонда составляет более 80 % (см. таблицу) [8]. Продолжается процесс передачи государственного и ведомственного жилищного фонда в ведение муниципалитетов и других территориальных образований. Значительные изменения произошли также в формах и объемах финансирования строительства нового жилья. Доля бюджетного финансирования неуклонно сокращается, а доля частного капитала - постепенно возрастает. Так, на конец 2010 г. частные компании и индивидуальные

Структура жилищного фонда по формам собственности (на конец года), %

Форма собственности Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Жилищный фонд, всего В том числе: 100 100 100 100 100 100

— государственный 6,3 6,4 5,5 5,3 4,9 4,5

— муниципальный 26,5 16,5 14,6 13,5 12,5 11,0

— частный 67,2 77,1 79,9 81,2 82,6 84,5

Из него в собственности: — граждан 58,2 73,8 76,5 77,9 79,2 81,1

— другой 1,9 0,1 0,1 0,2 0,2

застройщики обеспечивали более половины ввода нового жилья.

Вместе с тем практически не происходит привлечения частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценного рынка подрядных услуг - в связи с тем, что до сих пор четко не сформулированы привлекательные для бизнеса условия, прежде всего налоговые. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры, которые пока еще осуществляются за счет местных бюджетов. Кроме этого продолжает углубляться несоответствие между темпами роста цен на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Особенно наглядно это видно на примере Москвы, где за последние 11 лет услуги в сфере ЖКХ подорожали в 10 раз, а именно: квартплата выросла в 9,8 раз, тарифы на газ - в 7,2 раза, на отопление - в 7,9 раз, а на горячую воду - в 65,8 раз [3].

К такому быстрому росту тарифов на услуги привело практически полное отсутствие конкуренции в сфере ЖКХ. Естественно, это бьет по карману москвичей: если в 2001 г. на оплату коммунальных услуг у них уходило в среднем 15 % ежемесячного дохода, то в 2010 г. - уже 25 %. Тем самым рост тарифов не только провоцирует рост цен на услуги в сфере ЖКХ и создает условия для незаконного обогащения многих управляющих компаний, но и повышает социальную напряженность среди жителей как российской столицы, так и других субъектов РФ, поскольку ситуация с тарифами в сфере ЖКХ в российских регионах не намного лучше, чем в Москве.

Сложность и масштабность указанных проблем предопределили необходимость комплексного обобщения теоретических закономерностей и мето-

дологических положений функционирования сферы ЖКХ региона в условиях рынка посредством формирования научно обоснованной концепции ее инновационного развития и достижения соответствия инновационного потенциала сферы ЖКХ с инвестиционной активностью занятых в ней экономических субъектов, прежде всего на уровне региона. При этом главная задача проведения экономических реформ в сфере ЖКХ на региональном уровне заключается в постепенном переходе на рыночные методы и механизмы во взаимоотношениях всех экономических субъектов, начиная с региональных и муниципальных органов управления и заканчивая различными объединениями собственников жилья. Только на основе внедрения и эффективного использования рыночных принципов хозяйствования в обозримой перспективе можно осуществить постепенный переход от бесплатного или почти бесплатного предоставления жилья и коммунальных услуг к их оплате всеми потребителями (в том числе и населением) с учетом качественных и других показателей. В этой связи основными направлениями реформирования сферы ЖКХ должны стать:

• переход на рыночные отношения во взаимодействиях между всеми экономическими субъектами;

• привлечение частного бизнеса и частных инвестиций;

• дальнейшее развитие института частной собственности;

• стимулирование конкуренции и повышение качества коммунальных услуг;

• модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

Необходимость баланса интересов экономических субъектов сферы ЖКХ. Многие специалисты сегодня определяют сферу ЖКХ на региональном уровне как совокупность взаимосвязанных и скоординированных подсистем и элементов, функционирующих в определенном территориальном пространстве и обеспечивающих за счет привлечения инвестиций расширенное воспроизводство и инновационное обновление жилищного фонда и диверсификацию услуг по его обслуживанию. С указанных позиций основным элементом сферы ЖКХ региона является жилищный фонд, условия воспроизводства и эксплуатации которого определяются отношениями собственности между

экономическими субъектами (государственными и муниципальными структурами, предприятиями сферы ЖКХ и гражданами). Нормальное воспроизводство жилищного фонда осуществляется за счет строительства нового жилья и проведения модернизации, текущего или капитального ремонта существующего жилья.

Разработка концепции инновационного развития сферы ЖКХ региона основывается на принципах интегративного взаимодействия всех хозяйствующих субъектов с учетом целевых ориентиров их перспективного функционирования, общенациональных интересов в рамках социально-экономического пространства региона, а также других факторов, определяющих региональную специфику. В условиях наличия противоречий между интересами государства, предприятий-монополистов, управляющих и обслуживающих организаций и собственников жилья основным принципом государственного регулирования инновационного развития сферы ЖКХ региона является поддержание баланса экономических интересов всех участников.

К основным экономическим субъектам сферы ЖКХ относятся:

• органы власти и местного самоуправления;

• управляющие субъекты;

• организации и различные финансовые посредники;

• потребители услуг;

• собственники жилья.

Деятельность органов власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ характеризуется двойственной направленностью. С одной стороны, они реализуют финансовую политику, осуществляют финансовую поддержку населения при оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и организаций сферы ЖКХ. С другой стороны, они выступают в качестве собственников жилых помещений в многоквартирных домах и являются наймодателями.

Управляющими субъектами сферы ЖКХ являются управляющие компании (УК), ТСЖ, ЖСК, иные объединения жильцов. В процессе предоставления ЖКУ они вступают в финансовые отношения:

• с органами власти - по поводу бюджетного

финансирования;

• с потребителями услуг - по поводу сбора платежей;

• с организациями сферы ЖКХ - по поводу оплаты ЖКУ, финансирования работ по содержанию и ремонту многоквартирных домов;

• с финансовыми посредниками - по поводу открытия и ведения счетов, получения и возврата кредитов и займов, реализации финансового и аналитического учета.

Потребители (собственники и наниматели жилья) несут расходы на содержание общего имущества. При этом финансовые отношения между ними и управляющими субъектами (ТСЖ, ЖСК, УК) или обслуживающими организациями сферы ЖКХ возникают по поводу содержания и ремонта общего имущества и предоставления ЖКУ.

Организации сферы ЖКХ могут выступать:

1) в качестве подрядчиков, действуя на основании заключенных с управляющим субъектом договоров подряда или возмездного оказания услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома;

2) в качестве продавцов коммунальных ресурсов управляющему субъекту, действуя на основании заключенных договоров поставки ресурсов или агентских договоров;

3) в качестве финансовых посредников (расчетно-кассовые центры, коммерческие банки и другие финансовые структуры), основной функцией которых является ведение счетов управляющих субъектов, организаций сферы ЖКХ, формирование аналитической и информационной клиентской базы.

Достижение баланса интересов экономических субъектов сферы ЖКХ региона представляется возможным в рамках формирования концепции ее инновационного развития на основе реализации комплекса мероприятий, проводимых в целях:

• обоснования инновационного развития сферы ЖКХ региона;

• совершенствования системы финансово-экономических взаимоотношений субъектов сферы ЖКХ;

• внедрения энергосберегающих технологий при воспроизводстве и эксплуатации жилищного фонда;

• развития новых институциональных рыночных механизмов в сфере ЖКХ;

• разработки инновационного инструментария для формирования программ воспроизводства жилищного фонда.

Экономическая сущность некоторых из указанных мероприятий будет раскрыта далее.

Обоснование инновационного развития сферы ЖКХ региона. Необходимость инновационного развития сферы ЖКХ региона связана с ростом темпов общественного воспроизводства за счет периодически повторяющейся смены технологических укладов. Эта зависимость включает возникновение новых технологий, видов услуг, рыночных ниш, организационных форм и инновационной культуры и характеризует воспроизводство противоречивых взаимоотношений между наукой, бизнесом, обществом и государством, способствующее социально-экономическому развитию регионов. В качестве основной характеристики инновационного развития сферы ЖКХ региона следует рассматривать улучшение качества жилищных условий граждан, основанное на росте объема инвестиционных ресурсов (финансовых, производственных, человеческих, природных, информационных) в разработку и внедрение инноваций.

В основу формирования инновационного вектора развития сферы ЖКХ региона может быть положена оценка соответствия инновационного потенциала сферы ЖКХ и инвестиционной активности экономических субъектов. Для этого на региональном уровне представляется целесообразным сформировать систему показателей, с помощью которых будет возможно сопоставить и сравнить сущности исследуемых явлений.

Инновационный потенциал сферы ЖКХ определяется, с одной стороны, текущим состоянием жилищного фонда, а с другой - степенью привлекательности внешней среды.

Состояние жилищного фонда можно охарактеризовать двумя группами показателей, отражающими состояние жилищного фонда и состояние коммунальной инфраструктуры региона. К первой группе можно отнести коэффициент износа, долю ветхого и аварийного жилья, уровень благоустройства и ряд других. В состав второй группы можно включить такие показатели, как протяженность инженерных сетей, степень их износа, число аварий на 1 тыс. м2 жилья и др.

Привлекательность внешней среды характеризуют социально-географические и инфраструктурные факторы, а также условия проживания в конкретном регионе. Социально-географические факторы можно охарактеризовать такими показателями, как природно-географические условия, возможность увеличения рынка услуг в сфере ЖКХ, социальная значимость региона и др. Инф-

раструктурные факторы характеризуются набором показателей, отражающих степень развитости комплекса услуг в регионе (транспортных, медицинских, образовательных, информационных, организации досуга и др.). Условия проживания характеризуются набором показателей, отражающих санитарно-гигиенический уровень благоустройства, комфортность и безопасность условий проживания.

Инвестиционную активность экономических субъектов характеризуют три группы факторов: ресурсный потенциал, финансовая привлекательность и рыночные позиции.

Ресурсный потенциал экономических субъектов можно охарактеризовать следующими показателями:

• фондовый потенциал (коэффициент износа основных фондов, коэффициент фондоотдачи);

• инвестиционный потенциал (доля амортизации в себестоимости, доля расходов на капитальный ремонт в тарифах, обеспеченность финансовыми средствами);

• трудовой потенциал (коэффициент производительности труда, коэффициент текучести кадров и др.).

Финансовая привлекательность экономических субъектов характеризуется набором показателей, отражающих:

• финансовую устойчивость (обеспеченность собственным капиталом, собираемость платежей, соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей и др.);

• ликвидность (коэффициенты абсолютной, относительной и общей ликвидности);

• эффективность предпринимательской деятельности (система показателей рентабельности). Рыночные позиции экономических субъектов

характеризуются показателями, отражающими:

• текущую рыночную позицию (площадь жилищного фонда, число проживающих потребителей услуг, выручка от реализации услуг в сфере ЖКХ);

• возможности расширения деятельности (темпы роста объемов жилищного фонда, темпы увеличения числа проживающих, темпы роста выручки от реализации услуг).

Для сопоставления и оценки указанных показателей можно воспользоваться балльной системой оценок, в соответствии с которой для возможных значений всех показателей вводятся универсальные диапазоны (интервалы оценок), каждый из которых соответствует определенному количеству баллов, например от 1 до 5.

При этом более высокий балл соответствует лучшему диапазону оценки значений показателя.

Для оценки качественных критериев обычно применяют системы логических и смысловых понятий, которые устанавливают соответствие качественных критериев определенным характеристикам. Для получения количественных оценок всем характеристикам логической оценки присваивают баллы в том же диапазоне. Описанный подход к оценке абсолютных и относительных количественных показателей, а также неформализованных показателей делает сопоставимой по масштабу измерения всю совокупность анализируемых параметров.

Обобщающий интегральный показатель исследуемых факторов, отражающий степень соответствия лучшим (нормативным) параметрам, получают через соотношение суммы фактически рассчитанных баллов с суммой баллов, принятых за базу сравнения.

Описанная система показателей позволяет оценить инновационный потенциал сферы ЖКХ и уровень инвестиционной активности экономических субъектов, функционирующих в этой сфере. Она разработана с учетом принципа минимальной достаточности и включает в себя финансовые и нефинансовые, количественные и качественные, «логические» показатели, отражающие наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы и позволяющие провести анализ ее составляющих.

Совершенствование системы финансово-экономических взаимоотношений экономических субъектов сферы ЖКХ региона. В системе финансов сферы ЖКХ региона важную роль играют финансы управляющих субъектов, которые осуществляют управление многоквартирными домами, что по целому ряду характеристик непосредственно связано с предоставлением услуг по текущему обслуживанию жилищного фонда. Для обеспечения реализации данных услуг управляющие субъекты образуют и используют финансовые ресурсы, формируют доходы и осуществляют расходы. При этом входящие финансовые потоки управляющего субъекта включают в себя оплату ЖКУ потребителями, дотации, субсидии, субвенции из бюджета (на покрытие разницы в тарифах в связи с государственным регулированием цен, в связи с реализацией мер социальной защиты и финансированием различных целевых программ). Исходящие финансовые потоки управляющего субъекта аккумулируют расходы на финансирование работ по содержанию и ремонту

жилищного фонда, а также финансовое обеспечение процесса предоставления коммунальных услуг и уплату налогов.

Финансовые потоки в сфере ЖКХ возникают и реализуются на основании договоров, заключаемых между собственниками жилых помещений, организациями-поставщиками ЖКУ и управляющими субъектами (ТСЖ, ЖСК, УК). Специфика предоставления ЖКУ определяет финансовые взаимоотношения между хозяйствующими субъектами в этой сфере, а, значит, определяет и направления финансовых потоков между ними. Сфера ЖКХ по своим отраслевым характеристикам связана с предоставлением услуг по текущему функционированию жилищного фонда, его капитальному ремонту и проведению мероприятий по благоустройству придомовых территорий. Для ЖКУ характерна их принадлежность к группе жизнеобеспечения, социальная значимость и незаменяемость другими услугами. Новая система экономических отношений в сфере ЖКХ предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и управления финансовыми потоками.

Создание эффективной системы управления предприятиями сферы ЖКХ предполагает внедрение новых схем финансирования с использованием собственных и заемных средств для финансирования реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Один из вариантов новой схемы финансирования приведен на рис. 2.

В числе приоритетных направлений совершенствования финансово-экономических отношений в сфере ЖКХ выделим следующие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Обеспечение стабильного функционирования сферы ЖКХ региона на основе организации договорных отношений в управлении и обслуживании жилищного фонда. Переход на договорные отношения обеспечит создание равных условий для привлечения организаций различных форм собственности в сферу ЖКХ региона, прекращение административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов и переход к экономическим методам регулирования. Развитие договорных отношений между субъектами собственности и субъектами хозяйствования создает предпосылки для повышения доходности экономических субъектов сферы ЖКХ региона и становления рыночных хозяйственно-финансовых взаимоотношений между ними на всех уровнях управления.

Рис. 2. Обобщенная схема финансовых потоков в сфере ЖКХ: 1 - исходящие финансовые потоки бюджета сферы ЖКХ (затраты, связанные с регулированием цен и тарифов, социальной защитой отдельных категорий граждан, реализацией целевых программ и др.); 2 - входящие финансовые потоки бюджета сферы ЖКХ (оплата ЖКУ и капитального ремонта в доле муниципальных квартир, оплата содержания и ремонта незаселенных квартир и др.)

Совершенствование системы расчетов на основе договорных обязательств способствует снижению задолженности между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями, повышению их ответственности за исполнение своих обязательств.

2. Тарифное регулирование предоставления ЖКУ. Планирование расходов муниципального образования в сфере ЖКХ подразумевает согласованность между тарифной политикой и процессом формирования муниципального бюджета. Взаимосвязанность тарифной политики, политики оплаты ЖКУ населением и процесса формирования муниципального бюджета облегчает создание адекватного алгоритма определения величины средств, необходимых для предоставления жилищных субсидий в течение очередного бюджетного года. Это, в свою

очередь, способствует повышению экономической определенности работы предприятий сферы ЖКХ, улучшению их финансового состояния.

3. Отказ от системы бюджетного субсидирования организаций ЖКХ и внедрение системы адресных социальных счетов граждан. Поскольку перечисляемые на банковские персонифицированные социальные счета граждан средства имеют целевое назначение, то их можно использовать только для оплаты ЖКУ. Такой подход не только повышает степень заинтересованности граждан в эффективном расходовании бюджетных средств, но и делает их главными участниками экономических отношений с предприятиями, поставляющими им ЖКУ. Параллельно создаются условия для усиления возможностей граждан влиять на объемы и качество ЖКУ, усиливаются экономические стимулы снижения издержек производства ресурсов, выполнения работ и оказания услуг, уменьшения уровня потерь воды и тепловой энергии.

4. Совершенствование системы управления объектами жилой недвижимости, оптимизация использования бюджетных средств в результате внедрения профессионального конкурсного управления

на договорной основе. Профессиональная управляющая компания, привлеченная по конкурсу на договорной основе, может либо сама заниматься управлением зданием, организацией поставки услуг и ее оптимизацией, либо привлекать другие сервисные компании для оказания услуг. При этом квалифицированная эксплуатация зданий и поставка необходимых коммунальных услуг осуществляются управляющими компаниями на основании долгосрочных договоров на поставку ЖКУ. Важное отличие этой схемы состоит в том, что управляющая компания несет ответственность перед собственником (органом местного самоуправления) как за физическое состояние здания, так и за поставку необходимых ресурсов и располагает для этого зафиксированными в договорах ресурсами. Таким образом, управление жилищным фондом на конкур-

сной основе является инструментом оптимизации расходования финансовых средств.

5. Привлечение частных подрядчиков к обслуживанию жилищного фонда на конкурсной основе. Организация обслуживания жилищного фонда на конкурсной основе с привлечением подрядных организаций различных организационно-правовых форм обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе — уменьшение стоимости ЖКУ. Развитие конкурентной среды позволит создать рыночные основы функционирования сферы ЖКХ и обеспечит оптимальное соотношение между стоимостью и качеством ЖКУ.

6. Расширение практики создания ТСЖ. В настоящее время в России условия управления большей частью жилых многоквартирных домов формируют муниципалитеты. Пассивность и инертность населения в вопросах жилищной политики, нежелание граждан принимать обязательства по управлению жильем и отвечать за его состояние тормозят перевод в управление ТСЖ муниципального жилищного фонда. Основными стимулами для создания и успешной деятельности ТСЖ являются формирование благоприятных или, по меньшей мере, равных с муниципальными управляющими организациями, экономических условий, а также оказание консультационной помощи и создание центров поддержки ТСЖ.

Создание условий для практической реализации указанных направлений совершенствования финансово-экономических отношений в сфере ЖКХ будет способствовать не только укреплению финансового положения экономических субъектов и повышению их самостоятельности, но и устойчивому функционированию всей сферы ЖКХ и дальнейшему улучшению социально-экономического развития регионов.

Внедрение энергосберегающих технологий при воспроизводстве и эксплуатации жилищного фонда. Совсем недавно было трудно представить, что вопросы внедрения инновационных технологий в сфере ЖКХ будут настолько актуальными, как сегодня, когда наличие целого ряда проблем повлекло за собой появление новых методов и подходов к их решению. Так, практически во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества огромное внимание уделяется вопросам энергосбережения. В развитых странах уже привычными стали такие понятия, как «экодом» и «энергоэффективное

здание». Реализация таких проектов предполагает применение современных утеплителей, энергосберегающих стеклопакетов, эффективной вентиляции и новейших энергосберегающих технологий.

Объективные реалии сферы ЖКХ в российских регионах таковы, что большинство построенных ранее зданий не отвечают современным требованиям по энергосбережению [6]. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что количество энергии, затрачиваемой на отопление, и расход воды в странах западной Европы в 20 раз меньше, чем на постсоветском пространстве [8].

Традиционно «слабым звеном» сферы ЖКХ являются значительный износ трубопроводной инфраструктуры (около 65 %) и использование недолговечных изолирующих материалов. Новыми нормами по теплозащите [10] утверждено использование современной теплоизоляции из жесткого пенополиуретана, расчетный срок службы которой составляет не менее 30 лет. Однако производственные мощности существующих в России предприятий по производству изолированных пенополиуретаном труб пока не способны удовлетворить всех потребностей в масштабах страны.

Мало внимания уделяется вопросам регулируемости систем теплоснабжения. Их реконструкция в рамках капитального ремонта должна предусматривать не только замену старых трубопроводов и установку новых радиаторов, но и их оснащение радиаторными терморегуляторами и электронными счетчиками-распределителями, применение которых позволит контролировать температуру в квартирах и реально учитывать потребленное тепло.

Менее затратной представляется оптимизация существующей системы централизованного отопления. При ее реализации нет необходимости в отселении жильцов. При этом накопленный опыт показывает, что наилучший экономический эффект достигается за счет внедрения комплексных энергосберегающих решений. Установка тепловой автоматики позволяет сэкономить порядка 20-25 % потребляемого тепла, а возможность самостоятельного регулирования получаемого тепла жителями дает экономию еще в объеме 15-20 %. При этом общее снижение эксплуатационных расходов позволяет сократить срок окупаемости всего оборудования до 3 лет [7].

Еще одной проблемой сферы ЖКХ является недостаточная теплозащита жилых зданий и значительные потери тепла. Для ее решения начиная

с конца 1990-х гг. в ряде регионов стали разрабатывать проекты реконструкции панельных домов, которые предусматривали замену всех коммуникаций, установку энергоэффективных оконных стек-лопакетов, теплоизоляцию наружных стен пенопо-листироловым или минераловатным утеплителем, а также ряд других мероприятий. При последующей эксплуатации модернизированных зданий затраты на отопление снижались более чем в два раза.

Поскольку проблема экономии энергоресурсов в сфере ЖКХ на региональном уровне сложна и многогранна, то выходом из сложившейся ситуации может стать проведение комплекса мероприятий по сокращению потребления и рациональному использованию энергетических ресурсов. Реализация политики энергосбережения в сфере ЖКХ должна основываться на применении современных теплоизоляционных материалов при строительстве жилья и в процессе его эксплуатации, обеспечении учета энергоресурсов, замене изношенных трубопроводов более современными, активном использовании другого энергосберегающего оборудования.

Практическая реализация политики энергосбережения позволит не только повысить качественные характеристики комфортности проживания, но и значительно сократить издержки на содержание и капитальный ремонт жилья, увеличить межремонтные сроки и добиться экономии всех видов ресурсов, что неизбежно повлечет за собой снижение стоимости ЖКУ. В масштабах всей страны такие новации позволят сэкономить огромные суммы, за счет чего затраты на их внедрение достаточно быстро окупятся.

Разработка инновационного инструментария для формирования программ воспроизводства жилищного фонда. С принятием новой редакции Жилищного кодекса РФ [2] и Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [5] коренным образом стала меняться ситуация с воспроизводством существующего жилищного фонда. Впервые в отечественной практике на законодательном уровне были предложены новые экономические механизмы, которые активно стимулируют собственников жилья вкладывать свои средства в проведение капитального ремонта или модернизацию принадлежащего им на правах собственности жилищного фонда.

Жилищный кодекс возложил ответственность за содержание и ремонт жилых домов на собс-

твенников жилой недвижимости, включая органы государственного и муниципального управления и отдельных собственников жилья [2]. Однако в связи с хроническим недофинансированием сферы ЖКХ в советский период и наличием значительной доли населения страны, доходы которых ниже среднего уровня, эта задача и в современных условиях представляется трудно реализуемой без финансовой поддержки государства. Проявлением такой поддержки стало создание государственной корпорации -Фонда содействия реформированию ЖКХ. Оказываемая Фондом финансовая поддержка позволила субъектам РФ начать активный процесс обновления жилищного фонда и ликвидации аварийных домов, создать стимулы к проведению муниципалитетами преобразований в сфере ЖКХ и вовлечению собственников помещений в многоквартирных домах в управление жилищным фондом.

Основная особенность эксплуатации существующего жилищного фонда заключается в том, что с течением времени его технические характеристики и потребительские показатели объективно снижаются. При этом с каждым годом наблюдается увеличение темпов его старения и выбытия. Проблема изношенности жилищного фонда становится все более актуальной в свете необходимости повышения качества условий проживания населения. На долю ветхого и аварийного жилищного фонда, официально признанного таковым, приходится 3,2 % всего жилищного фонда Российской Федерации. Площадь ветхого и аварийного жилья в целом по стране составляет 93 млн м2 [8]. Все это обусловливает необходимость поиска новых способов решения жилищной проблемы, эффективного распределения ресурсов в сфере ЖКХ, рационального использования существующего жилищного фонда и его воспроизводства.

Современная практика показывает, что капитальный ремонт (комплекс работ по полной или частичной замене конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов) становится одним из перспективных и одновременно менее затратных подходов к решению исследуемой проблемы. Его результатом становится снижение физического износа за счет восстановления и усиления несущих конструкций, повышения их прочности и эксплуатационных качеств. Именно поэтому капитальный ремонт жилищного фонда можно рассматривать как важный фактор его воспроизводства.

На начало 2010 г. в капитальном ремонте нуждалось около 284,4 тыс. многоквартирных жилых

□ минимально необходимый объем капитального ремонта (по расчетам Института экономики ЖКХ)

■ фактический объем капитального ремонта

Рис. 3. Объем капитального ремонта многоквартирных домов в 2003—2010 гг., млн м2

домов (8,9 % от их общего числа). В течение 2010 г. капитальный ремонт проведен в 54,0 тыс. из них, что составляет 19,0 % от потребности (рис. 3) [8]. Ремонт многоквартирных домов осуществлялся при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ с использованием средств региональных и местных бюджетов, а также средств собственников жилых помещений.

Общая сумма затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов за 2006-2010 гг. в целом по России составила 508,3 млрд руб. (в том числе за 2010 г. - 113,4 млрд руб.). По сравнению с 2009 г. их объем в 2010 г. уменьшился на 21,1 % (рис. 4) [8]. Стоимость ремонта 1 м2 капитально отремонтированного жилья в 2010 г. составила 3,7 тыс. руб. (в 2009 г. - 3,3 тыс. руб.).

С образованием Фонда содействия реформированию ЖКХ и внедрением механизма предоставления субсидий из государственного и региональных бюджетов [5] многие российские регионы перешли к формированию комплексных региональных адресных программ воспроизводства существующего жилищного фонда посредством проведения капитального ремонта с привлечением средств собственников жилья. Такая практика соответствует основным положениям Жилищного кодекса РФ [2] и стимулирует собственников жилья на участие в поддержании его эксплуатационных характеристик на уровне современных требований.

Для формирования и практической реализации адресных программ

целесообразно использовать новый подход, который базируется на использовании методологии эволюционных вычислений и инструментария генетических алгоритмов, основанных на формализованных принципах естественного процесса эволюционного развития. Суть этого инструментария заключается в представлении любой альтернативы решения в виде строки параметров (например битовой строки фиксированной длины), операции с которой производятся в отсутствие всякой связи с ее смысловой интерпретацией, т. е. в данном случае применяется единое универсальное представление любой задачи [1]. В нашем случае — это набор ремонтных работ. Каждый код этой строки соответствует одной точке пространства поиска. На каждом шаге работы генетический алгоритм использует несколько точек поиска параллельно. Совокупность этих точек является набором особей (видов работ), который называется популяцией (исходным планом). Для формирования исходного плана можно использовать какой-либо случайный закон, на основе которого выбирается нужное количество точек поискового пространства [9].

Как и всякий метод, использующий элемент случайности, генетические алгоритмы не гарантируют обнаружения глобального экстремума целевой функции (или оптимального решения) за конкретное время. Основное их преимущество в том, что они позволяют найти «более хорошие» решения

Примечание: Объективная потребность в финансировании капитального ремонта рассчитана путем умножения общей площади жилищного фонда на федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 м2 общей площади жилья в месяц, утверждаемый постановлением Правительства РФ.

Рис. 4. Финансирование капитального ремонта в 2003—2010гг, млрд руб.

очень трудных задач за меньшее время, чем другие методы. Кроме того, использование генетических алгоритмов позволяет легко учитывать различные модификации целевых значений расчетных показателей при соответствующих изменениях параметров ограничений. Так, в работе [4] показано, что применение генетических алгоритмов целесообразно не только на этапе формирования программы капитального ремонта жилищного фонда, но и при ее непосредственной реализации, поскольку обеспечивает поиск наиболее эффективных вариантов реализации программы при изменении целевых объемов финансирования или заданных значений ограничений по другим видам ресурсов.

В качестве исходных данных для работы генетического алгоритма оптимизации программ капитального ремонта используются расчетные значения сметной стоимости C, где j — позиция вектора, т. е. конкретный блок работ. Тогда решение нашей задачи в формализованном виде для варианта m можно записать следующим образом:

cm =TCCjpT =[C'pm] . (!)

j

В формуле (1) выражение (С, Рт) означает скалярное произведение вектора С = {C} на вектор pm = { рт }, а проекции вектора Pm принимают значения 0 или 1.

Таким образом, формула (1) описывает значение целевой функции, для которой необходимо найти максимум при ограничении вида:

Cm < S, (2)

где S — объем средств, выделенных для реализации программы капитального ремонта.

Первым шагом в последовательности применения генетического алгоритма является поиск исходной популяции (набора работ) потенциальных решений размером Q, который реализуется посредством генерации случайных выборок из нулей и единиц с последующим отбором элементов (видов работ), удовлетворяющих условию (2).

Затем для m-го варианта реализации программы для каждого выбранного элемента определяется вероятность его воспроизведения (реализации вида работ в рамках программы) с учетом установленных

исходных значений сметной стоимости

Q

pm = cm/£ cm . (3)

m=1

Следующим шагом работы генетического алгоритма является создание новой популяции

элементов - так называемого потомка предыдущей популяции, из состава элементов, отобранных на предыдущем этапе, т. е. имеющих вероятность воспроизведения Рт. На этом этапе при помощи использования стандартных операторов генетического алгоритма осуществляется выбор наиболее эффективных элементов (имеющих наибольшие значения расчетного показателя вероятности воспроизведения).

Далее описанная последовательность будет повторяться, до тех пор пока на одном из потомков исходной популяции не будет достигнуто условие Ст = 5". Если это условие не достигнуто, а число итераций не превышает предельно допустимого значения /тах (обычно устанавливается перед началом расчетов), то из всех полученных вариантов снова отбирают ( лучших по показателю новой расчетной вероятности воспроизведения и процесс повторяется, начиная с сопоставления вероятности воспроизведения. Данный алгоритм в любом случае будет конечным, поскольку расчеты заканчиваются либо в случае достижения абсолютного результата (Ст = 5), либо в случае достижения установленного значения предельно допустимого числа итераций 1тах.

Таким образом, применение генетических алгоритмов оправдано не только на этапе формирования программы капитального ремонта жилищного фонда, но и при ее непосредственной реализации, поскольку обеспечивает поиск наиболее эффективных вариантов реализации программы при изменении целевых объемов финансирования или значений ограничений по ресурсам.

Неудовлетворительное состояние и низкие темпы реформирования сферы ЖКХ во многих российских регионах предопределили необходимость обоснования ключевых направлений ее модернизации и формирования концепции инновационного развития. Решение большинство проблем и первоочередных задач по реформированию сферы ЖКХ на региональном уровне представляется возможным за счет разработки принципиально новых подходов к реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение следующих целей:

• внедрение инноваций;

• совершенствование системы финансово-экономических взаимоотношений экономических субъектов этой сферы;

• применение энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации жилищного фонда;

• формирование нового инструментария для разработки программ воспроизводства жилищного фонда.

Эффективная практическая реализация комп -лекса указанных мероприятий, подкрепленная соответствующей нормативно-законодательной базой, позволит обеспечить привлекательность сферы ЖКХ для частных инвесторов, осуществить финансовое оздоровление предприятий и организаций, а также сформировать условия для снижения издержек и повышения качества предоставления ЖКУ.

Кроме того, современная ситуация в сфере ЖКХ на региональном уровне требует резкого повышения эффективности использования финансовых ресурсов, что возможно только путем развития рыночных конкурентных отношений. Создание активной конкурентной среды в сфере предложения услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда дает возможность снизить стоимость ремонтно-эксплуатационных работ и повысить их качество. Реализация данной практики предполагает переход к конкурсной системе отбора организаций для выполнения подрядных работ и предоставления ЖКУ, основанный на демонополизации сферы ЖКХ.

Список литературы

1. Еремеев А. В. Генетические алгоритмы и оптимизация: учеб. пособие. Омск: ОмГУ, 2008.

2. Жилищный кодекс РФ. Официальный текст. М.: Омега-Л, 2009.

3. Интернет-журнал «Личные Деньги» (26.04.2011). URL: http://www. personalmoney. ru.

4. Ларин С. Н. Воспроизводство жилищного фонда: генетический алгоритм // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 6. С. 61-69.

5. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ. URL: http://www. fondgkh. ru/about/docs/22820.html.

6. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/7735. html.

7. Официальный сайт Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. URL: http://www. fondgkh. ru.

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

9. Панченко Т. В. Генетические алгоритмы / под ред. Ю. Ю. Тарасевича. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2007.

10. СНиП 41-03-2003. Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов (приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 114). URL: http://www. 4to1.ru/files/ docs/snip_41-03-2003.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.