Научная статья на тему 'Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения в начальной школе'

Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1964
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейменова А.С.

В статье рассматривается понятие «творческое мышление» и пути развития творческих способностей в процессе обучения детей в начальной школе. Изучаются психологические условия для развития познавательной деятельности в учебном процессе, которые способствуют развитию творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения в начальной школе»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК: 37.037.1

Сулейменова А.С.

студентка гуманитарного факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

Научный руководитель: Ситак Л.А. к.п.н., доцент, Гуманитарный факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

ПУТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается понятие «творческое мышление» и пути развития творческих способностей в процессе обучения детей в начальной школе. Изучаются психологические условия для развития познавательной деятельности в учебном процессе, которые способствуют развитию творческих способностей.

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, творческие способности, творческая активность.

Творчество относится к преобразующей форме воздействия. Иными словами, субъект приспосабливается к объекту (окружающему миру), ассимилируя его качества, включая объект в систему своей активности и изменяя свои собственные качества.

Творческое мышление — высший уровень мышления. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны. В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

В педагогическом плане, следовательно, главное в творчестве — это осознание ребенком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания, умения [2, с. 93].

Можно выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:

1. Задания, направленные на развитие творческих способностей.

2. Положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей.

Условия развития творческих способностей следующие. Первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Второе условие — заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность. Третье условие, чрезвычайно важное условие

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Четвёртое условие — ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Пятое условие — предоставляя ребёнку свободу не только не исключает, а наоборот предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [8, с .13].

Сегодня необходимо сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи: -замечать любые творческие проявления учеников;

-создавать условия для развития творческих способностей на уроках [6, с.40].

Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемного диалога, позволяет не только сохранить творческую активность учащихся, но и значительно повысить интерес к учению. Педагог должен проявлять коммуникативные способности: умение находить общий язык с детьми, определять стиль общения, принимать их взгляды, обладание педагогическим тактом, уважение и доброжелательность к инакомыслящим и не похожим на тебя, стабильно возникающее чувство радости и удовлетворения при достижении положительных результатов экологической деятельности [9, с. 12].

Одним из условий развития творческих возможностей школьников является постановка вопросов.

Способность человека к постановке новых вопросов и проблем занимает центральное место в творчестве. Первоначально вопросы ребёнка возникают в общении и для общения, и лишь затем они приобретают познавательную направленность.

С первых дней первоклассников надо приучать выполнять задания в своём варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. Одним из способов воспитания творческого мышления является метод проблемного обучения.

Проблемная ситуация — это ситуация, в которой есть выбор из нескольких возможностей. Учитель должен создавать проблемную ситуацию тогда, когда содержание ситуации, с которой столкнулся человек, не совпадает с уже имеющимся опытом. Это несоответствие «включает» эмоции и чувства и служит толчком к началу мышления [8, с.44].

На первых порах возникают проблемы и трудности, обуславливаемые тем, что не каждый семилетний ребёнок открыт к творчеству. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), нужно вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существуют множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир.

Большую роль по развитию творческих способностей играют сочинения. Сочинять, создавать сочинения, — значит приводить свои знания в порядок. Именно сочинения — высшая форма проявления творческих способностей.

Для того чтобы у учащихся развить сильную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определённые психологические условия:

1) необходимо создание на уроках бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей учащимся осознавать пользу от выполнения работы;

2) необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности. На уроках надо учить детей думать, рассуждать, спорить и доказывать [6, с.44].

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребёнка может быть подавлено. Поддержка и развитие творческой активности у учащихся может, осуществляется различными путями. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребёнка в проявлении творчества. Показывает, что оригинальность является важной чертой творчества.

Важным моментом является умение выслушать других, сопоставить различные точки зрения — всё это позволяет учащимся развивать свою творческую активность.

Также одним из условий создания творческой активности является формирование творческих межличностных отношений между учителем и классом [10, с.56].

Ни в коем случае не считая развитие способностей и талантов самоцелью, взрослым следует уделять внимания этим вопросам постоянно. Не нужно забывать, что с каждого человека спросится, умножил он свои таланты или «зарыл в землю» [5, с.110].

Общие способы стимулирования творческой активности:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления.

2. Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям.

5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы [11, с. 138].

Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик, и учитель, а их совместный труд в конечном итоге превращается в тяжёлую обузу. Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда будет, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя ведущей [1, с. 9].

Литература

1. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры: учеб. пособие. — /Б.П. Никитин. — М. : Просвещение, 2011. — 160 с.

2. Давыдов В. В. Российская Педагогическая Энциклопедия: /В.В. Давыдов, Э Р. Днепров — М.: БРЭ, 2013. — 780 с.

3. 3емлянская В. В. Развитие творческих способностей на уроках чтения / В.В. Землянская //Начальная школа. — 2015. — №12. — С.40-41.

4. 3имняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособ. /И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2011. — 384 с.

5. Педагогическая психология: учеб. пособ. для студ. Высш. Учеб. заведений. Под ред. Н. В. Клюевой. — М.: Владос- Пресс, 2015. — 400 с.

6. Коротяев Б. И. Учение — процесс творческий: учеб. пособие. — /Б. И. Коротяев. — Просвещение, 2011. — 159 с.

7. Развитие системы образования — обеспечение будущего // Германова Г. Н., Горшенина М. В., Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А., Карасюк В. В., Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В., Макеева И. А., Романенко Е. С., Стовпець В. Г., Уткина А. Н., Шаркун Ю. Ф., Шаркун Ю. Ф., Шевченко С. В.- Одесса, 2013. Том 1, Книга 3

8. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Просвещение, 1991. —160 с.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

9. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011. —172 с. («педагогический колледж — педагогический вуз»): Монография. — М. 2003, 174 с.

10. Субботина Л. Ю. Развитие воображение детей: учеб. пособие.- /Л. Ю. Субботина. —Ярославль.: Академия развития, 2011. —240 с.

11. Учебник по психологии: учеб. пособие. под ред. А. П. Кривченко. — М.: ТК Велби, 2ОО5. — 432 с.

12. Шевченко С. В., Романенко Е. С., Ситак Л. А. Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры «Austrian chournal of Humahities and Social Scienics, 2014, № 3-4, с.125-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.