Научная статья на тему 'Пути формирования спортивного характера в условиях детско-юношеских спортивных школ'

Пути формирования спортивного характера в условиях детско-юношеских спортивных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЙ СПОРТСМЕН / СПОРТИВНЫЙ ХАРАКТЕР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВЫДЕРЖКА / ОПТИМИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максачук Екатерина Павловна

Занятия спортивной деятельностью дают возможность формировать не только физические качества и двигательные умения, но и определенные черты характера. Люди со слабой волей не связывают свою жизнь со спортом, но в любом случае стойкость характера не возникает сама собой, ее нужно развивать, и помогать в этом должен тренер, применяя педагогические приемы. В данной статье рассмотрены несколько компонентов, составляющих спортивный характер. В первую очередь следует отметить такое свойство личности юного спортсмена как ответственность, также тренер должен формировать и такие личностные качества как инициатива, выдержка, терпение и самостоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of forming sports character in the conditions of child and youth sports school

Occupations by sports activity give the chance to form not only physical qualities and impellent abilities, but also certain traits of character. People with weak will do not connect the life with sports, but in any case, firmness of character does not arise by itself, it needs to be developed, and to help with it the trainer should, applying pedagogical receptions. In this article some components making sports character are considered. First it is necessary to note such property of the identity of the young athlete as responsibility, also the trainer should form and such personal qualities as an initiative, endurance, patience and independence.

Текст научной работы на тему «Пути формирования спортивного характера в условиях детско-юношеских спортивных школ»

спортивной школе Олимпийского резерва / Ю.М. Макаров, А.В. Сысоев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 109-112.

4. Яхонтов, Е.Р. Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога-тренера в игровых видах спорта : дис. ... д-ра пед. наук / Яхонтов Е.Р. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1995. - 326 с.

REFERENCES

1. Losin, B.E. and Makarov, Y.M. (2011), “Structuring the pedagogic basis of athletes' preparation in game kinds of sport based on the systematic approach”, Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 115-120.

2. Makarov, Y.M. (2011), “Scientific-theoretical concept of activity as a systematic factor in the training of athletes in team sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 98-102.

3. Makarov, Y.M. and Sysoev, A.V. (2011), “Dynamics of motivational orientation of female basketball players aged 10-15 years in the process of multi-year training at specialized children and youth sports school of Olympic reserve”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 109-112.

4. Yhontov, E.R. (1995), Didactic content transformation activities athlete and teacher-coach in team sports: Dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: umak2000@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2012.

УДК 374.1

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ХАРАКТЕРА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ

Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,

Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка

Аннотация

Занятия спортивной деятельностью дают возможность формировать не только физические качества и двигательные умения, но и определенные черты характера. Люди со слабой волей не связывают свою жизнь со спортом, но в любом случае стойкость характера не возникает сама собой, ее нужно развивать, и помогать в этом должен тренер, применяя педагогические приемы. В данной статье рассмотрены несколько компонентов, составляющих спортивный характер. В первую очередь следует отметить такое свойство личности юного спортсмена как ответственность, также тренер должен формировать и такие личностные качества как инициатива, выдержка, терпение и самостоятельность.

Ключевые слова: юный спортсмен, спортивный характер, ответственность, выдержка, оптимизм.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p109-112 WAYS OF FORMING SPORTS CHARACTER IN THE CONDITIONS OF CHILD AND YOUTH SPORTS SCHOOL

Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical sciences,

Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka

Annotation

Occupations by sports activity give the chance to form not only physical qualities and impellent abilities, but also certain traits of character. People with weak will do not connect the life with sports, but in any case, firmness of character does not arise by itself, it needs to be developed, and to help with it the

trainer should, applying pedagogical receptions. In this article some components making sports character are considered. First it is necessary to note such property of the identity of the young athlete as responsibility, also the trainer should form and such personal qualities as an initiative, endurance, patience and independence.

Keywords: young sportsman, sporty, responsibility, tenacity, optimism.

ВВЕДЕНИЕ

Г армоническое развитие личности представлено одним из направлений деятельности детско-юношеских спортивных школ. Поэтому воспитание некоторых свойств характера является важной задачей в педагогической практике тренеров [1,2,5].

Для формирования спортивного характера необходимо создавать педагогические ситуации и поддерживать соответствующее им эмоциональное состояние.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

На первом месте хочется отметить такое свойство личности юного спортсмена как ответственность - это предпосылка успеха, так как ответственный ребенок будет регулярно посещать тренировочные занятия и старательно выполнять задания тренера. Формированию ответственности будут способствовать ежедневное заполнение дневника тренировок, выполнение индивидуальных поручений. Стоит немного подробнее освятить необходимость ведения спортивного дневника. Здесь следует отмечать разделы состояния самочувствия до тренировки и после нее; наличие ошибок при освоении нового упражнения; степень выполнения домашнего задания тренера, а также основные теоретические моменты вновь полученных знаний, касающихся спортивной деятельности.

Без проявления инициативы в спорте нереально добиться успеха. Конечно, тренер должен создавать различные ситуации, которые помогают юному спортсмену понять, что предприимчивость может дать положительные результаты. Например, принять участие в соревнованиях - это психологически сложный момент. И здесь тренеру важно поставить реально достижимую цель начинающему спортсмену, который должен точно знать, что сейчас для него важно поставить свой личный рекорд, который обязательно будет отмечен в дневнике тренировок и в журнале тренера, кроме того - это накопление опыта. Для мотивирования инициативы целесообразно создавать ситуации успеха, чтобы в будущем ребенок знал - победа реальна, если действовать.

Естественно, что желаемые результаты сразу не приходят, и путь к победам - это постоянная борьба в первую очередь с самим собой. Ведь идти к успеху всегда трудно, легко только нарушать правила. Терпение и выдержка необходимы для сохранения здоровой психики и достижения поставленной цели. И вновь тренер сталкивается с необходимостью разделить на отдельные фрагменты путь к успеху. Здесь важно понять, что цель - это то, к чему нужно стремиться, а задачи необходимо поэтапно осуществить сейчас, и комплекс выполнения задач приведет к желаемому результату. Также для формирования терпения и выдержки можно давать нагрузки на выносливость, постепенно увеличивая время выполнения упражнения. Таким образом, спортсмен будет привыкать к ситуации борьбы и преодоления трудностей.

Несмотря на то, что учащиеся ДЮСШ должны четко выполнять задания тренера, все же моменты самостоятельных решений важны в учебно-тренировочном процессе. Самостоятельность, прежде всего, связана с самоорганизацией личности юного спортсмена, который должен распределить время между школой, уроками и тренировками, а также отдыхом. Можно проводить анализ выполнения упражнения совместно с учащимися - это даст им возможность высказать собственное мнение, дать оценку происходящему. Таким образом, речь идет об освоении мобилизационных ценностей юными спортсменами [1-5]. Решения, принятые самостоятельно, являются условием возникновения новых потребностей, мотивов и готовностью к преодолению трудностей.

Важной составляющей тренировочного процесса является оптимизм. Существует

ошибочное мнение, о том, что если заранее подготовиться к худшему - например, к поражению в состязаниях, - то перенести эту неудачу, если она произойдет в действительности, будет намного легче. Дело в том, что, когда человек настроен на проигрыш, он находится в состоянии угнетения, а в этом случае ясности ума, внимательности к происходящему, и, наконец, бодрости не достичь. Только вера в лучшее помогает преодолеть ситуации поражений в спорте. Поэтому тренеру необходимо создать позитивный настрой в группе, дать занимающимся почувствовать, что неудачи помогают стать более опытными, и любую ситуацию можно преодолеть, разобрав допущенные ошибки. Необходимо доказать юному спортсмену, что произошедшая неудача - временное явление. Со стороны спортсменов требуются определенные волевые усилия, чтобы относится к происходящему вокруг с оптимистичным настроем.

ВЫВОДЫ

1. Свойства спортивного характера находятся в тесной корреляции друг с другом. Поэтому к его формированию необходим системный подход.

2. Спортивный характер создает предпосылку для воспитания гармонически развитой личности, так как именно благодаря ему юный спортсмен способен преодолевать трудности, осваивая новые требования, как в сфере общего, так и дополнительного образования.

3. Компонентами спортивного характера являются: ответственность, инициатива, терпение, самостоятельность, оптимизм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горохов, Н.М. Исследование ценностных ориентаций юных легкоатлетов на здоровьесбережение в процессе начальной спортивной подготовки / Н.М. Горохов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 44-47.

2. Копылов, М.С. Мотивационно-волевой компонент представителей бега на средние дистанции как резерв эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности / М.С. Копылов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 85-89.

3. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути ее освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.

4. Максачук, Е.П. Значение ценностей спортивной культуры в жизни современных спортсменов / Е.П. Максачук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 63-66.

5. Максачук, Е.П. Воспитание ответственности у юных спортсменов в условиях ДЮСШ / Е.П. Максачук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 7 (89). - С. 86-89.

REFERENCES

1. Gorokhov, N.M. (2011), "Study of value orientations of young athletes in the preserve the health of during the initial sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 44-47.

2. Kopylov, M.S (2011), "Motivational and volitional components of the representatives of middle-distance running as a reserve for the effectiveness of their training and competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 85-89.

3. Lubysheva, L.I. (1997), “Value potential of modern physical culture and sports and ways to develop society and the individual”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 10-15

4. Maksachuk, E.P. (2012), “Importance of values of sports culture in modern life of

athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 63-66.

5. Maksachuk, E.P. (2012), “Education of liability among the young athletes in sports school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 86-89.

Контактная информация: Kate-Maksachyk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2012.

УДК 796:001.89

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И ИННОВАЦИИ

Татьяна Александрова Маркова, начальник сектора интеллектуальной и промышленной собственности научно-исследовательского отдела,

Татьяна Ивановна Улицкая, кандидат физико-математических наук, начальник научно-исследовательского отдела,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы создания объектов интеллектуальной собственности в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, как результата выполнения научно-исследовательских работ (НИР). Представлены конкретные примеры объектов интеллектуальной собственности за период 2009-2012. Проведен анализ изобретательского уровня созданных в университете технических решений и их внедрение в учебно-тренировочный процесс. В частности: патент на полезную модель №1119249 РФ «Устройство для тренировки велосипедистов», патент на полезную модель №100729 «Тренажер для бокса и других видов единоборств», заявка на изобретение №2011110987 РФ с решением о выдаче патента «Способ улучшения психоэмоционального состояния спортсмена», патент №2438641 РФ, «Способ повышения работоспособности человека» и другие.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, инновации, патентное право, авторское право, изобретение, базы данных, патентные исследования, внедрение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p112-116 RESEARCH WORK AND INNOVATIONS

Tatyana Aleksandrova Markova, the chief of sector of an intellectual and industrial property of research department,

Tatyana Ivanovna Ulitskaya, the candidate of physical and mathematical sciences, chief of research department,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article considers the questions of creation of objects of intellectual property in Lesgaft University, St. Petersburg, as result of performance of research works. Concrete examples of objects of intellectual property during 2009-2012 have been presented. The analysis of inventive level of the technical solutions created at university and their introduction into the educational and training process have been carried out. In particular: the patent for useful model No.1119249 Russian Federation «The device for training of cyclists», the patent for useful model No. 100729 «The exercise machine for boxing and other types of single combats», the demand for the invention under No. 2011110987 Russian Federation with the solution on issue of the patent «Way of improvement of a psychoemotional condition of the athlete», the patent No. of 2438641 Russian Federation, «A way of increase of efficiency of the person» and others.

Keywords: research work, innovations, patent law, copyright, invention, databases, patent researches, introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.