Научная статья на тему 'Пути формирования компонентов этнокультурной компетентности молодежи в поликультурном регионе'

Пути формирования компонентов этнокультурной компетентности молодежи в поликультурном регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
192
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POLYCULTURAL REGION / ETHNOCULTURE / ETHNOCULTURAL COMPETENCE / ETHNOCULTURAL EDUCATION AND EDUCATION / MULTIETHNIC SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филимонюк Л. А., Джаубаева М. И.

В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной компетентности как комплексного образования, имеющего достаточно сложную информационно-ценностно-содержательную и личностно-деятельностную структуру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS of FORMATION of COMPONENTS of ETHNOCULTURAL COMPETENCE of YOUTH IN the POLYCULTURAL REGION

In article the problem of formation of ethnocultural competence as the complex education having rather difficult information and valuable and substantial and personal and activity structure is considered.

Текст научной работы на тему «Пути формирования компонентов этнокультурной компетентности молодежи в поликультурном регионе»

7. Pisjmo Minobrnauki RF № 06-1254 «О rekomendaciyakh po organizacii deyateljnosti po sozdaniyu usloviyj dlya distancionnogo obucheniya deteyj-invalidov, nuzhdayuthikhsya v obuchenii na domu, v subjhekte Rossiyjskoyj Federacii»: ofic. tekst. - M., 2009.

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF N 137 «Ob ispoljzovanii distancionnihkh obrazovateljnihkh tekhnologiyj»: ofic. tekst. - M., 2005.

9. Zakon Rossiyjskoyj Federacii «Ob obrazovanii»: ofic. tekst. - M., 1992.

Статья поступила в редакцию: 06.08.13

УДК [37.01:39+316.7:39]-053.81+329.78

Filimonyuk L.A., Dzhaubayeva M.I. WAYS of FORMATION of COMPONENTS of ETHNOCULTURAL COMPETENCE of YOUTH IN the POLYCULTURAL REGION. In article the problem of formation of ethnocultural competence as the complex education having rather difficult information and valuable and substantial and personal and activity structure is considered.

Key words: polycultural region, ethnoculture, ethnocultural competence, ethnocultural education and education, multiethnic space.

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, Северо-Кавказский федеральный университет, Невинномысский гос. гуманитарно-технический институт, г. Ставрополь; М.И. Джаубаева, соискатель, Северо-Кавказский

федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной компетентности как комплексного образования, имеющего достаточно сложную информационно-ценностно-содержательную и личностно-деятельностную структуру

Ключевые слова: поликультурный регион, этнокультура, этнокультурная компетентность, этнокультурное образование и воспитание, полиэтническое пространство.

Современный этап научного знания характеризуется возрастанием роли педагогических исследований, посвященных этнокультурному образованию. В мировой педагогике феномен полиэтничности стал предметом исследований в 60-е годы ХХ века, а, начиная с 80-х годов, за рубежом активно развивается процесс становления концепций: полиэтнического образования, бикультурного образования, мультперспективного образования, антирасистского воспитания, кросскультурного образования и др.. В конце двадцатого века в научно-педагогическом сообществе России развернулась активная дискуссия по вопросам гуманизации и этнизации образования, определению характеристик нового социально-культурного типа личности, который должен формироваться в полиэтничном образовательном пространстве при сочетании общекультурного и национального.

Возросший интерес социума к проблеме этнокультурной компетентности, оказывает свое влияние на систему воспитания и образования подрастающего поколения. Этнокультурная компетентность во многом зависит от процессов, происходящих в обществе, к каковым на современном этапе можно отнести глобализацию, урбанизацию, европеизацию и как следствие -повышение культурной неоднородности мира. Параллельно с этим отмечается рост национального самосознания и национальных чувств, возрастает значение традиционных культурных ценностей. Сложившийся парадокс в сфере этнокультурных процессов имеет свою специфику для Российской Федерации вследствие ее многонационального состава.

Сегодня этнокультурная компетентность молодежи формируется в крайне неблагоприятных условиях. В полиэтническом пространстве России уходят из быта этнокультурные традиции, произведения фольклора, язык. Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. В многонациональной России необходимо сохранять историческую память всех народов с учетом культурно-исторических особенностей тех или иных территорий.

Этнокультурная компетентность рассматривается нами как комплексное образование, которое, являясь для педагогов одновременно и ключевым, и базовым профессиональным качеством, имеет достаточно сложную информационно-ценностносодержательную и личностно-деятельностную структуру, включающую функционально связанные между собой компоненты: мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный, действенно-практический, поведенческий. Несмотря на то, что все компоненты этнокультурной компетентности взаимосвязаны и взимодополняют друг друга, особое значение (поскольку компе-

тентность проявляется в деятельности) приобретает действенно-практический компонент, выступающий в качестве компетенций, проявляющихся в коммуникативной, организационноконструктивной, проектировочной и творческо-исследовательской сферах.

Воспитание с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи выступает как условие реализации полиэтнического образования. Формирование этнокультурной компетентности неразрывно связано с воспитанием этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия. Этническая толерантность и этнокультурная компетентность представляют собой двуединую сущность. С одной стороны этнокультурная компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание. С другой стороны этнокультурная компетентность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, расширить рамки этнического опыта и знаний.

Анализируя данную проблему нами были выделены следующие противоречия между: потребностью общества в сохранении национальной самобытности всех народов РФ и недостаточным вниманием социально-культурных институтов к процессам формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения; ростом национального самосознания, национальных чувств и интереса к национальной культуре в социально-культурной сфере современной молодежи и социально-культурной технологии формирования этнокультурной компетентности.

Основу нашего исследования составили социально-культурные и этнокультурные условия, в которых осуществляется процесс формирования этнокультурной компетентности молодежи, к которым, в частности, отнесены социокультурные процессы, а также этнокультурная среда, в которой протекают процессы социализации и этнической самоидентификации, формирующие социальный заказ, связанный с воспитанием положительных национальных чувств; развитием рационального восприятия этнической принадлежности; формированием включенности в народную культуру. Реализация данного социального заказа осуществляется на основе концепций и положений этнокультурного воспитания и этнокультурного образования, ориентированных на развитие эмоционально-чувственного, рационального и поведенческого компонентов этнокультурной компетентности.

Диагностический этап исследования предполагал определение общего и индивидуального уровней сформированности выделенных ранее компонентов этнокультурной компетентности посредством применения к испытуемым ряда тестовых методик. Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

Проведенные тестовые замеры на первом этапе исследования выявили примерно одинаковые показатели сформирован-ности этнокультурной компетентности в контрольных и экспериментальных группах.

Для изучения каждого из выделенных компонентов этнической компетентности были использованы отдельные методики [1; 2]. Действенно-практический компонент исследовался с помощью теста М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?». Анализ полученных данных выявил преобладание в большинстве случаев субъективных характеристик над объективными в восприятии самих себя в системе социальных отношений. Для испытуемых характерно отчуждение от окружающего мира, внешних объектов, психологических образов в пользу самих себя, собственного «Я». Это свидетельствует о том, что современная молодежь делает в первую очередь ставку на собственные силы, качества, умения и не рассчитывает на помощь и поддержку социального окружения. А это в свою очередь снижает необходимость в этнокультурной компетентности.

Для изучения мотивационно-ценностного компонента этнокультурной компетентности был использован Цветовой тест отношений А.Н. Лутошкина [3], показавший достаточно высокий уровень этнокультурной компетентности испытуемых во всех группах. Но, несмотря на то, что национальная принадлежность вызывает положительные чувства у современной молодежи, очевидна необходимость дополнительного педагогического воздействия.

Поведенческий компонент этнокультурной компетентности был исследован с помощью авторской методики определения уровня вовлеченности в народную культуру «Я, и мир вокруг меня». Данные теста выявили у испытуемых достаточно низкий уровень вовлеченности в народную культуру. Национальной культуре и народным традициям в обыденной жизни отводится достаточно мало места.

В целом этнокультурная компетентность в большей степени проявляется на эмоциональном уровне, и в меньшей в поведении и повседневной жизни. Вышесказанное дает основание предположить, что национальные чувства зачастую не имеют определенного вектора и остаются только на уровне эмоций. Это требует формирования более осознанного отношения к своей этнической принадлежности.

Еще одним видом проводимой экспериментальной работы на данном этапе стала исследовательская деятельность. Участниками эксперимента было проведено социологическое исследование, направленное на изучение этнокультурных процессов в молодежной среде. В исследовании приняло участие 400 респондентов из числа учащейся и работающей молодежи города Ставрополя и Ставропольского края.

В анкетах были затронуты вопросы взаимоотношения современной молодежи с представителями других национальностей на различных уровнях общения (семья, учеба, работа и т.д.), какие чувства и эмоции с этим связаны. Анализ полученных данных позволил выявить ряд противоречий, существующих в социокультурной среде современной молодежи и проблемы, котоБиблиографический список

рые в связи с этим возникают. Так же были предложены возможные пути решения этих проблем: создание этнокультурных центров, проведение международных фестивалей народного творчества, создание региональных молодежных движений и объединений, пропаганда существующей проблемы в СМИ, привлечение спонсорских средств в этнокультурное образование и воспитание и др.

Одним из основных видов педагогического воздействия являлся комплекс культурно-досуговых мероприятий, проводимых в рамках созданного автором молодежного объединения «Кавказ единый». В его содержание входили историко-патриотические мероприятия, целью которых было формирование интереса к истории и культуре родного края. Блок культурно-познавательных мероприятий был направлен на формирование толерантного отношения к представителям других культур. Художественно-творческие мероприятия ставили целью освоение образцов народного творчества. Направленность спортивно-оздоровительных мероприятий заключалась в освоении национальной картины мира на основе традиционной игровой культуры.

На заключительном этапе эксперимента подводились итоги проделанной работы, и проводился сравнительный анализ результатов. Так же как и на начальном этапе сформированность этнокультурной компетентности изучалась относительно выделенных в ее структуре компонентов. Были использованы следующие методики: методика приписывания качеств Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова адаптированный в соответствии с возрастом участников опросник этнической идентичности А.М. Алиевой, Т.Г Гришанович, Л.В. Лобановой, Н.Г. Травниковой, Е.Г. Трошихиной [4].

Сравнительный анализ данных выявил положительную динамику уровня вовлеченности участников молодежного объединения «Кавказ единый» в народную культуру. Незначительный прирост показателей можно объяснить ориентацией современного общества и в особенности молодежи на мировую массовую культуру.

Сравнительный статистический анализ динамики сформи-рованности этнокультурной компетентности на заключительном этапе эксперимента позволил констатировать превышение суммарных показателей высокого и среднего уровней в экспериментальных группах в среднем на 22,7% по сравнению с контрольными по всем условно выделенным компонентам. Положительная динамика наблюдалась и в контрольных группах, однако прирост составил 1-2%.

Достаточно большой разрыв в показателях действенно-практического и мотивационно-ценностного компонентов этнокультурной компетентности, наблюдавшийся на диагностическом этапе эксперимента, был заметно сокращен. Участники молодежного объединения стали оперировать достаточно большим количеством понятий, признаков определяющих национальную принадлежность, т.е. осознанно причислять себя к национальной группе. Это доказывает положительное движение в формировании этнокультурной компетентности и рационального компонента этнокультурной компетентности.

Трудности в формировании поведенческого компонента этнокультурной компетентности связанны с тем, что современная социально-культурная среда во многом оторвана от традиционного национального уклада жизни и во многих сферах жизнедеятельности практически не оставляет ему места.

1. Филимонюк, Л.А. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения молодежи в пространство культуры // Социокультурные трансформации в молодежной среде на рубеже XX-XXI веков. - Невинномысск, 2006.

2. Филимонюк, Л.А. Духовная культура, как одно из основных понятий современной педагогической мысли // Наука. Образование. Молодежь. - Майкоп, 2010.

3. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

4. Алиева, М.А. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) / М.А. Алиева, Т.Г. Гришанович [и др.]. - СПб., 2002.

Bibliography

1. Filimonyuk, L.A. Issledovateljskaya deyateljnostj kak vozmozhnihyj putj vkhozhdeniya molodezhi v prostranstvo kuljturih // Sociokuljturnihe transformacii v molodezhnoyj srede na rubezhe XX-XXI vekov. - Nevinnomihssk, 2006.

2. Filimonyuk, L.A. Dukhovnaya kuljtura, kak odno iz osnovnihkh ponyatiyj sovremennoyj pedagogicheskoyj mihsli // Nauka. Obrazovanie. Molodezhj. - Mayjkop, 2010.

3. Lutoshkin A.N. Ehmocionaljnihe potencialih kollektiva. - M., 1988.

4. Alieva, M.A. Trening razvitiya zhiznennihkh celeyj (programma psikhologicheskogo sodeyjstviya uspeshnoyj adaptacii) / M.A. Alieva, T.G. Grishanovich [i dr.]. - Spb., 2002.

Статья поступила в редакцию 31.07.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.