Научная статья на тему 'Пути формирования коммуникативной компетентности у курсантов военного вуза'

Пути формирования коммуникативной компетентности у курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY / ACTIVE METHODS OF TRAINING / SOCIOPSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпехт М. В.

В статье рассматриваются понятия «коммуникация», «общение», «коммуникативная компетентность» и её компоненты с точки зрения психологии. В работе обосновывается необходимость формирования коммуникативной компетентности у будущих военных специалистов, исходя из требований и специфики военной профессии, а также раскрываются средства формирования коммуникативной компетентности курсантов в условиях обучения в военном вузе. Автором представлен практический опыт применения активных методов обучения при изучении гуманитарных дисциплин в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпехт М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG CADETS IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with concepts of "communication", "communion", "communicative competence" and its components from the point of view of psychology. In the paper the research substantiates the necessity of formation of communicative competence of future military specialists, which is based on the requirements and specifics of the military profession. The article also discovers means of formation of communicative competence among cadets in military higher education institutions. The author presents practical experience of application of active learning methods in teaching of humanities at military higher education institutions. The work shows that sociopsychological training is the most resultative among the other means of competence formation ways. This training is oriented chiefly on the development of competence in communication. The main task is achieved by the use of special methods, when particular situations of influence are arranged.

Текст научной работы на тему «Пути формирования коммуникативной компетентности у курсантов военного вуза»

ордена Александра Невского. Во время богослужения ограда образовывала два клироса, у которых на стенах были укреплены траурные доски с именами почивших чинов персонала и кадет.

Иконостас для церкви 1-го Русского кадетского корпуса был построен офицерами и кадетами корпуса подполковником С.К. Орлицким и кадетом I выпуска Никитиным по проекту полковника В.И. Селицкого. Он отражал происхождение и назначение корпуса: справа от южных врат - иконы Святого Александра Невского, Святых Кирилла и Мефодия (обе кисти полковника Н.В. Волкова) и Святого Николая Чудотворца (кисти подполковника Г.Л. Реммерта), слева от северных врат - икона Святого Равноапостольного Князя Владимира (кисти Г.Л. Реммерта). Кроме того, в церкви находился большой складень одной из рот 36-го Сибирского стрелкового полка с иконами под серебряными золочеными ризами и в цветных эмалевых венчиках: в центре -Святого Николая Чудотворца, по сторонам - Святых Князей Бориса и Глеба. Этот складень достался по наследству от Хабаровского графа Муравьева-Амурского кадетского корпуса, который, в свою очередь, получил его от 36-го полка, когда стоял в его казармах на Русском острове под Владивостоком.

С переводом в 1929 году Русского корпуса в город Белая Церковь знамя Симбирского кадетского корпуса, бывшее запрестольным образом, поместили в корпусной музей, а запрестольным образом стало знамя Сумского кадетского корпуса. Складень 36-го Сибирского стрелкового полка был помещен в столовой строевой роты, ставшей вскоре Ротой Его Высочества. Тогда же были сооружены художественной работы Св. Плащаница и покровы. По закрытии Донского Императора Александра III кадетского корпуса в 1934 году, из его церкви в церковь Русского корпуса были переданы многие церковные реликвии, вывезенные из России.

Выпускник 1-го Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса вице-фельдфебель Михаил Скворцов особо отметил значение молитвы для кадет во время пребывания их в строю: «Мне до сих пор не удалось нигде прочесть, чтобы молитве ко Всевышнему в общем строю, её колоссальному значению в воспитании людей давалась достойная оценка. А ведь множество уст становятся едиными устами,

Библиографический список

множество сердец - единым сердцем, локтями чувствуешь своих соседей слева и справа... Нет, я убежден, что сила общей молитвы неизмерима, а красота ее неописуема! И эту красоту особенно чувствуешь именно в строю, а в кадетском - еще сильнее. Вот почему, мне думается, что в новых открывающихся Корпусах без ежедневной общей молитвы в строю будет утеряна его, этого строя, огромная духовная сила. Главное, какими бы замечательными качествами ни отличались стоящие в строю, без общей молитвы они никогда не почувствуют себя принадлежащими к Христолюбивому Воинству» [8, с. 34 - 35].

Из среды кадет 1-го Русского Великого князя Константина Константиновича вышло три иерарха Русской Православной Церкви за рубежом и несколько священников, чьи имена встали наравне с наиболее известными именами православных пастырей Русского Зарубежья.

Религиозное воспитание детей и молодежи в эмиграции осуществлялось как в учебное, так и во внеучебное время. Учащиеся принимали участие в богослужениях, крестных ходах, занимались на специальных занятиях углубленного изучения религии. Осознание самоценности общества, воспитанного в свете христианской нравственности и неразрывной связи воспитания с православной церковью, на практике привело к возникновению в Русском Зарубежье нескольких форм организации самого процесса: преподавание Закона Божия в курсе «Россики»; организация пришкольных церквей и молелен; участие в христианских союзах, движениях и объединениях. Разрабатывая более конкретные методы религиозного национального воспитания, протоиерей Востоков выделил четыре компонента этого процесса: участие в литургии; усвоение примеров русских святых, «бывших не только молитвенниками, но и мудрыми строителями отечества»; «усвоение истины, что Православный Царь необходим нам для возрождения страны»; передача дела воспитания в школе исповедникам завета «За Веру, Царя и Отечество» [9, с. 29].

Таким образом, православие стало важнейшим компонентом сохранения национальных традиций, выполняя не только традиционные задачи религиозно-нравственного воспитания, но просветительские, охранно-защитные, регулятивные и задачи предотвращения денационализации русской молодежи.

1. Седова Е.Е., Свеженцева Ю.И. Музыка как средство патриотического воспитания в кадетских корпусах Русского Зарубежья в 20-х - 30-х годах ХХ. The Emissia.Offline Letters. Декабрь 2010, ART 1495. Санкт-Петербург, 2010. Available at: http://www.emissia.org/ offline/2010/1495.htm

2. Зеньковкий В.В. Педагогика. Москва, 1996.

3. Зеньковский В.В. Дети эмиграции. Прага, 1925.

4. Шумкина А. Воскресная школа. ВестникРСХД. Париж, 1927; 6.

5. Ильин И.А Путь к очевидности. Москва, 1993.

6. Корниловское военное училище. Журнал Общества ветеранов войны 1914-18 гг. Сан-Франциско, 1934.

7. Кадетские корпуса за рубежом 1920-45 гг. - Нью-Йорк: Объединения Кадет Российских Зарубежных Кадетских Корпусов, 1970.

8. Гурковский А. Церковная жизнь и кадетство. Шестое чувство: духовно-светское культурно-просветительское издание. 2007; 3.

9. Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей русской школы заграницей. Прага, 1924; 3.

References

1. Sedova E.E., Svezhenceva Yu.I. Muzyka kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya v kadetskih korpusah Russkogo Zarubezh'ya v 20-h - 30-h godah HH. The Emissia.Offine Letters. Dekabr' 2010, ART 1495. Sankt-Peterburg, 2010. Available at: <http://www.emissia.org/ offline/2010/1495.htm>

2. Zen'kovkij V.V. Pedagogika. Moskva, 1996.

3. Zen'kovskij V.V. Deti 'emigracii. Praga, 1925.

4. Shumkina A. Voskresnaya shkola. VestnikRSHD. Parizh, 1927; 6.

5. Il'in I.A Put'k ochevidnosti. Moskva, 1993.

6. Kornilovskoe voennoe uchilische. Zhurnal Obschestva veteranov vojny 1914-18 gg. San-Francisko, 1934.

7. Kadetskie korpusa za rubezhom 1920-45 gg. - N'yu-Jork: Ob'edineniya Kadet Rossijskih Zarubezhnyh Kadetskih Korpusov, 1970.

8. Gurkovskij A. Cerkovnaya zhizn' i kadetstvo. Shestoe chuvstvo: duhovno-svetskoe kul'turno-prosvetitel'skoe izdanie. 2007; 3.

9. Byulleten'Pedagogicheskogo Byuro po delam srednej inizshejrusskoj shkoly zagranicej. Praga, 1924; 3.

Статья поступила в редакцию 25.12.14

УДК 159.9

Shpecht M.V., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: m.shpeht@yandex.ru

WAYS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG CADETS IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS.The article deals with concepts of "communication", "communion", "communicative competence" and its components from the point of view of psychology. In the paper the research substantiates the necessity of formation of communicative

competence of future military specialists, which is based on the requirements and specifics of the military profession. The article also discovers means of formation of communicative competence among cadets in military higher education institutions. The author presents practical experience of application of active learning methods in teaching of humanities at military higher education institutions. The work shows that sociopsychological training is the most resultative among the other means of competence formation ways. This training is oriented chiefly on the development of competence in communication. The main task is achieved by the use of special methods, when particular situations of influence are arranged.

Key words: communicative competence, military professional activity, active methods of training, sociopsychological training.

М.В. Шпехт, аспирант ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

г. Новосибирск, E-mail: m.shpeht@yandex.ru

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматриваются понятия «коммуникация», «общение», «коммуникативная компетентность» и её компоненты с точки зрения психологии. В работе обосновывается необходимость формирования коммуникативной компетентности у будущих военных специалистов, исходя из требований и специфики военной профессии, а также раскрываются средства формирования коммуникативной компетентности курсантов в условиях обучения в военном вузе. Автором представлен практический опыт применения активных методов обучения при изучении гуманитарных дисциплин в военном вузе.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, военно-профессиональная деятельность, активные методы обучения, социально-психологический тренинг.

Компетентность в сфере общения в настоящее время рассматривается как одна из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности, особенно в профессиях системы «человек-человек». Современный этап реформирования Вооруженных Сил России характеризуется усилением внимания к проблеме эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Это подчеркивает важность применения инновационных подходов к организации профессиональной подготовки военных специалистов, что особенно актуально в отношении командиров подразделений.

Важнейшим компонентом профессионализма офицеров является их способность к эффективному взаимодействию с другими военнослужащими в различных условиях и ситуациях, поскольку общение является основой профессиональной деятельности командира подразделения. Успех данной профессии во многом зависит от различных навыков и умений будущего военного специалиста, в том числе коммуникативных, организаторских, рефлексивных, эмпатийных и других, обеспечивающих эффективную адаптацию к профессии.

Анализ научных источников раскрывает значительные коммуникативные проблемы военнослужащих, особенно молодых офицеров в ситуациях взаимодействия с подчинёнными и старшими начальниками. Это проявляется в проблеме управления подразделением, где коммуникативная компетентность командира является необходимым условием для успешного сопровождения и координации различных аспектов мероприятий в подразделении [1; 2; 3].

Изучение проблем формирования и развития коммуникативной компетентности отражено во многих исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Результаты анализа понятий «коммуникация» и «общение» при рассмотрении теоретических источников показывают, что использование этих терминов зависит от того, какой смысл вкладывают авторы в содержание этих понятий. В любом случае использования этих понятий речь идёт о взаимодействии партнеров по общению с целью передачи и приёма информации; влиянии информации на участников коммуникации и друг на друга. Наряду с этим Г.М. Андреева, А.А. Бо-далев, А.А. Парыгин, Л.А. Петровская, И.В. Сыромятников и другие авторы указывают, что эффективность процесса коммуникации и достижение её целей зависит от способности личности к общению, при этом главным индикатором коммуникативной способности является её коммуникативная компетентность.

Феномен коммуникативной компетентности в рамках теории и практики психологии рассматривается как сложный комплекс, в который входят знания, социальные установки, умения и опыт в области межличностного взаимодействия [4]; как система средств регуляции коммуникативных действий [5]; как ориентированность в общении, основанная на собственных знаниях и опыте, а также свободном владении средствами общения [6]. Таким образом, коммуникативная компетентность складывается

из многих компонентов: способности оценивать, прогнозировать и управлять процессом общения; способности корректировать развитие установок, необходимых для успешного общения; умения адекватно и полно воспринимать и оценивать себя, других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между партнерами по общению.

Общение военнослужащих по форме и по содержанию имеет определённые особенности, связанные со спецификой воинской жизни. Коллективный характер воинского труда требует согласованного взаимодействия военнослужащих, что предполагает их общение друг с другом, несмотря на строгую регламентацию их служебных отношений общевоинскими уставами. Результаты некоторых исследований, проведённых в различных воинских структурах, а также анализ многих служебных конфликтов показывает, что причина их возникновения заключается в отсутствии у некоторых командиров профессиональных навыков межличностного общения, неумения построить и наладить межличностные взаимоотношения [1; 2; 3; 7]. Поэтому для повышения эффективности руководства подразделением важно знать психологические закономерности и механизмы процесса общения, использовать все доступные средства для приобретения и использования этих знаний на практике, опираться не только на личный опыт, но и на научные данные. Наряду с этим необходимо принимать во внимание и личностные особенности человека: скорость и точность его мышления, его способность к эмпатии, интуицию, внимательность, организаторские способности, коммуникативный потенциал и т.д.

Исходя из изложенного выше, в рамках профессиональной подготовки будущего военного специалиста любого профиля особое внимание должно уделяться его профессиональной коммуникативной компетентности, которая не может быть сформирована стихийно. Поэтому необходимы специальная работа и психологические условия для её целенаправленного формирования.

Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах межличностного взаимодействия. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностной коммуникации и способах их решения. К источникам «стихийного» (естественного) нарабатывания коммуникативной компетентности многие исследователи [3; 4; 5; 6] относят: непосредственное участие в общении с другими людьми, сведения из литературы и по каналам СМИ о проблемах межличностного взаимодействия и способах их разрешения. Но при таком пути могут формироваться неадекватные познавательные схемы, деформирующие коммуникативные взаимодействия.

Традиционно сложившийся учебно-воспитательный процесс в военном вузе не предполагает специально организованного обучения общению (как курсантов, так и преподавателей). В связи с этим существует необходимость включения методов психологического воздействия, направленных на формирование

полноценной коммуникации и оптимизацию межличностных отношений в группах. Развитию коммуникативной компетентности курсантов будет способствовать совершенствование коммуникативных умений, которые относят к базовым профессиональным компетенциям профессиональной военной деятельности. Данная проблема может быть решена введением спецкурса и в рамках дисциплин специализации - занятий, которые были бы направлены на становление коммуникативной компетентности. Основу таких занятий, на наш взгляд, могут составлять активные методы обучения, эффективно повышающие интерес будущих специалистов к учебному процессу, позволяющие почувствовать ситуацию и определить возможные стратегии собственных действий, а также способствующие становлению коммуникационной компетентности будущих военных специалистов на этапе обучения в вузе.

Активные методы обучения предполагают использование системы методов и приёмов в процессе активной познавательной деятельности обучающихся, которая направлена на самостоятельное овладение курсантами знаний, на развитие их способностей к творческому и квалифицированному решению профессиональных задач. Такие методы способствуют самостоятельному нахождению и приобретению знаний, умений и навыков курсантов, а также формированию профессиональной компетентности у будущих военных специалистов. В сравнении с традиционными технологиями, активные методы позволяют повысить эффективность и качество обучения курсантов с учетом специфики обучения в военном вузе.

В активном социально-психологическом обучении можно выделить три основных методических блока: а) дискуссионные методы; б) игровые методы; в) социально-психологические тренинги. Все активные методы направлены на оказание социально-психологического воздействия на личность, которое, как указывают исследователи [6; 8; 9], способствует развитию и совершенствованию её коммуникативной компетентности.

Наиболее результативным средством в этой области является социально-психологический тренинг (СПТ), т.к. он в большей степени, чем другие средства, ориентирован на развитие компетентности в общении. Достижение высоких результатов в формировании межличностного общения в СПТ происходит с помощью специальных приёмов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Интерактивный и творческий характер обучения в тренинге выражается в том, что человеку предлагается рефлексивно (а не спонтанно) использовать собственный жизненный опыт. Это позволяет участнику тренинга фиксировать и анализировать свои действия и применять полученные знания адекватно имеющейся ситуации.

Аналитическое наблюдение коммуникативного межличностного взаимодействия, которое является и частью работы в тренинге, способствует формированию средств регуляции собственного коммуникативного поведения, позволяет наработать систему правил, необходимых для организации своего взаимодействия.

Еще одним элементом тренинга и важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия.

Грамотная организация учебного процесса представляет определённые возможности для использования технологий проблемного и интерактивного обучения: ролевых и деловых игр, ситуационных и проблемных задач, дискуссий по ролям и

Библиографический список

со скрытыми ролями, методов «мозговой атаки» и «круглого стола», интеллектуальных разминок и социально-психологического тренинга и пр. В рамках изучения дисциплин по психологии и педагогике цикла гуманитарных и общенаучных дисциплин с курсантами военного вуза могут проводиться тренинги делового общения, коммуникативные тренинги, тренинги по формированию уверенного поведения и сплочению воинского коллектива и т.д.

При изучении дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» (Новосибирское высшее военное командное училище (Военный институт)), на семинарском занятии с курсантами проводилась интеллектуальная разминка, для лучшего усвоения курсантами материала и более чёткого понимания различий традиционного и активного обучения. Тема занятия «Сущность и содержание методов активного социально-психологического обучения». Первая часть занятия проводились по традиционной схеме: письменный текущий контроль знаний в виде экспресс-тестов, устные выступления курсантов по заранее подготовленным темам, дискуссии по заслушанным докладам. Вторая часть занятия проводилась в нетрадиционной для военного вуза форме - интеллектуальная разминка в виде викторины по теме занятия. Структура проведения викторины следующая: 1) выбор жюри из числа наиболее успевающих и компетентных по данной дисциплине курсантов; 2) распределение курсантов по трем группам; 3) назначение наблюдателей в группы к соперникам; 4) ознакомление всех участников с системой оценивания и совместное определение правил поведения; 5) выполнение индивидуальных заданий по подгруппам на время (ответы на проблемные вопросы по теоретической части; решение проблемных, логических и психологических задач, решение кроссвордов по теме занятия, восстановление схем и классификаций и пр.); 6) подсчет результатов, определение команды-победителя и лучших игроков команд.

При обсуждении итогов курсанты отметили, что соревновательный момент значительно повышает интерес к занятию, способствует более качественному запоминанию, глубокому пониманию материала и изменению их мотивации при подготовке к следующим занятиям. Поэтому можно говорить, что проведение практических и семинарских занятий с применением активных методов обучения позволяет расширять границы поставленных задач, решая одновременно не только педагогические, но и психологические задачи (сплочение воинского коллектива, выявление лидеров и аутсайдеров, раскрытие творческих способностей курсантов, умение работать в новой команде, развитие навыков уверенного поведения, коммуникативных и организаторских навыков и т.д.)

Таким образом, использование в военном вузе активных методов обучения способствует проявлению творческих способностей курсантов в обучении, обеспечивает оптимизацию их взаимоотношений и лучшую сработанность в военно-учебной и будущей профессиональной деятельности. В дальнейшем данные навыки позволят сформировать основные профессиональные компетенции будущих офицеров. Поэтому оказание помощи в развитии коммуникативной компетентности курсантов военного вуза - это одна из главных задач системы военного образования. Произвольное же формирование коммуникативных умений, специфические условия профессиональной военной деятельности и ряд других факторов могут приводить к возникновению коммуникативных деформаций и деструкций у военнослужащих, что повышает риск возникновения различного рода девиаций. Формирование и становление коммуникативной компетентности курсантов окажет позитивное влияние на их профессиональное становление и творческую самореализацию.

1. Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в обращении с подчинёнными. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1990.

2. Сыромятников И.В. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Инновации в образовании. 2003; 3.

3. Северин М.М. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-воспитателей Available at: http://www.rae. ru/forum2012/290/2079

4. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. Москва, 2007.

5. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. Москва, 1991.

6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Ленинград, 1985.

7. Шпехт М.В. Особенности трансформации коммуникативных характеристик в процессе подготовки специалистов в военном вузе. Развитие человека в современном мире. Новосибирск. 2014; Часть 2.

8. Емелин А.И. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-финансистов средствами социально-психологического тренинга. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ярославль, 1999.

9. Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения. Москва, 2007.

References

1. Devyatko V.V. Social'no-psihologicheskij trening kak sredstvo povysheniya kompetentnosti molodyh oficerov v obraschenii s podchinennymi. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1990.

2. Syromyatnikov I.V. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u buduschih oficerov v processe professional'noj podgotovki v vuze. Innovacii v obrazovanii. 2003; 3.

3. Severin M.M. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u buduschih oficerov-vospitatelej Available at: <http://www.rae.ru/ forum2012/290/2079>

4. Petrovskaya L.A. Obschenie - kompetentnost'- trening. Moskva, 2007.

5. Zhukov Yu.M. Diagnostika i razvitie kompetentnosti v obschenii. Moskva, 1991.

6. Emel'yanov Yu.N. Aktivnoe social'no-psihologicheskoe obuchenie. Leningrad, 1985.

7. Shpeht M.V. Osobennosti transformacii kommunikativnyh harakteristik v processe podgotovki specialistov v voennom vuze. Razvitie cheloveka v sovremennom mire. Novosibirsk. 2014; Chast' 2.

8. Emelin A.I. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u buduschih oficerov-finansistov sredstvami social'no-psihologicheskogo treninga. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 1999.

9. Matyash N.V. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obucheniya. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 03.12.14

УДК 378.14

Vostroknutov Ye.V., senior teacher, Psychology and Pedagogy Department, Penza State Technological University (Penza,

Russia), E-mail: lomovchik@gmail.com

POSSIBILITY OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF CREATIVE TECHNICAL COLLEGE STUDENTS. This article deals with the problem of formation of professional and creative competence of students of a technical institute in the course of research activities. Particular emphasis is focused on the concepts of "research activity" and "research activities of students" and on identification of species and forms of scientific and research activity of students of a technical college. The research is based on the analysis of the scientific literature and allows establishing the relationship of research and creative activity. In conclusion, the author discloses the correspondence of organizational forms of research activities with forms of the creative professional competence of students of a technical institute. The experimental work is conducted in 2011- 2013 in Penza State Technological University. The results of the experiment serve evidence of the increase of effectiveness of forming of professional and creative competences of students.

Key words: research activities, research activities of students, professional and creative competence.

Е.В. Вострокнутов, ст. преп. каф. педагогики и психологии Пензенского государственного технологического

университета, г. Пенза, E-mail: lomovchik@gmail.com

ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В данной статье рассматривается проблема формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в процессе научно-исследовательской деятельности. Особое внимание уделено характеристике понятий «научно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская деятельность студентов», выявлению видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов технического вуза. На основании анализа научной литературы устанавливается взаимосвязь исследовательской и творческой деятельности. В заключение раскрывается соответствие организационных форм научно-исследовательской деятельности формируемым профессионально-творческим компетенциям студентов технического вуза.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность студентов, профессионально-творческие компетенции.

В настоящее время интерес для общества и работодателя на рынке труда представляет выпускник высшей технической школы, нацеленный на поиск новых, неординарных решений технических задач со сформированным творческим стилем профессионального мышления. Именно поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки студентов технического вуза путём формирования у них профессионально-творческих компетенций (ПТК). В педагогическом плане, основная проблема заключается в том, что в условиях сокращения времени на подготовку на уровне бакалавриата целесообразно формировать профессионально-творческие компетенции средствами научно-исследовательской деятельности (НИД). Это позволит к 7-8 семестру сформировать студента, готового к реальному дипломному проектированию, востребованного на предприятии, имеющего рекомендации для поступления в магистратуру, имеющего результаты научной деятельности и способного реализовывать собственные идеи.

В исследованиях В.И. Загвязинского, В.В. Краевского НИД рассматривается в «контексте проблем совершенствования содержания и структуры профессионального образования» [1,

с. 23]. И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов отмечают значение НИД в «стимулировании личностно-профес-сионального становления специалиста и обеспечении высокого уровня профессиональных компетенций» [1, с. 23]. Авторы связывают научно-исследовательскую деятельность с формированием и развитием компетенций.

С.Л. Белых под научно-исследовательской деятельностью понимает «конструирование собственной картины мира, отражающей систему ценностей человека, опосредованное научными методами познания» [2, с. 24].

И.А. Зимняя рассматривает научно-исследовательскую деятельность в широком контексте информационного пространства, где сама деятельность есть процесс, есть активность субъекта [3].

В.В. Давыдов выделяет компоненты НИД: информационный (получение информации об уже имеющихся знаниях, обобщение этих знаний, фиксация); аналитико-критический (анализ и критика имеющихся знаний, постановка проблемы исследования на основе выявления частично или полностью неопознанных сторон темы исследования); собственно-исследовательский (прове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.