Научная статья на тему 'Пути достижения метапредметных результатов при использовании активных форм обучения через интегрированный курс внеурочной деятельности'

Пути достижения метапредметных результатов при использовании активных форм обучения через интегрированный курс внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ / ЛИСТ САМООЦЕНКИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / THE INTEGRATED COURSE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / METHODS OF ACTIVE TRAINING / PRAKTIKO-FOCUSED TASKS / SHEETS OF A SELF-ASSESSMENT / METASUBJECT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазырина Ольга Федоровна, Переберина Татьяна Федоровна, Гельжинис Юлия Александровна

В статье рассказывается об опыте учителей географии и информатики по внедрению интегрированного курса внеурочной деятельности, направленного на развитие метапредметных умений учащихся через деятельностный подход. Деятельностный подход реализуется через выполнение практико-ориентированных заданий по предлагаемым инструкциям. Развитие метапредметных результатов отслеживается путем анализа листов оценки занятия, листов самооценки учащихся, анкетирования учащихся и результатов защиты проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазырина Ольга Федоровна, Переберина Татьяна Федоровна, Гельжинис Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути достижения метапредметных результатов при использовании активных форм обучения через интегрированный курс внеурочной деятельности»

Важно признать и оценить, как вы лично определяете и оцениваете ценность вашего влияния на предмет. Иной раз индивидуальное влияние учителя играет большую роль в воспитании ученика, чем вся школа.

Список литературы / References

1. Архипова Л.А. Методика преподавания физической культуре в начальной школе. Учебно-методическое пособие. М.: ТГУ, 2013. 264 с.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры. М. Физкультура и спорт, 1991. 544 с.

3. Цатурова К.А. История физической культуры зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. 187 с.

4. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. Ростов н/Д., 2003. 255 с.

5. Hayes et al. «Relational Frame Theory». KLUWER ACADEMIC PUBLISHERS, 2006. 336 с.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глазырина О.Ф.1, Переберина Т.Ф.2, Гельжинис Ю.А.3 Em ail: Glazyrina655@scientifictext.ru

'Глазырина Ольга Федоровна - учитель информатики; 2Переберина Татьяна Федоровна - учитель географии; 3Гельжинис Юлия Александровна - учитель химии и географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей им. Алексея Геннадьевича Баженова, г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: в статье рассказывается об опыте учителей географии и информатики по внедрению интегрированного курса внеурочной деятельности, направленного на развитие метапредметных умений учащихся через деятельностный подход. Деятельностный подход реализуется через выполнение практико-ориентированных заданий по предлагаемым инструкциям. Развитие метапредметных результатов отслеживается путем анализа листов оценки занятия, листов самооценки учащихся, анкетирования учащихся и результатов защиты проектов.

Ключевые слова: интегрированный курс внеурочной деятельности, методы активного обучения, практико-ориентированное задание, лист самооценки, метапредметные результаты.

WAYS OF ACHIEVEMENT OF METASUBJECT RESULTS WHEN USING ACTIVE FORMS OF EDUCATION THROUGH THE INTEGRATED COURS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES Glazyrina O.F.1, Pereberina T.F.2, Gelzhinis Yu.A.3

'Glazyrina Olga Fedorovna - IT-Teacher; 2Pereberina Tatjana Fedorovna - geography Teacher; 3Gelzhinis Julija Aleksandrovna - chemistry and geography Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION LYCEUM NAMED AFTER ALEXEY GENNADYEVICH BAZHENOV, CHERNOGORSK, REPUBLIC OFKHAKASSIA

Abstract: in article it is told about experiment of teachers of geography and informatics on introduction of the integrated course of extracurricular activities aimed at the development of metasubject abilities of pupils through activity approach. Activity approach is implemented through performance of the praktiko-focused tasks on the offered instructions. Development of metasubject

results is monitored by the analysis of sheets of assessment of occupation, sheets of a self-assessment of pupils, questioning ofpupils and results ofprotection ofprojects.

Keywords: the integrated course of extracurricular activities, methods of active training, praktiko-focused tasks, sheets of a self-assessment, metasubject results.

УДК 372.891

В современной педагогической практике роль учителя совсем не в том, чтобы интереснее, понятнее, ярче, чем в учебнике, изложить учебную информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Для вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность, необходимо использовать методы активного обучения.

Использование методов активного обучения позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть их индивидуальные способности; выработать уверенность в собственных силах; совершенствовать свои коммуникативные навыки.

Межпредметные связи информатики с географией позволяют решать не только предметные, но и метапредметные задачи. Курс географии в 5 - 6 классах рассчитан всего на один час, что является недостаточным для полноценного достижения планируемых результатов.

С целью достижения планируемых результатов по географии и информатики [1] в 5 - 6 классах был создан курс внеурочной деятельности «ГеоИнфо». В основу курса положен системно-деятельностный подход. Разработанные задания носят практико-ориентированный и интегрированный характер.

При разработке практико-ориентированных заданий курса отобраны темы, расширяющие курс географии 5 класса и темы по информатике, позволяющиеся изучить основные возможности прикладных программ (MS Word, MS Power Point, MS Paint). Основной упор при разработке заданий к темам (Таблица 1) был сделан на развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД).

Таблица 2. Примерные задания курса внеурочной деятельности «ГеоИнфо»

Изучаемая тема Познавательные УУД Пример задания

MS Word

Информатика. Работа с таблицами. Создание и форматирование таблиц. География. Знакомство с методами географических исследований и т.д. Преобразование информации Создание таблицы «Географические методы исследования»

MS Paint

Информатика. Рисование простейших рисунков. Изучение инструментов рисования. География. План местности Создание информационных моделей Создание плана местности

MS Power Point

Информатика. Настройка анимации. Знакомство со способами анимации текста, графических объектов. География. Круговорот воды в природе. Создание информационных моделей Создание интерактивного плаката «Круговорот воды в природе»

Каждое задание сопровождается подробной пошаговой инструкцией, позволяющей развить у учащихся регулятивные (умение самостоятельно оценивать результат, умение вносить коррективы) и коммуникативные УУД (умение аргументировать ответ, умение отстаивать свою точку зрения). Планируемые результаты поэтапно отслеживаются на каждом занятии посредством листов самооценки и листов оценки учителя.

Например, при изучении темы «Знакомство с географическими объектами» учащимся предлагалось, применяя знания по географии, практические навыки работы с клавиатурой, умение набора текста, решить анаграммы, используя предложенную инструкцию.

1. Открой свою личную папку.

2. В папке Заготовки для практикума найди документ Анаграмма.docx

3. В каждом из приведенных пяти слов переставь буквы так, чтобы получилось название города или реки

4. В папке Заготовки для практикума найди документ Огветы.docx

5. Проверь правильность составленных тобою слов

6. Запиши свой результат (количество правильно составленных слов) в оценочный лист

7. Допиши слова, которые не получилось составить, красным цветом

8. Пригласи учителя и покажи ему свой результат.

9. Сохрани изменения в файле._

Работая по данной инструкции, учащиеся овладевают умением самостоятельно оценивать результат, вносить необходимые коррективы в работу, кроме того формируется инфоромационная культура учащихся. Курс внеурочной деятельности «ИнфоГео» усложняется к своему завершению, инструкции с каждым занятием становятся сжатыми, задания становятся более самостоятельными и творческими. Например, в задании 22 «Рисование значков условных обозначений», при изучении возможностей графического редактора Paint, инструкция содержит всего 5 пунктов, а лист самооценки содержит два столбца - оценка полученного результата и оценка своих умений.

При завершении изучения курса учащимся предлагаются темы интегрированных проектов для защиты (например, «Путешествие к центру Земли», «От чего земля трясется» и т.д.). В качестве прикладной среды для создания проектов используется программа MS Power Point. Критерии оценивания проекта содержат бальную оценку достижения учащимися основных показателей универсальных учебных действий, глубина предметного материала, наглядность, эстетичность. Общие достижения учащихся по завершению курса складываются из результатов наблюдения педагогов, анализа листов самооценки, анкетирования учащихся и защиты проектов.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод о том, что использование активных форм (практико-ориентированные задания с использованием возможностей прикладных программ) позволяет наиболее полно реализовать деятельностный подход, развивая УУД учащихся. Таким образом достигаются несколько задач: расширение знаний курса географии, овладение навыками работы с прикладными программами MS Office, достижение планируемых метапредметных результатов.

Список литературы / References

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования (Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.