Научная статья на тему 'Путь жизни человека как проблема философской антропологии'

Путь жизни человека как проблема философской антропологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4545
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПУТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / СТАДИИ ЖИЗНИ / ПРЕДЖИЗНЬ / ЖИЗНЬ / ПОСТЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермаков Сергей Анатольевич, Мезина Людмила Геннадьевна

В статье дается новое определение пути жизни человека – как реальности, присущей и данной субъекту, формируемой им (и/или другими) под воздействием природной, социальной и духовной среды и являющейся частью бытия. При этом путь жизни человека подразделяется на три основные стадии – преджизнь, жизнь и постжизнь, которые образуются двумя важными событиями в жизни человека − рождением и смертью. Раскрываются особенности каждой стадии пути жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путь жизни человека как проблема философской антропологии»

УДК 165.745

С. А. Ермаков, Л. Г. Мезина

ПУТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Аннотация. В статье дается новое определение пути жизни человека - как реальности, присущей и данной субъекту, формируемой им (и/или другими) под воздействием природной, социальной и духовной среды и являющейся частью бытия. При этом путь жизни человека подразделяется на три основные стадии -преджизнь, жизнь и постжизнь, которые образуются двумя важными событиями в жизни человека - рождением и смертью. Раскрываются особенности каждой стадии пути жизни человека.

Ключевые слова: философская антропология, путь жизни человека, бытие человека, стадии жизни, преджизнь, жизнь, постжизнь.

Abstract. The article considers a new definition of man’s life path as a reality inherent to a definite subject formed by him-/herself (or other people) under the influence of natural, social, and spiritual environment. At the same time the man’s life path consists of (or is divided into) three stages: prolife, life and post periods which are defined by the main events in man’s being: birth and death. Peculiarities of each stage in the human being are analyzed.

Key words: philosophical anthropology, man’s life path, human being, stages of life, prelife, life, postlife.

Современность наряду с благами цивилизации принесла человеку усложнение индивидуального пути жизни. При общем возросшем объеме межличностных взаимодействий их продолжительность сократилась. При этом количество случайных встреч, эпизодических контактов резко возросло. Можно сказать, что ритм жизни современного человека стал более интенсивным. Человеку нужно больше успеть сделать в меньший отрезок времени. Стремясь успеть везде и во всем, он буквально на ходу решает десятки различных проблем, не находя возможности остановиться, он скользит по поверхности жизни, подчас упуская самое ценное из того, что есть в ней. В этой связи представляется важным понять, что есть путь жизни человека, как он складывается, в чем проявляется его своеобразие, что оказывает на него влияние. Эти вопросы, входящие в круг проблем философской антропологии, выдвигаются на одно из первых мест в научных исследованиях.

Скажем прямо, путь жизни человека как объект исследования не является темой, новой для философии. Она скорее всего относится к традиционным философским вопросам. Так, в древнеиндийской философии, представленной прежде всего ведами и упанишадами, получило свое развитие учение о двух путях - «пути богов» и «пути предков». Следующий шаг в этом направлении был сделан Буддой, который развил учение о благородном восьмеричном пути, ведущем к освобождению от страданий. Свою лепту в разработку учения о пути жизни внесла древнекитайская мысль, которая обогатила мировую философию идеями «дао» (Лаоцзы) и гармонизации жизни человека (Конфуций). Античная философия также не прошла мимо вопроса о жизненном пути человека. Этой проблемы касались Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др. Сделанное ими столь значитель-

но, что многие столетия спустя мыслители вновь и вновь обращались к наследию древности.

Однако, пожалуй, самый глубокий след в изучении проблем жизненного пути человека оставила рЫ1о8орЫа Ра1тш. Опираясь на Библию и питаясь идеями античности, святоотеческие мыслители развили оригинальное учение о пути жизни человека. По нашему мнению, его потенциал выходит за границы чисто религиозного понимания жизни человека, имеет большое гуманистическое значение и сохраняет свою значимость по сей день.

Среди философов, уделявших значительное внимание проблемам жизни человека, выделяются: Г. Зиммель, А. Камю, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Риккерт, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, К. Ясперс и др. Заметный след в разработке указанного вопроса оставили представители отечественной философии: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, Л. Н. Толстой, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и др. Немалый вклад в обсуждение указанной темы внесли: подвижники веры православной - Игнатий Брянчанинов, Нил Сорский, Паисий Величковский, Феофан Затворник; отечественные богословы - С. Зарин, В. Зеньковский, Киприан (Керн), Макарий (Булгаков), Филарет (Гумилевский) и др. Для понимания особенностей жизни человека многое сделали Л. Н. Коган, И. С. Кон, О. Л. Краева, М. К. Мамар-дашвили, Б. В. Марков, А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов, И. Т. Фролов, Е. П. Савруцкая, И. В. Суханов и др.

Современная социология также не обошла вниманием проблемы жизненного пути человека. Среди исследователей, плодотворно работающих в этом направлении, следует назвать Ю. Резника, Ж. Тощенко и др.

Однако при всей глубине и оригинальности высказанных идей тема жизненного пути человека все еще нуждается в своем дальнейшем изучении. Это обусловлено целым рядом моментов.

Над темой все еще тяготеет традиция ее рассмотрения исключительно лишь в плоскости изучения проблемы смысла жизни. Спору нет, философское осмысление жизни человека невозможно без выяснения вопроса о смысле его бытия. Это важный, но далеко не единственный аспект, связанный с постижением жизни человека. Ведь очевидно, что прежде всего человек должен жить, а потом уже постигать смысл своего предназначения. Прав был Х. Ортега-и-Гассет, когда говорил: «Мы живем не для того, чтобы думать, а, наоборот, думаем, чтобы жить» [1, с. 489]. Поэтому важно дополнить рассмотрение проблем жизни человека вопросом о пути его жизни. Есть человек, и он торит свой путь жизни. И важно понять путь жизни человека как часть бытия.

В философской литературе все еще имеет место недостаточная разработанность понятия «путь жизни человека». На то есть свои причины. Словосочетание «путь жизни человека» достаточно информативно. Оно уже несет в себе первичную информацию, связанную с фиксацией внимания на том пути, которым идет человек. Образ идущего по жизни (словно по дороге) человека достаточно нагляден, и он, видимо, «блокирует» дальнейшее продвижение исследовательской мысли в направлении постижения сущности пути жизни человека. А это необходимо сделать, ведь обыденное понимание словосочетания, включенного в философское исследование, должно быть дополнено его философской интерпретацией.

Необходимость обращения к вопросу о пути жизни человека продиктована еще и тем обстоятельством, что он имеет важное практическое зна-

чение. Действительно, раскрывая путь жизни человека, нельзя пройти мимо выяснения закономерностей его развития. Каковы они, чем они обусловлены? Носят ли они лишь исторически преходящий характер или же связаны с действием универсальных составляющих человеческого бытия? Можно ли говорить об инвариантах пути жизни человека? Каковы они? Эти и многие другие аспекты имеют ярко выраженную практическую направленность. Имея представление о своеобразии своего пути жизни, человек может в большей степени оказывать влияние на него, событийно насыщая его, сглаживая ненужные зигзаги и преодолевая опасные повороты.

При этом следует иметь в виду, что философский анализ пути жизни человека имеет ряд особенностей. Прежде всего он предполагает исследование с позиции общего. Ни одна из областей научного знания - будь то психология, медицина, социология, этнография, демография, педагогика и т.д. - не может рассмотреть вопрос всесторонне. Ибо каждая отрасль научного знания «выхватывает» свой аспект проблемы, подчас не соотнося его с другими сторонами вопроса. Лишь философия, изучая наиболее общие законы развития материального и духовного мира, может раскрыть основные закономерности развития пути жизни человека. Кроме того, лишь в рамках философского исследования, которое носит комплексный, интегральный характер, возможно обобщение совокупности теоретических знаний по интересующему нас вопросу, включая религиозные представления.

В свете сказанного представляется важным наметить основные подходы к построению теории пути жизни человека. Для этого необходимо раскрыть содержание понятия «путь жизни человека» и показать его значимость для философской антропологии, выйти на понимание стадий пути жизни человека, показав значимость каждой из них для понимания человеческого бытия. Эти вопросы и попадают в поле нашего зрения.

Согласно нашему пониманию, путь жизни человека есть реальность, присущая и данная субъекту, формируемая им (и/или другими) под воздействием природной, социальной и духовной среды и являющаяся частью бытия. Укажем на принципиальные моменты в данном определении.

Прежде всего путь жизни понимается как реальность, т.е. то, что существует в действительности, что есть. Однако следует иметь в виду, что, наряду с действительным, реальность включает в себя и возможное. В связи с этим реальность всегда есть такой пласт бытия, который, являясь сущим, содержит в себе такие возможности, которые могут воплотиться (или не воплотиться) в действительности. Причем, как разновидность бытия, реальность существует не только «здесь» и «теперь», но и «там» и «прежде», «где-то» и «потом». Другими словами, она существует в пространстве и во времени (прошлом, настоящем и будущем). Поэтому для понимания специфики индивидуального пути жизни человека всегда важно учитывать единство места и времени. От того, в каком историческом пространстве и времени формируется путь жизни отдельного человека, зависит своеобразие этого пути, его направленность и длительность.

Далее, если вернуться к определению пути жизни человека, то видно, что в нем речь идет о реальности, присущей человеку. Как человеческая реальность она имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что эта реальность дана человеку. Важность указанного момента хорошо раскрывается, например, в христианстве. Так, Антоний Сурожский писал: «Бытие нам

дано, жизнь нам дана, познание Бога нам дано; все то, что мы собой представляем, нам дано: и тело, и ум, и сердце, и воля, и родные, и обстоятельства, и друзья, и красота мира — все, что наше, является ничем иным, как даром Божией любви или человеческой любви, которая изливается на нас» [2, с. 7]. В философском плане это указывает на зависимость человека от того, что он имеет (что ему дано): тело, темперамент, способности, таланты, родственников, ближайшее окружение и т.д. Одним словом, человек не свободен от данности. С одной стороны, она есть фундамент его бытия, то, без чего не было бы конкретного человека, с другой — то, с чем человек всегда вынужден считаться, ибо данность воздействует на человека, через него стремясь реализовать себя.

Кроме того, в определении подчеркивается, что человек не есть слепок данности, он есть активное, деятельное начало, которое может формировать свой путь жизни. Человек может вносить свои коррективы в сценарий складывающегося пути жизни, придать ему позитивную или негативную направленность. Но именно формировать, а не изменять все так, как ему заблагорассудится. Это опять-таки связано с тем, что многое из того, что есть у человека, не зависит от него, а дается ему в пользование. Как рачительный хозяин человек должен воспользоваться лучшим из того, что есть у него, сформировать себя и свой путь жизни. Например, человек родился мальчиком или девочкой, и ему суждено следовать путем жизни мужчины или женщины. В эти «рамки» он может вносить коррективы, меняя траекторию жизненного пути, его направленность. Однако «конечный результат» опять-таки не будет определяться только желанием и волей человека. Он будет зависеть от действия многих факторов. В этой связи уместно вспомнить слова А. Шопенгауэра: «Жизнь — это как бы шахматная игра: мы составляем себе план; однако исполнение его остается в зависимости от того, что заблагорассудится сделать в шахматной игре противнику, в жизни же — судьбе. Изменения, каким подвергается при этом наш план, бывают большею частью настолько велики, что узнать его в исполнении едва можно только по некоторым главным чертам» [3, с. 342]. Поэтому путь жизни человека, по сути дела, есть нечто формируемое им в определенных условиях, под воздействием конкретных факторов, благодаря тому, что дано человеку.

Однако, и это следует также отметить, не только сам человек, но и другие люди (родители, родственники, друзья, коллеги и т.п.) оказывают формирующее воздействие на путь его жизни. Скажем, роль родителей в зарождении и формировании пути жизни ребенка значительна. В зависимости от того, как выстраиваются отношения с ребенком, какие ценности культивируются в семье, так ребенок и начинает вести себя, такие модели поведения он и копирует. (Хотя, конечно же, данный вопрос не так прост. Ибо не только семья оказывает влияние на человека, но и, например, «улица». И, что греха таить, подчас ее влияние сильнее.)

Вместе с тем в определении специально подчеркивается, что процесс формирования пути жизни человека идет под воздействием природной, социальной и духовной среды. По сути дела, внимание обращается на то, что сама реальность неоднородна. Она имеет различные грани (природа, общество, духовная сфера), которые в свою очередь обладают своими особенностями. Скажем, известное высказывание — «Рукописи не горят» — противоречит естественным законам, но подчеркивает важную закономерность духовной

жизни. И эти особенности важно учитывать в вопросе о формировании пути жизни человека. При этом природа, общество и духовной мир в одном случае выступают как внешние по отношению к отдельному человеку факторы, в другом — они составляют как бы три ипостаси самого человека как биосо-циодуховного существа. Но и в первом, и во втором случае человек должен считаться с той данностью, в которой (и с которой) он существует, чтобы сложился лучший из возможных путей жизни.

Наконец, согласно нашему пониманию, человеческую реальность следует полагать как часть всеобщей реальности. Путь жизни человека как реальность, присущая ему, не завершается его смертью, а продолжается настолько долго, насколько сформированные в течение пути жизни связи и отношения с природой, обществом и духовным миром остаются жизнеспособными. Скажем, путь жизни Сократа продолжается по сей день. И то, что сегодня много пишут о Сократе, свидетельствует, по нашему мнению, в пользу данного тезиса. Думается, именно понимание этой стороны дела заставляет людей увековечивать себя: прижизненные портреты, скульптурные бюсты, барельефы и пр. На это же, в конечном счете, работает меценатство, попечительство, премии, фонды и т.п. Понятно, что все это имеет отношение к социально-духовной сфере бытия, но все-таки бытия! А потому путь жизни человека продолжается в веках, сливаясь с всеобщей реальностью.

Таким образом, предложенное понимание пути жизни человека позволяет достаточно широко взглянуть на интересующий нас вопрос. Вместе с тем оно нацеливает на применение стадиального подхода, который предполагает рассмотрение реальности в ее основных фазах изменения.

Мы исходим из того, что путь жизни человека не равен времени его физического существования. Начинаясь до рождения человека и не заканчиваясь его смертью, путь жизни продолжается в веках, являясь частью всеобщей реальности. При этом путь жизни человека имеет три основных стадии: преджизнь, жизнь и постжизнь. Они образуются на пути жизни человека двумя значимыми событиями — рождением и смертью.

«Преджизнь» начинается задолго до рождения человека. Встретились два человека, проявили друг к другу интерес, и можно сказать, что некоторые очертания пути жизни их возможного ребенка уже наметились. Однако в большей степени этот этап связан с пренатальным периодом. Многое зависит от того, какой образ жизни вела мать в период своей беременности, на каком производстве она трудилась, каковы ее отношения с сотрудниками по работе, какие лекарственные препараты принимала женщина до и во время беременности, особенно гормональные средства, употребляла ли алкоголь, прибегала ли к использованию наркотиков — это и многое другое оказывает свое влияние на прохождение пренатального периода, а значит и на судьбу ее будущего ребенка.

Роль внешней социальной среды в этом процессе также весома. Различные социальные коллизии, войны, революции, реформы, кризисы также воздействуют на состояние матери, а следовательно, и на ее ребенка. Всевозможные социальные институты (семья, церковь, государство и т.д.), вся система социальных отношений, социальная защищенность (или незащищенность), социальный статус женщины и т.д. — все так или иначе влияет на характер течения пренатального периода. Отношение родственников к желанной (или нежеланной) беременности, отношение мужа к своей жене и т.п.

имеет самое прямое отношение к указанному этапу человеческого бытия. При этом важным моментом является, признает ли государство факт беременности социально значимым событием. Если да, то это может быть выражено в предоставление отпуска по беременности, в охране интересов еще не родившегося человека.

Стадия «жизни» начинается с рождения человека и завершается его смертью. Это - основная стадия жизненного пути человека. Она требует к себе пристального внимания. Прежде всего необходимо сказать, что появление ребенка на свет есть его вхождение в мир общественных отношений. Ребенок сразу же обретает целый набор социальных статусов, становясь сыном (дочерью), внуком (внучкой), правнуком (правнучкой), племянником (племянницей) и т.д. Но, пожалуй, главное состоит в том, что он становится членом семьи, ее частью. И как член семьи, как ее часть он включается в систему семейных отношений. Именно связи (вертикальные и горизонтальные) между членами семьи образуют то, что называется семьей. Вполне понятно, что в каждой семье устанавливаются свои связи и отношения. И важно, чтобы ребенок попал в семью, которая не только с радостью примет его в качестве нового члена, но и сразу же приобщит к позитивному опыту человеческого бытия.

В социальном плане важны несколько этапов. Прежде всего - детство, когда происходит процесс социализации ребенка, он учится ходить, говорить, организовывать свою жизнь, становясь школьником. Затем следует отметить другой этап - 18 лет. Это время самостоятельных шагов. Происходит отход от родителей, вызванный поступлением в иногородний институт, уходом в армию, началом самостоятельной трудовой деятельности. Дети оставляют свой дом, который призван быть убежищем от треволнений жизни. Под крышей дома человек всегда чувствует себя спокойней и уверенней. Но приходит время, и человек вынужден покинуть родное «гнездо». 19-30 лет — время профессионального становления и создания семьи. На этот период приходится окончание вуза, устройство на работу, первый профессиональный взлет и первое (увы!) падение. Молодой специалист все более утверждается в выборе своей профессии, он находится в активном поиске своего места в социуме. По мере профессионального роста человека набор его социальных статусов также возрастает (студент, преподаватель, менеджер и т.д.), его включенность в ткань социальных отношений также становится большей. В свою очередь социум «задает» человеку формы поведения и общения. Будучи включенным в систему общественных отношений, человек следует принятым в обществе моделям поведения. Примером тому вполне может быть семья. Создавая семью, человек закладывает прочный фундамент своей жизни. Дом, тепло семейного очага, дети — все это стабилизирующие факторы социального бытия. 30-50 лет — этап зрелости. Как правило, в работе это профессионал, знающий себе цену, в семье — умудренный жизненным опытом человек, хорошо представляющий себе все положительные и отрицательные стороны человеческой жизни. Иллюзии молодости изживаются, понятней становятся слова А. Шопенгауэра: «Большим выигрышем было бы, если бы можно было искоренять уже в юности, путем своевременных наставлений, ту иллюзию, будто мир может нам дать многое» [4, с . 207]. 50-70 лет — так называемый «возраст директоров». Человек приобретает большой производственный и жизненный

опыт. Однако именно в этом возрасте, по большей части, он заканчивает свою трудовую деятельность и сталкивается с таким феноменом, как «профессиональная смерть». 70 лет и старше — период старости. Видимо, так уж устроен человек, что «нужно долго прожить — состариться, чтобы понять, как коротка жизнь». «Чем старше мы становимся, тем ничтожнее кажется нам решительно все человеческое; жизнь, представляющаяся нам в юности чем-то определенным и нерушимым, теперь кажется быстрым мельканием эфемерных явлений...» [4, с. 212]. Именно в этот период хорошо видна дискретность человеческого бытия: мелькнул один кадр, и вот уже его сменил другой, возник один сюжет, и вот он уже уступает свое место иному. Все быстро меняется, как в калейдоскопе, как в видеоклипах. С каждым годом круг общения становится все уже и уже. Еще вчера человек был в окружении родных и друзей. Но, увы, приходит время, и друзья и родственники уходят в мир иной, дети и внуки навещают все реже. Человек остается один. Наступает время одиночества — великое испытание для человека, которое, вероятнее всего, будет прервано лишь смертью.

«Постжизнь» — стадия пути жизни, которая начинается после смерти человека и продолжается столь долго, сколько сохраняются созданные человеком во время его жизни связи и отношения, насколько востребованы те идеи, книги, вещи, которые были явлены миру этим человеком. Здесь особенно рельефно обозначаются два момента — субъективный и объективный.

Субъективный момент связан с деятельностью человека во время его жизни и ее результатами. Во-первых, это слова, дела, вещи, отношения, порожденные человеком и сохраняющие свое значение после его смерти. Касаясь интересующего нас аспекта, А. Шопенгауэр справедливо отмечал: «Дела оставляют по себе лишь память, которая становится все более слабой, искаженной и безразличной и даже обречена на постепенное угасание, если ее не подхватит история и не передаст ее в закрепленном состоянии потомству. Творения же сами обладают бессмертием и могут, особенно воплощенные в письменности, пережить все времена. От Александра Великого сохранилось имя и воспоминание; Платон же и Аристотель, Гомер и Гораций продолжают существовать сами, живут и действуют непосредственно» [4, с. 264]. Во-вторых, это дети, ученики, друзья, коллеги, перенявшие манеру поведения человека, покинувшего мир биологической активности, и аккумулировавшие его знания, умения, навыки в общении - словом, все то, что можно отнести к «социальному» телу человека, является основой постжизни. Пока сохраняются вещи, к которым прикасалась рука человека, пока повторяются слова, сказанные им, пока воспроизводятся действия, предложенные им, до тех пор путь его жизни не является завершенным, а продолжается в веках. При этом следует подчеркнуть, что добрая память прежде всего продлевает постжизнь. Она достигается благодаря помощи людям. Отсюда напрашивается простой, но важный вывод: хочешь продлить путь своей жизни, стань нужным людям, сделай полезное для них.

Объективный момент — социальная значимость личности, ее, так сказать, «социальный масштаб». Вполне понятно, что социальный статус человека может гарантировать память о человеке в веках. Статус монарха, президента, патриарха, по сути дела, гарантирует место человеку в истории. Понятно, что содержательная значимость социальной памяти будет зависеть от

самого человека, того вклада, который он внес в развитие социальных институтов, социальной жизни. Но в истории его имя скорее всего не будет обойдено вниманием. Кроме статуса, на длительность памяти оказывает влияние социально значимое деяние людей. Скажем, первый космонавт, основатель университета, основоположник какой-либо отрасли научного знания, первооткрыватель морей и новых земель и т.д. В любом из этих случаев имя человека будет вписано в анналы истории. Именами этих людей называют страны, города, улицы, звезды, учреждения, о них пишут книги, слагают оды, им возводят памятники. Интересные замечания на этот счет мы встречаем у А. Шопенгауэра. «Мимоходом замечу здесь также, — пишет мыслитель, — что ставить кому-нибудь памятник при жизни значит заявлять, что относительно него нельзя положиться на потомство. Если тем не менее некоторые доживают до славы, долженствующей перейти в потомство, то это редко случается раньше, чем в старости... Заодно и слава, и молодость — это слишком много для смертного» [4, с. 273].

Таким образом, тема пути жизни человека является важной проблемой философской антропологии. Что дано человеку, что в его силах и как он может изменить свой путь жизни к лучшему - вот вопросы, которые по-прежнему требуют своих ответов. Поиск ответов на эти вопросы, как нам представляется, не только приведет к созданию теории пути жизни человека, но и будет содействовать реальной помощи на жизненном пути каждому конкретному человеку. В этом видится нам как теоретическая, так и практическая значимость исследуемого вопроса.

Список литературы

1. Ор тега-и - Гассет, Х. Избранные труды / Хосе Ортега-и-Гассет. - М. : Весь Мир, 2000. - 704 с.

2. Антоний Сурожский, митр. Первые прошения молитвы Господней / Антоний Сурожский // Альфа и Омега. - 1998. - № 2 (16). - С. 5-17.

3. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / Артур Шопенгауэр. - М. : Просвещение, 1992. - 479 с.

4. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / Артур Шопенгауэр. - М. : Советский писатель, 1990. - 230 с.

Ермаков Сергей Анатольевич доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой социальнополитических наук, Нижегородский коммерческий институт

E-mail: ermacow@nnci.ru

Мезина Людмила Геннадьевна старший преподаватель, кафедра иностранных языков и связей с общественностью, Нижегородский коммерческий институт

E-mail: mila_nki@mail.ru

Ermakov Sergey Anatolyevich Doctor of philosophy, associate professor, head of sub-department of social and political sciences, Nizhny Novgorod Institute of Trading

Mezina Lyudmila Gennadyevna Senior lecturer, sub-department of foreign languages and human relations, Nizhny Novgorod Institute of Trading

УДК 165.745 Ермаков, С. А.

Путь жизни человека как проблема философской антропологии /

С. А. Ермаков, Л. Г. Мезина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3 (23). - С. 60-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.