Научная статья на тему 'Публицистический жанр как социальная категория'

Публицистический жанр как социальная категория Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
267
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонова Вера Ивановна

В статье диалектически развиваются концепции жанровых структур, выдвигаются гипотезы определения понятий публицистических и беллетристических жанров, выявляется функциональная сущность современных публицистических жанров, выделяются типологические, морфологические, аксиологические параметры жанровых форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публицистический жанр как социальная категория»

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

В. И. Антонова

В статье диалектически развиваются концепции жанровых структур, выдвигаются гипотезы определения понятий публицистических и беллетристических жанров, выявляется функциональная сущность современных публицистических жанров, выделяются типологические, морфологические, аксиологические параметры жанровых форм.

Социальные потребности в информировании аудитории, в государственном и интеллектуальном управлении людьми, в формировании их мировоззрения определяют журналистику как средство отражения и информирования общественного мнения. Информирование выражается в воздействии определенного вида медийных текстов, которые воспринимаются как соответствующие жанры. В этом вопросе журналистское творчество тесно соприкасается с литературоведением. Первую попытку разработки видов в общей теории литературы сделал Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В работе «Поэтика» он разделил все словесное творчество на лирику, эпос и драму [1]. Теоретик классицизма Я. Б у ало (1636—1711) в произведении «Поэтическое искусство» выделил художественные формы литературного творчества, специфические виды художественной литературы. При определении жанра он учитывал формальные признаки, четко ограничивал сферу применения каждого из них, не допуская смешения трагического и комического, возвышенного и низкого [3]. Большой вклад в развитие теории литературных жанров внес и великий русский критик В. Г. Белинский (1811 — 1848). Основные эстетические взгляды на природу жанров и их особенности изложены им в статье «Разделение поэзии на роды и виды» [2].

Устойчивые содержательные формы произведений используются во всех областях социальной творческой деятельности. Существуют литературоведческие жанры: роман, повесть, рассказ, новелла; стихотворение, ода, поэма и др. У композиторов востребованы полифонические структурно-со-держательные формы: симфония, опера, соната, сонатина и т. д. Ученые избирают устоявшиеся жанры научных произведений: диссертацию, доклад, статью, тезис. В журналистской практике, где понятие жанра бытует сравнительно недавно, иная ситуа-

ция. Многие ученые пытаются вывести универсальное определение публицистического жанра. В связи с этим А. А. Тертыч-ный отмечал: «Проблема определения жанровой структуры периодической печати является одной из наиболее „застарелых болезней" Всякий раз та или иная точка зрения по этому вопросу неизменно подвергается критике, или даже обструкции. Чем вызвана данная ситуация? С одной стороны, „стратегическим" положением проблемы в творческом журналистском процессе. О чем бы ни начинал разговор теоретик, занимающийся проблемами журналистского творчества, он, так или иначе, затронет вопрос жанров. Какое бы произведение ни создал журналист-практик, он обязательно вспомнит о жанре. Иными словами, что такое жанры, знают все. С другой стороны, каждый, как известно, представляет их себе по-своему... Что же касается возможности достижения исследователями единства взглядов на развитие структуры журналистских жанров, то оно невозможно как в силу научных амбиций разработчиков теории жанров, так и в силу ненужности и вредности такого единства, поскольку око ограничивает, „огрубляет" представление о поиске истины» [10,

с. 63].

Некоторые исследователи определяют журналистский жанр как визуальный «способ отражения реальной жизни, содержательные характеристики которой меняются мало (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, человеческие судьбы и пр.); отсюда и устойчивость системы жанров [И, с. 124]. Другие, акцентируя внимание на изотропическом алломорфизме категории, утверждают, что «жанр — оптимальная форма решения творческой задачи, стоящей перед публицистом. Поэтому — в отличие от текста — он всегда жестко детерминирован объективными свойствами описываемого объекта, конкретными задачами, решаемыми данным изданием и данным автором,

© В. И. Антонова, 2011

«Финно-угроведение. Филологические науки»

а также мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста» [6, с. 138]. Авторы книги «Радиожурналистика» особо выделяют функциональное назначение жанров [8]. В. Д. Пельт акцентирует внимание на том, что жанр — категория историческая: «Требования времени, задачи печати способствовали появлению, мужанию и развитию тех или иных публицистических жанров. Со-. зданные в определенное время, в определенных исторических условиях жанры постепенно видоизменялись, совершенствовались, приобретали все более яркие типические качества и свойства... В жизни ничто не стоит на месте, все движется, изменяется. С этой позиции нужно рассматривать и практику использования, и теорию публицистических жанров» [7, с. 115].

Исторический опыт журналистики убеждает нас в том, что причина возникновения жанров — практическая потребность общества, требование социального момента, определенных общественно-политических отношений. Жизнь диктует конкретные способы отображения текущей действительности. Для некоторых ученых жанрами являются устойчивые, обладающие сущностными и структурными формами отражения действительности материалы. Некоторые называют продукты средств коммуникации устойчивыми группами публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками [9]. Согласно точке зрения санкт-петербургских ученых жанр — «особая форма организации жизненного материала. Это категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творче-ски-созидательная» [6]. С. М. Гуревич под жанром понимает «устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его возможностями и особенностями» [4, с. 125].

В других концепциях жанры предстают в виде многократно опробованного набора изобразительных приемов. Жанровая теория — это структурное описание изобразительных приемов, утвердившихся в журналистской практике на протяжении определенного промежутка времени. Таким образом, жанр — это исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов

| текстообразования, подчиненных наиболее

I полному раскрытию концепции создаваемо-

182

го журналистского произведения. В любом творческом произведении доминируют информационно-познавательные, оценочные и образные цели. Функциональные возможности жанра — это способность с учетом присущих ему изобразительных особенностей выполнять информационные, аналитические, изобразительные задачи. Комплексное достижение указанных целей неизбежно вызывает диффузию, т. е. взаимопроникновение жанровых признаков. Такое заимствование обогащает палитру журналиста, помогает ему добиваться желаемых смысловых оттенков в произведении [5].

В теории журналистики немало определений понятия «жанр», но в процессе совершенствования теории и практики всегда остается ниша для высказывания собственных суждений по данному вопросу. Говоря о жанрах, нельзя забывать о том, что журналистике часто приходится решать различные задачи: сообщать о каком-либо факте, событии, явлении; анализировать опыт деятельности; показывать документальный образ, портрет, характер; наглядно отражать динамику развития действия; выражать авторское отношение к собеседнику; отображать реальные условия действия. В каждой из задач невидимо прослеживается историческая обусловленность жанра. В нашем понимании журналистский жанр — это устойчивая единица журналистского творчества, выраженная в определенной форме медиа-текста, обладающая конкретным функциональным назначением и особыми структурно-содержательными характеристиками, которые в процессе общественного развития, с одной стороны, могут диалектически видоизменяться, с другой — лишь впитывать в себя «своеобразие» текущего момента в различных модификационных формах и сущностно не меняться.

Метафизику развития форм журналистского творчества проследим на примере «Поучений Владимира Мономаха» (XI в.) и современных публикаций. «Поучения» представляют собой деловой документ, политическое завещание, обращение к определенному кругу лиц, которых князь стремился убедить жить и действовать правильно. Современные медийные тексты в форме обращений, посланий и писем известных политических и общественных деятелей, делегатов съездов и конференций всецело повторяют их; несколько иными являются лишь языковые средства выражения. Данный тезис наглядно прослеживается на примере «Обращения делегатов IX съезда учителей республики Башкортостан к общественности и пе-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Мд 1

дагогическим работникам республики» (Республика Башкортостан. 2001. 19 янв.). Здесь указано, кто обращается: «Мы, представители, дошкольных и общеобразовательных учреждений, учебных заведений начального профессионального, среднего и высшего педагогического образования, руководители органов управления образования Республики Башкортостан...»; к кому обращаются: «К учителям общеобразовательных школ, средних профессиональных заведений, преподавателям вузов». Дана характеристика «переломного момента в социально-экономическом и культурном развитии»: «За последние десятилетия в нашем государстве и обществе произошли существенные перемены в политическом устройстве, экономике, духовной и культурной сферах, национальном самосознании... Исторический опыт показывает, что в этих условиях именно сфера образования играет ведущую роль в консолидации всех общественных сил». Как и в «Поучениях», внимание акцентируется на трудностях: «Мы понимаем, что сегодня не может быть легких и простых путей качественного, всестороннего обновления системы образования республики...». В заключение читатель «слышит» призыв, переходящий в уверенность, что «педагоги республики при поддержке Президента, Государственного Собрания, Кабинета Министров республики Башкортостан, местных органов государственной власти будут и в дальнейшем добросовестно служить главному делу своей жизни — обучению и воспитанию физически крепкого, нравственно здорового поколения настоящих созидателей, истинных патриотов и высококвалифицированных специалистов».

В обращении к труженикам и ветеранам агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности (Сов. Чувашия [Чебоксары]. 2004. 9 окт.) президент Чувашской Республики отмечает: «В республике растут объемы производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Но предстоит еще очень многое сделать, чтобы деревни и села Чувашии стали красивыми, современными, привлекательными для инвесторов...». Он призывает «каждого внести свой посильный вклад в решение этой благородной задачи».

Сохранили функциональное содержание и текстовые медийные формы, выраженные в жанрах репортажа, отчета, заметки. В новостных сообщениях (заметках), опубликованных в петровских «Ведомостях» («на Москве, 1702 году,^декабря 16»), сообщается: «...из Казани пишут... близ города Самары нашли множество серы и иных руд, вельми потребных»; «...в Верхнетурском уезде из новоприобретенной железной руды много пушек налито и железа вельми много зде-лано и такова мягкого и доброго железа из Свецкия (Швеции. — В. А.) земли не привозили, а на Москве с провозом пуд станет по 12 алтын»; «С Воронежа пишут... великий корабль, которой прошедшего лета заложен с осьмьюдесять великими пушки, ныне в совершенство приходит». Читатель находит в данных текстах ответы на интересующие вопросы: «что?», «где?», «когда?», «как?», «с какой целью?». Сообщения кон-стативны, лаконичны, без стилистических излишеств. Те же признаки наблюдаем в заметках из региональных периодических изданий: «На автомобильном заводе ОАО „КамАЗ" приступили к сборке первых шести грузовиков грузоподъемностью 4 т. Автомобили КамАЗ 4326... отправятся на экспорт в Бахрейн. В общей сложности для этого государства завод планирует изготовить 40 подобных грузовиков» (Авто-сити [Набережные Челны]. 1998. № 47). Или: «Мордовские спортсмены приняли участие во Всероссийском турнире по греко-римской борьбе среди спортивных клубов, который состоялся в Москве накануне новогодних праздников. Саранский „Витязь", выставивший на соревнование шестерых борцов, занял третье место...». (Жизнь [Саранск]. 2003. 6 янв.).

Таким образом, современный процесс конвергенции меняет облик некоторых жанров, их стиль, содержательное наполнение, но функциональная сущность многих из них остается неизменной. Это присуще в первую очередь заметке и письму. «Патриархальными» являются жанры отчета и репортажа. Тем не менее нельзя игнорировать тот факт, что в ходе исторического развития жанр «впитывает» своеобразие текущего момента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аристотель. Поэтика / Аристотель / / Аристотель. Сочинения : в 4 т. — М. : Мысль, 1984. — Т. 4. - 830 с.

2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. / В. Г. Белинский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1954. — Т. 5. — 568 с.

«Финно-угроведение. Филологические науки»

183

3. Буало Н. Поэтическое искусство / Н. Буало. - М. : Худ. лит., 1957. - 232 с.

4. Гуревич С. М. Номер газеты / С. М. Гуревич. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 346 с.

5. Мисонжников Б. Я. Основы творческой деятельности журналиста / Б. Я. Мисонжников,

A. А. Юрков. - СПб. : Фак. журналистики СП6ГУ, 2002. - 248 с.

6. Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Знание, 2000. - 272 с.

7. Пельт В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики : учеб.-метод, пособие /

B. Д. Пельт. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 126 с.

8. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 354 с.

9. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика : познавательно-психологический подход/

А. А. Тертычный. - М. : Гендальф, 1998. - 386 с.

10. Тертычный А. А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати / А. А. Тертычный // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2002. — М» 2. — С. 63.

11. Цвик В. Л. Телевизионные новости России / В. Л. Цвик, Я. В. Назарова. — М. : Аспект Пресс, 2002. - 225 с.

Поступила 25.09.09.

ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИВОЛЖСКОГО РЕГИОНА В ПРОЦЕССАХ ЭТНИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАНЫ

В. И, Антонова, Н. В. Егорова

В данной статье определены основные цели государственной этнической политики Российской Федерации, выявлены приоритетные задачи в оптимизации межэтнических отношений. Особое внимание уделено роли печатных средств массовой информации Приволжского региона в формировании национального сознания аудитории.

Национальная политика страны представляет собой систему взаимосвязанных мер, осуществляемых государством, направленных на оптимизацию межэтнических отношений, учет и реализацию интересов этнических групп, проживающих на территориях конкретных регионов, создание условий для этнокультурного развития. Она преследует две основные цели: интеграция различных этнических групп в данное общество и удовлетворение этнокультурных потребностей групп, поддержка их языка и культуры. Можно сказать, что главная цель этнической политики в России — обеспечение прав и запросов граждан, связанных с их национальной принадлежностью, сохранение этнокультурного многообразия.

Государственные документы по вопросам национальной политики можно разделить на программы поддержки и разви-

тия отдельных народов (титульных этносов республики или, наоборот, этнических меньшинств) и комплексные программы, предусматривающие развитие всех этнических групп, проживающих в определенном субъекте РФ. Программу возрождения национальных культур народов Оренбуржья на 1994—1995 гг. можно считать одной из первых в стране [4]. В ней позиционируются следующие положения: поддержка теле-и радиовещания на языках народов области; издание художественной, публицистической, научной, учебной и другой литературы; изучение истории, культуры и современной жизни народов, процессов взаимодействия между этнокультурными и языковыми обществами, межкультурного и межъязыкового общения, издание газет, создание фильмов на языках народов региона; поддержка деятельности национально-культур-

184

© В. И. Антонова, Н. В. Егорова, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | N° 1

Ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.