© Прошляков В.Д., Трутнева Е.А., Лапкин М.М., Лутонин А.Ю., 2001 УДК 612.821:613.71
ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ
В.Д.Прошляков, Е.А. Трутнева, М.М.Лапкин, А.Ю.Лутонин
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова
Статья посвящена исследованию особенностей функционального состояния, личностных характеристик, мотивационной сферы студентов специальной медицинской группы и их влияния на успешность обучения на занятиях по физическому воспитанию в высшем учебном медицинском заведении.
Изучение динамики показателей здоровья студентов высших учебных заведений за последние годы показало, что среди обучающихся доля здоровых студентов неуклонно падает [1, 6]. В этой связи на кафедрах физического воспитания вузов возрастает доля студентов, занимающихся в специальных медицинских группах [13].
В Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П.Павлова в течение многих лет ведется планомерная работа по поиску новых методик повышения эффективности работы с данным контингентом студентов на основе знания их индивидуальных особенностей [13, 14]. Невзирая на это успешность обучения студентов специальных медицинских групп на занятиях по физическому воспитанию невысока, поскольку значительная доля студентов изначально негативно относится к физическим нагрузкам, стремится их избегать под различными предлогами. В этой связи представляется целесообразным исследовать не только физическое состоя-
ние, но и психологические особенности студентов специальных медицинских групп, поскольку все больше данных о том, что успешность обучения студентов вузов зависит от их личностных свойств и мотивационной основы их деятельности [9,10]. Безусловный интерес вызывает поиск факторов, способных модулировать мотивационную основу поведения человека, и в этой связи, способных изменять успешность его деятельности.
Цель данного исследования состояла в изучении физического статуса, функционального состояния, психологических особенностей студентов специальных медицинских групп, детерминирующих успешность их обучения на кафедре физического воспитания высшего медицинского учебного заведения.
Материалы и методы
Исследования проведены на 184 студентах обоего пола первых трех курсов Рязанского государственного медицинского университета имени ака-
демика И.П.Павлова в возрасте от 17 до 22-х лет. Формирование основных и специальных групп осуществляли на основе критериев, представленных в работе [14]. При сравнении изучаемых показателей студенты объединялись в 3 группы: 1-ая - студенты поступления 1995-96 учебного года; 2-ая - студенты поступления 1994-95 учебного года; 3-я - студенты поступления 1993-94 учебного года. В каждой группе формировались контрольная (студенты из основной медицинской группы) и исследуемая (студенты из специальной медицинской группы) подгруппы. Личностные психологические свойства оценивали с помощью шкал А и Б теста EPI, шкалы Б теста STAI, «Павловского опросника» теста Я.Стреляу, адаптированных на русском языке. Оценку выраженности мотивационных компонентов учебной деятельности осуществили при помощи теста В.К.Гербачевского [5]. Психодиагностическое исследование проводили методом анкетирования с последующей обработкой результатов на ПЭВМ [8]. Для уточнения роли физического состояния студентов в формировании отношения к занятиям по физической культуре оценивали уровень физического развития и физической подготовленности по методике, разработанной на кафедре физического воспитания Рязанского государственного медицинского университета, уровень физического работоспособности при помощи теста PWCI70 [7], ожидаемый уровень физического состояния (УФС) [12], характеристики систем внешнего дыхания и кровообращения [12]. Для оценки состояния неспецифических адаптационных резервов использовали алгоритм P.M.Баевского [3]. По результатам обработки динамического ряда кардиоинтервалов оценивали ПАРС -показатель активности регуляторных
систем, который и служил показателем резервных возможностей организма. С целью выявления роли микросоциаль-ной среды семьи в формировании мотивационной структуры обучающихся на занятиях по физической культуре проводили специальное анкетирование студентов, включающее вопросы для выявления профессиональной ориентации родителей и их отношения к физической активности. Экспериментальный материал подвергнут биометрической обработке по каждому испытуемому в отдельности с последующим формированием групп по заданным признакам. Для биометрической обработки использовали стандартные алгоритмы вариационной и непараметрической статистики [11].
Результаты и их обсуждение
При предварительном знакомстве со студентами выявилось в целом положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом у студентов основных медицинских групп и общее негативное отношение к занятиям по физической культуре студентов специальных медицинских групп. На первых этапах исследования мы исходили из возможности влияния неудовлетворительного физического состояния их организма, как следствия перенесенных заболеваний, на формирование отрицательного отношения к занятиям физической культурой. Однако анализ экспериментального материала показал, что в изучаемых выборках основных и специальных медицинских групп практически отсутствуют различия по ряду показателей физического состояния. Статистически недостоверны различия между юношами и девушками в специальных медицинских и основных группах по показателям физического развития, при оценке функции
«.о
1
4 семестр
■основная
Віспециальная
Рис, 1, Дашше меетедшмш* фметчеекой тадгоіютенво-ста девушек (в баллах).
внешнего дыхания, данным электрокардиографического исследования.
В тоже время уровень физической подготовленности студенток специальной медицинской группы достоверно ниже, чем студенток основной группы (рис. 1).
Математическая обработка динамического ряда Я-Я интервалов ЭКГ позволила рассчитать интегральный показатель активности регуляторных систем - ПАРС, который служит характеристикой степени напряжения адаптационных механизмов человека. На основании полученных данных (табл. 1) можно заключить, что выраженных особенностей этого показателя, отли-
чающих студентов специальной медицинской группы от студентов основной группы, не обнаружено.
Интегральным показателем, отражающим состояние человека, является величина общей физической работоспособности. Проведенное нами исследование показало, что и по данному показателю статистически достоверных различий между студентами специальной и основной медицинских групп нет. Рассчитанный по формуле ожидаемый уровень физического состояния (УФС) хотя и был ниже у студенток специальных медицинских групп, но достоверные различия выявлены только между студентками специальной и основной
Таблица
Ржоределшш сіудедаш шхлетуеммх щуші в завмсммости ж вешкшш.
ПАРС (в %}
1 Юноши ¡гавшйя Осношвд* 1 штервзл Девушки
| 0 ■■■■ ! 1 30.4 34,:? | И 1 34.1 1 31.1
52 Л 1 2-4 53.»
1 5 б 1 :?>.? 13,2 5*6 IQ.fi 8,9
7-8 и
Таблица 2
Фшичеекая раб ото е по со б нюстъ студенток специальной и основной медшдансшх групп (но данным месяедрвавтх т первом курсе) в (Вг/шш)
Пйюшш 1 гцутиа 2 вдяи 3 групт
Исслягд ] С-гати ушме | сгачв 1 (Ш спец. п-16 «5Щ5ВНЗЯ | в“1.5 спвд. й“17 еджвкняя сшц. (Ьщшнж П“15 N«15
Р^'Ср.) М±ш $22,7+39$ »7.9*70,3 ТЖ(4±104,5 ЭДШО* 1 7«5,5:±81,5
Р. 05 >9,05 <0 0-5
Р’А'С У±Й1 10.8*1,3 10,4*1,2
р« >Ш>5 >#,05
ига М±га 0,581+0,6з | ОДОЗДЗ 1 0«ЙШ,с5 0,Ш±0^4 | в(71ЩМ
>0.05 <«,05
Примечание: УТ8 - ожидаемый уровень физшвскОГО состояния (Ё,АЛирогова
С С-Ойвт., 1986). Рг вероятность ошибочного суадаия О (ршш«»мых средник величинах.
групп поступления 1993-1994 учебного года (табл. 2).
Установлено, что успешность обучения сту дентов вузов зависи т от их психологических личностных свойств и сформированной на их основе мотивационной структуры деятельности [9]. Учитывая это, мы попытались выявить личностные психодинамические свойства студентов с отклонениями в состоянии здоровья и сравнить их с показателями студентов из основной медицинской группы. Как оказалось (табл. 3), у студентов специальной и основной медицинских групп нет выраженных различий в характеристиках личности (личностная тревожность, нейродинамические свойства, экстра-интроверсия).
Одной из задач нашего исследования являлось выявление мотивационных особенностей студентов специальных медицинских групп. Сравнительный анализ мотивационной структуры учебной деятельности студентов исследуемых групп показал, что у студентов специальной медицинской группы в мотивационной структуре преобладают «аверсивные» тенденции (высокая
степень выраженности мотива избегания (МИз) и смены деятельности (МСД) при одновременно низком намечаемом уровне мобилизации усилий (НУМУ)). У студентов основной группы в мотивационной структуре преобладают познавательный, состязательный мотивы (ПМ, СМ) с одновременно высокой выраженностью намечаемого уровня мобилизации усилий (рис. 2).
Пытаясь выяснить причину определенной мотивационной направленности студентов специальной медицинской группы, мы исходили из очевидного представления о приоритете формирования личностных ценностей, прежде всего, в семье на основе ценностных ориентиров родителей. С помощью специально разработанных анкет мы получили информацию о некоторых приоритетах родителей, проанализировали их профессиональную ориентацию. Оказалось, что большая часть родителей студентов спецгрупп являются медицинскими работниками (рис. 3).
Учебная программа по физическому воспитанию в Рязанском государ-
Таблица. 3
Результаты: исследования психологических свойств лшноети девушек
Пйда^логичё етагтетм 1 Г^УШІЙ 2 ГрУШЙ 3 групп»
сыс %араи«рж:-™ ям (&алд.ы| чесше псгешагс ли ашмшгаша я ¡пгШ ОСНСМаЯ №“15 ШІШНІ а:я (г.П основна« ярт15 Сшшшш* ЙЯ: п.“ 15 Осш»ш я Я“] 5
Иеі%юти:ш М±я» О.Ш2 14„Ш 2 і4,§±:і і 1А4±1 л ЇЗЗ+1 2 15ЛІІ.2
Р* >0.05 X}, 05 :ЯМ5
Экстра- интрошгреш Мз ш іхт 2 І2Д±11 10Л1 1 Н.0+0.6 12$а 2 13.3±3.0
Ра <0, 05 »5
ТіКЩШВ&С'Ш М£ т ЗООЇСН 5ІЗ±0 9 50.Ш 7 52,7И,4 5Э.М 5 51.3*1,5
Рл >0Д5 >0, 05 >«»05
ВОТ Міш 50,414 0 695+3 9 49 Л±Ъ 5 345+3.7 тшзг 54,7±2,1
Рз >е. 05 >й, 05 >€,05
ЕПТ М±й> $и±з 1 613±3 4 ьйЛії 6 «0.5±2,3 55 &±2 § 55.2±3.6
Р* 05 >0,05 >€0 >5
ЇШН М:;1 т ШЙ 9 шш о 5М±Ї 4 М.0±2,9 5
Ра >М5 >0, 05 >€УЭ >5
Обошачешш; ВИВ - вмражшность процессов возбуждения ВОТ -яырздюнность процессов торможения ГОШ - шщишшь нераньгх прошяхов (пшходдаг'яостнтескме хараю'ермстащ полученные с тмюцыо тест Я.С'ТЕрешу), Р,г вероятность ошибочного суждения о цшшаенш среднвх вшш'тенах.
90 і
специальная основная
| впн иен шщз иисд онуму~
Рнк. 2. Структура мотивов студентов специальной и основной медицинских групп на 1 курсе.
ственном медицинском университете предполагает обучение студентов простейшим методикам самоконтроля текущего функционального состояния, способам планирования тренировочного процесса, знакомству с основными закономерностями, происходящими в организме под влиянием дозированных физических нагрузок.
Чтобы проследить изменение структуры мотивации за время обучения, провели исследование его динамики на различных курсах.
Оценивая изменение структуры мотивов девушек специальной медицинской группы за 3 года обучения, следует отметить рост выраженности познавательного, состязательного мотивов и намечаемого уровня мобилизации усилий (рис. 4). Выраженность мотива смены деятельности и мотива избегания снижается. Аналогичные изменения отмечались в соотношении мотивов у юношей специальной медицинской группы.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что между студентами специальной и основной медицинских групп нет существенных различий по целому ряду физиологических и психологических характеристик. В основном различия между студентами заключаются в структуре мотивов, лежащих в основе их деятельности.
Представленные данные позволяют взглянуть на проблему организации учебного процесса на занятиях по физическому воспитанию с позиций анализа причин формирования различной мотивационной основы деятельности обучающихся. В соответствии с данными, полученными сотрудниками Рязанского государственного медицинского университета при изучении морфо-фун-кциональных особенностей студентов специальных медицинских групп на протяжении более чем 40 лет, данны-
ми, продемонстрированными в настоящей работе, физическое состояние, адаптационные резервы не являются основополагающими причинами различного отношения студентов к занятиям на кафедре физического воспитания. Одной из ведущих причин формирования аверсивных тенденций в поведении обучающихся в этом случае, по нашему глубокому убеждению, является неправильная позиция родителей, стремящихся оградить своих детей от ненужных на их взгляд физических нагрузок. Совершенно очевидно, что данная позиция родителей не только не способствует укреплению здоровья обучающихся в вузе студентов, но, на наш взгляд, еще больше углубляет неблагоприятные тенденции его изменения. В этой связи на первый план выходит проблема формирования мотивационной структуры личности и ее содержательной коррекции. Повышение образовательной направленности занятий физической культурой -разъяснение студентам физиологических механизмов влияния дозированных физических нагрузок на различные системы организма,обучение элементарным методам самооценки текущего функционального состояния, принципам планирования индивидуальных тренировок постепенно изменяет авер-сивные тенденции в мотивационной структуре обучающих, повышает их интерес к занятиям физической культурой и, как следствие, приводит к укреплению здоровья.
Выводы
1. Основным фактором, определяющим различное отношение студентов основной и специальной медицинских групп к занятиям физической культурой, является мотивация их учебной деятельности: у студентов специальной медицинской группы, по сравнению со
ОСНОВНАЯ ГРУ ГТГТ А
СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
1°МЄДИКИ "ніІУЮШЕИ і
Рис. 3. Характеристика профессиональной принадлежности родителей студентов, занимающихся в основных и специальных медицинских группах.
100
1 курс 2 курс Зкурс
а ГМ ИСМ ямйз шмсд ИНУМУ Рис. 4. Структура мотивов девушек 1 группы на 1,2 и 3 курсах.
студентами основной, относительно низкие уровни имеют познавательный и состязательный мотивы и намечаемый уровень мобилизации усилий, и одновременно, относительно высокий уровень мотива смены деятельности.
2. Одной из причин формирования «аверсивной» структуры мотива у студентов специальной медицинской группы является микросоциальный климат в семье, «профессиональная» ориентация их родителей.
3. Активная позиция преподавателей кафедр физического воспитания вузов по разъяснению студентам физиологических механизмов влияния дозированных физических нагрузок на различные системы организма, обучение элементарным методам самооценки текущего функционального состояния, принципам планирования индивидуальных тренировок позволяет изменить аверсивные тенденции в мотивационной структуре обучающих, повышает их интерес к занятиям физической культурой и, как следствие, приводит к повышению адаптационных резервов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипов И.Г., Безматерных М.Я., Петухов H.A. Динамика физического развития и состояния здоровья студентов мединститута //III Всерос. съезд по лечеб. физкультуре и спорт, медицине: Тез. докл. -Свердловск, 1986. - С.6-7.
2. АфрикановЛ.А.,АфрикановаЛ.П., Смирнова Л.Н. Самоконтроль физического состояния в процессе занятий физическим воспитанием: Метод, рекомендации. - Рязань, 1986. - 11 с.
3. Баевский P.M., Кириллов О.И., Клецкин С.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М.: Наука, 1984.-221 с.
4. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М., 1978. - С. 114-124.
5. Гербачевский В.К. Оценка уровня притязаний // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Ред. А.А.Крылова. - Л., 1990. - С.38-43.
6. Дюкарева А.М. Динамика состояния здоровья и проблемы здорового образа жизни студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всерос. науч. конф. -М., 1995. -С.80-82.
7. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.
8. Лапкин М.М., Маркин В.И. Пакет психодиагностических программ дня исследования мотивационно-эмоциональной сферы человека // Информ. Листок ЦНТИ, №234 - 92. - Рязань. 1992. - 4 с.
9. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов // Психол. журн. -1996,-№4.-С.134-140.
10. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / ВЛ.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.-Плахтиенко и др. - М., 1990. - С. 256.
11. Плохинский Н.А. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1990. - С.352.
12. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Стрягпсо Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. - Киев: Здоров’я, 1986. - 152 с.
13. Прошляков В.Д. Организация учебного процесса по физическому воспитанию в специальном учебном отделении. - Рязань, ¡995.-71 с.
14. ЧоговадзеА.В., КруглыйМ.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. - М.: Медицина, 1977. - 175 с.
15. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.-М., 1986.-Т.1.-С.407.
PSYCHOPHYSIOLOG1CAL FEATURES AND SUCCESSES IN TRAINING THE STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP
ON EMPLOYMENT ON PHYSICAL EDUCATfON
V.D.Proshljakov, E.A.Trutneva, M.M.Lapkin, A.Ju.Lutonin
Clause is devoted to research of features of a functional condition, individual psychological characteristics, motivation sphere of the students of special medical group and their influence on successes in training on employment on physical education in a higher educational medical institution.