Научная статья на тему 'Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов'

Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов»

УДК 159.922 ББК 88.37 К 88

Л.Н. Кубашичева

Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов

Аннотация:

Актуальность историко-педагогических исследований очевидна, т.к. именно они отражают процесс непрерывности в деле воспитания и обучения и духовной культуры этноса. Исследования, направленные на изучение народной адыгской педагогики включают в себя развитие национального самосознания, культурных форм поведения, этики, а также национальной культуры и быта, традиций и обычаев. Современные подходы к изучению проблем этнопедагогического характера требуют нового взгляда и более глубокого изучения решения проблем в деле воспитания нового поколения.

Ключевые слова:

Экопсихотерапевтические аспекты воспитания, психотерапия, рациональное и иррациональное сознание, бессознательное, психоаналитические подходы, неосознаваемые процессы.

Статья Б.Т. Лихачева «Экопсихотерапевтические аспекты воспитания» (Педагогика, №1, 1995) вызывает большой резонанс у исследователей, научный интерес которых направлен на проблемы педагогики психоаналитического характера. Б.Т. Лихачев акцентирует свое внимание на забвении теории и практики психоанализа в современной образовательной системе и психолого-педагогической литературе, что выводит из поля зрения ученых чрезвычайно важную область детской жизни. С данной позицией трудно не согласиться, так как психоаналитические подходы объективно существуют во всех педагогических системах, хотя они в их современной трактовке в этих подходах не осмысливаются.

Прежде всего, следует отметить, что Б. Т. Лихачев проанализировал исследования прошлого с позиции использования бессознательного в педагогических системах и подчеркивает: «Однако, великие педагоги прошлого, будучи одновременно философами, психологами, педагогами, врачами интуитивно

чувствовали огромное значение нормализации отношений сознания и бессознательных стимулов, импульсов,

влечений в становлении личности, раскрытии

индивидуальности» (С.42). Анализ Б.Т. Лихачева показал, что исследователи педагогической науки и практики уделяли внимание и учитывали фактор бессознательного в процессе обучения и воспитания. Эти аспекты нашли отражение в методах формах процессов обучения и воспитания , где педагог стремится установить отношения, сублимировать неосознаваемую энергию, направить ее в различные виды творческой деятельности, развивать самообладание, дисциплину так как именно они способствуют сдерживанию влечений и импульсов.

Рассматривая историю вопроса данной проблемы в педагогических системах Джона Локка, И. Гербарта и др., выделим авторитарный стиль взаимодействия педагога с детьми, который базировался на идее необузданности и неуправляемости бессознательных начал в ребенке, неразвитости и слабости его сознания. Они придерживались позиции жесткой, четкой организации детской жизни.

Представители «свободного» воспитания Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель и др. исходя из концепции ненасилия, указывали на то, что существуют непознаваемые, глубинные процессы психики, влияющие на воспитание, предлагали идеи регуляции и саморегуляции.

В религиозной педагогике особое место занимают психоаналитические подходы. Представители вальдорфской педагогики Р.Штейнер, Э. М. Грюнелиус, Каролина фон Гейдебранд писали о душевной жизни ребенка, о чувствовании натуры ребенка педагогом и бережном отношении к его внутреннему миру. В данной педагогической системе учитываются реальные процессы становления личности ребенка, раскрытии его природных сил, взаимодействия сознательного и бессознательного.

Э.М. Грюнелиус, описывая педагогическую деятельность Каролины фон Гейдебранд в книге «О душевной сущности ребенка отмечает: «Душа ребенка пришла из мира, с которым она еще остается подсознательно связанной и о котором хочет опять слышать» (С.59). Не о бессознательном ли она здесь говорит?

Различные аспекты разработки проблемы бессознательного в «дофрейдовскую» эпоху подтверждают разное восприятие бессознательного мыслителями. Одни считали, что наличие в психике человека иррациональных побуждений и неявно осознаваемых впечатлений могут быть всегда подчинены сознательному контролю и таким образом, более или менее осознаваться. Другие выступали за определение бессознательного не как «отсутствие сознания», а как мир бессознательного, имеющего свои законы функционирования и развития.

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль, осуществляемый субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном сосуществуют зачастую прошлое, настоящее, будущее, объединяясь в каком-либо психическом акте (например в сновидении).

Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком окружающего мира, первобытном мышлении, интуиции, непроизвольном запоминании и т.д., а также в чувствах и поступках, причины которых не осознаются человеком (7).

З.Фрейд «бессознательное» понимал как неосуществленные влечения, которые из-за конфликта с моральными установками общества не допускались в сознание, вытеснялись, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках и сновидениях и т.д.

В современной образовательной системе, начиная с детского сада, воспитывая ребенка, педагог решает две основные задачи психоаналитического характера: первая-понять ребенка и помочь ребенку наладить отношения с миром, с самим собой, со сверстниками, с педагогом; вторая- чрезвычайные средства (убеждение, внушение, разъяснение, увещевание и т.д.), которые применяются, когда ребенок не справляется с самой жизнью и отчужден от самого себя.

Вышесказанное наталкивает на мысль, что народная педагогика адыгов как олицетворение мудрости, как составная часть коллективного народного творчества не могла не учитывать неосознаваемые, глубинные процессы, страхи, влечения и скорее всего, не давала возможности им овладеть личностью ребенка.

Адыгская народная педагогика в вопросах воспитания детей, начиная с раннего детства, боролась с человеческими пороками, собственными внутренними наиболее значимыми силами, которые, на наш взгляд, выражались в следующем:

- общественное мнение;

- мнение старейших, родителей, представителей рода;

- мораль и нравственность;

- значимость этнической принадлежности;

- значимость рода и семьи;

- идеалы народа.

Народная педагогика адыгов накопила определенный опыт по развитию в ребенке внутренних, здоровых сил, позволивших этносу в жесточайших исторических условиях не только выжить, но и иметь собственную историю, культуру, искусство и т.д. К. Д. Ушинский отмечал огромную значимость в воспитании аспектам народности. А.А. Ухтомский исследователь творчества Достоевского выделил мысль великого писателя о том, что в кризисные моменты общество должно искать «точку опоры в народе».

Народная педагогика адыгов в воспитании детей проявляла стремление к нивелированию вредных и нездоровых привычек детей еще с раннего детства.

Сегодня молодым исследователям необходимо проявлять интерес к этнопедагогическим проблемам и в этом направлении.

Представим личностную характеристику адыга конца 19 века наиболее значимые и одобряемые этносом:

- соблюдение кодекса чести;

- проявление гордости принадлежности к этносу (я адыг);

- уважение к семье и к роду;

- храбрость и мужество;

- глубокое уважение к родителям;

- гостеприимство;

- трудолюбие;

- проявление суровости в воспитании детей;

- запрет на проявление нежных чувств отцовства;

- собранность и дисциплинированность (слово и дело не расходятся);

- стремление к идеалу народа и т.д.

Адыги высоко ценили мужественность мужчины, проявление трусости не прощал никто, это один из самых осуждаемых пороков в народе, поэтому в семье особое внимание уделялось воспитанию сына почти с колыбели. Подавление неосознанных влечений, инстинктов,

осуществлялась такими средствами как авторитет старших в семье, родителей, беспрекословное послушание и при этом бережное отношение к достоинству ребенка.

Лень отвергается народной педагогикой как нежизнеспособный фактор, как фактор формирования вредных, нездоровых привычек и влечений, и, наоборот, в народной педагогике культивируется и поощряется труд, позволяющий человеку быть организованным, собранным, дисциплинированным, побеждающим пороки и влечения.

Мы, в рамках одной статьи, ограничимся тем, что обозначено новое направление психоаналитического подхода к исследованию аспектов воспитания в народной педагогике адыгов.

Примечания:

1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). - М., 1999.

2. Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания.// Педагогика, №1,1995 - С.40-45.

3. Психология. Словарь. - М.,1990.

4. Солодкий Б.С. Философия человека - философия образования. -Краснодар, 1992.

5. Хьелл Л., Зиглер А. Теория личности. М., 1999.

6. Грюнелиус Э.М. Душевная жизнь ребенка. - М., 1990. - С.59.

7. Фрейд З. Толкование сновидений. - Киев, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.