Научная статья на тему 'Психосоциальное благополучие российских детей'

Психосоциальное благополучие российских детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ФАКТОРЫ / МОДЕЛЬ / CHILDREN / PSYCHOSOCIAL WELL-BEING / FACTORS / MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Е. В., Сафронова М. В., Хлызова Е. В.

В работе делается попытка определить особенности психосоциального благополучия российских детей на основании эмпирического исследования и сравнительного анализа западных моделей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOCIAL WELL-BEING OF RUSSIAN CHILDREN

In work attempt to define feature of psychosocial well-being of Russian children is made on the basis of empirical research and the comparative analysis of the western models

Текст научной работы на тему «Психосоциальное благополучие российских детей»

(А.Г. Асмолов, В.Е. Клочко, П.А. Мясоед, В.С. Степин), к более сложному уровню системности профессионального мышления (Т.А. Ваулина, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, И.О. Логинова, и др.).

Преодолевая логику бинаризма, экзистенциальная психология, вплотную подошла к изучению «становящегося», а теперь стоит перед порогом понимания «самого становления», и мышление ученых «должно подняться к реальной много-

мерности человеческих миров, устойчиво существующих только в динамике их становления, самодвижения, саморазвития» [2, с. 17]. Только приходя к пониманию человека как сложной открытой психологической системы (В.Е. Клочко), становится возможным понять и объяснить, что саморазвитие, механизмом которого является переход возможностей в действительность, выступает в качестве источника устойчивого существования человека во времени и пространстве.

Библиографический список

1. Тихонравов, Ю.В. Экзистенциальная психология / Ю.В. Тихонравов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

2. Клочко, В.Е. Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. - Томск: ТГУ, 2009.

3. Гусельцева, М.С. Парадигмы развития в психологии / М.С. Гусельцева, А.Г. Асмолов // Мир психологии. - 2007. - № 2.

4. Юнг, К. Г. Аналитическая психология и психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.

5. Фромм, Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. - М.: Транзиткнига: АСТ, 2005.

6. Франкл, В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2000.

7. Сартр, Ж.-П. Экзистенция - это гуманизм // Хрестоматия по педагогической аксиологии / сост. В.А. Сластенин, Г.И. Чижова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.

8. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994.

9. Бинсвангер, Л. Бытие-в-мире. - М.; Киев: Рефл-Бук: Ваклер, 1999.

10. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. - М.: «Класс», 1994.

11. Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс, 2001.

12. Мамардашвили, М.К. Лекции по античной философии. - М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009.

13. Леонтьев, Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. - Кемерово: ИПК «Графика». - 2002.

14. Klochko, V. Modern Psychology: Systems Meaning of a Paradigm Shift // Psychology in Russia: State of the Art / Ed. by Y. Zinchenko & V. Petrenko. - Moscow Department of Psychology MSU & IG-SOCIN, 2008.

Bibliography

1. Tikhonravov, Yu.V. Ehkzistencialjnaya psikhologiya / Yu.V. Tikhonravov. - M.: ZAO «Biznes-shkola «Intel-Sintez», 1998.

2. Klochko, V.E. Psikhologiya innovacionnogo povedeniya / V.E. Klochko, Eh.V. Galazhinskiyj. - Tomsk: TGU, 2009.

3. Guseljceva, M.S. Paradigmih razvitiya v psikhologii / M.S. Guseljceva, A.G. Asmolov // Mir psikhologii. - 2007. - № 2.

4. Yung, K. G. Analiticheskaya psikhologiya i psikhoterapiya. - SPb.: Piter, 2001.

5. Fromm, Eh. Zdorovoe obthestvo. Dogmat o Khriste / Eh. Fromm. - M.: Tranzitkni-ga: AST, 2005.

6. Frankl, V. Osnovih logoterapii. Psikhoterapiya i religiya / V. Frankl. - SPb.: Rechj, 2000.

7. Sartr, Zh.-P. Ehkzistenciya - ehto gumanizm // Khrestomatiya po pedagogicheskoyj aksiologii / cost. V.A. Slastenin, G.I. Chizhova. - M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEhK», 2005.

8. Kjerkegor, S. Naslazhdenie i dolg. - Kiev, 1994.

9. Binsvanger, L. Bihtie-v-mire. - M.; Kiev: Refl-Buk: Vakler, 1999.

10. Mehyj, R. Iskusstvo psikhologicheskogo konsuljtirovaniya. - M.: «Klass», 1994.

11. Ehkzistencialjnaya psikhologiya / pod red. R. Mehyj. - M.: Aprelj Press, 2001.

12. Mamardashvili, M.K. Lekcii po antichnoyj filosofii. - M.: Progress-Tradiciya, Fond Meraba Mamardashvili, 2009.

13. Leontjev, D.A. Simbioz i adaptaciya ili avtonomiya i transcendenciya vihbor lichnosti v nepredskazuemom mire // Lichnostj v sovremennom mire: ot strategii vih-zhivaniya k strategii zhiznetvorchestva / pod red. E.I. Yacutih. - Kemerovo: IPK «Grafika». - 2002.

14. Klochko, V. Modern Psychology: Systems Meaning of a Paradigm Shift // Psychol-ogy in Russia: State of the Art / Ed. by Y. Zinchenko & V. Petrenko. - Moscow Department of Psychology MSU & IG-SOCIN, 2008.

Статья поступила в редакцию 05.06.11

УДК 159.922.7

Gavrilova E.V., Safronova M.V., Hfyzova E. V. PSYCHOSOCIAL WELL-BEING OF RUSSIAN CHILDREN. In work attempt to define feature of psychosocial well-being of Russian children is made on the basis of empirical research and the comparative analysis of the western models.

Key words: children; psychosocial well-being; factors; model.

Е.В. Гаврилова, асп. НГТУ, г. Новосибирск, E-mail: blossom@ngs.ru

М.В. Сафронова, канд. психол. наук, н.с. ГУ НИИ физиологии СО РАМН, доц. НГТУ, г. Новосибирск,

E-mail: safronova@academ.org

Е.В. Хлызова, соискатель НГТУ, г. Новосибирск, E-mail: psybex@mail.ru

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ1

В работе делается попытка определить особенности психосоциального благополучия российских детей на основании эмпирического исследования и сравнительного анализа западных моделей.

Ключевые слова: дети; психосоциальное благополучие; факторы; модель.

Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов.

Благополучие имеет внешние и внутренние (латентные) проявления, т. е. оно всегда ощущается человеком как некое

внутреннее состояние и одновременно проявляется внешне через поведение, в том числе через профессиональную деятельность [1].

Психосоциальное благополучие направлено на психологическое регулирование человека относительно его социальной среды. Данное понятие затрагивает психологические

аспекты опыта человека (мысли, эмоции, поведение) и социальные события (отношения, традиции, духовность и культура). Эти два аспекта благополучия взаимосвязаны. Каждый из них непрерывно влияет на другой [2].

Психосоциальное благополучие является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Термин «психосоциальное благополучие» был введен европейскими психологами в конце двадцатого века. Необходимость его появления была вызвана тем, что употребляемое ранее понятие «психологическое благополучие» не давало полной картины понимания благополучия ребенка. В процессе развития ребенка психологические и социальные аспекты находятся в близком взаимодействии. Психологическое развитие включает способность чувствовать, анализировать, обучаться и испытывать эмоции. Социальное развитие включает способность формировать и поддерживать социальные отношения, принимать социальные нормы поведения собственной культуры. Многие психологи подчеркивают воздействие социального влияние на развитие ребенка и указывают на связь между чувствами, мыслями, восприятием ребенка, и его развитием как социального существа в пределах его социального окружения.

В зарубежной литературе можно выделить следующие основные теории, которые описывают психосоциальное благополучие ребенка: концепции Psychosocial Working Group [З,4], Woodhead М. [5], и модель Williamson J., Robinson M. [6]. Все эти модели иллюстрируют полное психосоциальное благополучие, зависящее от многих факторов, включая способность человека улучшить свою физическую, умственную, познавательную, эмоциональную, духовную и социальноэкономическую область жизни.

Как объясняет Hart J. [7], дети - в большей степени социальные существа, для умственного и эмоционального здоровья которых жизненно важно обладать положительными связями с другими, очень важную роль играет последовательность, непрерывность и взаимность в отношениях.

Psychosocial Working Group [З] определяет психосоциальное благополучие с точки зрения трех основных областей: способности человека: а именно, физическое и психическое здоровье, знания и навыки; социальная экология. К этой области относится качество отношений с семьей, социальная поддержка; культура и ценности. В данную область относятся социальные нравы и традиции. Psychosocial Working Group (PWG) признает, что психосоциальное благополучие или неблагополучие связаны с экономическими, физическими и экологическими ресурсами, но считает важным их отделение от личных, социальных и культурных областей. Психосоциальное благополучие зависит от способности воспользоваться ресурсами этих трех областей, в случае возникновения проблемной ситуации.

Прикладной подход, выявленный PWG, был далее развит Armstrong М. с коллегами [4], изучавшими процессы, способствующие благополучию всех детей в определенной окружающей среде, а также факторы риска для психосоциального благополучия ребенка.

Woodhead М. [5] определяет пять показателей психосоциального благополучия: познавательные способности и культурная компетентность (например, коммуникативные способности, и технические навыки); личная безопасность, социальная реабилитация и социальная компетентность (например, положительные отношения со взрослым/сверстником, социальная уверенность, ощущение сплоченности); личная идентичность и самооценка (например, самовосприятие, чувство собственного достоинства, и чувство самоуважения); саморегуляция (например, внутренний локус контроля, позитивное восприятие); эмоциональные и телесные выражения благополучия (например, необходимые сон и еда, общее состояние здоровья).

Williamson J., Robinson M. [6] утверждают, что детское благополучие зависит от различных факторов, с одной стороны в большой степени взаимосвязанных, а с другой стороны, каждый из которых может играть отдельную роль. Они уверены, что детское психосоциальное благополучие частично

зависит от некоторого минимального уровня удовлетворения во всех этих областях. Модель этих авторов включает в себя семь факторов психосоциального благополучия и полного здоровья: биологический (физическое здоровье и пища); умственный (познавательные способности, знание, навыки); материальный (небиологические аспекты физической среды, включает экономические ресурсы); эмоциональный (чувства ребенка и эмоции); социальный (социальные взаимодействия и отношения со сверстниками и взрослыми); духовный (вера); культурный (характерные мысли, поведение, ценности в стране, социальных институтах и семье).

В то время как все эти области затрагивают полное психосоциальное благополучие ребенка, авторы данной теории предполагают, что эмоциональный, умственный, духовный и культурный факторы в наибольшей степени относятся к психосоциальному благополучию. Авторы уточняют, что эти семь областей довольно произвольны. Любая из них может быть подразделена и представлена в дополненном варианте. Например, биологический аспект можно разделить на неврологический и физиологический факторы. Социальный аспект подразделяется на политические, экономические и другие факторы. Эти семь областей были выбраны с намерением предложить лишь основные понятия для их дальнейшего обсуждения и дополнения.

Анализируя данные теории можно отметить, что традиционное определение психосоциального благополучия ограничено, и не в полной мере охватывает анализ факторов, с которыми дети сталкиваются в трудных жизненных ситуациях. Кроме того, не представлена специфика психосоциального благополучия детей, проживающих в разных социальных условиях.

Для выявления особенностей психосоциального благополучия российских детей нами было проведено исследование, которое включало опрос учителей, родителей и подростков. Было опрошено 494 респондента (243 учителя, 183 подростка от 12 до 17 лет и 68 родителей), которым предлагался список из 24 утверждений - характеристик психосоциального благополучия. Респонденты отмечали по пятибалльной шкале перечисленные характеристики в зависимости от их важности для психосоциального благополучия ребенка и вписывали критерии, не вошедшие в предложенный список.

В результате факторного анализа была получена модель психосоциального благополучия российских детей и подростков, включающая пять факторов: психологическое, психическое и физическое здоровье; успешность; социокультурные и социальные условия (социальная экология); общение и социальный статус; воспитание (рис. 1).

Первый фактор «Психическое и физическое здоровье» включил такие условия психосоциального благополучия как психическое здоровье, эмоциональные благополучие и устойчивость, отсутствие физических наказаний, адекватную самооценку, способность к сопереживанию и физическое здоровье.

Второй фактор «Успешность» объединил в себе способности, успешность в обучении и хорошие отношения с учителями, наличие цели и смысла жизни, культуру поведения и ряд личностных особенностей.

Третий фактор «Социокультурные и социальные условия» включил в себя такие характеристики как национальность и принадлежность к вероисповеданию, что определяет социокультурный аспект благополучия ребенка, а также особенности семьи, ее демографическая характеристика и материальное благополучие - что можно обозначить как социальные условия или социальную экологию развития ребенка.

Четвертый фактор «Общение и социальный статус» содержит в себе такие утверждения как хорошая социальная адаптация и включенность в разные группы, наличие друзей и авторитет в классе, благополучный двор (место жительства) и наличие домашних животных.

Пятый фактор «Воспитание» содержит два компонента, определяющих детско-родительские отношения, это включенность родителей в учебный процесс - то есть родительский контроль и заинтересованность в успехах, а также заботу родителей, то есть теплоту отношений.

Рисунок 1. Модель психосоциального благополучия российских детей

Таким образом, модель психосоциального благополучия российских детей не противоречит западным представлениям. Однако, можно отметить в ней некоторые особенности. Духовный, культурный и материальный факторы, отдельно выделенные Williamson J., Robinson M. [6], в российской модели образовали единый фактор - социальная экология, включающий кроме этого национальность и демографические характеристики семьи. Только в российской модели психосоциального благополучия детей выделился фактор «воспитание», включающий поддержку и контроль родителей, который, однако, можно сравнить с фактором, предложенным Wood-

Бибилиографический список

head М. [5], предполагающим личную безопасность и социальную реабилитацию.

Несмотря на некоторые представленные прояснения, в дальнейшем, требуется работа по уточнению и конкретизации выявленных факторов благополучия детей и подростков в рамках кросскультурного исследования, что позволит более точно определить особенности психосоциального благополучия российских детей.

1 Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ, 11-06-00517а «Психическое здоровье и благополучное развитие детей и подростков: взаимодействие семейных и личностных факторов риска и защиты»

1. Сафронова М.В. Психосоциальное благополучие и профессиональная деятельность российских учителей: региональный аспект / М.В. Сафронова, Л.А. Осьмук. // Качество жизни населения в России и ее регионах. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. - С. 403-429

2. Доклад исполнительного директора Детского фонда Организации Объединенных Наций на 55-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения / ВОЗ, Женева, 2002 (режим доступа: http://apps.who.int/gb/archive/pdf files/WHA55/ra55d8.pdf)

3. Psychosocial Working Group. Psychosocial intervention in complex emergencies: a framework for practice. Centre for international health studies Queen Margaret university college. - Edinburgh., 2003

4. Armstrong M. Piloting methods for the evaluation of psychosocial programme impact in Eastern Sri Lanka / M. Armstrong, J. Boyden, A. Gala-patti, J. Hart. - Oxford: Refugee studies centre, 2004.

5. Woodhead M. Understanding Children’s Work. Psychosocial impacts of child work: a framework for research, monitoring and intervention / M. Woodhead - London: The centre for childhood, development and learning, 2004.

6. Williamson J., Robinson M. Psychosocial interventions, or integrated programming for well-being? // By Journal of Mental Health, Psychosocial Work and Counselling in Areas of Armed Conflict. August 26, 2005.

7. Hart J. Children’s participation in humanitarian action: learning from zones of armed conflict. Oxford: Refugees Studies Center, 2004.

Bibliography

1. Safronova MV Psychosocial well-being and professional activities of Russian teachers: a regional perspective / MV Safronova, LA Osmuk. // Quality of life in Russia and its regions. - Novosibirsk: publishing house of the NSTU, 2009. - S. 403-429

2. Report of the executive director of the Children's fund, United Nations 55-th World health assembly / WHO Geneva, 2002 (access mode: http://apps.who.int/gb/archive/pdf files/ WHA55Zra55d8.pdf)

3. Psychosocial Working Group. Psychosocial intervention in complex emergencies: a framework for practice. Centre for international health studies Queen Margaret university college. - Edinburgh., 2003

4. Armstrong M. Piloting methods for the evaluation of psychosocial programme impact in Eastern Sri Lanka / M. Armstrong, J. Boyden, A. Gala-patti, J. Hart. - Oxford: Refugee studies centre, 2004.

5. Woodhead M. Understanding Children’s Work. Psychosocial impacts of child work: a framework for research, monitoring and intervention / M. Woodhead - London: The centre for childhood, development and learning, 2004.

6. Williamson J., Robinson M. Psychosocial interventions, or integrated programming for well-being? // By Journal of Mental Health, Psychosocial Work and Counselling in Areas of Armed Conflict. August 26, 2005.

7. Hart J. Children’s participation in humanitarian action: learning from zones of armed conflict. Oxford: Refugees Studies Center, 2004.

Статья поступила в редакцию 05.06.11

20З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.