Научная статья на тему 'Психосемантический подход к исследованию образа интегрированной личности'

Психосемантический подход к исследованию образа интегрированной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
572
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОСЕМАНТИКА / СИСТЕМЫ ЗНАЧЕНИЙ / INTEGRATED PERSONALITY'S IMAGE / PSYCHOSEMANTICS / MEANINGS SYSTEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абросимова Юлия Александровна

В статье изложены основные аспекты психосемантического подхода к исследованию образа интегрированной личности. Приводится краткий обзор результатов структурного анализа систем значений данного феномена в обыденном и научном сознании. Обозначены направления дальнейших исследований и пути применения полученных результатов в контекстах кризисной психотерапии и оптимизации социального взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абросимова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main aspects of the psychosemantic approach to the integrated personalitys image are expounded in the article. The brief review of the structural analysiss results of the meanings systems of this phenomenon in everyday and scientific awareness is held up. The directions of following researches and ways of the usage of gotten results in the contexts of recessionary mental therapy and optimization of social interaction are denoted.

Текст научной работы на тему «Психосемантический подход к исследованию образа интегрированной личности»

Ю.А. Абросимова. Психосемантический подход к исследованию образа

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.2

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

Ю.А. Абросимова

Саратовский государственный университет E-mail: ericom007@mail.ru

В статье изложены основные аспекты психосемантического подхода к исследованию образа интегрированной личности. Приводится краткий обзор результатов структурного анализа систем значений данного феномена в обыденном и научном сознании. Обозначены направления дальнейших исследований и пути применения полученных результатов в контекстах кризисной психотерапии и оптимизации социального взаимодействия.

Ключевые слова: образ интегрированной личности, психосемантика, системы значений. Psychosemantic Approach to the Research of the Integrated Personality's Image J.A. Abrosimova

The main aspects of the psychosemantic approach to the integrated personality's image are expounded in the article. The brief review of the structural analysis's results of the meanings systems of this phenomenon in everyday and scientific awareness is held up. The directions of following researches and ways of the usage of gotten results in the contexts of recessionary mental therapy and optimization of social interaction are denoted.

Key words: integrated personality's image, psychosemantics, meanings systems.

Обращение к образу интегрированной личности является закономерным в процессе психологического консультирования по проблемам кризисных состояний как к одному из ключевых показателей эффективности оказываемой помощи. Несмотря на то, что необходимость личностной интеграции признается многими исследователями1, возникает проблема идентификации данного критерия как на эмпирическом, так и на теоретическом, понятийном уровне. Процессы интеграции в современной психологии как науке, тенденция к интегративному подходу в психотерапии также рассматриваются «не как результат совершенствования и обобщения отчужденного от человека психологического знания, но как результат интеграции самого человека»2.

В имеющихся на сегодняшний день определениях интегрированной личности существует вполне закономерное для освоения новых областей познания многоязычие (это и «самость» по К. Юнгу, и «творческая сила я» по А. Адлеру, «родовая человеческая сущность» по Б. С. Братусю, «консолидация личности» по В. А. Ананьеву и ряд других), которое при попытках перевода порождает новые смыслы, обогащая индивидуальное и общественное сознание3. И все же для корректного проведения исследований и целенаправленного оказания психологической помощи необходимо оперировать более точными понятиями, символами и метафорами, связанными с образом интегрированной личности (ОИЛ).

© Ю.А. Абросимова, 2010

Психосемантический подход к исследованию ОИЛ дает возможность исследовать категориальную структуру сознания, отражающего данный образ. Цель такого исследования - выявить значимые структурные единицы языка, системы значений индивидуального и общественного сознания, связанные с этим образом. Обращение автора к психосемантике также продиктовано ее методологическими основаниями - возможностью преодолеть противостояние субъектного и объектного подходов к изучению человека, рассматривая его «не как набор объективных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носителя определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов»4. Существует довольно обширный пласт исследований феномена интегрированной личности, проводимых в форме качественного анализа5, количественный анализ данных отсутствует, как семантический объект ОИЛ до сих пор не рассматривался, что снижает возможности продуктивного обмена результатами, полученными разными авторами на отечественном и зарубежном материале.

Определенным препятствием к проведению психосемантических исследований в данной области является общепризнанная «невыразимость переживаний», испытываемых человеком в момент интеграции личности, которые обозначаются как трансперсональные, выходящие за пределы «Я» состояния. Исследователи высказывают опасения потерять истину при обозначении ее словом, перешагнуть из семантических полей сознания, построенных на словесно-дискретной основе, в семантические поля бессознательного, фундамент которых составляют икони-ческие тексты. По мнению Ю.М. Лотмана, «такой образ <...> легче протанцевать, чем рассказать, нарисовать, слепить или построить, чем логически эксплицировать <...> Однако первые же опыты самоописания этой структуры неизбежно вводят словесный уро-вень»6. Действительно, объект данного исследования может быть репрезентирован субъекту через действие, образ или знаковую форму. Поэтому теоретически возможно построение семантических пространств, струк-

турирующих все эти формы репрезентации. Но, во-первых, наиболее разработанной в плане формализации является знаково-вербаль-ная форма, и, во-вторых, осознание состояний интеграции посредством их вербализации позволяет облегчить самостоятельный доступ клиенту к ним в дальнейшем .

Реализация поставленной цели психосемантического исследования представляется возможной благодаря использованию современных исследовательских методов8 применительно к анализу текстов описаний ОИЛ, взятых из литературных источников, и стенограмм авторской работы в формате тренинга и консалтинга, посвященных генерации, описанию и осмыслению сущностных состояний человеком и организацией. Основными задачами исследования являются выявление структурно-семиотических, понятийно-тематических и макроструктурных единиц описания изучаемого образа, разработка основных принципов построения метаязыка описаний интегрированной личности, расширяющего возможности конкретизации данного феномена для обыденного сознания и раскрытия его концептуального содержания для целей научного исследования. Поскольку в современной лингвистике объектом исследований признается не отдельное слово, а целостное высказывание как носитель значения и продукт законченного семо-тического акта9, то основное внимание уделялось не столько отдельным «ключевым» словам, сколько категориям слов и словосочетаний при количественном и метафорам -при качественном анализе ОИЛ.

Структурный анализ объекта исследования проводился с помощью программного продукта психолингвистической экспертной системы ВААЛ10, направленной на изучение статистически значимых смысловых единиц текста. С его помощью были проведены словарный анализ текстов описания, формирование смысловых категорий, контекстный анализ, исследование нагрузок и связей категорий, выявлены статистически значимые из них.

Наиболее выраженные характеристики смысловой связи с исследуемым образом имеют категории «Действие» (глаголы), «Метафора» (образные сравнения), «Рацио-

Ю.А. Абросимова. Психосемантический подход к исследованию образа

нализация» (специальные термины) и «Феномен» (отражающие чувственно постигаемые явления). Данные категории присутствуют как статистически значимые во всех текстовых массивах, хотя степень их выраженности различна. Например, категория «Действие» имеет значимое превышение среднеязыковой нормы в текстах описаний ОИЛ с позиций обыденного сознания - в 1,7 раза, в текстах психотерапевтической тематики - в 1,3 и в текстах, посвященных теоретическим концепциям, - в 1,2 раза, в то время как категория «Рационализация» употребляется в 1,2 раза чаще в первой группе текстов, в 1,5 - во второй и в 1,4 - в третьей соответственно.

Исследование макроструктурных единиц языка (метафор) осуществлялось в рамках кросс-культурального контент-анализа описаний переживания интеграции личности в ходе сеансов, проводимых зарубежными исследователями-психологами для зарубежных испытуемых (в переводе на русский язык), зарубежными - для отечественных и отечественными - для отечественных.

Несмотря на сходство полученных данных на микроструктурных (грамматическом, лексическом) уровнях, макроструктурный уровень описаний ОИЛ отечественными испытуемыми существенно отличается от такового у зарубежных, вне зависимости от того, работает с ними отечественный или зарубежный исследователь. В частности, на уровне формы для отечественных описаний характерны группы метафор, отражающих состояние гармонии внутреннего и внешнего мира и состояние мудрости, на уровне содержания - разнообразные символы связи и движения, иллюстрирующие гармоничное взаимодействие с миром.

Выявленные отличия могут рассматриваться как проекция в иконическую форму российских представлений о родовой человеческой сущности, объединение с которой завершается вхождением человека в новую систему описания во внутренней коммуникации и возвращением в преобразуемую им систему отношений в коммуникации внешней.

Психосемантический анализ текстов, посвященных практическим задачам интегра-

ции личности в ходе психотерапии и психокоррекции, обнаруживает тенденцию к превалированию метафор процесса над метафорами результата у отечественных авторов и обратную тенденцию - у авторов зарубежных. Учитывая содержательные особенности представлений ОИЛ российских клиентов, отличающегося большей когнитивной и эмоциональной сложностью, можно предположить, что и отвечающий ему психотерапевтический процесс включает в себя более насыщенные категории эмоционально-непосредственных и вербализованных смыслов.

Пилотажное исследование систем значений, связанных с исследуемым образом в его научных определениях, позволило выделить значимые системные связи представлений этого образа с такими понятиями как личность, смысл, речь, самосознание. Информационный массив из теоретических источников продолжает пополняться, тем не менее можно заключить, что превалирование связей с данными понятиями отражает основное направление формирования исследуемого образа, его операциональные аспекты: что именно интегрируется (личность), посредством чего это происходит (осмысления и выражения в речи) и каковы критерии интегрированности личности (изменение самосознания).

Дальнейшие этапы реализации психосемантического подхода к изучению ОИЛ связаны с переходом от структурного к целостному анализу объекта исследования - моделированию реальной речевой деятельности в процессе взаимодействия с ним путем построения семантических пространств как метаязыка описаний данного образа.

В ходе исследования систем значений, связанных с ОИЛ, автор считает необходимым дать предварительное рабочее определение данному образу как системе представлений человека о целостности своего Я, высших духовных ценностях и своем предназначении в жизни. Актуальное переживание интеграции личности относится к разряду пиковых переживаний, сопровождающих взаимодействие человека со своей сущностью. Оно является трансличностным по форме и обладает спецификой эмоционального и смыслового содержания, отражающего глу-

Пспхологпя

67

бинные ценности, с которыми человек объединяется в его пространственном (тело и личностное пространство) и временном (личная биография и история человечества) измерениях.

Применительно к ситуации кризисной психотерапии исследуемые системы значений ОИЛ позволяют воспринимать кризисное состояние как отдаление человека от своей сущности, с тем чтобы снова вернуться к ней на новом витке своего развития. Исследование психосемантики ОИЛ позволяет предоставить клиенту осознанный самостоятельный доступ к состоянию интеграции, а специалисту, осуществляющему психокор-рекционный процесс, сформулировать цели, стратегии и речевые приемы метакоммуни-кации в своей профессиональной деятельности. Перспектива психосемантического подхода к исследованию данного феномена в других областях знаний связана с возможностью построения сущностного общения, регулирующего отношения человека с собой, социумом и миром в целом.

Примечания

1 См.: Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998. С. 160, 338; Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. М., 1994. С.234-247; Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. М., 2002. С. 14, 75; Андреас К. Сущностная трансформация / К. Андреас, Т. Анд-реас. Воронеж, 1999. С.14-23; Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М., 1998. С. 49, 50; Леонтьев А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. произведения. М., 1983. С.251-261; Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию / В.А. Ананьев // Журн. практ. психолога. 1999. №7-8. С.32-38.

2 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. М., 2002. С.10.

3 См.: Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. СПб., 2000. С.27.

4 Петренко В. Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. М., 1988. С.47.

5 См.: Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. / А.Г. Маслоу. СПб., 1999; Орлов А.Б. Указ. соч.

6 Лотман Ю.М. Указ. соч. С.335.

См.: Методы современной психотерапии: учеб. пособие / Сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. М., 2000. 8 См.: ШалакВ.И. Современный контент-анализ / В.И. Ша-лак. М., 2004; Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. СПб., 2005.

См.: Петренко В.Ф. Указ. соч. С. 27, 28. 10 Шалак В. И. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.