Научная статья на тему 'Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Нарциссический опросник личности» (R. Raskin, C. S. Hall, 1979; J. Zimmermann, 1994)'

Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Нарциссический опросник личности» (R. Raskin, C. S. Hall, 1979; J. Zimmermann, 1994) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2891
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ НАРЦИССИЧЕСКОГО ТИПА / НАДЕЖНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ / ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. / NARCISSISTIC PERSONAL TYPE / RELIABILITY / VALIDITY / ITEM DISCRIMINATION / FACTOR ANALYSIS / CROSS-CULTURAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамшикова О. А., Клепикова Н. М.

В статье представлены основные результаты процедуры адаптации зарубежной методики «Нарциссический опросник личности» на русскоязычной выборке, включая результаты кросскультурного исследования. Подтверждена согласованность шкал, ретестовая надежность, дискриминативная способность утверждений. Исследованы конструктная, факторная валидность и валидность по половозрастной дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMETRIC ANALYSES AND ADAPTION PROCEDURE OF FOREIGN TECHNIQUE «NARCISSISTIC QUESTIONNAIRE OF THE PERSON» (R. RASKIN, C.S. HALL, 1979; J.ZIMMERMANN, 1994)

In the given article the psychometric analysis of the technique «Narcissistic questionnaire of the person» on Russian-speaking sample including the results of cross-cultural research are presented. The estimation of psychometric attributes is made: scales are checked up on an internal consistency. It is analyzed discriminative ability of the items. Test-retest reliability, constructive, factorial and sex-and-age related validity of the questionnaire are confirmed.

Текст научной работы на тему «Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Нарциссический опросник личности» (R. Raskin, C. S. Hall, 1979; J. Zimmermann, 1994)»

УДК 159.964

О.А. Шамшикова, зав.кафедрой общей психологии и истории психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доц., канд. психол. наук, E-mail - kafedra_psi@mail.ru;

Н.М. Клепикова, асп. каф. общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: nataliaklepikova@ya.ru

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ «НАРЦИССИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЛИЧНОСТИ» (R.RASKIN, C.S.HALL, 1979; J.ZIMMERMANN, 1994)

В статье представлены основные результаты процедуры адаптации зарубежной методики «Нарциссический опросник личности» на русскоязычной выборке, включая результаты кросскультурного исследования. Подтверждена согласованность шкал, ретестовая надежность, дискриминативная способность утверждений. Исследованы конструктная, факторная валидность и валидность по половозрастной дифференциации.

Ключевые слова: личность нарциссического типа, надежность, валидность, дискриминативность, факторный анализ, кросс-культурное исследование.

Интерес к проблеме нарциссизма обусловлен все более широким распространением обозначенного феномена. Как отмечают Ю.В. Попов и В.Д. Вид, нарциссический тип личностной организации «привлекает к себе в последнее время все большее внимание в силу видимого нарастания его распространенности» во всем мире [1, с. 262]. Характерные способы мышления и поведения нарциссической личности, такие как, например, претензия на обладание правом и сопутствующая ей ярость, высокомерие и магическое мышление (ощущение грандиозности и всемогущества), стремление использовать других людей для заполнения эмоционального вакуума, образовавшегося вследствие отсутствия эмпатии хорошо известны [2]. В последнее время все чаще речь идет о «здоровом нарциссизме», который проявляется в эмоционально богатой продуктивной и дающей удовлетворение жизни. Именно здоровый нарциссизм позволяет человеку смеяться над собой своим несовершенством и недостатками, уходить глубоко внутрь себя, чтобы создавать что-то уникальное, свое собственное, и оставлять след своей деятельности в мире. Здоровый нарциссизм говорит о наличии у человека способности чувствовать эмоции во всем их разнообразии, разделяя свою эмоциональную жизнь с другими людьми, о присутствии у него мудрости, позволяющей отделять истину от фантазии, и вместе с тем - о способности мечтать, наряду с умением уверенно идти к своей цели и радоваться собственным успехам, не зацикливаясь на терзающих сомнениях [2].

Социальный запрос на изучение данной темы предполагает разработку новых и адаптацию хорошо зарекомендовавших себя методических инструментов исследования, отвечающих с одной стороны психометрическим требованиям, а с другой требованиям по повышению универсальности их использования (сокращение временного ресурса, упрощение процедуры диагностики и анализа, возможность проведения кросскультурных исследований).

Основная цель данной статьи представить результаты адаптации и стандартизации методики Narcissistic Personality Inventory - NPI - R. Raskin, C.S. Hall, 1979; J.Zimmermann, 1994 («Нарциссический опросник личности»). Основой исследования стала модифицированная версия методики «Нарциссический опросник личности» созданная в 1994 году J.Zimmermannom на основе 40 утверждений оригинальной методики R. Raskinа и C.S. Halb [3, 4]. R. Raskin и C.S. Hall в 1979 году создавая нарциссический опросник личности,

ориентировались на диагностическую систему S. Akhtara и J.A.Thomsona [5] и классификатор «Диагностическое и статистическое руководство по психиатрическим заболеваниям» (DSM), разработанный Американской психиатрической ассоциацией (APA), который начиная с третьей версии включает таксон «Нарциссическое расстройство личности» [6]. «Нар-циссическое расстройство личности» относится к расстройствам личности группы «Б». Данный кластер базируется на психоаналитической теории и определяется клиницистами как преувеличенное чувство собственной значимости и повышенной озабоченности вопросами самоуважения (с проявлениями театральности, эмоциональности и лабильности) [6].

Поскольку методика «Нарциссический опросник личности» изначально ориентирована на критерии DSM, было предпринято большое количество исследований относительно ее факторной структуры. Основная цель - воссоздать многомерность обозначенного таксона. Одна из первых и попыток принадлежит R.A. Егашошу (1984-1987 г.г.), он предложил четыре фактора, которые отражают: лидерство, авторитетность; самовосхищение, самолюбование; превосходство, надменность; использование, притязание [7]. В последующие несколько лет было предпринято немало исследований факторной структуры методики «Нарциссический опросник личности» T.S. Kubarych, I.J. Deary, E.J Austin предложили трехфакторную структуру [8], R. Raskin и H. Terry семифакторную [4], C. Triller - одиннадцатифакторную [9]. Создана сокращенная версия, состоящая из 16 пунктов (D.R. Ames, P. Rose, C.P. Anderson [10]) из 15 пунктов (A. Schutz, M. Bernd, I. Sellin [11]).

Сегодня, как отмечают Pincus A.L., Twenge J.M., Foster J.D. «Нарциссический опросник личности» - наиболее широко используемый инструмент для исследования нарциссиче-ских проявлений личности в Европе и США [12, 13], он применяется в качестве основной методики для проведения исследований по проблемам общей психологии и психологии личности. Факторы методики «Нарциссический опросник личности» описывают характеристики личности нарциссиче-ского типа, при этом опросник не является клиническим инструментом, направленным на оценку нарциссического личностного расстройства, даже высокие баллы по шкалам не являются основанием для диагностики клинических проявлений нарциссизма [3; 4].

Целью данного исследования явилось адаптация зарубежной «Нарциссический опросник личности» (R. Raskin, C.S. Hall, 1979; J. Zimmermann, 1994), проверка ее психометрических характеристик и стандартизация. Адаптируя методику «Нарциссический опросник личности» на русскоязычной выборке, мы учитывали опыт зарубежных коллег, уделяя особое внимание результатам, которые повторялись при адаптации опросника в разных языковых культурах.

В процессе исследования нами были проверены гипотезы:

1. Адаптация методики «Нарциссический опросник личности» на российской выборке будет иметь свою специфику и возможно потребует модификации исходного варианта, представленного разработчиками теста.

2. Ответы на пункты опросника являются эмпирически проверенными и метрически анализируемыми индикаторами выраженности нарциссических проявлений: самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность.

3. Опросник характеризуется точностью измерений, устойчивостью, а также удовлетворительной внутренней согласованностью.

4. Методика «Нарциссический опросник личности» является валидным инструментом (факторная структура опросника отражает специфические нарциссические черты: самовос-хищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность, которые не входят в структуру DSM APA, но указывают на характеристики личности нарциссического типа (конкурентность и самоуверенность), шкалы позволяют выявлять половозрастные различия в выраженности этих характеристик и содержательно согласуются с близкими по содержанию конструктами: нарциссические состояния, нарциссические черты личности)

5. Методика «Нарциссический опросник личности» позволяет исследовать кросскультурные различия в нарциссиче-ских проявлениях личности.

6. Для стандартизации потребуется дифференциация выборки по полу, ввиду существующих различий в нарциссиче-ских проявлениях.

Участники исследования. Адаптация и стандартизация методики проводилась на выборке студентов дневного отделения психологического факультета и факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета, курсантов Высшего военного командного училища, учителей и учащихся средней общеобразовательной школы № 126 г. Новосибирска, Новороссийской и Нижне-Урюмской средних общеобразовательных школ Здвинского района Новосибирской области. Всего обследовано 371 человек (115 мужчин и 256 женщин) в возрасте от 15 до 63 лет. Выборка кросскультурного исследования составила 82 респондента, из них 41 человек - русские и 41 человек - немцы в возрасте от 14 до 50 лет.

Процедура исследования. Для адаптации и стандартизации методики «Нарциссический опросник личности» на разновозрастной русскоязычной выборке нами предпринято три этапа исследования. Четвертый этап включал кросскуль-турное исследование. В задачи первого этапа входило осуществление процедуры перевода опросника, а также непосредственное конструирование рабочей версии методики. Над переводом параллельно работали три специалиста, с целью получения более точных результатов. Для формулирования вопросов русскоязычной версии NPI была создана группа экспертов (восемь человек, в возрасте от 25 до 55 лет, М= 34.06;

Med=33; SD=9.8) с участием специалистов по русскому и немецкому языкам, специалистов в области психологии.

На втором этапе оценивались психометрические свойства инструментария: 1) оценка пригодности пунктов опросника

- исследование корреляции между пунктами, для исключения дублирующих друг друга утверждений; сложности и дискри-минативности (коэффициент избирательности), способности отдельных пунктов дифференцировать обследуемых относительно «максимального» или «минимального» результата в целом; по результатам эксплораторного факторного анализа оценивался уровень факторной нагрузки, переменные с небольшим индексом не являются определяющими для факторов [14]; 2) надежность - оценка внутреннего постоянства шкал (коэффициент а-Кронбаха); оценка надежности-устойчивости (n=72), которая осуществлялась через две недели с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена; 3) валидность - определение факторной структуры опросника с помощью эксплораторного факторного анализа (ЭФА), проверка в процессе конфирматорного факторного анализа (КФА), в обоих случаях использовалось Varimax-вращение, для оценки моделей применялся критерий сферичности Бартлетта и критерий Кайзера-Мелькина-Олькина; изучение конструктной (конвергентной) валидности (через корреляции со шкалами других опросников); оценка валидности по половозрастной дифференциации.

На третьем этапе осуществлялась стандартизация методики. Первичные показатели нормализованы и переведены в шкалу стенайнов.

На четвертом этапе осуществлено кросскультурное исследование нарциссических проявлений личности.

Методики. Наряду с методикой «Нарциссический опросник личности» испытуемым предлагалось заполнить следующие методики: «Структурированное клиническое интервью»

- SKID-II - Х.-У. Виттхен, Т. Фидрих (H.-U. Wittchen, T. Fy-drich, 1997) в адаптации Н.Л. Волобуевой [15]. Помимо выявления патологической формы нарциссизма, оно позволяет изучать нарциссические состояния (обнаруживать дескриптивные характеристики личности, входящие в структуру личностных расстройств, но не достигающие уровня, необходимого для диагностики расстройств по DSM АРА); опросник «Диагностика нарциссизма» - Narzissmusinventar (NI) - Ф.-В. Денеке, Б. Хильгеншток, P. Мюллер (F.-W. Deneke, B. Hilgenstock, R. Muller, 1989-1994) в адаптации О. А. Шам-шиковой, Н.М. Клепиковой, 2005-2009 [16], который позволяет изучать нарциссические способы регуляции представления личности о себе; опросник «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой, который направлен на измерение конфигураций нарциссических черт личности, образующих континуум многочисленных переходных форм нарциссизма в широких пределах психической нормы как вариативный ряд дескриптивных характеристик, входящих в структуру нарциссического расстройства личности, но не достигающих уровня, необходимого для диагностики патологического нарциссизма по DSMAPA [17].

Данные методики использовались для оценки конструкт-ной валидности опросника. Показатели адаптируемой методики сопоставлялись с показателями стандартизированных и адаптированных тест-опросников, направленных на диагностику близких по содержанию конструктов (нарциссические состояния, регулятивный модус нарциссизма, личностные черты).

Статистическая обработка данных проводилась с исполь- Исключены пункты, которые вызывали однозначную реакцию

зованием SPSS 13.0. респондентов.

Результаты. На первом этапе осуществлен перевод инст- После оценки дискриминативности пунктов методики

рукции текста методики «Нарциссический опросник лично- «Нарциссический опросник личности» мы решили полностью

сти», сопроводительной литературы, сформулированы пунк- отказаться от шести утверждений, которые не являлись оп-

ты. При компоновке рабочей версии опросника была изменена ределяющими для факторов (шкал) - коэффициент избира-

структура некоторых утверждений, мы старались избегать тельности меньше 0.3 [14, с. 111]: Скромность это не про

двусмысленности и излишней абстрактности, каждое остав- меня (факторная нагрузка: 0.225); Я неохотно иду на риск

шееся утверждение обращается к личному опыту респонден- (факторная нагрузка: 0.249). Если бы я правил миром он не

тов [18-20]. В результате было отобрано 48 утверждений для стал бы лучше (факторная нагрузка: 0.235), Как правило, я не

проведения дальнейшего исследования. переношу отговорок (факторная нагрузка: 0.263), Мне не

Результаты второго этапа исследования позволили сде- свойственно авторитарное поведение (факторная нагрузка:

лать вывод о том, что не все утверждения соответствуют ос- 0.232), Когда меня хвалят, я иногда смущаюсь (факторная

новным психометрическим требованиям и могут быть вклю- нагрузка: 0. 157). Оценка проводилась с использованием экс-

чены в структуру опросника. После оценки сложности при- плораторного факторного анализа с Varimax-вращением (для

годными для дальнейшего использования признаны 43 утвер- четырехфакторной модели критерий КМО равен 0.775, крите-

ждения (доля ключевых ответов в интервале от 20% до 80%). рий Бартлетта равен 4720.993; p<0.0001).

Таблица 1

Факторные нагрузки и коэффициент избирательности пунктов русскоязычной версии методики «Нарциссический опросник личности» в адаптации О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой

11ужЕты опр із -с нх-сыа ФаіаорньЕ Н£І'Р чш Ко ? ф фі ГТГТ [ £ ЬСІ н^бпр її еашшхш

1 . Я НЕ ^гогу ШІЖЯТЬ На Лр’-ГПХ ЛЮДЕЙ 0.327 0.70 В

” . Я люблю hsj: о лика е ттитгтр = e-ki с і - h:i L4 0.43 В 0.764

? . Я не- лучш =■ гг же хуже 6 u.Ttirim: ІЕЇ людей о.зоо 0.7 В4

4. По жалур е я. пи-гдр 0.421 0.691

S "Я --.г-тгт =^-гт, -т: wvnT-™ тт^ті нмниы 0,406 0.694

f, VifUHT з-п-i-t. .-■Tmp.no-H-f-.i’T-t. \UUNII'. -T4]K1T.3TT. -ф’.ттгмтг -v-iTP.-4.rTг 0.466 0.766

7 .Я ттл^-гд-н-кдип н= TDU, £0 :JH= О 1ЫОСП_~Х£СЕ С УБЇЖЄННЄШ 0.394 0.696

В. Я ЖЕ ОЧЕНЬ DO&HD Д ЕіІОНСТріїр OEaiE :.ЕОг ТЕЛО 0.3 16 0.665

9 . Я X op ОН! о раэбпр ВЮСЬ Е лр’- гзхк ЛЮД ду 0.471 0.6 В?

10. Я отдигстдиндзстъ за иржжзггже р£ш=ніш 0.45 В 0.6 В 5

11. ^,Ihs -5 s jp аіліино . шячуш л чт о-либ о ь глазам щружявицЕХ 0.334 0.659

12. Я люблю ДЕімонстрпроЕаіь їеої тело 0.336 0.775

1 ? . !\1же нраьшія л:Еііонст:рі[роЕаіь своя 0,3 57 0.640

14. Я ЖЕ ВСеГДа уЕ=р=Ж е пр=xil.iehoctii СВОИХ дВИСТДНД 0.42? 0.639

1 5. Я редко нуждаюсь е поігопіп другжх 0.237 0.715

16. Я ііогу снижать поддїржілг. ы кажлый оіоіно ко імже 0.493 0.6 В2

ЩИСпушивя дт^ я-

17 Я -ІГТГ^ТПТГЇ Лїіпт ГіТ блЖЕЕЖІ 0.233 0.7 В 5

1 В. Я же булупгаопнн пока же получу есе-. чпо лене полахаЕ-тся 0.4 32 0.76?

1 9. Мне нелоеко получить к о :■ лиг і dj е н і ы 0.462 0.652

20. Я жа заинтересован е тон. чт о6ь: упрашиггь лр]- гіслі 0.429 0.770

21 . Я люблю бьсіь іаі;(?нодатїл е-зл и оды 0.244 0.6 В 0

22. 'їіже нразмлса любоваться гоовн е js-рьзлЕ 0.546 0.756

? ? . Яч^'ЕСТЕЛ'ТОСеб.ЯЖЕ-іаЕКО. ЕС.ЛНЖЕХОЖ.^'СЕ Е П=Жір = ТІ н U If я TTXrtr 0.37 В 0.650

24 .Я же EC їгда імогу упрі-аі “яіь сео еи жшнш, і ак тяг з, я очу 0.329 0.660

25. ДруГНЕ ЕСЕГДа ПрПІЯЕЮІ UOH аЕТОриіЕТ 0.3 52 0.641

26 . Ь ЇЖЕ 6 2 НрШШШ . ЕСТЕ ЛИу 1ІЄН2 УТ«™™™Т™ ±’- KJXD □ [ ШШШ 0,332 0,660

жвт

’ - ЇТ ■Н--ТП--Ч---Н-НТІ І-ТЛТТ’.- иа^якиптитм личнпігтьтп 0.567 0.755

2В. \ІНЕ иіожжо доЕЕр.тіь другий 0.304 0.665

29. ЛнДЕрСКІЕ способности ЖЕ Ер ОЖ ЛЕННЫЕ. ПХ І'ІСЖЖО раіЕХПЕ 0.3 3 3 0.707

? 0. Я К очу. ЧТООЫ КІ О-Нп5> ЛЬ ГІ литглиндттичиї МОЮ ОПОГрафіЕЮ 0.451 0^76 В

? 1. Мне б Е-jp аілімно е-їли кіо-то не счілаЕіся с uoic-j инннпш 0.325 0.660

31. Я не обычный чгл оеек 0.441 0.769

33 . Я более способный:, чеїл лр>тиї 0.360 0.639

34. Я жаю. чтоях ороплй. погону что вс е вокруг г оворат злне об 0.450 0,61?

JTOM

35 Ян= гг=гдак(ір0іЕ0пошыаюлр’-тнт;людгн 0.3 16 0.660

36. Я ^іогу спахать і ах_ чтобы лругыэ неріши ес s?jy; что .ч г ОЕСрю 0.50 В 0.595

3 7. Ес їи нр axitr-i-T слушать ііоннс і opmc 0.411 0.62 ~

Устранив пункты мы получили корреляционную матрицу пользованием того же метода и способа вращения. В резуль-ответов по 37 утверждениям, на которой вновь провели кон- тате были выделены четыре фактора, которые описывают 35% фирматорный (подтверждающий) факторный анализ с ис- дисперсии: Самовосхищение, самолюбование объясняет 10%

от общей дисперсии; Лидерство, авторитетность - 9%; скоязычной версии методики «Нарциссический опросник Использование, притязание - 8%; Превосходство, надмен- личности» в адаптации О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой ность - 8%. Факторные нагрузки и коэффициенты избира- представлены в таблице 1. тельности утверждений по четырехфакторной структуре рус-

Таблица 2

Показатели надежности (внутренняя согласованность, устойчивость) русскоязычной версии методики «Нарциссический опросник личности» в адаптации О.А.Шамшиковой, Н.М. Клепиковой

Шкала а-Кроноаха. (N=371) ^-Спирмена. (N=73)

Сімобосхищєниє, самолюбование 0.785 0.755***

Лидерство, аъторигегносгь 0.720 0.849***

Использование, притязание 0.681 0.703***

Превосходство, надменность 0.669 0.783***

Примечание - *** р < 0.001

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корреляционная связь между показателями по шкалам русскоязычной версии методики «Нарциссический опросник личности» в адаптации О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой и опросников, привлеченных для оценки конструктной валидности

Шкалы адаптируемой методики Шкалы методик, привлеченных дтя оценки кон структной валидности г-Спирмен а

Сам обо схнщ енне: самолюбование Бессильное Я (Диагностика нарциссизма.) 0.227**

Базовый потенциал надежды (Диагностика нарциссизма) -0.304**

Ничтожное Я (Диагностика нарциссизма) 0.150**

Негативное отношение к телу (Диагностика нарциссизма) 0.151**

Стремление к идеальному self-объекту7 (Диагностика нарциссизма) -0.164**

Идеал самоудовлетворения (Диагностика нарциссизма) 0.150**

Идеалы ценностей /'Диагностика нарциссизма) -0.232**

Симбиотическая самозащита (Диагностика нарциссизма) -0.206**

Сверхзанятость чувств ом зависти (Нарциссические чергм личности) 0.116**

Лидерство, авторитетность Бессильное Я (Диагностика нарциссизма) 0.171**

Базовый потенинал надежды /Диагностика нарциссизма) -0.324**

Стремление к идеальному self-объекту (Диагностика нарциссизма) -0.158**

Идеалы ценностей /Диагностика нарциссизма) -0.241**

Симбиотическая самозащита (Диагностика нарциссизма) -0.252**

Нарциссическое состояние (Струкятургсроеанное клиническое интервью) -0.154*

Использование, притязание Базовый потенциал надежды (Диагностика нарциссизма) -0.206**

Идеал самоудовлетворения (Диагностика нарциссизма) -0.145**

Обесцениванне объекта (Диагностика нарциссизма) -0.146**

Идеалы ценностей (Диагностика нарциссизма) -0.241**

Симбиотическая самозащита (Диагностика нарциссизма) -0.233**

Превосходство, надменность Базовый потенциал надежды (Диагностика нарциссизма) -0.265**

Идеалы ценностей (Диагностика нарциссизма) -0.215**

Грандиозное чувство самозначнмостн (Нарциссические черты личности) -0.157**

Примечание - ** р < 0.01

Таблица 4

Результаты оценки соответствия нормальному виду распределения показателей по шкалам русскоязычной версии методики «Нарциссический опросник личности» в адаптации О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой (N=371)

Шкала. Оценка типа распределения Опенка устойчивости распределения

Колмогорова- Смирнова. "Уровень ЗНЭ.ЧИМОСГИ /. Колмогорова-Смирнова Уровень значимости

С амо£ о схшцени е= самолюооваяие 1 = 297 0.069 0.358 1=000

Лидерство= ів гори гегн о сть 1 = 726 0.005 0.481 =975

И сп ользов аьие; притязание 1 = 521 0.02 0.477 =977

Превосходство, и адменн о сть 2= 032 0.001 0.265 1=000

Психометрический анализ утверждений позволил сконструировать методику включающую 37 пунктов, которые пригодны для диагностики характеристик личности нарциссиче-ского типа по четырем направлениям самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность.

Анализ надежности шкал методики «Нарциссический опросник личности», произведенный на этом этапе исследования (табл. 2), позволяет говорить о высокой внутренней согласованности шкал: самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность (коэффициент а-Кронбаха больше 0.70); удовлетворительной можно признать согласованность по остальным шкалам. Все шкалы опросника устойчивы, об этом свидетельствуют высокие показатели коэффициентов корреляции между результатами тестирования респондентов с интервалом две недели (р<0.001).

Оценка конструктной валидности шкал проводилась с учетом сформулированных в результате теоретического анализа литературных источников по проблеме нарциссизма предположений о том, что должна наблюдаться умеренная взаимосвязь показателей шкал методики «Нарциссический опросник личности» и шкал, исследующих нарциссические проявления: нарциссические состояния, нарциссические черты личности. Сформулированные предположения нашли эмпирическое подтверждение (табл. 3), что позволяет делать вывод о валидности методики.

Для оценки валидности по половозрастной дифференциации нами выбраны непараметрические критерии, выбор основан на предварительной оценке типа распределения результирующих показателей по шкалам методики «Нарцисси-ческий опросник личности». Оценка типа распределения данных осуществлялась с использованием критерия Х-Кол-могорова-Смирнова путем сравнения эмпирического распределения с нормальным (таблица 4). Полученные данные свидетельствуют о том, что распределение баллов по шкалам превосходство, надменность (Х=2,032 при р=0.001), лидерство, авторитетность (Х=1,726 при р=0.005), использование, притязание (Х= 1,521 при р=0.02) существенно отличается от нормального вида [19].

Выборка была дифференцирована по половому признаку на две подвыборки - женскую (N=256) и мужскую (N=115) -критерий и-Манна-Уитни позволил обнаружить значимые различия в уровне выраженности параметра влияние, лидерство (и=9624 при р<0.001). По возрастному признаку - на три

подвыборки - подростки (N=68), юноши (N=246), взрослые (N=57). Для погруппового сравнения применялся критерий и-Манна-Уитни, который позволил установить, что подростковая и юношеская выборки различаются по параметру использование, притязание (и=7739 при р=0.001). Подростковая и взрослая выборки различаются по параметру лидерство, авторитетность (и=1410 при р=0.008). Юношеская и взрослая выборки различаются по параметрам самовосхищение, самолюбование (и=5582 при р=0.016), лидерство, авторитетность (и=5320 при р=0.04), использование, притязание (и=4927,5 при р=0.001).

Кросскультурное исследование1. По результатам оценки достоверности различий в уровне выраженности нарциссиче-ских проявлений личности удалось установить, что у русских более выражены такие проявления как: самовосхищение, самолюбование (и=450,5 при р<0,001); лидерство, авторите-ность (и=237 при р<0,001); использование, притязание (и=341,5 при р<0,001). По параметру превосходство, надменность значимых различий не обнаружено. Удалось установить, что русские-мужчины и немцы достоверно различаются по параметрам лидерство, авторитетность (и=15 при р<0,001), использование, притязание (и=38,5 при р<0,01). Значимые различия обнаружены по параметрам самовосхищение, самолюбование (и= 151 при р < 0,001); лидерство, авторитетность (и=117 при р < 0,001); использование, притязание (и=147,5 при р < 0,001) между респондентами женщинами русской и немецкой популяций.

Стандартизация методики. Статистическая гипотеза о соответствии распределения баллов по шкалам методики «Нарциссический опросник личности» нормальному виду не подтвердилась, поэтому мы оценили устойчивость распределения путем сравнения половинного (N=151) распределения с целым (N=371). Проверка дала положительный результат (таблица 5), вероятность ошибки Х-значения строго больше

0.05 [19]. Таким образом, по шкалам опросника могут быть построены репрезентативные для российской выборки тестовые нормы.

Тестовые нормы построены на выборке N=371 с учетом пола на основании значимости различий в показателях по отдельным шкалам методики «Нарциссический опросник

1 Кросскультурное исследование было выполнено совместно с М.И. Посоховой в рамках выпускной квалификационной работы под руководством кандидата психологических наук О.А.Шамшиковой.

личности» для этого нелинейно преобразованы «сырые» бал- ные значения для всех шкал методики «Нарциссический оп-лы в шкалу-ранкит, которая потом трансформирована в шкалу росник личности» сведены в таблицу 5. стенайнов (среднее=5, стандартное отклонение=2). Стандарт-

Результаты стандартизации методики «Нарциссический опросник личности» в адаптации О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой

Таблица 5

^',\Стенайны 1 2 3 4 5 6 7 S 9

Шкала выборочные значения

Самовосхищение, самолюбование 3-5/ 7-8/ 9-14/ 15-16/ 17-20/ 21-22/ 23-26/ 27-29/ 30/

3-6 7-11 12-14 15-16 17-20 21-22 23-25 26-27 28-33

Лидерство, 3-5/ 8-13/ 14-16/ 17-18/ 19/ 20-21/ 22/ 23-24/ 25-27/

авторитетность 5-7 8 10 11-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-27

Использование, 1-6/ 7/ 8-Ю/ 11-13/ 14/ 15-16/ 17-18/ 19-21/ 22-23/

притязание 1-5 6-8 9-Ю 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20-24

Превосходство, 4/ 5/ 6-7/ 8-9/ 10/ 11-12/ 13-14/ 15-16/ 17-21/

надменность 14 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 19-21

Примечание. Первый показатель - выборочные значения для мужчин (n = 115), второй показатель -для женщин (n = 256).

выборочные значения

Обсуждение результатов. После проведенного исследования мы можем утверждать, что все пункты методики «Нарциссический опросник личности» соответствуют требованиям, предъявляемым к дискриминативности, подверждена надежность опросника: все шкалы опросника согласованы и устойчивы к перетестированию. Выявлена конструктная (конвергентная и факторная) валидность методики и валидность по половозрастной дифференциации. Методика включает четыре шкалы, направленные на исследование нарциссиче-ских черт личности (самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность), которые не входят в структуру DSM АРА, но указывают на характеристики личности нарциссического типа (конкурентность и самоуверенность).

Самовосхищение, самолюбование (п=11; М=18.04;

SD=5.84; Мт=3; Мах=33) выражается в представлении о собственной необычности, уникальности, физической привлекательности и способности воздействовать на окружающих. Подтверждена гипотеза о конструктной валидности: шкала связана с такими психологическими конструктами, как «грандиозное чувство самозначимости», которое выражается в преувеличении собственных способностей, достижений и в ожидании оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительны (грандиозное чувство самозначимости, г=-0.162 при р<0.01), а также с некоторыми способами нарциссической регуляции, которые защищают от разочарования в отношениях. Чем более выражена грандиозность, тем менее выражено стремление получать стабильность в идентификации с различными, высоко оцениваемыми замыслами, идеями, людьми (стремление к идеальному self-объекту, г=-0.164 при р<0.01; идеал самоудовлетворения г=-0.150 при р<0.01; идеалы ценностей г=-0.232 при р<0.01; симбиотическая самозащита г=-0.206 при р<0.01). Стоит отметить, что грандиозность со-

пряжена с переживанием беспомощности (бессильное Я г=0.227 при р<0.01), неуверенности в будущем (базовый потенциал надежды г=-0.304 при р<0.01), стыда и страха по поводу того, что окружающие люди догадаются о ничтожности личности (ничтожное Я, г=0.150 при р<0.01), также с болезненным восприятием даже небольших физических дефектов (негативное отношение к телу, г=0.151 при р<0.01)

Лидерство, авторитетность (п=9; М=16.63; SD=4.35; Міп=3; Мах=27) выражается в представлении о своих способностях изменять поведение другого человека, его установки, намерения в ходе взаимодействия с ним. Выражается в представлении о своей компетентности, способности оказывать помощь, тем, кто в ней нуждается. При этом отрицается потребность помощи со стороны, вся ответственность за принятие решений возлагается на себя, вследствие потенциальной опасности обнаружить собственную уязвимость.

Подтверждена гипотеза о конструктной валидности: шкала связана с защитно-компенсаторными механизмами регуляции представления о себе, которые отражают как подчеркнутую независимость от окружающих, от их мнения (симбиотическая самозащита, г=-0.252 при р<0.01), отрицание возможной необходимости получения помощи от них (стремление к идеальному self-объекту, г=-0.158 при р<0.01), так и внутреннюю уязвимость - субъективно воспринимаемое ощущение хрупкости собственной личности (бессильное Я, г=0.171 при р<0.01), неспособность сохранять надежду на изменение положения к лучшему, на возможность преодолеть кризис (базовый потенциал надежды, г= -0.324 при р<0.01), снижение уверенности в том, что жизненные ориентиры выбраны верно и могут служить опорой (идеалы ценностей, г=-0.241 при р<0.01).

Использование, притязание (п=10; М=13.46; SD=4.24; Міп=0; Мах=24) выражается в представлении о правильности всех принятых решений и осуществленных действий, о том,

что жизнь контролируема, все окружающие люди тоже потенциально контролируемы и предсказуемы.

Подтверждена гипотеза о конструктной валидности: шкала связана с защитно-компенсаторными механизмами регуляции представления о себе которые отражают потребность во внешних средствах для активизации внутренних ресурсов, направленных на самосохранение и конструирование внутренних ориентиров (базовый потенциал надежды, г= -0.206 при р<0.01; идеалы ценностей, г=-0.241 при р<0.01). Представление о контролируемости и предсказуемости другой личности, вероятно обусловлено фантазией о существовании двойника, психологической копии с полностью идентичными установками, мнениями, системой ценностей и т.п. (симбиотическая самозащита, г=-0.233 при р<0.01).

Превосходство, надменность (n=7; M=10.79; SD=3.57; Min=1; Max=21) отражает потребность во внимании (комплиментах), в признании окружающими авторитета личности, права быть законодателем моды, быть в центре внимания (все должны слушать и восхищаться услышанным).

Подтверждена гипотеза о конструктной валидности: шкала связана с такими психологическими конструктами, как грандиозное чувство самозначимости (г=-0.157 при р<0.01), которое выражается в преувеличении собственных способностей, достижений и в ожидании оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительна:, а также защитнокомпенсаторными механизмами регуляции представления о себе, которые отражают неспособность самостоятельно мобилизовать внутренние ресурсы, направленные на самосохранение (базовый потенциал надежды, г= -0.265 при р<0.01), снижение уверенности в том, что можно полностью полагаться на себя в нахождении и пересмотре жизненных ориентиров (идеалы ценностей, г=-0.215 при р<0.01), потребность в зеркалах, которые смогут активизировать и подтвердят правильность сделанного выбора

Итак, шкалы методики «Нарциссический опросник личности» обладают высокими показателями по устойчивости, умеренными показателями по согласованности; все пункты обладают хорошей дискриминативностью и оптимальной трудностью.

В результате оценки валидности по половозрастной дифференциации было установлено, что мужчины отличаются высокими показателями по шкале лидерство, авторитетность. Подростки отличаются от взрослых выраженностью черты лидерство, авторитетность. Юноши по сравнению с подростками характеризуется большей выраженностью черты использование, притязание; по сравнению с взрослыми большей выраженностью черт самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание.

Результаты кросскультурного исследования позволяют говорить о том, что существуют межкультурные различия в уровне выраженности характеристик личности нарциссиче-ского типа по параметрам самовосхищение, самолюбование, лидерство, авторитетность, использование, притязание. Эти характеристики более выражены у русских респондентов, Е.Т. Соколова отмечает, что именно «про русских говорят, что они с легкостью ставят перед собой завышенные цели и столь

Библиографический список

же быстро демотивируются, когда мечты хоть в какой-то степени не сбываются» [21]. Межкультурные различия между мужчинами русской и немецкой выборок в уровне выраженности характеристик личности нарциссического типа лидерство, авторитетность; использование, притязание. Эти качества более выражены у мужчин русской выборки. Такие характеристики как самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание более выражены у женщин русской выборки.

Полученные при исследовании конструктной валидности (конвергентной и факторной) данные в совокупности позволяют говорить о методике «Нарциссический опросник личности» как о валидном инструменте, который может использоваться в диагностических и исследовательских целях

Выводы

1. Адаптированный на разновозрастной русскоязычной выборке «Нарциссический опросник личности», ориентирован на выявление специфических нарциссических черт (самовос-хищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность), которые не входят в структуру DSM АРА, но являются характеристиками (конкурентность и самоуверенность) личности нарцис-сического типа, функционирующей в пределе психической нормы. Адаптация методики «Нарциссический опросник личности» потребовала модификации исходного варианта, представленного J.Zimmermannom, при этом количество утверждений было сокращено с 40 до 37 без потери факторной структуры опросника.

2. Ответы на пункты опросника являются эмпирически проверенными и метрически анализируемыми индикаторами выраженности нарциссических черт, которые указывают на элементы конкурентности и самоуверенности личности нар-циссического типа: самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность.

3. Опросник характеризуется точностью измерений, устойчивостью, а также удовлетворительной внутренней согласованностью по всем шкалам

4. Опросник является валидным инструментарием. Он характеризуется удовлетворительной конструктной валидностью: могут быть обнаружены корреляции между шкалами методики «Нарциссический опросник личности» и шкалами, исследующими конструкты: нарциссические состояния, нар-циссические черты личности. Факторная валидность опросника исследовалась с ориентацией на модель, предложенную R.A. Emmonsom. Согласно этой модели основными характеристиками личности нарциссического типа являются самовос-хищение, самолюбование, стремление к лидерству, авторитетность; использование, притязание на обладание; превосходство, надменность.

5. Для стандартизации опросника потребовалась дифференциация выборки, ввиду существующих различий выраженности характеристик личности нарциссического типа.

6. Нарциссические проявления личности имеют как универсальный, так и культурно-специфический характер.

1. Попов, Ю.В. Современная клиническая психиатрия / Ю.В. Попов, В.Д. Вид. - СПб.: Речь, 2002.

2. Хотчкис, С. Адская паутина: Как выжить в мире нарциссизма. - М.: Класс, 2010.

3. Zimmermann, J. Metrische Erfassung der Personlichkeitsdimension „Narzi.mus“ bei Normalpersonen, Patienten mit narzisstischen Personlichkeitsstorungen und anderen Personlichkeitsstorungen, unveroffentlichtes / J. Zimmermann. - RWTH: Aachen, 1994.

4. Raskin, R. A Principal component analysis of the Narcissistic Personality Inventory and further evidence of its construct validity / R. Raskin, H. Terry // Journal of Personality and Social Psychology. - 1988. - № 54/5.

5. Akhtar, S. Overview: Narcissistic personality disorder / S. Akhtar, J.A. Thompson // Psychiatry. - 1982. - № 139.

6. DSM-IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition /American Psychiatric Association. - Washington, DC: American Psy-

chiatric Press, 1994.

7. Emmons, R.A. Factor analysis and construct validity of the NPI // Journal of Personality Assessment. - 1984. - № 48.

8. Kubarych, T.S. The Narcissistic Personality Inventory: Factor structure in a nonclinical sample / T.S. Kubarych, I.J. Deary, E.J. Austin // Personality

and Individual Differences. - 2004. - № 36.

9. Triller, C. Faktorenstruktur des NPI-R (revidierte deutsche Fassung des Narcissistic Personality Inventory, Raskin&Hall) Eine Studie zur Konstruktvaliditat. - Aachen., 2003.

10. Ames, D.R. The NPI-16 as a short measure of narcissism / D.R. Ames, P. Rose, C. P. Anderson // Journal of Research in Personality. - 2006. - № 40.

11. Die Messung von Narzissmas als Personlichkeitskonstrukt: Psychometrische Eigenschaften einer Lang- und einer Kurzform des Deutschen NPI (Narcissistic Personality Inventory) / A. Schutz, M. Bernd, I. Sellin- Chemnitz, 2004.

12. Pincus, A.L. Initial construction and validation of the Pathological Narcissism Inventory / A.L. Pincus, E.B. Ansell, C.A. Pimentel, N.M. Cain, A.G.C. Wright, K.N. Levy // Psychological Assessment. - 2009. - № 21.

13. Foster, J.D. Individual di Verences in narcissism: Inxated selfviews across the lifespan and around the world / J.D. Foster, W.K. Campbell, J.M. Twenge // Journal of Research in Personality. - 2003. - № 37.

14. Митина, О.В. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. - М.: учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Волобуева, Н.Л. Нарциссическая личностная ориентация взрослых // Аспирантский сборник НГПУ-2001: по материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов. - Новосибирск: НГПУ, 2001.

16. Шамшикова, О.А. К вопросу о верификации концепта «нарциссизм» (стандартизация зарубежной методики «Narzissmusinventar» F.W.Deneke, B.Hilgenstock, R.Muller) / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Психологическая диагностика. - 2006. - № 1.

17. Шамшикова, О.А. Опросник «Нарциссические черты личности» личности / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Психологический журнал - 2010. - № 2.

18. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2001.

19. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2003.

20. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев: ПАН Лтд, 1994.

21. Соколова, Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Психологический журнал. - 2009. - № 1.

Статья поступила в редакцию 15.11.10

УДК 373.1:371.83

В.Г. Болотова, асп. каф. педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, E-mail: bolotova.victoria@gmaiLcom

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КАНИКУЛЯРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОМПЛЕКСА РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ «УМНЫЕ КАНИКУЛЫ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

В работе онисан опыт организации дополнительной каникулярной программы в качестве технологии развития познавательных комнетен-ций школьников.

Ключевые слова: познавательные компетенции, познавательные стратегии, образовательная мотивация, дополнительные каникулярные программы, внешкольная деятельность, неформальное образование.

В XXI веке вполне закономерно заявили о себе новые требования к образованности человека. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазия и самобытность.

Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности как дополнительного, так и неформального образования.

Сегодня главное - создать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности. Замечено, что в последние годы в обществе начинает возрастать внимание к различным формам неформального образования, различным структурам и формам дополнительного образования и воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.