Научная статья на тему 'Психолого-правовая оценка готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях'

Психолого-правовая оценка готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
401
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ / LEGAL PSYCHOLOGY / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LAWFUL BEHAVIOUR / STRONG-WILLED PREPARATION / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / EXTREME PSYCHOLOGY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЙ / FORECASTING OF CONDITIONS / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EXTREME SITUATION / ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещерякова Алла Викторовна

В статье рассматриваются проблемы формирования профессионала, который призван сочетать в себе обстоятельную психологическую подготовку, политическую и нравственную зрелость и высокий уровень правового сознания. Особое внимание уделяется процессу приобретения сотрудниками органов внутренних дел необходимого уровня профессионализма и формирования должного состояния и качества правовой психологии как необходимых предпосылок стабильной и продуктивной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASSESSMENT OF READINESS OF LAW ENFORCEMENT BODIES OFFICERS TO PROFESSIONAL WORK IN EXTREME SITUATIONS

In article problems of development of the person of the future professional which urged to combine detailed psychological preparation, a political both moral maturity and high level of legal consciousness are considered. Special attention process of acquisition by employees of law-enforcement bodies of necessary level of professionalism and formation of a due condition and quality of legal psychology as necessary preconditions of stable and productive professional work in extreme situations.

Текст научной работы на тему «Психолого-правовая оценка готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях»

до 2025 года. URL // http://onf.ru/2014/11/20/pu-tin-provel-zasedanie-sovbeza-posvyashchennoe-strategii-protivodeystviya-ekstremizmu-v/

5. О Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. URL // http://pravorf.org/index.php/news/1204-o-strategii-protivodejstviya-ekstremizmu-v-rossijskoj-federac-zii-do-2025-goda

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

7. Малая энциклопедия современных знаний: в 2-х т. 2-е изд., перераб. М.; Харьков, 2000. Т. 1.

8. Верещагин М. Ю., Лабунец М. И. Политический экстремизм: этнонациональная институ-ционализация и регионализация. Ростов н/Д, 2002.

9. Афанасьев Н. Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1.

10. Воронцов С. А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институционально-правовом контексте: дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.

11. Воронцов С. А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи // Власть. 2012. № 9.

12. Воронцов С. А. Особенности взаимодействия политической и религиозной систем: философско-методологический анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 2000.

13. Путин провел заседание Совбеза, посвященное Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года. URL // http://onf.ru/2014/ 11/20/putin-provel-zasedanie-sovbeza-posvyash-chennoe-strategii-protivodeystviya-ekstremizmu-v/

УДК 159.9 : 351.74 ББК 88

А. В. Мещерякова

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье рассматриваются проблемы формирования профессионала, который призван сочетать в себе обстоятельную психологическую подготовку, политическую и нравственную зрелость и высокий уровень правового сознания. Особое внимание уделяется процессу приобретения сотрудниками органов внутренних дел необходимого уровня профессионализма и формирования должного состояния и качества правовой психологии как необходимых предпосылок стабильной и продуктивной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: правовая психология, правомерное поведение, волевая подготовка, экстремальная психология, психологическая подготовка, психологическая подготовленность, прогнозирование состояний, экстремальная ситуация.

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASSESSMENT OF READINESS OF LAW ENFORCEMENT

BODIES OFFICERS TO PROFESSIONAL WORK IN EXTREME SITUATIONS

In article problems of development of the person of the future professional which urged to combine detailed psychological preparation, a political both moral maturity and high level of legal consciousness are considered. Special attention process ofacquisition by employees of law-enforcement bodies of necessary level of professionalism and formation of a due condition and quality of legal psychology as necessary preconditions of stable and productive professional work in extreme situations.

Keywords: legal psychology, lawful behaviour, strong-willed preparation, extreme psychology, psychological preparation, psychological readiness, forecasting of conditions, extreme situation.

В современных сложных и противоречивых условиях российской действительности к личному составу органов внутренних дел предъявляются повышенные требования. При этом внимание акцентируется на проблемах развития

личности будущего профессионала, который призван сочетать в себе обстоятельную психологическую подготовку, политическую и нравственную зрелость, высокий уровень правового сознания.

Для того чтобы дать психолого-правовую оценку готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, следует ответить на вопрос: каким должно быть правовое сознание сотрудника, его правовая психология, чтобы его поведение было правомерным, а профессиональная деятельность - эффективной? Отвечая на вопрос о том, какой должна быть психика, какие изменения надо осуществить, чтобы сотрудник органов внутренних дел успешно решал стоящие перед ним задачи, надо идти не от психики, а, напротив, от жизни, от требований профессиональной деятельности, к которым он должен быть готов [10].

В процессе нахождения таких действенных механизмов формирования личности сотрудника органов внутренних дел, отвечающего требованиям современности, пристального внимания заслуживают существующие на данный момент социально-психологические факторы, влияющие на действенность права в целом, правоохранительные органы и их сотрудников в частности.

Особое значение приобретают социально-психологические факторы, обусловливающие сознательное, добровольное и ответственное отношение сотрудников правоохранительных органов к выполнению служебных обязанностей, а также использованию ими гарантированных действующим законодательством прав и свобод для осуществления личных потребностей и интересов.

Психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях рассматривается как особое устойчивое состояние, включающее ряд компонентов, в частности, способность к самомобилизации и регуляции своего поведения в ситуациях стресса. В связи с этим широко известные приемы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях имеют много общего с приемами волевой подготовки сотрудников. И неслучайно формирование состояния готовности к деятельности напрямую зависит от уровня развития волевых свойств и способности к управлению ими [3]. Проблема формирования определенного уровня правовой психологии, раскрытия сущности процесса формирования правосознания применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях представляют собой мало используемый резерв повышения надежности профессиональной деятельности полицейских. Совре-

менной тенденцией в исследовании психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудников в экстремальных ситуациях является расширение «проблемного поля».

Формирования правосознания личности -процесс чрезвычайно сложный, включающий целую систему взаимодействий внешних и внутренних факторов, которая обеспечивает превращение правовой информации, поступающей из внешней среды, не только в правовые знания, но и в определенное отношение человека к праву, правопорядку и другим правовым явлениям [ 1]. Правосознание - весьма независимое, целостное и «рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и так далее [11]. Профессиональному правосознанию сотрудника ОВД присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Социально-правовые нормы транслируют сотруднику модель должного поведения в сложных экстремальных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Правосознание может рассматриваться и анализироваться как система, потому что обладает отчетливо выраженным системообразующим фактором, или качеством, интегральности. Отдельные интегральные свойства правосознания исследовались в научной литературе, например, его структура. Известно, что в ней выделяются такие подсистемы, как правовые знания, взгляды, представления, установки, ориентации, чувства, позиции, навыки поведения, а также правовой опыт и ложные (мифические) правовые конструкции [12]. В рамках интересующей нас проблемы принципиально важным свойством правосознания сотрудников органов внутренних дел как системного образования является его способность к самоорганизации, так как профессиональное правосознание сотрудника оказывает регулирующие воздействие на его юридически значимое поведение в сложных, экстремальных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.

Правовому поведению сотрудников присущ ряд признаков:

- социальный признак выражается в общественной значимости правового поведения. Поступки людей вплетены в систему общественных отношений и поэтому оказывают на нее определенное воздействие (положительное или отрицательное). В силу своей социальной значимости всякий поступок порождает реакцию окружающих - одобрение или осуждение. В этом и проявляется социальная оценка поведения, которое может быть либо общественно полезным, либо общественно опасным (вредным);

- психологический признак обусловлен тем, что люди наделены сознанием и волей и контролируют свое поведение. Даже если контроль в данный момент и не осуществляется, он непременно может быть, иначе говорить о правовом поведении нет оснований [7]. Совершая то или иное деяние в правовой сфере, сотрудник соотносит его с имеющимися нормами и ценностями, анализирует его с позиции того, какую пользу он принесет обществу, себе. Поэтому немаловажную роль в данном поведении играют правовые чувства и степень их устойчивости. Способность сотрудника испытывать чувства ответственности и долга, справедливости или несправедливости позволяет принимать решения, определяющие направление его поведения;

- юридический признак характеризует тот факт, что правовое поведение сотрудника четко регламентировано, то есть имеет в своей основе как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) стороны, которые отражаются в правовых предписаниях. Такая регламентация обеспечивает точность и определенность поведения сотрудника в правовой сфере [7].

Поведение, будь оно общественно полезным или вредным, не может относиться к правовому поведению, если оно в соответствии с российской системой права не предусмотрено правовыми нормами, которые являются разрешающими или запрещающими. Именно посредством правовых норм стимулируется, внедряется в жизнь общественно полезное поведение и вытесняется нежелательное для общества поведение.

В юридической литературе правосознание традиционно рассматривается как многоуровневое образование. В рамках нашего исследования необходимо выявить тот уровень правосознания, который будет регулировать поведение сотрудника в юридически значимых ситуациях, являющихся экстремальными, стрессовыми, сопряженными с риском для здоровья или жизни. Немаловажное значение имеет определение домини-

рующей правовой установки, цели, мотива, правового убеждения сотрудника.

Но исследования лишь этих личностных параметров недостаточно, мы уже упоминали о системообразующем факторе интегральности правового сознания сотрудников правоохранительных органов. По мнению Е. А. Белканова, необходимо выделить «нормативно-программирующую систему, направленную на обеспечение определенного поведения: правомерного или противоправного» [2]. С ним согласна Р. О. Хал-фина, которая говорит о том, что все предписания, закрепленные в нормах права, можно рассматривать как модели поведения, в основном выраженные в субъективных правах и юридических обязанностях [13]. С точки зрения соответствия этим моделям все элементы правосознания принято делить на позитивные и негативные. При этом к позитивным относятся элементы, по своему содержанию соответствующие смыслу норм права и способствующие формированию правомерного поведения, а к негативным - компоненты, не соответствующие смыслу норм права и, как правило, формирующие неправомерное (противоправное) поведение. Взаимодействие негативных и позитивных элементов образует направленность правосознания, то есть совокупность его психологических и идеологических элементов, которые проявляются в готовности личности к определенному виду правового поведения [4] (правомерного или противоправного), в том числе и в экстремальных ситуациях служебной деятельности.

Таким образом, во-первых, профессиональное правосознание сотрудника способствует уяснению целей юридически значимого поведения.

Во-вторых, оно помогает сотруднику увидеть множество способов достижения этих целей и произвести выбор конкретных средств из возможных. Особенно отчетливо регулирующее воздействие профессионального правосознания просматривается в ситуации выбора законопослушного или противоправного средства (действий, актов и другого) при решении конкретной правоохранительной задачи, например, задержании лица, подозреваемого в совершении преступления.

В-третьих, профессиональное правосознание помогает сотруднику правильно оценить социальную эффективность избранной им стратегии решения задачи, осмыслить конечные результаты профессиональной деятельности.

Многие исследователи профессионального правосознания отмечают, что его в значительной мере определяет качество деятельности [ 1; 4; 5]. Так, например, в работах В. В. Лапаевой, посвященных анализу профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел, показывается зависимость эффективности деятельности органов внутренних дел от состояния, в котором находится профессиональное правосознание их кадрового состава [5]. П. П. Баранов в своих исследованиях отмечает, что правосознание является ориентировочной основой право-значимых действий указанных сотрудников и зачастую определяет их поведение при принятии решений [1]. Основой правосознания сотрудника является не столько знание многочисленных правовых норм, сколько осмысление и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое отражение в праве. В процессе восприятия правовой информации в сознании индивида протекают усложняющиеся познавательные и оценочные процессы, эмоциональные и волевые импульсы, созревают определенные, далеко не произвольные представления и убеждения, которые составляют психологическую базу волевой деятельности, так как воля - это уже регулирующая сторона сознания, деятельная сторона разума и чувств, выраженная в способности личности совершать целенаправленные и ответственные действия и поступки, принимать решения и осуществлять их (осознание цели -планирование поведения - исполнение) [6]. Именно поэтому на первых двух стадиях приведенной цепочки важно учитывать действие некоторых психологических законов в процессе формирования правового сознания личности сотрудника.

Особая роль в формировании правовой психологии сотрудников ОВД отводится психологии ответственности, которая напрямую связана с правовым сознанием личности. Ответственность можно классифицировать по видам ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают. Все виды ответственности - моральная, юридическая, профессиональная, политическая - в действительности взаимопроникают друг в друга. Особенно это касается моральной и правовой ответственности, поскольку мораль и право неразрывно связаны между собой. Формирование ответственности у сотрудника органов внутренних дел также сопряжено с воспитанием гражданственности и нравственности, ибо гражданственность - это прежде всего от-

ветственность, долг - та выступающая ступень в духовной жизни человека, на которой он посвящает себя служению идеалу [9].

Таким образом, процесс осознания личностью сотрудника органов внутренних дел своей ответственности за принятие решения в экстремальных ситуациях служебной деятельности определяется многими факторами, которые являются базовыми, основополагающими в формировании его правового сознания. Быть ответственным - это значит признавать и защищать ценности своего окружения, своего класса и содействовать реализации его целей. Социальная ответственность отражает склонность личности придерживаться в своем поведении принятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность отдавать отчет своим действиям. Сущность социальной ответственности сотрудников ОВД состоит в соотнесении поступков с тем, как они должны поступать в соответствующих обстоятельствах, то есть в социальной оценке их поведения.

Становится очевидным, что психологическая готовность сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности состоит в достижении: а) высокой гражданской активности и социальной ответственности; б) готовности к принятию решений; в) духовной культуры; г) инновационного стиля мышления; д) профессиональной способности к самообладанию в сложных ситуациях профессиональной деятельности. В процессе реализации указанных задач складываются определенные социально-психологические механизмы воздействия на сознание, мировоззрение и в конечном счете на поведение сотрудников, что самым непосредственным образом сказывается на формировании их правового сознания и правовой психологии. Известно, что психологическая готовность полицейских к профессиональной деятельности, в том числе и к работе в экстремальных ситуациях, определяется его социальной, политической, юриди-ко-практической ролью в целом и теми конкретными служебными функциями, которые он призван осуществлять в системе действующих органов внутренних дел с их многогранными и специфическими целями и задачами. В этих сферах общественной жизни каждый сотрудник должен обладать стабильными, устоявшимися волевыми и психологическими качествами, фиксируемыми и закрепляющимися в недрах правовой психологии сложившегося профессионального сознания[8].

Готовность сотрудников к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, сформированная на базе высококачественных правовых, этических и психологических знаний, включает в себя все многообразие необходимых (объективных и субъективных) мотива-ционных, установочных, эмоциональных, волевых психологических компонентов. На этой психологической основе идет одновременный процесс приобретения сотрудниками необходимого уровня профессионализма и формирования должного состояния и качества правовой психологии, позитивного правового сознания как предпосылок стабильной и продуктивной профессиональной деятельности.

Осмысливая характер, особенности, механизмы указанных процессов и давая психолого-правовую оценку психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, следует помнить, что в процессе формирования правового сознания сотрудника взаимодействуют все психические процессы - познавательные, эмоциональные, волевые, создавая на базе психических свойств определенное психическое состояние, необходимое для успешного правового развития личности сотрудника. Органическая связь всех психических явлений в профессиональной деятельности обусловливает психологическую основу формирования позитивного правового сознания. Личность, находящаяся на достаточно высоком уровне социального, морального, интеллектуального развития, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее правомерного поведения [7].

Действуя в экстремальной ситуации и принимая решение, сотрудник органов внутренних дел должен осознавать не только возможные последствия, но и юридическое значение предпринимаемых действий как социальных актов, которые получают положительную или отрицательную оценку. Процесс осознания юридической значимости конкретного деяния в экстремальной ситуации имеет особое значение для формирования содержания правовой психологии, так как в этот момент право, адресованное сознанию личности, воздействует на его волю и через нее определяет выбор решения и, соответственно, характер его поведения.

Прогноз психических состояний и поведения сотрудника в экстремальных ситуациях должен предусматривать его соответствующую психолого-правовую готовность, уровень сформированно-

сти его правовой психологии. В противном случае не стоит надеяться на то, что пребывающий в стрессовом состоянии сотрудник будет действовать рационально, быстро и профессионально.

Итак, развитая правовая психология - еще одна грань психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональным действиям в экстремальных ситуациях. Становится очевидным, что правовые взгляды - это мировоззрение, правовые отношения - моральные отношения в жизни и деятельности, правовые привычки - это образ цивилизованного поведения. Иначе говоря, формирование правовой психологии представляет собой одновременно общее развитие личности, его внутренний фактор и движущую силу, которые в ряде случаев могут оказаться решающими [4].

Литература

1. Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. М., 1991.

2. Белканов Е. А. Базовые стереотипы правосознания // Российский юридический журнал. 1998. № 6.

3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

4. Кудрявцев В. Н., Малеин Н. С. Правовое поведение, его субъекты и пределы // Просвещение. 1980. № 3.

5. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

7. Максимова И. М. Правосознание как источник правового поведения личности: дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2005.

8. Мещерякова А. В. Проблемы правовой психологии курсантов вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1999.

9. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.

10. Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001.

11. Покровский И. Ф. Формирование правосознания личности. Л., 1972.

12. Чепурнова Н. М., Серегин А. В. Теория государства и права. М., 2007.

13. Юрина Т. С. Проблемы теории права в работах Р. О. Халфиной: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.