Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретическое осмысление и практика реализации'

Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретическое осмысление и практика реализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3908
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ" / НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY / FUNDAMENTAL APPROACHES TO CONSIDERING THE NOTION OF "PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY" / TRENDS IN PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазурчук Нина Ивановна, Мазурчук Екатерина Олеговна

Актуальность исследования обусловлена разрушением института семьи и детско-родительских отношений, вызванных рядом социально-экономических, общественно-политических, внутриличностных и других проблем, определяющих необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях современного социокультурного пространства. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие ряда фундаментальных подходов: гуманистического, системно-эвалюционного, субъектно-деятельностного, экзистенциального, личностно ориентированного и антропологического, позволяющих комплексно рассмотреть психолого-педагогическое сопровождение семьи, так как такое рассмотрение одного феномена позволяет выявить как наиболее общие, так и, наоборот, специфические его черты. В статье представлены основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, консультационное, просветительское и социально-диспетчерское, обуславливающие существенные изменения в семейной системе, укрепляющие детско-родительские отношения. Осмысление основных направлений психолого-педагогического сопровождения семьи позволило более глубоко изучить его содержание, что повысило эффективность использования инструментов его организации. Материалы статьи представляют практическую ценность для деятельности психолога образования, центров социального обслуживания населения и службы психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазурчук Нина Ивановна, Мазурчук Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical support of family: theoretical conceptualization and practical implementation

The urgency of the study is determined by the destruction of the family and parent-child relationship, due to several socio-economic, socio-political, interpersonal and other problems that determine the necessity of psycho-pedagogical support of the family in the modern socio-cultural space. In this regard, this article is aimed at disclosure of a number of fundamental approaches: humanistic, systemic-evolutional, subject-active, existential, personality-oriented and anthropological, allowing to consider the psycho-pedagogical support of the family, because such consideration of one phenomenon allows us to identify both the most common and, on the contrary, its specific features. The article presents the main aspects of psycho-pedagogical support of the family: diagnostic, correctional and developmental, consultative, educational and socio-dispatching, causing significant changes in the family system and strengthening parent-child relationships. Understanding the main aspects of psycho-pedagogical support of the family helps to delve deeper into its content, which increased the efficiency of the use of the tools of its organization. The materials of the article are of practical value for practical work of education psychologists, centers of social services for the population and services of psycho-pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретическое осмысление и практика реализации»

УДК 371.125.8:37.018.26 ББК 74.205

ГСНТИ 14.07.01; 15.81.21

Код ВАК 13.00.01; 19.00.07

Мазурчук Нина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620017,

г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: Mazurchuk-nina@rambler.ru.

Мазурчук Екатерина Олеговна,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26;

e-mail: MazurchukE@yandex.ru.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психолого-педагогическое сопровождение семьи, фундаментальные подходы к рассмотрению понятия «психолого-педагогическое сопровождение семьи», направления психолого-педагогического сопровождения семьи.

АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования обусловлена разрушением института семьи и детско-родительских отношений, вызванных рядом социально-экономических, общественно-политических, внутриличностных и других проблем, определяющих необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях современного социокультурного пространства. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие ряда фундаментальных подходов: гуманистического, системно-эвалюционного, субъектно-деятельностного, экзистенциального, личностно ориентированного и антропологического, позволяющих комплексно рассмотреть психолого-педагогическое сопровождение семьи, так как такое рассмотрение одного феномена позволяет выявить как наиболее общие, так и, наоборот, специфические его черты. В статье представлены основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, консультационное, просветительское и социально-диспетчерское, обуславливающие существенные изменения в семейной системе, укрепляющие детско-родительские отношения. Осмысление основных направлений психолого-педагогического сопровождения семьи позволило более глубоко изучить его содержание, что повысило эффективность использования инструментов его организации. Материалы статьи представляют практическую ценность для деятельности психолога образования, центров социального обслуживания населения и службы психолого-педагогического сопровождения.

Mazurchuk Nina Ivanovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Mazurchuk Ekaterina Olegovna,

Post-graduate student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILY:

THEORETICAL CONCEPTUALIZATION AND PRACTICAL IMPLEMENTATION

KEYWORDS: psycho-pedagogical support of the family, fundamental approaches to considering the notion of "psycho-pedagogical support of the family", trends in psycho-pedagogical support of the family.

ABSTRACT. The urgency of the study is determined by the destruction of the family and parent-child relationship, due to several socio-economic, socio-political, interpersonal and other problems that determine the necessity of psycho-pedagogical support of the family in the modern socio-cultural space. In this regard, this article is aimed at disclosure of a number of fundamental approaches: humanistic, systemic-evolutional, subject-active, existential, personality-oriented and anthropological, allowing to consider the psycho-pedagogical support of the family, because such consideration of one phenomenon allows us to identify both the most common and, on the contrary, its specific features. The article presents the main aspects of psycho-pedagogical support of the family: diagnostic, correctional and developmental, consultative, educational and socio-dispatching, causing significant changes in the family system and strengthening parent-child relationships. Understanding the main aspects of psycho-pedagogical support of the family helps to delve deeper into its content, which increased the efficiency of the use of the tools of its organization. The materials of the article are of practical value for practical work of education psychologists, centers of social services for the population and services of psycho-pedagogical support.

На

ж

"арушение структуры, функций и жизненного цикла семьи, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, распространение жестокого обращения с детьми в семьях свидетельствуют о кризисе современной семьи. Вышесказанное актуализирует проблему теоретического осмысления психолого-

педагогического сопровождения семьи, поиска эффективных подходов и направлений его реализации.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи - это область научно-практической деятельности ряда специалистов: педагогов, социальных педагогов, воспитателей и педагогов-психологов. Оно развивает-

© Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О., 2016

ся на основе мультидисциплинарного подхода к онтогенезу человеческой жизни. Ключевыми являются идеи ряда фундаментальных подходов, рассматриваемых ниже.

Так, в гуманистическом подходе (К. Р. Роджерс, А. Маслоу) прослеживается взгляд на человека как субъективно свободного, выбирающего, создающего свое «Я», ответственного за сделанный выбор [11]. В контексте рассматриваемого подхода организация психолого-педагогического сопровождения семьи имеет направленность на участие в свободной и самостоятельной деятельности, общении, где каждый субъект сознательно ставит цели, выбирает средства, стремится к достижению и оценке своего индивидуального результата и результата семьи в целом.

С позиции системно-эволюционного подхода (Н. Н. Моисеев, И. П. Пригожин, В. С. Степин), каждый субъект семьи рассматривается как открытая саморазвивающаяся система, у которой возможны многовариативные изменения. При организации и реализации сопровождения необходимо опираться на сформулированные в этом подходе принципы бытия и становления человека как субъекта.

Согласно субъектно-деятельностного подходу (А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн), становление субъекта - сущностный процесс, который раскрывает человеческую природу и зависит от внутреннего потенциала личности [2]. При подборе форм и методов сопровождения следует обратить внимание на связь понимания субъектом мира и себя в нем.

Экзистенциальный подход (Ж. П. Сартр, В. Франкл) постулирует уникальность бытия субъекта в конкретный момент времени и пространства. В этой связи для сопровождения семьи необходимо учитывать возможность свободы выбора каждого субъекта семьи и его личную ответственность за него [22].

Личностно ориентированный (лично-стно центрированный) подход (К. А. Абуль-ханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. В Петровский) определяет приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности субъекта при построении системы психолого-педагогического сопровождения семьи, а также максимальный учет индивидуальных и личностных особенностей каждого субъекта сопровождения [16]. С позиций личностно ориентированного подхода сопровождение семьи должно ориентироваться на потребности и интересы ее конкретного субъекта, логику его развития, а не на заданные извне задачи.

Опираясь на позиции антропологического подхода (Б. С. Братусь, Е. И. Исаев,

В. И. Слободчиков), предполагающего смещение анализа с отдельных функций и свойств на рассмотрение целостной ситуации развития субъекта в контексте его связей и отношений с другими, следует особое внимание уделять выбору групповых форм и методов работы с семьей [12].

Каждый из названных подходов изучает определенную область, связанную с психолого-педагогическим сопровождением семьи. Преимущество такого рассмотрения позволяет выявить как наиболее общие, так и специфические черты процесса сопровождения. Принимая во внимание вышесказанное, можно резюмировать, что сущность психолого-педагогического сопровождения семьи должна заключаться: в создании условий для осознания и принятия ей собственной позиции; формировании ценностно-смысловых оснований родительства.

В этом контексте работа специалистов должна быть направлена на: поиск ресурсов для самосовершенствования субъекта (родителя); распознавание своих возможностей; формирование умений принимать решения относительно значимых ситуаций в процессе взаимодействия и актуализацию личной ответственности субъекта [3].

В настоящее время научным сообществом предлагается выстраивать психолого-педагогическое сопровождение семьи на представлениях постнеклассического типа научной рациональности. Это позволяет по-иному осмыслить позицию субъекта как самоорганизующейся, открытой системы с возможностью многомерных и многогранных изменений. Однако они трактуются не как изменения жизненного курса или исправление ошибок, а как раскрытие новых возможностей семьи.

В обобщенном виде психолого-педагогическое сопровождение семьи в рамках ряда отечественных психологических исследований употребляется как особый вид оказания психологической помощи. Авторы утверждают, что психолого-педагогическое сопровождение семьи направлено на поддержку естественно развивающихся процессов и реакций человека. Его основной целью в этом случае является открытие перспектив личностного роста каждого члена семьи, переход в «зону развития» личности, которая ранее ей была недоступна. Основной сущностной характеристикой данного феномена становится создание условий для перехода семьи в целом и каждого его отдельного члена, в частности, к самопомощи. Психолого-педагогическое сопровождение семьи рассматривается и как форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи (патронаж). Однако следует отме-

тить, что, в отличие от коррекции, сопровождение предполагает не «исправление недостатков», а поиск внутренних потенциальных ресурсов развития всех членов семьи, опору на их возможности и создание специфических условий для гармонизации взаимоотношений. В этом случае результатом психолого-педагогического сопровождения семьи будет выступать интегративное качество - адаптивность. Под адаптивностью принято понимать способность семьи самостоятельно достигать равновесия в отношениях между ее членами и окружающим миром как в экстремальных, так и благоприятных условиях. Появление адаптивности предполагает способность и готовность членов семьи изменять условия своей жизни, изменяться самим и автономность от внешних воздействий [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 13].

Сопоставляя все рассмотренные подходы к определению сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение семьи», сложившиеся в отечественной практике, можно резюмировать, что оно имеет качественное разнообразие направлений, форм и методов, которые различаются по своей направленности, предмету и объекту. Однако, несмотря на то что в современной науке уделяют большое внимание решению вопросов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением семьи, часто на практике оно оказывается недостаточно эффективным. Указанный факт обусловлен рядом причин. Во-первых, разнообразием используемых подходов и установок, которые часто противоречат друг другу. Во-вторых, отсутствием единой теоретической позиции в рассмотрении вопроса об определении перечня направлений психолого-педагогического сопровождения семьи.

Выявленные причины обусловили необходимость поиска наиболее эффективных и результативных направлений реализации психолого-педагогического сопровождения семьи с учетом социокультурных особенностей нашего региона. Нами было проведено исследование по психолого-педагогическому сопровождению семей воспитанников государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Екатеринбурга и Свердловской области в количестве 100 человек. Респонденты были подобраны таким образом, чтобы контролируемые параметры несущественно отличались друг от друга. Сформированная группа, с одной стороны, уже несла в себе результаты влияния различных факторов, в целом, представляла собой сформированные личности, а с другой стороны, ее представители могут быть подвержены различным негативным воздействиям. В ходе исследования подтвер-

ждение получила гипотеза о том, что для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения семьи в качестве основных направлений необходимо использовать такие как: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, консультационное, просветительское и социально-диспетчерское.

Психодиагностическое направление выступает базовым, традиционным направлением деятельности педагога-психолога, которое исторически возникло как первая форма психологической практики. Целью этого направления является получение информации о специфике сопровождаемого субъекта, выявление его индивидуальных особенностей и проблем.

По мнению ученых, занимающихся изучением психолого-педагогического сопровождения семьи, данное направление деятельности наделяется определенными характеристиками: соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики цели и задачам сопровождения; экономичность и оптимальность процедуры диагностики; доступность формулировок результатов диагностики (они должны быть сформулированы на профессиональном языке, но доступны для понимания субъектам сопровождения); прогностичность используемого инструментария (в процессе реализации диагностического направления деятельности у специалиста должна быть возможность прогнозировать результаты развития субъекта на последующих этапах сопровождения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности); возможность развития сопровождаемого субъекта в процессе реализации психодиагностического направления деятельности педагога-психолога.

Следующее направление деятельности подразделяется на две составляющие - коррекция и развитие. Оно получило название коррекционно-развивающее. Первая составляющая направлена на решение конкретных проблем субъекта сопровождения, связанных с его индивидуальными особенностями. Вторая ориентирована на создание адекватных условий для психологического развития сопровождаемого. Выбор коррекции или развития обусловлен результатами психодиагностической деятельности. В рамках реализации данного направления педагог-психолог руководствуется целью, заключающейся в проектировании системы работы с субъектами сопровождения (семьей), испытывающими трудности.

Коррекционно-развивающая работа в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи должна соответствовать ряду требований:

- добровольность участия в ней субъек-

тов сопровождения (в процессе планирования данного направления педагогом-психологом необходимо учитывать не только представления о желаемом результате сопровождения, но и опираться на особенности социальной и культурной среды сопровождаемых субъектов, а также на их индивидуальные характеристики);

- регламентированность работы (в кор-рекционно-развивающей работе необходимо соблюдать последовательность и преемственность в используемых формах и методах сопровождения).

Среди перечисленных направлений психолого-педагогического сопровождения семьи выделяют и консультирование. Оно может иметь различное содержание в зависимости от того, на решение каких проблем оно направлено. Чаще всего в ходе реализации этого направления решаются следующие задачи: личностное самоопределение субъектов сопровождения (в процессе решения этой задачи педагог-психолог работает индивидуально с каждым субъектом сопровождения и учитывает индивидуально-типологические особенности его личности); оптимизация различных аспектов взаимоотношений субъекта с окружающими людьми. При решении данных задач деятельность педагога-психолога направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в общении или установлении контакта с родителями; обучение субъектов сопровождения навыкам самоанализа и самопознания, использования своих психологических характеристик и возможностей для успешного взаимодействия; оказание психологической помощи субъектам сопровождения, находящимся в состоянии стресса, конфликта, другого сильного эмоционального состояния.

Раскрывая содержание консультирования, мы полагаем, что оно выступает как процесс обоюдного создания отношений взаимного сотрудничества педагога-психолога с сопровождаемым субъектом, которые дают возможность субъекту разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в этой области, научиться принимать правильные решения и нести за них ответственность [13]. В этой связи эффективность деятельности в рамках консультирования определяется в значительной мере возможностью выстроить отношения сотрудничества с субъектами сопровождения (семьей) [1].

Наиболее «безопасное направление» деятельности педагога-психолога как при сопровождении семьи, так и при работе с другими субъектами системы профилактики является просвещение. Оно, с одной сторо-

ны, ставит сопровождаемого в пассивную позицию слушателя, с другой, актуализирует его активность в поиске новой информации. Это идея подтверждается исследованиями ряда ученых (Ю. А. Долженко, Ю. Н. Ку-люткин, Н. И. Мицкевич, А. Б. Орлов, А. В. Петровский), которые объясняют ее с позиции возрастных характеристик сопровождаемых (родителей). Условием актуализации самостного потенциала, то есть выхода из пассивной позиции слушателя в активную деятельностную, в этом случае выступает тот факт, что взрослый человек, являясь субъектом общественно-трудовой деятельности, ставит перед собой конкретные цели и стремится к самостоятельности в их достижении [9]. Однако существенным недостатком такой позиции является то, что, если новое знание приходит в противоречие с существующими у субъекта представлениями или предполагает их изменение, оно легко может быть отвергнуто, забыто им.

В широком же смысле цель просвещения - развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) всех сопровождаемых субъектов без учета их индивидуально-личностных характеристик [8]. Содержательно просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых родители могли бы получить личностно значимое для них знание. В ходе реализации этого направления педагогу-психологу необходимо дать информацию об оптимальных вариантах выстраивания взаимоотношения в диаде «родитель - ребенок» и «родитель -родитель» на паритетных началах; способствовать осознанию и осмыслению себя в роли родителя; сообщить о вариантах изменения ролевого репертуара во взаимодействии с другими членами семьи.

К реализации просветительского направления деятельности педагога-психолога могут привлекаться и другие специалисты. При выборе тематики просветительской работы учитываются: ситуация в конкретной семье; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов развития ребенка; личностные особенности родителей; социальные процессы, происходящие в обществе.

Опираясь на анализ научных работ (М. Р. Битянова, А. М. Волков, А. А. Деркач, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, В. И. Слобод-чиков), раскрывающих сущность психолого-педагогического сопровождения семьи, мы пришли к выводу, что наряду с перечисленными выше направлениями деятельности педагога-психолога можно выделить еще одно направление - социально-диспетчерское. Указанное направление деятельности обеспечивает получение сопровождаемыми субъектами социально-психологической по-

мощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции педагога-психолога.

Для реализации диспетчерских функций в распоряжении педагога-психолога должен быть банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги. Следует отметить, что социально-диспетчерское направление деятельности реализуется педагогом-психологом в трех случаях: когда решение проблемы возможно только при привлечении внешних специалистов (педагог-психолог в этом случае является только участником процесса); у педагога-психолога отсутствуют достаточные знания и опыт, чтобы оказать необходимую помощь самостоятельно; предполагаемая форма работы с сопровождаемыми субъектами (ребенком и его родителями) выходит за рамки его функциональных обязанностей.

Однако даже в этих случаях педагог-психолог остается активным участником процесса и в ходе своей профессиональной деятельности решает ряд задач: определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения; поиск специалиста, способного оказать помощь; подготовка необходимой сопроводительной документации; содействие в установлении контакта с сопровождаемым субъектом; осуществление психологической поддержки сопровождаемого

субъекта в процессе работы со специалистом; отслеживание результатов взаимодействия сопровождаемого субъекта со специалистом. Перечисление указанных задач необходимо для того, чтобы подчеркнуть степень включенности педагога-психолога в сопровождение семьи в процессе реализации данного направления деятельности.

Делая выводы, можно заключить, что, во-первых, выбор направлений психолого-педагогического сопровождения семьи обусловлен особенностями социокультурной среды. Во-вторых, определение направлений психолого-педагогического сопровождения семьи обусловлено задачами, стоящими перед реализующими его специалистами. В-третьих, содержательные характеристики направлений психолого-педагогического сопровождения семьи корректируются в зависимости от особенностей сопровождаемого субъекта.

На основании проведенного исследования можно сформулировать ряд проблем, требующих дальнейшего изучения. Среди них поиск и разработка форм и методов реализации рассмотренных направлений психолого-педагогического сопровождения семьи, подготовка научно-методического обеспечения данного процесса в целях его масштабного внедрения в практику работы государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе // Практическая психология образования. URL: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-00l-.htm.

2. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв.ред. В. В. Знаков. М. : Ин-т психологии РАН; СПб. : Алетейя, 2003. 272 с.

3. Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. 309 с.

4. Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия. М., 2001. С .50-54.

5. Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. URL: http://www.twirpx.com/file/635720/.

6. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие. М. : Гардарики, 2004. 320 с.

7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М. : изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.

8. Основные направления деятельности педагога-психолога : учебное метод. пособие / авг.-сост. Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО «Акад. последиплом. образованияURL: http://reftrend.ru/925836.html.

9. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности / А. В. Петровский. Ростов н/Д : Феникс, 1996. 512 с.

10. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды : коллективная монография / А. М. Волков. URL: http://www.rae.ru/monographs/i38.

11. Роджерс К. Р. Взгляд на психологию. Становление человека / пер.с англ. М. М. Исениной. М. : Прогресс, 1994. 480 с.

12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. URL: http://psy. khspu.ru/wp-content.pdf.

13. Федорова Ю. П. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников в частной школе : автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07. Курск, 2003

14. Франкл В. Человек в поисках смысла / общ. ред. Л. Я. Газмана, Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368с.

LITERATURA

1. Bityanova M. R. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty v shkole // Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya. URL: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm.

2. Brushlinskiy A. V. Psikhologiya sub"ekta / otv.red. V. V. Znakov. M. : In-t psikhologii RAN; SPb. : Aleteyya, 2003. 272 s.

3. Vasyagina N. N. Sub"ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve. Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2013. 309 s.

4. Dubrovina I. V. Sem'ya i sotsializatsiya rebenka // Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya : khrestomatiya. M., 2001. S .50-54.

5. Kazakova E. I. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrektsiya razvitiya detey-sirot: sotsial'no-emotsional'nye problemy. URL: http://www.twirpx.com/file/635720/.

6. Karabanova O. A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy i osnovy semeynogo konsul'ti-rovaniya : uchebnoe posobie. M. : Gardariki, 2004. 320 s.

7. Ovcharova R. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva. M. : izd-vo In-stituta psikhoterapii, 2003. 319 s.

8. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti pedagoga-psikhologa : uchebnoe metod. posobie / avg.-sost. E. A. Osipova, E. V. Chumenko; GUO «Akad. poslediplom. obrazovaniyaURL: http://reftrend.ru/925836.html.

9. Petrovskiy A. V. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektnosti / A. V. Petrovskiy. Rostov n/D : Feniks, 1996. 512 s.

10. Psikhologicheskaya adaptatsiya i psikhologicheskoe zdorov'e cheloveka v oslozhnennykh usloviyakh zhiznennoy sredy : kollektivnaya monografiya / A. M. Volkov. URL: http://www.rae.ru/monographs/138.

11. Rodzhers K. R. Vzglyad na psikhologiyu. Stanovlenie cheloveka / per.s angl. M. M. Iseninoy. M. : Progress, 1994. 480 s.

12. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. URL: http://psy.khspu.ru/wp-content.pdf.

13. Fedorova Yu. P. Psikhologicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo razvitiya mladshikh shkol'nikov v chastnoy shkole : avtoref. dis. ...kand. psikhol. nauk: 19.00.07. Kursk, 2003

14. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla / obshch. red. L. Ya. Gazmana, D. A. Leont'eva. M. : Progress, 1990. 368 s.

Статью рекомендует д-р пед.наук, проф. Ю. Н. Галагузова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.