Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития в процессе дистанционного образования'

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития в процессе дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF DISTANCE EDUCATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабанова Е.Д., Карасёва Т.В.

В статье представлено обоснование психолого-педагогического сопровождения дополнительного дистанционного образования взрослых. Описаны методика и особенности его использования для целей личностно-профессионального развития обучающихся. Раскрыты основные цели, задачи и этапы реализации психологических тренингов, направленных на развитие различных сфер личности, сделан акцент на специфику их применения в условиях онлайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабанова Е.Д., Карасёва Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical support of personal development in the process of distance education

The article presents a study of psycho-pedagogical support of distance education for adults. Describes the methodology and features of its use for purposes of personal and professional development of students. The author reveals the basic goals, objectives and stages of implementation of psychological trainings aimed at the development of different areas of personality, with emphasis on the specifics of their application in the context of online education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития в процессе дистанционного образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.03:004:159.9

Е. Д. Бабанова, Т. В. Карасёва

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития в процессе дистанционного образования

В статье представлено обоснование психолого-педагогического сопровождения дополнительного дистанционного образования взрослых. Описаны методика и особенности его использования для целей личностно-профессионального развития обучающихся. Раскрыты основные цели, задачи и этапы реализации психологических тренингов, направленных на развитие различных сфер личности, сделан акцент на специфику их применения в условиях онлайн-образования.

Summary: the article presents a study of psycho-pedagogical support of distance education for adults. Describes the methodology and features of its use for purposes of personal and professional development of students. The author reveals the basic goals, objectives and stages of implementation of psychological trainings aimed at the development of different areas of personality, with emphasis on the specifics of their application in the context of online education.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, психолого-

педагогическое сопровождение, дистанционное образование.

Key words: psychological-pedagogical support of distance education, personal and professional development.

Современное общество, являясь информационным, требует совершенствование системы многоуровнего доступного образования для всех слоёв общества. В 2013 г. при участии экспертов более чем из 20 стран были разработаны «Рекомендации ЮНЕСКО по политики в области мобильного обучения» (UNESCO Policy Guidelines for Mobile Learning). Как указано в этих материалах, мобильное обучение - это мощное и зачастую недооцененное средство, способное вывести образование на новый уровень. Законом «Об образовании» РФ также предусматривается развитие дополнительного образования и дистанционных форм обучения. Проблемы психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования приобретают все большую актуальность [1,5].

Целью нашей работы было обоснование психолого-педагогического сопровождения дополнительного дистанционного образования взрослых.

© Е. Д. Бабанова, Т. В. Карасёва, 2015

7

Предметом исследования послужили содержание и формы психологопедагогического сопровождения дистанционного образования, в качестве объекта исследовалось влияние психолого-педагогического сопровождения на личностно-профессиональное развитие взрослых, обучающихся дистанционно. Обобщение данных зарубежных и отечественных исследовании и опыт успешной собственной профессиональной деятельности позволил нам в 2012 г. разработать и внедрить проект дополнительного онлайн образования «Система сферического развития». Данное название обусловлено сущностью проекта, представляющего для обучающихся возможности направленного личностно-профессионального развития в любой из сфер жизнедеятельности - здоровый образ жизни, финансовая сфера, профессиональная деятельность и т. д. Целевую аудиторию проекта онлайн образования представляют лица, старше 18 лет, которые имеют потребность в достижении высоких результатов в основных жизненных сферах, мотивацию и готовность к продуктивному освоению теоретической информации, трансформации мышления и поведения.

Только за два года существования проекта 59 277 чел. подписались на получение информационных материалов проекта, продолжили обучение около 2 тыс. человек. Согласно аналитическому отчёту Livelnternet для сайта «Системы Сферического Развития» географический охват аудитории составляет более 134 стран мира. Примерно половину обучающихся (55,2%) составляют россияне. Контингент участников программ очень широк. Это представители технических, экономических, коммуникативных, гуманитарных, медицинских, творческих профессий - менеджеры, руководители компаний, преподаватели, тренеры, социальные работники, бухгалтера и т. д.

Теоретико-методологические основания данного проекта включают фундаментальные теории личности, ее психологической структуры и системности ее становления в процессе индивидуального развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и профессионального становления (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина). Нами также использованы теории психологопедагогического сопровождения образования (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.А. Кручинин, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин и др.).

Ведущими в работе являются три взаимосвязанных подхода: системно-личностный, системно-деятельностный и системно-структурный. Последний означает выявление состава компонентов системы и связей между ними, обеспечивающих целенаправленное функционирование целостного объекта [3]. В нашем исследовании системно-структурный подход позволяет выявить состав различных сфер развития личности, обеспечивающих гармоничное её развитие. Системно-личностный подход позволяет целенаправленно формировать необходимые для развития индивида качества [2]. Системно-деятельностный подход обеспечивает

8

достижение планируемых результатов в освоении актуальных для обучающихся видов деятельности.

Данный проект реализуется с целью внедрения психологопедагогического сопровождения для создания оптимальных условий саморазвития личности средствами дистанционного образования.

Технология реализации психолого-педагогического сопровождения включает три последовательных этапа которые учитывают стартовые возможности обучающихся. Результатом каждого этапа являются соответственно возрастающие уровни обученности - репродуктивный, рефлексивно-исполнительский, рефлексивно-творческий [4].

Первый этап проекта ориентирован на лиц, находящихся на начальном этапе саморазвития. На данном этапе любой заинтересованный в личном развитии человек может ознакомиться с бесплатными развивающими материалами, которые представлены на сайте проекта (www.elizavetababanova.com). Обучающемуся здесь принадлежит в основном пассивная роль. Содержание образования представлено в шести основных форматах, призванных повысить интерес к обучению, продемонстрировать привлекательность информации.

Во-первых, это четкий структурированный план личного саморазвития, который представлен в виде «Таблицы сферического развития». Второе - видеокурс «7 шагов к новой жизни», в котором представлены основные направления развития различных сфер личности. Следующая форма, пользующаяся популярностью у слушателей - трансформационный сериал, в котором раскрываются наиболее проблемные моменты сферического развития личности. Затем на протяжении месяца слушатели имеют возможность пройти программу по саморазвитию «30-day Challenge» Пятый формат представлен информационнообразовательными статьями и видео материалами на темы личностного роста, продвижения в карьере, начала собственного бизнеса, улучшения отношений. Эти ресурсы дополняются отзывами автора на новинки книжного рынка в сфере саморазвития и бизнеса, размещаемые в читательском клубе «Book Club с Елизаветой».

Следующая ступень психолого-педагогического сопровождения предполагает активизацию обучающихся в форме участия их в бесплатных вебинарах в прямом эфире. Данный структурный компонент сопровождения представлен десятью вебинарами, на которых раскрываются технологии саморазвития в семи основных жизненных сферах. Особенностью содержания вебинаров является то, что каждый из них может быть реализован как отдельный элемент, так и в комплексе. Задачами вебинаров является определение направления и целей развития, а также диагностика образовательных потребностей. На вебинарах для слушателей разрабатывается примерный план работы и предлагается принять участие в программах, соответствующих их целям. Таким образом, подготавливается переход на третий этап (уровень) обучения.

9

Третий структурный этап проекта представлен двенадцатью образовательными программами, которые охватывают все сферы личностного развития и позволяют на практике выработать и закрепить необходимые навыки. Каждая программа предусматривает большой объем индивидуальных консультаций с автором проекта. Консультации проводятся в формате разовых занятий, а также в формате длительного индивидуально-психологического сопровождения. Основными направлениями консультативной работы являются: бизнес-консультации руководителей (построение эффективной бизнес-системы, введение контроля качества работы сотрудников, создание эффективной системы мотивации сотрудников и др.); интернет-маркетинг (запуск информационных продуктов, анализ и улучшение существующих интернет-компаний, анализ и улучшение маркетинговых текстов); консультации по личным вопросам (повышение уровня личностного и профессионального развития, преодоление внутренних и внешних факторов, мешающих эффективному саморазвитию и выход из личных кризисов); бизнес-консультации (система 12-ти тематических консультаций по выводу личного бизнес-проекта на новый наиболее эффективный уровень функционирования). Целью личных консультаций является не только получение образовательной информации в рамках темы консультации, но и составление пошагового плана ее внедрения в деятельность клиента.

Можно выделить следующие организационно-методические особенности разработанной нами модели дополнительного онлайн-образования, определяющие её конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг и позволяющие её рекомендовать для более широкого внедрения.

В данном проекте представлен широкий спектр индивидуальных образовательных маршрутов с учетом информационных потребностей слушателей. Это обеспечивается разнообразием методов поддержки связи с клиентом: электронные письма, телефонные звонки, общение в скайпе посредством менеджеров по работе с клиентами, общение с тренером напрямую каждый месяц в формате вебинара «Вопрос-Ответ», проведение личных консультаций, возможность прохождения уже завершившейся образовательной программы в записи или в Личном кабинете клиента.

Психолого-педагогическое наполнение тренинговых программ происходит с ориентацией на глубокие изменения в личностном развитии каждого участника программы. Предоставление образовательных услуг основывается на индивидуальном подходе к каждому клиенту. Для участия в образовательных программах проекта принимаются все желающие, но процесс обучения естественным образом дифференцирует участников в зависимости от их личных приоритетов, индивидуального темпа и ритма самообучения.

В содержании образовательных программ проекта представлен широкий спектр экспертных мнений в виде личных интервью известных сер-

10

тифицированных специалистов и успешных предпринимателей, психологов, врачей, миллиардеров, выдающихся спортсменов и известных людей, которые личным примером вдохновляют к саморазвитию и самосовершенствованию участников программ.

Особое внимание придается научному обоснованию информационных материалов с соблюдением принципа информационной безопасности. Этому способствует обширная база исследовательской работы, проводимая в рамках каждой образовательной программы, направленная на улучшение как самих программ, так и на дальнейшее развитие «Системы сферического развития» в целом.

Необходимым условием реализации проекта является постоянное саморазвитие и повышение квалификации автора проекта посредством участия в разнообразных тематических тренингах и международных научных конференциях.

Важным является доступность в прохождении программы: онлайн-программу можно проходить в удобном месте, в удобное время с использованием четко структурированного, яркого информационного сайта. В сопровождении клиента строго придерживается политика лояльности и «доведения до результата».

Фактически все обучающиеся отмечают высокий уровень сервиса в сопровождении клиента (творческий подход к решению проблем и удовлетворению запросов клиентов, возможности скидок, рассрочек, быстрые ответы на вопросы (как письменные, так и через звонки). С целью улучшения качества обслуживания и повышения лояльности клиентов в рамках проекта «Система сферического развития» функционирует отдел «Client Love», который представлен командой коммуникабельных, креативных и ответственных менеджеров.

Контроль эффективности образования включает постоянный мониторинг количественных и качественных показателей. Среди количественных показателей позитивная динамика отмечена нами по следующим критериям: увеличение образовательных программ, кличества участников, увеличение доли участников, продолжающих дальнейшее обучение по программам, нацеленных на другую сферу саморазвития. Качественные показатели эффективности обучения включают динамику компонентов готовности к личностно-профессиональному развитию и удовлетворенность клиентов образовательными услугами.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что разработанная нами модель психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования способствует поиску, обогащению и распространению современных технологий личностно-профессионального и делового развития, а также расширению независимого образовательного онлайн-пространства. Доказанная эффективность предлагаемой модели позволяет рекомендовать её для более широкого внедрения в системе дополнительного образования взрослых.

11

Список литературы

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под ред. Бадарча Дендева - М.: иИтО ЮНЕСКО, 2013. - 320 стр.

2. Кисляков П.А. Системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога // Психол. наука и образование. - 2013. - № 2. -С. 73-79.

3. Королёва Т.П. Системно-структурный подход к анализу и развитию професси-

онально важных качеств // Теория и практика общественного развития. - №13/2014. -С. 48-51. [Электрон. ресурс]. - URL: http://teoria-

practica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/2014/13/psychology/koroleva.pdf

4. Макарьев И.Н. Педагогическая диагностика по определению уровней обученности старшеклассников математике в системе открытого дистанционного обучения // Совр. наука: Актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитар. науки. - № 78. - 2013 [Электрон. ресурс]. - URL. - http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13-07/922- a.

5. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. [Электрон. ресурс]. - URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.