Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешной адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе'

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешной адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3294
1389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / АДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / TEACHING ACTIVITIES / PSYCHOLOGICAL HELP / SOCIAL IMPACT / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коляда Екатерина Владимировна

Под психологической адаптацией студентов к образовательному процессу в высшем учебном заведении мы понимаем сложный многоуровневый процесс приспособления к новым условиям деятельности и общения, интеграции личности с вузовской средой, приятие ею ее ценностей, норм и стандартов поведения, способов формирования профессиональных компетенций и умений межличностного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коляда Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATINAL SUPPORT AS A CONDITION FOR THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF FIRSTYEAR STUDENTS TO THE EDUCA TIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL

Under students’ psychological adaptation to the educational process in higher education we understand a complex multi-level process of adaptation to the new conditions of activity and communication, integration of an individual into the university environment, his or her acceptance of its values, norms and standards of behavior, ways of professional competence formation and skills of interpersonal interaction

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешной адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе»

УДК 159.9.953

Е.В. Коляда (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)

Тел.: (4872) 35-21-61, e-mail ekaterina.kolyada.23@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ

Под психологической адаптацией студентов к образовательному процессу в высшем учебном заведении мы понимаем сложный многоуровневый процесс приспособления к новым условиям деятельности и общения, интеграции личности с вузовской средой, приятие ею ее ценностей, норм и стандартов поведения, способов формирования профессиональных компетенций и умений межличностного поведения.

Ключевые слова: Психолого-педагогическое сопровождение, педагогическая деятельность, психологическая помощь, социальное воздействие, адаптация.

Становление в нашем обществе новой педагогической парадигмы, базирующейся на гуманистических идеалах, выдвинуло в качестве основных понятий педагогической деятельности психолого-педагогическое сопровождение, помощь и поддержку, которые выступают альтернативой абсолютизированной авторитарной педагогикой категории педагогического требования [3].

Необходимость включения психолого-педагогического сопровождения в теорию и практику образования базируется на нескольких основаниях: общенаучном, психологическом, физиологическом и собственно педагогическом. В качестве ведущих идей выступают положения современной философии образования: о необходимости его гуманизации, субъектности всех участников педагогического процесса; о взаимодействии как процессе, в ходе которого изменяется состояние его субъекта; научно-практические подходы к организации психологической службы в учреждениях образования и др.

Актуальность изучения психолого-педагогического сопровождения обусловлена, с одной стороны, повышением значимости высшего образования, с другой стороны - недостаточной эффективностью практических технологий, используемых для оказания целенаправленной поддержки студентам в период их адаптации к образовательному процессу вуза.

Многие исследователи сходятся во мнении, что одним из ключевых направлений модернизации российского образования является развитие человека, поэтому психолого-педагогическое сопровождение как метод, детерминирующий его, выступает в качестве значимого условия оптимизации образовательных программ. А его разработка, апробация и внедрение выступают как определяющий фактор изменений в образовательных системах [1].

Категория «психолого-педагогическое сопровождение» находится в стадии изучения, ученые не пришли к единому мнению относительно ее содержательного наполнения. Наше понимание психолого-педагогического сопровождения основано на идеях, изложенных в трудах педагогов Е.А. Александровой, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Е.И. Казаковой, Г.Б. Корнетова, Л.Н. Куликовой и др., которые провозглашают отношение к человеку как к высшей ценности, утверждают его право на свободу, выбор жизненного пути и творческую самореализацию, а задача воспитания видят во взаимодействии педагога и воспитанников при достижении общих личностно, социально и профессионально значимых целей на основе принципа личностно-ориентированной направленности [4]. Психолого-педагогическое

сопровождение осуществляется через адекватные цели личностного саморазвития студента, организацию учебной и познавательной деятельности и коллективные формы работы, а также через содержание учебного материала.

Таким образом, мы можем констатировать, что идея психологопедагогического сопровождения стала развиваться вместе с формированием гуманистической направленности образования. В настоящее время в научной литературе термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как «поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности». Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме. В современной педагогической науке акцент смещается на процесс профессионального становления и развитие профессиональной компетентности. Поэтому, на наш взгляд, разработанность проблемы сопровождения связана с изучением его реализации в образовательном процессе.

Одновременно следует отметить, что термины «сопровождение» (М.Р. Битянова, И.А. Кибак, Н.В. Климова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, и др.) и «поддержка» (А.Г. Асмолов, О.С. Газман, В.К. Зарецкий, А.В. Мудрик, И.Ю. Шустова и др.) часто употребляются как синонимы для характеристики системы психологопедагогической деятельности, как особого вида оказания помощи. Это объясняется, прежде всего, их семантической близостью, а также сходным характером задач, решаемых в процессе психолого-педагогического сопровождения или поддержки. Тем не менее, важно понимать, что изначально термин «сопровождение» был характерен для психологических исследований. Так, Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.

В педагогике более употребительным до недавнего времени был термин «поддержка». Понятие «поддержка» получило развитие в работах О. С. Газмана, рассматривающего его как профессиональную деятельность педагогов, направленную на оказание помощи обучающимся в решении их проблем в условиях учебного заведения, успешной социализации. Изучение работ О. С. Газмана показывает, что педагогическая поддержка как особая сфера педагогической деятельности включает в себя «процессы со- и само-», позволяющие решить постоянно возникающие у учащихся проблемы. Н. Б. Крылова видит ее в широком социокультурном контексте как элемент любого со-трудничества и взаимодействия, поскольку считает педагогическую поддержку проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности со-действия его начинаниям и самореализации. Появление этого направления в педагогике основано на гуманистических взглядах на всю систему образования и воспитания.

Наиболее полное определение понятия и содержания педагогической поддержки дано О.С. Газманом, который рассматривал ее как особый педагогический процесс, подразумевающий «превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)».

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки

заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (самостоятельность) и индивидуальность, т. е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

На основании анализа педагогических исследований можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическая поддержка предполагает:

- охрану, ограждение, заступничество;

- обеспечение прав и свобод личности;

- полноценное развитие личностного потенциала;

- отстаивание своих убеждений, взглядов, интересов.

Фактически педагогическая поддержка занимается переводом актуального в потенциальное. Проблема может быть использована как «полигон» для развития субъектных способностей: рефлексии, как механизма «выхода» за ситуацию; анализа как возможности определять причинно-следственные связи (ядро проблемы); и проектирования, как условия целенаправленной и активной деятельности по преобразованию сложившейся ситуации и выхода в управляющую позицию в отношении самого себя в проблеме.

Для индивида разрешение проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого студента, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность.

В процессе профессионального образования фактор социального воздействия на личность проявляется во взаимодействии преподавателей и обучающихся. Для организации такого взаимодействия необходимо, утверждает Н.В. Тельтевская, вводить новую систему взаимоотношений, особый тип взаимодействия между преподавателями и студентами, создающийся на основе единства смысла и целей этой деятельности. При этом особое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов.

Развитие междисциплинарных исследований, изучающих личность на пересечении смежных наук, стимулировало органичный синтез психологического и педагогического смыслов понятий «сопровождение» и «поддержка».

Студенты, как показано в исследованиях Э.Ф. Зеера, Ю.П. Поваренкова, Э.Э. Сыманюк и др., «проживают» во время обучения несколько «кризисных» моментов, которые вызывают состояние психологического напряжения, а иногда и состояние явно выраженного стресса и деструкции, что, безусловно, отрицательно влияет на эффективность обучения студентов. В отсутствие явной психологической помощи они протекают остро и преодолеваются студентами стихийно, что может приводить к нежелательным деформациям профессиональной мотивации и психологических установок у студентов.

Все изложенное выше делает совершенно очевидным целесообразность и важность организации системы психологического сопровождения студентов в процессе их обучения и профессионализации.

Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, а вслед за ними и Н.М. Борытко определяют педагогическую поддержку как совместное со студентом определение его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и

способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию. Согласно исследованиям С. В. Кульневича, в организационном отношении педагогическая поддержка включает в себя следующие этапы:

- диагностический (выявление и фиксация проблемы);

- поисковый (совместный поиск причин возникновения проблемы);

- договорной (проектирование действий каждой из сторон с распределением функций и ответственности);

- деятельностный (обеспечение успеха в разрешении проблемы);

- рефлексивный (анализ достигнутого в решении проблемы).

По мнению Т.Б. Гребенюк психолого-педагогическая поддержка осуществляется через индивидуальную форму работы со студентами, которая может идти в следующих направлениях:

- интеллектуальное развитие;

- оформление мотивации выбора профессии и подготовка к ней (осознании потребностей, мотивов, целеполагающей деятельности);

- формирование адекватной самооценки и состояния внутреннего эмоционального комфорта;

- выработка волевых свойств, преодоление себя;

- формирование саморегуляции;

- развитие творческих способностей (в том числе вовлечение в активную учебную и научно-исследовательскую работу);

- смыслопоисковая активность (формирование плодотворных ценностносмысловых ориентаций профессиональной деятельности и подготовки к ней).

Л.Л. Редько и Ю.А. Лобейко подчеркивают, что психолого-педагогическую поддержку студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза следует представить как достаточно сложный процесс межличностного взаимодействия преподавателя, психолога и студента (поддерживаемого), направленного на психологопедагогическую помощь субъектам и сопровождающегося положительно окрашенным чувством уверенности в себе, своих возможностях, персонализацией как лиц получающих, так и оказывающих помощь. Результатом этого должна стать успешная адаптация, прогресс в развитии учащегося, возникновение моделей и стратегий поведения, адекватных меняющимся условиям.

Концепция сопровождения как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой. В основе данной концепции лежит системно-ориентационный подход к развитию человека. Одним из основных положений концепции Е.И. Казаковой является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения.

Под психолого-педагогическим сопровождением Е.И. Казакова понимает специальный вид помощи человеку, направленный на предупреждение и преодоление проблем его развития. Отличие сопровождения от других видов помощи обусловлено его несомненной направленностью на раскрытие внутреннего потенциала личности, активизации его внутренних ресурсов по решению проблем.

Проведенный анализ позволил нам определить психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов к образовательному процессу вуза как особую интегрированную деятельность субъектов воспитательно-образовательного процесса, основанную на взаимодействии и направленную на оптимизацию адаптации,

повышение адаптационного потенциала личности, активное содействие формированию психически здоровой, развитой и активной личности студента.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения

студентов-первокурсников являются:

1. Определение образовательно-профессионального пути.

2. Овладение базовым процессом деятельности (процессом обучения, процессом профессиональной деятельности, другими процессами, жизненно-важными для человека).

3. Выстраивание межличностного взаимодействия, отношений «человек-социум» (отношение к себе, личностный статус, отношения с друзьями, отношение в микрогруппе, отношение к обществу, проблемы права, дисциплины, и т. д.)

4. Сохранение жизни и здоровья, безопасность (проблемы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни, безопасность, целостность и т.д.)

5. Овладение дополнительными процессами деятельности (культура свободного времени, способность структурировать свободное время, способность к отдыху).

К основными методам психолого-педагогического сопровождения студентов на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении мы относим:

- проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей;

- определение методов, которые могут помочь решить проблему;

- обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;

- оказание сопровождаемым помощи и вовлечение их в совместную деятельность с целью разрешения проблемы.

Цель психолого-педагогического сопровождения на начальном этапе обучения в вузе состоит в создании условий, которые ставят студента в позицию субъекта собственной жизни, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы. Таким образом задается ситуация развития личности, активно действующей в ситуации неопределенности.

Кроме этого, будучи процессом сознательного регулирования, адаптация должна происходить через деятельностное, субъектное преодоление психологодидактических барьеров, возникающих у студента, начинающего обучение в вузе, из-за несоответствия привычных способов жизнедеятельности и способов, требуемых высшей школой.

Речь идет о том, что включение в контекст адаптации предметной активной совместной деятельности неизбежно ставит вопрос о поддерживающем ее влиянии. В качестве такой деятельности могут выступать разнообразные тренинги на знакомство, игры, специальные тренировки адаптационных систем человека (через сознательное изменение программ и стереотипов поведения), совместные походы, внеучебные интегрированные мероприятия и т.д. Определяющим в их подборе является принцип личностно развивающего образования, основанного на гуманистических идеях, неавторитарном подходе к студентам, концентрации их субъективного опыта.

Литература

1. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 352 с.

2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2009. 456 с.

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

[Электронный ресурс]: [сайт] / Минобрнауки РФ. М., 2013. URL:

http://www.fcpro.ru/program-text (дата обращения 02.09.2013 г.).

4. Шайденко Н.А. Проблемы социальной профессионально-личностной адаптации начинающего учителя. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. 73 с.

E. V. Kolyada

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATINAL SUPPORT AS A CONDITION FOR THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF FIRST- YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL

Under students’ psychological adaptation to the educational process in higher education we understand a complex multi-level process of adaptation to the new conditions of activity and communication, integration of an individual into the university environment, his or her acceptance of its values, norms and standards of behavior, ways of professional competence formation and skills of interpersonal interaction

Keywords: psychological and educational support, teaching activities,

psychological help, social impact, adaptation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.