Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса'

Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5755
824
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердникова Анна Геннадьевна

В статье рассматривается понятие психолого-педагогического сопровождения, прослеживается его история от возникновения и первого упоминания до настоящего времени, исследуются его цели и задачи на примере работы проекта специализированных классов различных направлений и профилей в Новосибирской области. Детально представлено исследование функций психолого-педагогического сопровождения (диагностическая, профилактическая, поддерживающая, просветительская и коррекционная), определяющие его место и востребованность в образовательном процессе. Также обозначены конкретные формы и приемы работы педагога-психолога, направленные на реализацию функций психолого-педагогического сопровождения различных групп участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса»

психологические исследования

УДК 37.0+378

Бердникова Анна Геннадьевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории обучения русскому языку и педагогической риторики Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, agberd@mail.ru, г. Новосибирск

психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса

Аннотация: В статье рассматривается понятие психолого-педагогического сопровождения, прослеживается его история от возникновения и первого упоминания до настоящего времени, исследуются его цели и задачи на примере работы проекта специализированных классов различных направлений и профилей в Новосибирской области. Детально представлено исследование функций психолого-педагогического сопровождения (диагностическая, профилактическая, поддерживающая, просветительская и коррекционная), определяющие его место и востребованность в образовательном процессе. Также обозначены конкретные формы и приемы работы педагога-психолога, направленные на реализацию функций психолого-педагогического сопровождения различных групп участников образовательного процесса.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс, развитие, обучение.

Berdnikova Anna Gennadyevna

Candidate of philological sciences, associate professor of the department of theory of teaching Russian language and pedagogical rhetoric of the Institute of philology, media and psychology at the Novosibirsk state pedagogical university, agberd@mail.ru, Novosibirsk

psychological and pedagogical support as a component of educational process

Abstract. The article discusses the concept of psychological and pedagogical support, traces its history from the emergence and the first reference to the present time, its objectives and tasks of the example of the project of special classes of various directions and profiles in the Novosibirsk region. The detailed study of functions of psychological and pedagogical support (diagnostic, preventive, supportive, educational and correctional), defining its place and relevance of the educational process is presented. Also identified specific forms and methods of work of the teacher-psychologist, aimed at realization of functions of psychological and pedagogical support of different groups of participants in the educational process are given.

Keywords: psychological and pedagogical support of the educational process, development, training.

Стремительные социальные изменения предполагают необходимость изменения институтов, обслуживающих социум. Образовательная система должна обладать некоторой инертностью и устойчивостью, чтобы новые веяния успевали быть верифицированы и рассмотрены с точки зрения последствий, к которым ведут. Изменения, ведущие к трансформации образовательной системы, могут быть условно разделены на искусственные, не предопределенные логикой ее

предшествующего развития и закономерные, отвечающие потребностям как самой образовательной системы, так и ее заказчика - социума. Одним из таких изменений в современной системе образования можно считать формирование службы психологического сопровождения ребенка в процессе школьного обучения.

Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со сло-

вом «развитие» - «сопровождение развития» [2]. Так что история понятия, ставшего фигурой на фоне, насчитывает всего два десятилетия при том, что фактически психологическое сопровождение образовательного процесса существует столько же, сколько и сам образовательный процесс.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р. Битянова,Б. С. Братусь,Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е. И. Казакова, А. И. Красило,

B. Е. Летунова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик,

C. Д. Поляков, М. И. Роговцева, К. Роджерс, Н. Ю. Синягина, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин, А. Т. Цукерман, Л. М. Шипи-цына, А. М. Ядрихинский, И. С. Якиманская и др. [1; 7; 8; 9; 12; 13]

Сегодня процесс развития системы психологического сопровождения из стихийного, ситуативного, неорганизованного становится все более и более планомерным. Так, на территории Новосибирской области в 2010 году в ответ на Президентскую ини-цативу «Наша новая школа» была создана сеть специализированных классов математической и естественнонаучной направленности. В настоящий момент открываются классы инженерной специализации. В положении о функционировании этих классов отражены пункты, поясняющие необходимость работы психолога с одаренными детьми, прошедшими конкурсный отбор для обучения по специализированным профильным программам, что позволит обеспечить новое качество образования и наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка. Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения является создание в рамках объективно данной ребенку среды обучения условий для его оптимального в имеющихся обстоятельствах личностного развития.

Из определенной цели вытекает формирование следующих задач, стоящих перед службой психолого-педагогического сопровождения:

психологическая экспертиза компонентов и средств учебного процесса (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений);

содействие росту и развитию психологической компетенции всех участников образовательного процесса;

профилактика психологических проблем учащихся, обусловленных их возрастными особенностями;

поддержка ребенка в решении стоящих перед ним актуальных задач развития, обучения, социализации: сложностей в процессе обучения, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, в освоении значимых и наиболее ценных методов познания, общения и понимания себя и других.

Психологическое сопровождение может быть реализовано в следующих видах работ специалиста соответствующего профиля.

1. Профилактические формы работы, выполняющие просветительские функции. Лекции, семинары для педагогов, администрации и родителей, родительские клубы, конференции, оформление стендов, публикации в изданиях различного уровня, подготовка сборников и хрестоматий для учащихся, педагогов и родителей.

2. Диагностика, которая может иметь как индивидуальный, так и групповой формат. На базе Областного центра работы с одаренными детьми г. Новосибирска собрана батарея тестовых методик, наиболее подходящих для оценки параметров, актуальных и значимых для учащихся специализированных классов. Батарея включает в себя методики, исследующие коммуникативные характеристики учащихся, эмоционально-волевые процессы, мотивационные параметры, состояние межличностных отношений в группе обучающихся, блок профориента-ционных методик.

3. Консультирование всех участников образовательного процесса и развивающая работа с учащимися по диагностируемым направлениям. Как правило, для каждого класса выбирается только одно наиболее приоритетное для его нужд направление, в русле которого в течение учебного года и ведется работа.

4. Коррекционная работа ведется в случае необходимости, как правило, с привлечением специалистов соответствующих профильных учреждений (институтов, центров психологической поддержки, диспансеров, клиник).

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение позволяет выполнить образовательную задачу регионального проекта по

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2013

241

внедрению специализированного обучения в условиях общеобразовательных учреждений - повысить уровень математического, естественнонаучного и инженерного образования - максимально учитывая интересы и особенности учащихся в оптимальных для их познавательного, социального и коммуникативного развития условиях.

Психолого-педагогическое сопровождение призвано стать ресурсной базой для всех участников образовательного процесса. В рамках организации сопровождения происходит обучение навыкам самоорганизации, поддержки и самоподдержки. Благодаря открытости и гибкости системы сопровождения, а также индивидуальному подходу, заложенному в сам формат взаимодействия, у каждого из участников есть возможность так или иначе участвовать в выборе маршрута психолого-педагогического сопровождения: на что требуются ресурсы в первую очередь и как ими распорядиться наилучшим образом. Следовательно, ребенок учится видеть причинно-следственные связи поступков и событий, осуществлять выбор и нести ответственность за принятое самостоятельно важное решение в любой области, включая область собственного образования и развития. Из сути и задач психолого-педагогического сопровождения вытекает основной критерий успешности процесса - уровень комфорта ребенка, погруженного в образовательную среду, при высокой увлеченности учебной деятельностью.

Таким образом, мы приходим к пониманию психолого-педагогического сопровождения как важной составляющей образовательного процесса, способствующей росту эффективности применения образовательных технологий за счет повышения психологической «выносливости» и защищенности всех участников образовательного процесса.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Содействие ребенку - развитие личности // Забота - поддержка - консультирование. Серия «Новые ценности образования» / Под ред. Н. Б. Крыловой. - Вып. 26. - М.: НОВАТОР, 1996. - С. 9- 44.

2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб., Питер, 1996. - 96 с.

3. Дубровина И. В. Практическая психология образования: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

4. Дьяченко Е. А. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях современного образования // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: материалы XXX международной заочной научно-практической конференции. (24 июля 2013 г.). - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - 202 с.

5. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.

6. Казакова Е. И. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. - СПб.: Питер, 1997. - 126 с.

7. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с.

8. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 240 с.

9. Рубцов В. В. Федеральные государственные образовательные стандарты как социокультурный ресурс модернизации современного образования: Доклад // Всероссийское совещание «Проектирование основных образовательных программ Высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование на основе ФГОС нового поколения» 23-24 ноября 2009 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.raop.ru/content/Sobitie_2009.12.08.Rubtsov. doc (дата обращения 17.07.2013).

10. Синкевич И. А., Тучкова Т. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы поддержки одаренных детей в Мурманской области// «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: материалы XXX международной заочной научно-практической конференции. (24 июля 2013 г.) - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - 202 с.

11. Щеголь В. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 9 - стр. 89-91 URL: www.rae. ru/fs/?section=content&op=show_article&article_ id=7781260 (дата обращения: 16.07.2013).

12. Юркевич В. С. Основные направления работы с одаренными детьми // Одаренные дети -достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007 г.). - М.: ООО «АЛВИАН», 2007. - С. 6-8.

13. Ядрихинский А. М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2006. - № 6. - С. 224 - 229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.