Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обоснование освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры'

Психолого-педагогическое обоснование освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / SANITARY AND HYGIENIC CULTURE / SCHOOLCHILDREN HEALTH / SANITARY AND HYGIENIC EDUCATION / VALUES OF HEALTH / A HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Н. Н., Марков П. Г., Елисеева И. Н.

Статья посвящена психолого-педагогическому обоснованию освоения школьниками санитарно-гигиенической культуры на основе регионального компонента. Авторы раскрывают понятие «внутренняя структура личности» через ее компоненты: направленность личности, ее возможности, характер или стиль поведения, система управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Foundations of High School Students' Need to Learn Sanitary and Hygienic Culture as an Academic Discipline

The article is devoted to psychological and pedagogical foundations of schoolchildren's need to learn sanitary and hygienic culture as a curriculum discipline of regional component. The authors explain the notion of "personality's internal structure" through its components: personality's direction, abilities, character or style of behaviour, command system.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обоснование освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры»

№ 4, 2008

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н. Н. Чернова, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГУ им. Н. П. Огарева,

П. Г. Марков, аспирант кафедрыг зоологии, экологии и методики обучения биологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева,

И. Н. Елисеева, учитель биологии и экологии школыг № 39 г. Саранска, аспирант кафедры зоологии, экологии и методики обучения биологии

МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Статья посвящена психолого-педагогическому обоснованию освоения школьниками санитарно-гигиенической культуры на основе регионального компонента. Авторы раскрывают понятие «внутренняя структура личности» через ее компоненты: направленность личности, ее возможности, характер или стиль поведения, система управления.

Ключевыге слова: санитарно-гигиеническая культура, здоровье школьников, санитарно-гигиеническое образование, ценности здоровья, здоровый образ жизни.

Санитарно-гигиеническое образование школьников на современном этапе рассматривается в качестве одного из важных условий сохранения их здоровья. Здоровье человека определяется несколькими факторами. Важнейшими из них являются состояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней, поскольку именно от них зависит формирование психики и психического здоровья подрастающего поколения.

Психика представляет собой свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять исходя из этого стратегию и тактику своего поведения [3]. Под психическим здоровьем мы понимаем нормальное течение таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, формирование эмоций.

Психика современного человека, по справедливому утверждению ученых [1; 4], испытывает мощное воздействие социального, природного, бытового характера и вызывает у человека глубокие эмоциональные переживания и разнообразные чувства. Так, все происходящие вокруг человека негативные процессы, с одной стороны, порождают в нем тревогу, страх, а с другой — способствуют

стремлению улучшить качественные особенности для сохранения своего здоровья, а также здоровья будущих поколений.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Например, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности, вероятности ее удовлетворения, мотивов, намерений, ценностных ориентаций человека, особенностей его воли и характера. В этом, по мнению М. А. Якунчева [13], проявляется отношение человека к действительности, в частности к окружающей среде, экосистемам, играющим ведущую роль в формировании данной действительности и выступающим в качестве ее важнейших структурных элементов. Специфика настоящей работы обусловливает добавление к сказанному отношения к своему (индивидуальному) здоровью и здоровью окружающих людей (общественному здоровью).

Эффективность освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры на основе регионального компонента, формирования с его использованием их санитарно-гигиенической ответственности зависит от того, учитываются ли в учебном процессе особенности взаимодействия общества и окружающей среды в

© Чернова Н. Н., Марков П. Г., Елисеева И. Н., 2008

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

регионе проживания, рассматриваются ли они в качестве компонентов психологической культуры личности учащихся.

Решение задач нашего исследования предопределяет осмысление понятия «внутренняя структура личности». По мнению С. Л. Рубинштейна, В. В. Богословского и др. [8; 10], внутренняя структура личности включает в себя четыре компонента: направленность личности; ее возможности; характер или стиль поведения в социальной или социоприродной среде; систему управления личности.

Понятие направленности личности в психологической литературе конкретизируется и выражается через систему взаимодействующих потребностей и интересов, ценностных ориентаций, интеллектуальных и практических установок, а также мировоззрения, убеждений и идеалов, выступающих в качестве мотивов деятельности человека [5; 8].

Система потребностей является условием обеспечения жизнедеятельности человека. Реализация такой системы должна быть направлена на достижение всех его потребностей, к которым психологи, в частности Л. И. Фридман, И. Ю. Кулагина [12], относят потребность быть личностью, нравственные и эстетические основы смысла жизни, а также потребность в творчестве, в развитии креативной натуры.

Для успешного освоения школьниками санитарно-гигиенической культуры важными представляются все виды потребностей, и прежде всего биологические, психологические, трудовые, социальные.

Система потребностей складывается на основе установок. В зависимости от сферы реализации последних человеком в психологической науке их принято разделять на экономические, политехнические, технологические, социальные, культурологические и экологические [11]. На наш взгляд, к перечисленному ряду может быть отнесена и санитарно-гигиеническая установка, заключающаяся в удовлетворении потребности человека

быть здоровым в физическом, психическом, а также в социальном плане.

В соответствии с региональным компонентом санитарно-гигиенического образования у учащихся должны быть сформированы следующие установки:

— осознание и утверждение приоритета здорового образа жизни как одного из важнейших условий нормального функционирования организма;

— познание особенностей, структуры и функционирования организма в условиях изменения факторов окружающей среды;

— изменение отношения человека к своему здоровью, отказ от вредных привычек, нормирование вредного воздействия на организм условий труда, быта, саморегулирование своих потребностей в соответствии с возможностями окружающей среды;

— культивирование гуманного отношения к человеку, способствующего более полному развитию личности;

— выполнение практических действий по улучшению состояния факторов окружающей среды, умение взять под свой контроль и регулировать все основные процессы на различных уровнях.

С психологической точки зрения совокупность названных аспектов санитарно-гигиенической установки характеризуется как сложное образование, состоящее из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого, которые и определяют санитарно-гигиеническую культуру.

Развитие когнитивного (познавательного) компонента санитарно-гигиенической культуры имеет две стороны: количественную и качественную. Суть количественных изменений заключается в повышении уровня развития школьников: учащийся средней общеобразовательной школы решает интеллектуальные задачи быстрее, чем учащийся начальной школы. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: здесь важно не то, какие задачи решает человек, а каким

111!111Й1И1!Ш № 4,

образом он это делает [6]. Возраст 12— 15 лет (возраст учащихся 5—8 классов средней общеобразовательной школы), по мнению многих психологов, является периодом рождения гипотетико-дедук-тивного мышления, способности абстрагировать понятия от действительности, формировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.

На основе приведенных доводов можно предположить, что когнитивный компонент санитарно-гигиенической культуры школьников составляют санитарно-гигиенические знания и умения, отражающие региональные особенности; оценочные суждения о них, а также санитарно-гигиенические убеждения.

Усвоение учащимися санитарно-гигиенических знаний осуществляется посредством их ознакомления с основными санитарно-гигиеническими понятиями, такими как санитарно-гигиеническая обстановка региона и условия, определяющие ее, а также факторы внешней среды, укрепляющие и подрывающие здоровье. Формирование санитарно-гигиенических умений направлено на установление связи между условиями окружающей среды и состоянием здоровья человека.

Санитарно-гигиенические убеждения можно определить как субъективное отношение человека к окружающей среде, представляемое в совокупности знаний об их значении для его здоровья, здоровья окружающих, для эмоционального развития, чувственно переживаемое и включенное в те аспекты сознания, которые связаны с пониманием идеи устойчивого развития общества. По мнению специалистов различных областей знания, это качественно новые убеждения, без усвоения которых не представляется возможным формирование личности цивилизованного человека [7].

Важную роль в региональном санитарно-гигиеническом образовании школьников играют нравственные убеждения. Процесс становления нравственной личности предполагает, на наш

взгляд, развитие у нее способности воспринимать, принимать и оценивать соответствующие нормы поведения и поступки, а также способности к сопереживанию, формирование гуманистического отношения к другому человеку. Не менее важным представляется проявление таких поведенческих компонентов санитарно-гигиенического убеждения, как накопление личного опыта самостоятельных моральных поступков с последующей их самооценкой, умение отличать нравственные поступки от безнравственных. В условиях освоения санитарно-гигиенической культуры это может повлиять на развитие убеждений личности, в основе которых лежит ее бережное, уважительное отношение к окружающим людям и их здоровью.

В процессе формирования санитарногигиенической культуры учащихся большое значение имеют мотивы. Именно мотивационная сфера личности, по мнению Л. И. Божович [2], направлена на определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и оказывает влияние на познавательную деятельность, самосознание и сознание. В этом плане особого внимания заслуживает динамика «внутренней позиции», которая складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое хочет занять в дальнейшем. Именно «внутренняя позиция», по утверждению психологов [6], обусловливает структуру его отношения к действительности, окружающим и самому себе.

С потребностями, установками и мотивами тесно связаны интересы личности. В психологической литературе понятие «интерес» интерпретируется как избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности [8]. В рамках освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры с учетом ре-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

гиональных особенностей необходимо развивать у них интерес к факторам внешней среды, без нормального состояния которых не представляется возможным правильное, здоровое функционирование организма.

Особо важную роль в формировании личности играет система ценностных ориентаций. В контексте регионального образования она может включать в себя ориентацию:

— на реализацию своей роли в познании и улучшении окружающей среды и в понимании ее влияния на здоровье человека;

— удовлетворение потребностей в общении, обмене информацией о санитарно-гигиенической обстановке, санитарно-гигиенической ситуации на локальном, региональном и глобальном уровнях;

— саморазвитие творческой индивидуальности при анализе и соотнесении культуры сохранения окружающей среды народами в местности проживания, регионе, стране и мире в целом;

— самореализацию личности, начиная с изучения и преобразования санитарно-гигиенической ситуации в своей

местности, регионе и заканчивая выбором профессии, связанной с деятельностью, направленной на поддержание и улучшение санитарно-гигиенических условий жизни в данной местности;

— признание здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил основой физического и психического здоровья.

Сформированность представленных составляющих направленности личности на основе регионального санитарно-гигиенического компонента образования (таблица) способствует становлению мировоззрения школьника, его взгляда на мир в целом, системы представлений об общих принципах и основах бытия, жизненной философии человека, суммы и итога всех его знаний [6]. Мировоззренческий поиск, включающий в себя санитарно-гигиеническую ориентацию личности (осознание себя частицей, элементом здорового общества, выбор своего места в этом обществе и способов его достижения), на наш взгляд, необходимо активизировать. Надо стремиться сформировать моральное самосознание учащихся, помочь им найти ответ на вопрос «Каким быть?».

Направленность социальных ориентиров личности в системе санитарно-гигиенического образования учащихся на основе регионального подхода

Компоненты психологической структуры личности Примерное содержание

1 2

I. Направленность Потребности Осознание удовлетворения потребностей в здоровье с учетом сложившейся в регионе санитарно-гигиенической обстановки и обусловливающих ее факторов

Установки Признание необходимости ведения здорового образа жизни. Готовность поддерживать и сохранять свое здоровье с целью становления здорового общества в регионе

Мотивы Выполнение практической и интеллектуальной деятельности в регионе с учетом всех мотивов: гражданско-патриотических, гуманистических, научно-познавательных, гигиенических, экономических

Интересы Познание взаимосвязи организма с внешней средой, изменения в функционировании организма вследствие изменения условий окружающей среды

№ 4, 2008

Окончание табл.

1

Ценностные

ориентации

Мировоззрение и идеалы

II. Возможности Общие или способности способности

Специальные

способности

III. Характер и стиль поведения

IV. Система управления

Признание универсальной ценности объектов окружающей среды. Реализация своей роли в сохранении нормальной санитарногигиенической обстановки в данной местности Понимание целостности окружающей среды и социальной обусловленности. Отношение к здоровью как этническая потребность заботы о будущих поколениях

Развитие способностей анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать материал, устанавливать причинные, целевые, вероятностные пространственные связи, формулировать санитарногигиенические проблемы и находить пути их решения в местности проживания

Ориентация на выбор профессии, связанной с экологической, медицинской, педагогической деятельностью

Формирование санитарно-гигиенического поведения в условиях природного и социоприродного окружения; создание условий для осмысления действий на основе эмпатии, выполнения моральных поступков, при которых сливаются разум и эмоциональные реакции, переживания, состояния

Развитие рефлексии (самосознания), создание условий для самореализации личности в условиях ближайшего природного и социо-природного окружения

В процессе освоения школьниками санитарно-гигиенической культуры необходимо учитывать возможности и способности личности. Психологи традиционно определяют способности как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности [9]. В контексте нашего исследования основными видами деятельности учащихся выступают учебно-познавательная, практическая, игровая, а также общение.

В целях более объективного определения регионального санитарно-гигиенического компонента образования необходимо учитывать характер или стиль поведения учащихся в природной и социальной сферах. Часто у учащихся среднего звена общеобразовательной школы наблюдается так называемое девиантное (анормальное) поведение. Этим термином обозначается система поступков, отклоняющихся от общепринятых норм, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [6]. Девиантное поведение может выражаться в виде

пьянства, употребления наркотиков, агрессивности и противоправного поведения. Девиантное поведение тесно связано с понижением степени самоуважения. Для того чтобы повысить самоуважение, некоторые подростки начинают принимать наркотики, употреблять алкоголь, курить.

В рамках нашего исследования возможность развивать нормальное поведение личности связывается с формированием у нее знаний о факторах, поддерживающих и подрывающих здоровье, а также с повышением самоуважения путем привития знаний о ценности здорового образа жизни.

Одним из основных элементов освоения школьниками регионального компонента санитарно-гигиенического образования выступает учет системы управления личности [6; 8]. Перестройка самосознания личности связана в основном с умственным развитием, появлением новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми она начинает себя рассматривать. Учащиеся средней школы открывают свой внутрен-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ний мир постепенно. Единственной осознаваемой реальностью для них является мир внешний, куда они «проецируют» свои поступки. Внутреннее «я» часто не совпадает с «внешним поведением», тем самым актуализируется проблема самоконтроля. По этой причине важно формировать у учащихся умение анализировать свои поступки, учитывать их последствия. Однако, по мнению психологов, они не всегда умеют это делать.

Анализ психологических основ санитарно-гигиенического образования школьников показывает, что процесс формирования санитарно-гигиенического мышления, мировоззрения должен быть направлен на перевод во внутренний мировоззренческий план личности социально значимых санитарно-гигиенических ориентиров: потребностей, установок, интересов, мотивов, ценностных ориентаций, способностей, стиля поведения, системы управления личности.

Таким образом, личностно ориентированный и эмоционально-ценностный подходы могут служить в качестве основных педагогических каналов для наиболее успешного освоения содержания санитарно-гигиенического материала, его регионального компонента, а также формирования ответственного отношения учащихся общеобразовательных учреждений к компонентам окружающей среды и личному здоровью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, В. И. Педагогика : учеб. курс для творч. саморазвития / В. И. Андреев. — Казань : ЦИТ, 2000. — 608 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 174 с.

3. Вайнер, Э. Н. Валеология / Э. Н. Вайнер. — М. : Флинта, 2002. — 416 с.

4. Захлебный, А. Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. Н. Захлебный. — М., 1986. — 32 с.

5. Ковалев, А. Г. Психология личности /

A. Г. Ковалев. — М. : Просвещение, 1970. — 391 с.

6. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. — 255 с.

7. Коптюг, В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) : информ. обзор / В. А. Коптюг. — Новосибирск, 1993. — 63 с.

8. Общая психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. В. Богословского. — М. : Просвещение, 1981. — 383 с.

9. Психологический словарь / под ред.

B. В. Давыдова, А. В. Запорожца и др. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.

10. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1958. — 220 с.

11. Узнадзе, Д. Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. — М. ; Воронеж : Ин-т практ. психологии ; НПО «Модэк», 1997. — 448 с.

12. Фридман, Л. И. Психологический справочник учителя / Л. И. Фридман, И. Ю. Кулагина. — М. : Просвещение, 1991. — 287 с.

13. Якунчев, М. А. Регионализация экологического образования в средней общеобразовательной школе: теория и практика / М. А. Якунчев. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2002. — 346 с.

Поступила 07.10.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.