Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии'

Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ВУЗЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА В ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беганцова Серафимовна, Завражнов Василий Владимирович, Щелина Тамара Тимофеевна

В статье раскрывается сущность проблемы профессионального самоопределения студентов в изменившихся условиях развития общества и профессионального образования в нем. На основе анализа психологических и социально-педагогических аспектов проблемы авторы обосновывают технологическое ее решение с позиций субъектного, деятельностного и контекстного подходов к организации вузовского этапа профессиональной подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беганцова Серафимовна, Завражнов Василий Владимирович, Щелина Тамара Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии»

РЕГИОН - КРУПНЫМ ПЛАНОМ: ФГБОУ ВПО «АРЗАМАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А. П. ГАЙДАРА»

УДК - 159.922.8+378

Беганцова Ирина Серафимовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедра общей и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара», arz65@mail.ru, Арзамас

Завражнов Василий Владимирович

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, сервиса и туризма ФГБОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара», zavr1982@rambler ги, Арзамас

Щелина Тамара Тимофеевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара» , а^65@ mail.ru, Арзамас

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ*

Аннотация. В статье раскрывается сущность проблемы профессионального самоопределения студентов в изменившихся условиях развития общества и профессионального образования в нем. На основе анализа психологических и социально-педагогических аспектов проблемы авторы обосновывают технологическое ее решение с позиций субъектного, деятельностного и контекстного подходов к организации вузовского этапа профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: сущность и этапы профессионального самоопределения студентов, технологии психолого-педагогического обеспечения профессионального самоопределения в вузе, субъектная позиция студента в освоении профессии.

Begantsova Irina Serafimovna

PhD in Psychology, assistant professor of general and pedagogic psychology department, A.P. Gaidar teachers’ training institute, arz65@mail.ru, Arzamas

Zavrazhnov Vasiliy Vladimirovich

PhD in Pedagogics, senior teacher of the department of socially-oriented activity, service and tourism, A.P. Gaidar teachers’ training institute, zavr1982@rambler.ru, Arzamas

Schelina Tamara Timofeevna

Doctor ofEducation, professor of general pedagogics and pedagogics of professional training department, A.P. Gaidar teachers’ training institute, arz65@mail.ru, Arzamas

PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL PROVISION OF PROFESSIONAL SELF DETERMINATION OF MODERN STUDENTS: PROBLEMS, APPROACHES AND TECHNOLOGIES

В статье использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования», проект № 11-06-00593а.

Abstract.The article reveals the essence of the problem of professional self-determination of students in the changed conditions of social development and in its vocational education. Based on the analysis of psychological and socio-educational aspects of the problem the authors substantiate its technological decision in terms of subject, activity, and context approaches to the organization of high school stage of training of future specialists.

Keywords: nature and stages of professional self-determination of students, technology, psycho-pedagogical provision of professional self-determination in high school, student subject position in the mastering of profession.

Профессиональное самоопределение мо-лодыхлюдейкакпроцессинтеграцииюношей и девушек в социально-профессиональную структуру современного общества в результате анализа ими своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии становится междисциплинарной проблемой в связи с трудоустройством выпускников профессиональных учебных заведений в ситуации серьезных противоречий между требованиями рынка труда и рынком специалистов. Исследования показывают, что в условиях преимущественной ориентации системы профессионального образования на запросы непосредственных пользователей образовательных услуг, процесс принятия старшеклассниками решений о выборе профессии нередко продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, представления о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, знания своих способностей и возможностей расплывчаты. В этой связи становятся весьма актуальными исследования социально- и психолого-педагогических проблем профессионального самоопределения молодых представителей различных профессий, обучающихся в учебных заведениях того или иного уровня профессионального образования.

Основы психологической сущности самоопределения в отечественной науке формировались в научной школе С.Л. Рубинштейна в контексте изучения проблемы детерминации поведения как соотношения внешней и внутренней обусловленности активности человека. Развитие идей выдающегося отечественного ученого, заложившего основы методологии исследования проблемы самоопределения, продолжено его последователями (К.А. Абульханова-Славская,

В.А. Бодров, Л.И. Божович, А.В. Брушлин-ский, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина и др.). Акцент на внутренней активности личности в сознательном выявлении и утверждении

собственной позиции в проблемных ситуациях, отмеченный в их исследованиях, позволяет рассматривать самоопределение в качестве центрального механизма становления личностной зрелости, который состоит в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. При этом появление потребности в самоопределении выступает показателем уровня развития личности, характеризующего стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми [6].

Выявленные психологами сущностные характеристики самоопределения, наличия сформировавшейся потребности в нем как исходной базы для самоопределения человека как личности и, соответственно, его дальнейшей программы не только образования, но и всего жизненного пути, составляют теоретическую основу для исследований профессионального самоопределения студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. В истории отечественной психологии можно выделить, как минимум, два сложившихся подхода к пониманию сущности самоопределения личности, в русле которых выполнены исследования, способствующие прояснению особенностей профессионального самоопределения студентов современного вуза.

Первый из них представлен в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, Ю.А. Репецкого, Д.И. Фельдштейна и др., в которых проблема самоопределения рассматривается как поиск смысла. С этих позиций самоопределение представляет собой личностное новообразование, связанное с активным формированием внутренней позиции, построением жизненных планов, выбором профессии, определением смысла собственного существования.

В контексте изучаемой проблемы принципиально важными являются сформулиро-

ванные в русле названного подхода положения о формировании ценностно-смысловых установок относительно смысла своего собственного существования, устремленности в будущее; о важности появления позиции самоопределения в юношеском возрасте «Я и общество»; о построении жизненных планов в юношеском возрасте; о готовности (способности) к личностному и жизненному самоопределению как главном новообразовании ранней юности. Эти положения легли в основу современного понимания сущности профессионального самоопределения выпускников школ и студентов, обусловив адекватное отражение сложности и противоречивости феномена в юношеском возрасте, его длительности и многоплановости.

Представители второго подхода (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.Б. Ольшанский, Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.) рассматривают самоопределение как «поиск себя» в условиях разрешения внутренних противоречий, конфликтов, жизненных проблем и трудностей, выхода из ситуации неопределенности. Самоопределение личности, по

мнению этих ученых, представляет собой творческий процесс выработки собственной позиции в проблемно-ориентационной ситуации, связанной с внутриличностным конфликтом. Обращая особое внимание на то, что в ходе самоопределения происходит переосмысление различных компонентов проблемно-конфликтной ситуации, психологи отводят важную роль в этом процессе рефлексии как готовности и способности к самопознанию, самоанализу, ее влиянию на конечный результат - самоопределившаяся личность. Выделенные и охарактеризованные исследователями, исходя из личностносмыслового понимания механизма рефлексии, ее основные виды в процессе самоопределения (ситуативная - «поиск личностью в самой себе мобилизующих факторов для выхода из тупика»; ретроспективная

- анализ своего опыта с целью переосмысления; перспективная - создание новых направлений поиска выхода из кризиса позволяют раскрыть сущность проблемы профессионального самоопределения современных студентов, определить этапы его становления в ходе профессиональной подготовки, выявить направления и разработать

технологии психолого-педагогического обеспечения в вузе.

Анализ психологических исследований показал, что в контексте проблемы психолого-педагогического обеспечения

профессионального самоопределения будущих специалистов с учетом социальнопедагогических и психологических особенностей современного студенчества и меняющейся ситуации развития высшего профессионального образования особую значимость приобретают теоретические положения концепции индивида как субъекта собственной жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская). Сформулированный в русле названной концепции тезис о том, что в самоопределении индивид реализует активное, целеполагающее отношение к собственной жизнедеятельности определением своего «способа жизни» [1, с. 142], обусловливает предложенный нами подход к содержанию и технологиям психологопедагогического обеспечения профессионального самоопределения современных студентов.

В этом смысле психологический аспект проблемы психолого-педагогического обеспечения профессионального самоопределения студентов современных вузов раскрывается в утверждении А.В. Бодрова, согласно которому «именно активное самоопределение, выражающееся в реальных действиях, ведет к формированию и развитию тех внутренних условий, которые создают возможности для развития личности и... дальнейшего самоопределения» [4, с. 166]. Этим обусловлена психологическая обоснованность и педагогическая целесообразность предоставления студентам возможности реализовать субъектную позицию в учебно-профессиональной деятельности, в работе профессионально-творческих групп, в освоении социально-профессиональных ролей, в овладении опытом профессионального взаимодействия как способность (по П. Г. Щедровицкому) строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмыслить собственную сущность.

Психологический анализ видов, типов и форм проявления самоопределения, его функций в развитии и социализации человека позволяет рассматривать данный феномен как механизм профессионального развития,

обеспечивающий творчество и личностный рост в динамике профессиональной жизни (самоопределение, самовыражение, самореализация). Тесная связь самоопределения (и профессионального в особенности) с центральными понятиями гуманистической психологии и акмеологии - «самореализация», «саморазвитие», «самосовершенствование»

- придает особый акцент проблеме профессионального самоопределения будущих специалистов в период обучения в вузе. Успешность профессионального самоопределения на ранних этапах освоения профессиональной деятельности, эффективность его психолого-педагогического обеспечения в ходе профессиональной подготовки в значительной мере обусловливают процесс достижения мастерства в профессии, максимальной творческой самореализации специалиста и достижения высшего уровня жизненной самореализации. В этой связи отметим, что разработка проблемы профессионального самоопределения в системе современного высшего образования с позиций субъектного подхода предполагает целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективность процессов саморегуляции личностного развития и профессионального становления будущего специалиста в ходе профессиональной подготовки. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить важнейшие аспекты саморегуляции, обоснованное сопровождение которых содействует повышению уровня профессионального самоопределения студентов психолого-педагогических специальностей. К ним отнесены мобилизация личностных ресурсов студентов, успешная адаптация их к условиям и процессу учебно-профессиональной деятельности,

самоанализ личностных особенностей и способностей, соотнесение их с требованиями деятельности, построение и коррекция личных планов, стратегий поведения и перспектив развития выпускников [там же].

Истоки проблемы профессионального самоопределения в педагогических исследованиях обусловлены давним интересом ученых к самоопределению как феномену, характеризующему основной продукт (результат) профессионально-педагогической деятельности - самоопределяющаяся личность, способная и подготовленная к анали-

зу себя и ситуации своего развития, принятию адекватных решений и осуществлению соответствующего поведения. В современной педагогике проблема самоопределения личности приобретает особую актуальность в связи с переориентацией цели и функций образования как сферы, в которой создаются прецеденты и образцы самоопределения, осуществляется процесс передачи его эффективных способов, изменяющих самих субъектов. В связи с этим важной в контексте изучаемой проблемы представляется точка зрения, согласно которой самоопределение - это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы [8]. Осознавая особую значимость в изменившихся социально-экономических условиях проблем свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда, современные исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в связи с общим жизненным самоопределением личности, влиянием воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального окружения и активной жизненной позиции человека.

Содержание профессионального самоопределения в работах К. А. Абульхановой-Славской, М.Р Гинзбурга, Е.А.Климова, И.С. Кона, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой и др. уточняет педагогический смысл изучаемого феномена, связанный с самоутверждением, самоиз-менением личности, ориентирующейся в мире профессий и социальных позиций. Неслучайно в педагогическом энциклопедическом словаре профессиональное самоопределение трактуется как «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социальнопрофессиональных потребностей» [3].

Значительный вклад в разработку проблемы самоопределения как важного момента в самоутверждении личности внесен научной школой В. А. Сластенина. Самоопределение, по мнению ученого, осуществляется через оценку своих возможностей и соотнесение их с возможностями других членов коллектива. Это сравнение идет по следующим

направлениям: определение своего места в системе позиций (должностных, ролевых, статусных и др.); определение своего места в плане достижения результатов и благ; определение своего места в системе ориентаций, ценностей, мнений. Определившись в этих системах оценки, личность утверждается профессионально.

Разработка проблемы профессио-

нального самоопределения в процессе профессионально-педагогического образования осуществляется учениками В. А. Сла-стенина в течение почти тридцатилетнего периода. Различные ее аспекты представлены в исследованиях Г.И. Аксеновой, Е.И. Артамоновой, Р.М. Асадулина, В.В. Буткевич, Ю.В. Варданян, Н.И. Вьюновой, Л.К. Гребенкиной, К.М. Дурай-Новаковой, И.Ф. Исаева, И.Д. Лушникова, В.Г. Максимова, А.И. Мищенко, А.Н. Орлова, Л.Н. Седовой, Е.Г. Си-ляевой, А.Н. Ходусова, Е.Н. Шиянова и др. Развитие идей последователей названного научного направления отражают социальнопедагогический аспект проблемы, согласно которому профессиональное самоопределение, являясь частью жизненного самоопределения, обеспечивает вхождение человека в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбор соответствующего образа жизни, профессии. Выявленное свойство

- интеграция в социум - позволяет рассматривать профессиональное самоопределение как основу самоутверждения человека в обществе и одно из глобальных решений в жизни (Н.А. Подымов, Л.С. Подымова, А.В. Репринцев). Обозначая сложность самоопределения, авторы обращают внимание на возникновение в жизни каждого человека различных трудностей и барьеров как субъективно переживаемых состояний «сбоя» в реализации планируемого будущего, а так же в собственном психологическом состоянии. Возникновение барьеров в процессе профессионального самоопределения и их осознание являются важнейшим условием усиления интеллектуальной деятельности, возникновения проблемной ситуации выбора профессии, стимулирования новых средств и способов самоопределения в профессии (Е.П. белозерцев).

Профессиональное самоопределение как выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения

их с требованиями профессии, представляет собой процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Особое место в педагогических исследованиях в этом плане занимают целый ряд работ А.В. Мудрика о воспитании старшеклассников и развитии личности в юношеском возрасте [5; 6 и др.]. По мнению ученого, самоопределение личности предполагает поиск и нахождение ею определенной позиции в различных сферах ее актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни - это и выбор профессии, и определение перспектив внепрофессиональной деятельности, и определение семейных планов, и выбор жизненной позиции.

Исследователи отмечают, что общество крайне заинтересовано в том, чтобы процесс самоопределения проходил максимально эффективно у каждого его члена в юношеском возрасте как преддверии взрослой жизни. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебно-профессиональная, необходимость определить ее содержание и способы осуществления раскрывают тесную связь самоопределения выпускников школ и студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений с реализацией себя в учебно-профессиональной деятельности. Представленный в работах А.В. Мудрика подход к проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте как формированию определенных позиций и установок личности в учебно-профессиональной деятельности является теоретической основой понимания сущности исследуемого феномена с позиций его психолого-педагогического обеспечения в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Особая роль в этом отводится созданию условий для осознания студентами собственной позиции субъекта актуальной учебнопрофессиональной деятельности, а также определения и коррекции самооценки своих установок по отношению к доступной и предстоящей психолого-педагогической деятельности, партнерам и самим себе как субъектам социально-профессионального взаимодействия. В этой связи профессиональное самоопределение современных студентов мы рассматриваем как процесс и результат

осознания субъективной значимости осваиваемой профессии и формирования опыта доступной социально-профессиональной деятельности во взаимодействии с различными партнерами. Содержание профессионального самоопределения включает содержательно-информационный, эмоционально-ценностный, мотивационнодейственный компоненты, различное сочетание которых определяет уровень сформированности представлений о профессиональной деятельности педагога-психолога, мотивации освоения профессии и профессионального взаимодействия, адекватной самооценки профессиональных качеств и перспектив трудоустройства.

Представленный анализ проблемы профессионального самоопределения современных студентов акцентирует необходимость определения социально-педагогического и психокоррекционного потенциала содержания и технологий осваиваемой студентами профессии и самого процесса профессиональной подготовки. Это актуализирует использование контекстного подхода к организации профессиональной подготовки в вузе (особенно специалистов в области психолого-педагогической деятельности) в связи возможностью последовательно моделировать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности (предметный и социальный контексты), содействовать усилению познавательного интереса и познавательной активности в учебно-профессиональной деятельности. При этом акцент делается на такие технологии, которые позволяли бы изменить социальную позицию студентов и преподавателей таким образом, чтобы, став субъектами социального действия, студенты обнаруживали дополнительную потребность в познании, необходимую для ориентации в социальной действительности, прогнозирования результатов своих действий (К. А. Абульханова-Славская).

Под технологиями психолого-

педагогического обеспечения профессионального самоопределения мы понимаем взаимосвязанную совокупность способов, средств и алгоритма создания условий для осознания студентами своего отношения к профессиональной деятельности, самим себе как ее субъектам, партнерам по взаимодействию и формирования у них соответствующих социальных установок и

опыта социально-профессионального взаимодействия [11]. В нашем опыте в русле контекстного подхода разработаны технологии пропедевтического сопровождения образовательного процесса, педагогического сопровождения анализа опыта доступной психолого-педагогической деятельности, организации работы студенческой психологопедагогической службы, деятельности студенческого научного исследовательского института педагогики и психологии, индивидуальной помощи студентам в профессиональном самоопределении в процессе профессиональной подготовки в вузе. Такое прочтение контекстного подхода основано на выявленной в исследованиях связи профессионального самоопределения с самоутверждением, становлением, самоизменением личности, способной осознавать социальную и субъективную значимость осваиваемой профессии, развиваться, осуществляя психологопедагогическую деятельность во взаимодействии с различными партнерами.

Особое место в разработке технологического обеспечения развития профессионального самоопределения студентов отведено пониманию субъектности по В.А. Сласте-нину [9] и характеристике позиции личности как субъекта по Б.Г. Ананьеву [2]. Это позволило нам субъектную позицию студента в освоении профессии рассматривать как совокупность установок, мотивов, целей и ценностей, раскрывающих активноизбирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к осваиваемой профессиональной деятельности, к воспитанникам, к самому себе, к другим людям, к миру и жизни в целом, и характеризующих степень духовного развития личности будущего специалиста [10].

В соответствии с предложенным пониманием контекстного подхода основные задачи психолого-педагогического обеспечения профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов на этапе обучения направлены на: развитие интереса к профессии и к самим себе как субъектам профессионального взаимодействия; обеспечение субъектной позиции в освоении опыта психолого-педагогической деятельности; расширение диапазона социально-профессиональных ролей; формирование и развитие готовности

к диалогу и сотрудничеству в процессе социально-профессионального взаимодействия с различными партнерами. Решение сформулированных задач потребовало определения этапов становления профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе. Логика их обоснования обусловлена особенностями профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов и предполагает:

- постепенное расширение представлений о профессии, профессиональной деятельности педагога-психолога, необходимых для ее осуществления личностных качеств и способностей;

- постепенное усложнение содержания и форм самостоятельной работы, учебно-профессиональной и научноисследовательской деятельности, учебной и производственной практик, внеаудиторной деятельности студентов, в которых происходит самооценка собственных качеств и способностей и формируется опыт доступной психолого-педагогической деятельности;

- постепенное расширение диапазона социально-профессиональных ролей в процессе овладения опытом социальнопрофессионального взаимодействия с различными партнерами.

Таким образом, процесс становления профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе характеризуется последовательностью этапов, обеспечивающих актуализацию первичных представлений о профессии и введение в профессиональную деятельность, приобретение и анализ опыта доступной профессиональной деятельности, расширение и закрепление его в учебно-воспитательном процессе вуза, рефлексию собственного профессионального развития и принятия решения о трудоустройстве. Результатом поэтапного обеспечения профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе становятся изменения в мотивации освоения профессии и профессионального взаимодействия, степени адекватности самооценки профессиональных качеств и перспектив трудоустройства, принятии решения о трудоустройстве по специальности.

Выявленная в исследованиях психологов и педагогов тесная связь профессионального самоопределения с самоутверждением, становлением, самоизменением личности придает особый социально-педагогический

смысл проблеме профессионального самоопределения современного студенчества. Он заключается в необходимости обеспечить эффективную адаптацию студентов к предстоящей профессиональной деятельности, развитие профессиональной мобильности и конкурентоспособности в условиях стремительных социальных перемен при недостаточно сформированной личностной готовности к профессиональному самоопределению и вузовскому этапу профессионализации [см. напр. 7;11]. Это предполагает изучение и анализ особенностей профессионального самоопределения студентов различных (не только педагогических) вузов, определение основных подходов к его обеспечению в процессе профессиональной подготовки, разработку и апробацию в практике вуза соответствующих моделей с учетом различной квалификации будущих специалистов.

Библиографический список

1. Абульханова-СлавскаяК. А. О субъекте психологической деятельности. - М.: Наука, 1973. - 288с.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1980. - 361 с.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

5. Мудрик А. В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

6. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. - М.: «Просвещение», 1981. - 176 с.

7. Ромм М. В., Ромм Т.А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе// Высшее образование в России. - 2010. -№12. -с.104-114.

8. Савелова С. Б. Становление профессиональной позиции педагога: актуалии, анализ, содержание // Мастерство. - 1998. - № 2. - с.42-47.

9. СластенинВ. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании. - М.: Изд. Дом «Магистр-Пресс», 2000. -

С.259-274.

10. Щелина Т. Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: монография. - М.: МГПУ, 2006. - 385 с.

11. Щелина Т. Т. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования // Вестник образования и науки.

- Вып. 2 (4). - 2012. - с. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.