Научная статья на тему 'Психолого-педагогический аспект развития нравственности у детей дошкольного возраста'

Психолого-педагогический аспект развития нравственности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИК / MORALITY / MORAL EDUCATION / MORAL DEVELOPMENT / PRESCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подольская Олеся Александровна, Абрамов Николай Николаевич

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности нравственности детей дошкольного возраста. Выделяются особенности деятельности, направленной на решение данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подольская Олеся Александровна, Абрамов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF MORAL AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In article psychology and pedagogical features of moral of children of preschool age are considered. Features of the activity directed on the solution of this problem are marked out.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический аспект развития нравственности у детей дошкольного возраста»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» № 3

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 2014

УДК 373.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подольская Олеся Александровна

преподаватель

Абрамов Николай Николаевич

студент

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности нравственности детей дошкольного возраста. Выделяются особенности деятельности, направленной на решение данной проблемы.

Ключевые слова: нравственность; нравственное воспитание; нравственное развитие; дошкольник.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF MORAL AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Podolskay Olesya Aleksandrovna

lecturer

Abramov Nikolai Nikolaevich

student

Yelets state university of I.A. Bunin, Yelets

Abstract. In article psychology and pedagogical features of moral of children of preschool age are considered. Features of the activity directed on the solution of this problem are marked out.

Key words: morality; moral education; moral development; preschool child.

Человеческое общество постоянно нравственно обновляется, все больше становятся востребованы ценности не финансовые, но духовные, а поэтому обществу нужна нравственно активная личность.

В педагогической науке понятие «нравственность» определяется как совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но, прежде всего со всем народом [1, с. 34].

Воспитание личности - это, прежде всего, воспитание нравственное. Изучение человеческих отношений как отношений нравственных выдвигает на первый план проблему формирования нравственной активности личности.

В психолого-педагогической литературе нравственность рассматривается как принцип дидактики (Е.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.), свойство личности (Ш.И. Ганелин, Н.Д. Левитов, А.А. Люблинская и др.).

Н.Д. Левитов, А.А. Люблинская, А.И. Щербаков отмечают, что нравственность по своей природе является рефлекторным актом, возникающим в ответ на действие внешних раздражителей.

Ш.И. Ганелин рассматривает нравственность как черту личности, которая проявляется в инициативности, самостоятельности и приводит к укреплению воли и характера, к эффективному усвоению знаний, навыков. Такое толкование нравственности раскрывает ее социальную направленность, так как проявление нравственности во многом зависит от общественных и личных мотивов, побуждающих к деятельности.

В характеристиках нравственности, предлагаемых рядом авторов, на первый план выступает деятельность. Определение наиболее общего характера дает А. Г. Ковалев, который нравственной считает максимально деятельную личность.

Активность во всех сферах жизнедеятельности, по мнению И.С. Марьенко, является одним из существенных признаков воспитанности личности [2].

К. К. Платонов, рассматривает нравственность как исторически сложившуюся систему неписаных законов, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков [3].

В.А. Крутецкий отмечает, что «нравственность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы и своего психического склада» [4, с. 27].

Таким образом, большинство авторов рассматривают нравственность как сложную черту личности, которая характеризуется такими качествами как самостоятельность, инициативность и целеустремленность.

Развитие личности неразрывно связано с воспитанием нравственности, выработкой активной жизненной позиции каждого человека. Высокий уровень нравственности способствует качественному изменению личности, поднимет ее на более высокую ступень нравственного самосовершенствования. А это, в свою очередь, оказывает влияние на процесс развития личности. В усвоении нравственных принципов от воспи-туемого всегда требуется известная активность и настойчивость. Определяя личное отношение к основным нравственным ценностям, выбирая идеал, каждое новое поколение вносит в опыт свои коррективы. Следовательно, овладение опытом нравственного поведения всегда предполагает активную роль личности. Стимулируют нравственность человека и содействуют его непрерывному нравственному совершенствованию потребности, интересы.

Л.М. Архангельский, М.Н. Боровской, А.Г. Харчев и др. подчеркивают, что нравственность связана со способностью и готовностью человека к самопожертвованию, к подвигу, с умением быть критичным к себе, видеть свои недостатки и отвечать за свои поступки.

И.А. Зайцева рассматривает нравственность как интегральное качество, характеризующее личность как субъекта нравственной деятельности и нравственных отношений, способного к самостоятельному нравственному выбору и внутреннему самоусовершенствованию. Нравственная личность, по её мнению, добровольно, по собственному побуждению, с чувством морального удовлетворения совершает полезные обществу и коллективу поступки, которые не расходятся со словами и намерениями, ее характеризует высокоразвитое чувство долга и ответственности. Нравственность проявляется, когда человек по своему собственному побуждению совершает моральный выбор, принимает ответственное решение, дает оценку поступкам, осуществляет нравственный самоконтроль и самовоспитание [5].

В число показателей нравственности А.Е. Дмитриева включает: активное овладение нормами морального поведения, повседневное руководство ими в своей жизни; активное участие ребенка в коллективных делах; проявление инициативы; непримиримость к нарушениям.

И.А. Зайцева выделяет следующие компоненты в структуре нравственности: осознание нравственных норм и умение выделить нравственный аспект поступка, осуществить его нравственную оценку (эмоционально-нравственное переживание поступка и умение сопереживать, готовность к активным нравственным действиям и умение сознательно, добровольно, с моральным удовлетворением совершать нравственноценные поступки).

Таким образом, в структуре нравственности взаимодействуют процессы деятельности нравственного сознания, эмоционально-

нравственного переживания дел и поступков, стремление и умение поступать в соответствии с нормами морали.

В реализации образовательных программ, в частности задач нравственного воспитания, ведущая роль принадлежит психологам и педагогам. Их поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером, и тем успешнее под влиянием психолога и педагога формируется личность ребенка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание.

Нравственное воспитание дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей. Необходимо так строить работу коллектива детского сада с родителями его воспитанников, чтобы повышать педагогическую культуру всех групп семей, уделяя особое внимание тем, кто испытывает затруднения в воспитании детей; стремиться охватить всех отцов и матерей (а по возможности и других взрослых членов семьи) педагогическим «всеобучем».

Методы нравственного воспитания оказываются наиболее эффективными, способствуют формированию у детей единства между словом и делом, когда психологи и педагоги предусматривают одновременное воздействие на чувства и волю дошкольника, организацию положительных форм поведения, с расчетом на осознание ребенком исходных нравственных норм.

Роль дошкольного детства в понимании личностью категорий «добро» и «зло» чрезвычайно велика, именно в этот период ребенок начинает оперировать этими понятиями не только в соответствии с требованиями взрослых, но и в силу образовывающихся у него нравственных представлений.

Совместная деятельность имеет особое значение в нравственном воспитании. Дети действуют вместе и поэтому учатся строить свое поведение в соответствии с желаниями и потребностями других участников деятельности, помогать им для достижения общего результата. Они имеют общие цели, задания, интересы. У дошкольников в процессе такой деятельности воспитываются положительные взаимоотношения, основанные на справедливости, взаимопомощи.

Именно в коллективной совместной деятельности дети могут получать нравственные представления, овладевать нормами и правилами поведения, устанавливать положительные взаимоотношения, учиться поступать справедливо, оказывать друг другу помощь. Инициативность, стремление сделать окружающим добро, справедливость, взаимопомощь в совместной деятельности, неприятие зла - вот то, что представляет нравственную активность ребенка уже в дошкольном возрасте.

Р.С. Буре, В.Я. Воронова, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, И.В. Сушкова, Л.М. Таджибаева и др. отмечают, что у дошкольников в игре, общении формируются положительные отношения, нравственные качества.

Особенно ярко эти отношения проявляются в игре, которая представляет собой совместную деятельность. Дети в игре должны проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, чуткость, отзывчивость, взаимопомощь. У них должны быть общие интересы, цели, игровые задания. Педагог должен учитывать при выборе игры, что совместные действия способствуют воспитанию положительных взаимоотношений, основанных на доброжелательности, справедливости, взаимопомощи.

Дошкольники объединяются в игровой коллектив, им интересен нравственно-ценный сюжет игры, они соблюдают правила, двигаются быстро, общаются друг с другом - все это формирует нравственную активность у них, понимание ими, что такое хорошо и что такое плохо.

Дети получают от взрослых понятия о добре и зле, знания о некоторых нравственных качествах человека они приобретают из прочитанных рассказов, при слушании сказок, из обсуждения поступка какого-либо героя кукольного спектакля, иногда из наблюдений за поведением окружающих. Читая и рассказывая дошкольникам, воспитатели обычно уделяют много внимания моральным оценкам поведения. Так у них формируются представления и понятия о моральных качествах человека.

Моральное значение не обеспечивает само по себе существование морального сознания, сознание не сводится только к знанию. Для того чтобы моральное знание стало регулятором поведения человека, мотивом его деятельности, необходимо включить это знание в систему реальных жизненных отношений данной личности, т.е. необходимо, чтобы его знание приобрело для человека личностный смысл.

Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у дошкольников складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у детей формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1997.

2. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М., 1985.

3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.

4. Крутецкий В.А. Психология. М., 1990.

5. Зайцева И.А., Кукушин В.С. Коррекционная педагогика. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.