DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-38 УДК 37.015.3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Смаковская Н.И.
В настоящее время вопрос совершенствования психологической составляющей в профессионально-педагогической деятельности преподавателя поднимается исследователями достаточно активно.
Цель работы - исследование актуального состояния психологической культуры преподавателя технического вуза на основе разработки и внедрения системы психодиагностических инструментов в деятельность образовательного учреждения.
Методика проведения работы заключалась в самоанализе преподавателями вуза своих аудиторных занятий на основе разработанной автором методики «Психолого-педагогический анализ аудиторного занятия в техническом вузе». В исследовании приняли участие 124 преподавателя нескольких предметных и многопредметных кафедр НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
В результате изучения были разработаны и апробированы система показателей психодиагностического, социально-психологического и эмоционально-диагностического контекстов анализа занятия в техническом вузе; выявлен актуальный уровень развития психологической культуры преподавателя высшей технической школы.
Результаты исследования могут быть применимы в образовательных учреждениях системы повышения квалификации преподавателей вузов, в работе внутривузовского и внутрикафедрального психолого-педагогических семинаров. Предлагаемая нами методика эффективна в условиях самоанализа преподавателем своей педагогической деятельности.
Ключевые слова: психологическая культура преподавателя технического вуза; психодидактический контекст; социально-психологический контекст; эмоционально-диагностический контекст; психолого-педагогический анализ занятия.
CULTURE OF TEACHER TECHNICAL UNIVERSITY PSYCHO-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE CLASSES IN TNE CONTEXT OF STUDYING PSIHOLOGICAL CULTURES OF TEACHERS TECHNICAL UNIVERSITY
Smakovskaya N.I.
In this article is discussed a problem of studying the cognitive component ofpsychological culture of the technical university. The technique ofpsycho-pedagogical analysis of classroom lessons, identify indicators and levels of development of the cognitive component, summarizes the results of diagnosis.
Currently, the issue of improving the psychological component in professional and pedagogical activity of the teacher rises researchers actively.
The purpose is to study the current state ofpsychological culture of the teacher of a technical college through the development and implementation of psycho-diagnostic tools in the activities of the educational institution.
The methodology of the study included to introspection University lecturer their classroom-based methods developed by the author, «Psycho-pedagogical analysis of classroom training in a technical college». The study involved 124 of the teacher and the subject of several multi-disciplinary departments of Nizhny Novgorod State University by Alexeev R.E.
As a result of the study were developed and tested system of indicators psycho-diagnostic, socio-psychological and emotional context of the analysis of diagnostic studies at a technical college; identified current level of development of psychological culture of the teacher of the higher technical school.
The results can be applied in educational institutions of teacher training universities within universities andfaculty and psycho-pedagogical seminars. Our proposed technique is effective in terms of self-examination of their teacher teaching.
Keywords: psychological culture of the teacher of a technical college; psycho-didactic context; socio-psychological context; emotionally and diagnostic context; psychological and pedagogical analysis classes.
Введение
Совершенствование психологической культуры преподавателем высшей школы является профессиональной и личностной необходимостью в современной образовательной ситуации
[2], [4]. Личность преподавателя, качественный уровень его деятельности являются ключевыми условиями успешности инновационных преобразований в высшей школе. Это предопределяет и требования не только к предметному, но и актуальному уровню его психолого-педагогической подготовки [6], [7], [8].
Психологическая культура трактуется учеными как неотъемлемая часть общей культуры личности. В фундаментальных исследованиях подчеркивается роль, которую играет культура в современном познании человека, в изучении сложных форм человеческого поведения [1], [5], [12]. В частности, с позиций личностно-деятельностного подхода И.А. Зимняя выделяет шесть направлений, представляющих три плана общей культуры личности: культура отношения и саморегуляции - культура личности; культура интеллектуальной и предметной деятельности -культура деятельности; культура поведения и общения - культура социального взаимодействия
[3]. В контексте нашего исследования мы понимаем психологическую культуру преподавателя высшей профессиональной школы (технической, в том числе) как интегрирование актуальных психологических знаний (например, психодидактических) и реализация продуктивного профессионального и личностного потенциала в общении со студентами, в осознании потребности развития своего профессионализма [9], [10].
Постановка цели
С целью диагностики актуального уровня психологической культуры мы разработали и апробировали методику, которая показала эффективность в условиях самоанализа преподавателем своей деятельности, также очевидны возможности ее применения для анализа содержательных аспектов педагогического опыта коллег в процессе повышения профессиональной квалификации (например, при просмотре видеозаписи занятия и последующей его рефлексии преподавателем) [11].
Методика изучения
В процессе осуществления диагностики все преподаватели получили инструкцию, в которой они самостоятельно оценили степень представленности показателей в баллах от ноля до трех. Три балла преподаватель мог поставить себе, если характеристики показателя соответствовали их наличию в его деятельности стабильно и постоянно. Два балла преподаватель мог обозначить при условии достаточно высоких показателей, но проявляемых фрагментарно, ситуативно. Один балл соответствовал степени выраженности того или иного показателя в случае наличия лишь необходимых, базовых характеристик в профессионально-педагогической
деятельности, наконец, оценить свою педагогическую деятельность «0 баллов» преподаватель мог, если степень выраженности показателя соответствовала уровню ниже минимального, т.е. несоответствующего принятым функциональным нормам и обязанностям. Для создания максимально комфортных условий процедуры диагностики нами была разработана карта-алгоритм, в которой представлены характеристики показателей в соответствии с их уровнем развития (табл. 1).
Таблица 1
Карта психолого-педагогического анализа учебного занятия в техническом вузе
Этап Показатели психодидактического Уровни
контекста занятия 0 1 2 3
1.1. Реализация комплекса целей при активном
интегрировании образовательных технологий
Постановка 1.2. Соответствие технологий и формы занятия
целей потенциалу студентов
1.3. Прогнозирование траектории развития
профессиональной компетенции
2.1. Осознание мотивационной программы
преподавателем
2.2. Адекватность образовательных технологий
Реализация особенностям учебной группы
2.3. Соответствие формы целям и уровню учебной группы
2.4. Необходимость создания комплекса дидакти-
ческих инструментов коррекции качества обучения
3.1. Осознание необходимости профессионально-
Профессионально- личностной рефлексии
3.2. Наличие критериев профессионально-личностной рефлексии
личностная рефлексия 3.3. Реализация преподавателем программы профессионально-личностного самосовершенствования
1. Доминирующий стиль профессионального
взаимодействия
СПК 2. Реализация субъект-субъектных вербальных и
занятия невербальных педагогических техник
3. Наличие «нелинейных» форм организации
учебного пространства
ЭДК занятия Показатели эмоционально-диагностического контекста занятия Уровни
0 1 2 3
1. Создание состояния эмоционального комфорта в учебной группе
2. Психологические механизмы управления психоэмоциональным состоянием студентов
3. Самодиагностика и коррекция преподавателем собственного актуального эмоционального состояния
Обсуждение результатов
В процессе изучения психологической культуры нами была выявлена, к сожалению, ситуация, достаточно типичная для преподавательской среды: существует различное отношение к культивированию в профессионально-педагогической деятельности преподавателя технического университета психологических знаний, концепций, образовательных технологий и форм проведения аудиторных занятий, профессионально-личностной рефлексии, а также социально-психологических приемов и технологий диагностики психоэмоционального состояния субъектов образовательной среды. Так, 43,56 % (при п=124 - число преподавателей, участвовавших в исследовании) преподавателей продемонстрировали позицию понимания важности внедрения психолого-педагогических знаний в свою профессионально-педагогическую практику; у 56,44 % преподавателей выявлено минимальное проявление данных параметров как важнейших в успешной деятельности преподавателя как профессионала или, в единичных случаях, полное отсутствие таковых [9].
Подавляющее большинство преподавателей продемонстрировало исходный средний (39,51 %) и минимальный (50,80 %) уровни развития всех показателей. На практике это выражалось в том, что интеграция всех обозначенных ранее содержательных параметров в «сценарии» занятия на разных его этапах, как правило, происходила ситуативно, не в полном объеме, при приоритетности целей предметной подготовки.
На этапе постановки целей это означало, что преподаватели не осознавали возможность внедрения своего предмета в общую систему профессионально-личностного развития будущего инженера; они не склонны были ориентироваться в проектировании образовательных технологий и форм проведения занятия на актуальный уровень развития учебной группы и ее особенности. Преподаватели могли затрудняться в определении ожидаемого уровня развития и признаков освоения содержания студентами «своего» предмета, а также признаков их профессионального и личностного развития на основе «своей» предметной дисциплины.
На процессуальном этапе занятия по всем показателям было выявлено преобладание среднего и низкого уровни развития. Большая часть преподавателей в выборе инструментов мотивации студентов, в готовности к решению нестандартных педагогических ситуаций и включению элементов импровизационности в педагогическое взаимодействие, в разработке оценочных заданий ориентировалась преимущественно на задачи освоения содержания предмета. Особую трудность из обозначенных показателей испытывали преподаватели при разработке контрольных задач, имеющих личностный смысл и ориентированных на будущую профессиональную деятельность, причем, часто преподаватели были «озадачены» нестандартной педагогической ситуацией, не предполагая возможность ее возникновения в сценарном плане учебного занятия.
Данные анализа рефлексивного этапа деятельности преподавателя соотносимы с результатами анализа предыдущих этапов. Общая тенденция заключается в том, что, как правило, все испытуемые не могли выстроить свою деятельность в соответствии с ключевой целью - профессионально-личностное становление будущего инженера. Отметим, что у преподавателей при понимании важности профессионально-личностной рефлексии она не всегда осуществляется на основе ее полного алгоритма; преподавателям было свойственно наличие достаточно продуманной программы самосовершенствования в области своих предметно-профессиональных интересов, в научно-исследовательской деятельности и в разработке для студента индивидуального маршрута его профессионального становления как инженера.
Анализ социально-психологического контекста занятия показал, что по всем показателям лишь у незначительной части преподавателей, участвовавших в исследовании, был выявлен исходный максимальный уровень развития. Все-таки самой распространенной была ситуация, в которой преподаватели при развитой интерактивной позиции не всегда могли организовать форму и пространство педагогического взаимодействия, адекватные целям профессионально-личностного развития студентов, причем не все студенты проявляли личную заинтересованную позицию как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Изучение эмоционально-диагностического параметра занятия позволило нам выявить, что у преподавателей отмечаются достаточно высокие значения по показателю «характеристики эмоционально комфортного состояния педагогического взаимодействия»; наибольшие сложности преподаватели испытали при обозначении психологических приемов и методов, адекватных задачам профессионально-личностного развития студентов. Также преподаватели порой затруднялись в выявлении психологических механизмов, препятствовавших успешной реализации всего репертуара целей занятия, причиной которых является сам преподаватель, его индивидуальные психоэмоциональные и личностные особенности.
Выводы
Представленные результаты подтверждают существующее мнение, которое можно обозначить как отставание сложившейся ситуации в образовательной практике в высшей профессиональной школе от существующих данных научных психолого-педагогических исследований [8], [13], [14]. Следует отметить, что определить в полном объеме весь комплекс показателей в структуре психологической культуры преподавателя технического вуза лишь на основе анализа занятия невозможно. Психологическая культура, являясь многомерной характеристикой преподавателя как личности и субъекта деятельности, нуждается в постоянном исследовании на основе разработки диагностического инструментария для психолого-педагогического мониторинга профессионально-педагогической деятельности преподавателей на базе создания экспериментально-диагностической лаборатории в системе внутривузовского и внутрикафе-дрального повышения квалификации в техническом университете.
Список литературы
1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. 413 с.
2. Вербицкий А.А., Ильясова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: Монография. - М.: Логос, 2011. 288 с.
3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. URL: http://wwweidos.ru/journal/2006/0504.htm (дата обращения: 04.04.2014).
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. URL: http://txtb. ru/81/index.html. (дата обращения: 22.12.2013).
5. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк. - М.: Прогресс, 1977. 260 с.
6. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Под ред. В.Д. Шадри-кова, И.В. Кузнецовой]. URL: http://dsburatino5.ucoz.ru/kab_metodista/metodika_ocenki.pdf (дата обращения: 04.04.2014).
7. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Академический проект, 2010. 403 с.
8. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: Монография. - СПб., 2002. 174 с.
9. Смаковская Н.И. Готовность к восприятию психологических знаний у преподавателей высшей технической школы как основа совершенствования их психологической культуры // В мире научных открытий, 2013. № 11.4(47). С. 353-362.
10. Смаковская Н.И. Психологическая осведомленность в структуре психологической культуры преподавателя высшей технической школы // Нижегородское образование, 2014. № 1. С. 40-44.
11. Смаковская Н.И. Изучение когнитивного компонента психологической культуры преподавателя технического вуза / Н.И. Смаковская, Т.М. Сорокина // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал, 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/118-14076 (дата обращения: 25.07.2014).
12. Психология и культура [Под ред. Д. Мацумото]. - СПб.: Питер, 2003. 718 с.
13. Semikin V.V. Psychologische Kultur in der schulbildund. Hoffiiungen Dilemmata und Probleme einer nationalen Schulreform in europaischer Dimension. - Potsdam: Univ.-Bbliotek, 2002.
14. Reynolds W., Miller G. Handbook of psychology. Vol. 7 Educational. Irving B.Weiner Editor-in-Chif John Wiley & Sons. 2003.
References
1. Bruner J. Psychology of cognition. Beyond the immediate information. - Moscow: Progress, 1977. 413 p.
2. Verbitsky A.A., Ilyasova M.D. Invariants ofprofessionalism: problems offormation. - Moscow: Logos, 2011. 288 p.
3. Zimnyay I.A. General culture and social and professional competence of the person: http://ww-weidos.ru/journal/2006/0504.htm (accessed April 4, 2014).
4. Isaev I.F. Professional-pedagogical culture of the teachers: http://txtb.ru/81/index.html/ (accessed December 22, 2013).
5. Cole M., Scribner C. Culture and thought: a psychological essay. - Moscow: Progress, 1977. 260 p.
6. Shadrikov C.D., Kuznetsova I. V. The method of estimating the level of qualification of teaching staff: http://dsburatino5.ucoz.ru/kab_metodista/metodika_ocenki.pdf (accessed April 4, 2014).
7. Popkov V. A., Korzhuev A.V. Theory and practice of higher education [The manual for additional pedagogical education]. - Moscow: Academical project, 2010. 403 p.
8. Semikin V.V. Psychological culture in education human. - Saint-Petersburg, 2002. 174 p.
9. Smakovskaya N.I. Readiness to accept psychological knowledge among teachers of the higher technical school as a basis for improving their psychological culture [In the world of scientific discoveries], no. 11.4(47) (2013): 353-362.
10. Smakovskaya N.I. Psychological awareness in the structure of psychological culture of the teacher of the higher technical school [Education in Nizhny Novgorod], no. 1 (2014): 40-44.
11. Smakovskaya N.I., Sorokina T.M. The study of the cognitive component of the psychological culture of teacher technical University [Modern problems of science and education], no. 4 (2014) http://www.science-education.ru/118-14076 (accessed July 25, 2014).
12. Psychology and culture. - Saint- Petersburg: Petersburg, 2003. 718 p.
13. Semikin V.V. Psychologische Kultur in der schulbildund. [Hoffiiungen Dilemmata undProbleme einer nationalen Schulreform in europaischer Dimension]. - Potsdam: Univ.-Bbliotek, 2002.
14. Reynolds W., Miller G. Handbook of psychology. [Vol. 7 Educational]. Irving B.Weiner Editor-in-Chif John Wiley & Sons. 2003.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Смаковская Наталья Ивановна, доцент кафедры общественных наук, кандидат психологических наук
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева ул. Минина, д. 24, г. Н. Новгород, 603155, Россия e-mail: smakovska@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Natalya Ivanovna Smakovskaya, associate professor, candidate of psychological science Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev Minina street, 24, Nizhny Novgorod, 603155, Russia e-mail: smakovska@mail.ru
Рецензент:
Рябчикова Е.П., кандидат философских наук, доцент ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»