Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов в военном вузе'

Психолого-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / КУРСАНТ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / QUALITIES IMPORTANT FOR PROFESSION / VOCATIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION / RATIONAL DISTRIBUTION / CRITERIA OF VOCATIONAL FITNESS / SUCCESSFUL TRAINING / EXTERNAL CRITERION / CORRELATION ANALYSIS / CLUSTER ANALYSIS / STUDENT / MILITARY HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карякин Вячеслав Борисович

В статье представлены результаты пилотажного эксперимента по обоснованию необходимости разработки критериев профессионального отбора и рационального распределения кандидатов на обучение в военном институте по специальностям среднего профессионального образования. Данные исследования показали, что уровень развития предварительно выявленных профессионально важных качеств влияет на успешность обучения будущих военных специалистов. Оценка таких качеств у кандидатов на обучение в военном вузе поможет разработать критерии рационального распределения кандидатов на обучение по направлениям специализации и спрогнозировать успешность освоения курсантами специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карякин Вячеслав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVING PROFESSIONAL TRAINING IN MILITARY HIGHER SCHOOLS

The article presents the results of a pilot experiment focused on justification of the need for development of criteria of professional selection and rational placement of military institute entrants who apply for higher vocational education. The research data shows that professionally important qualities identified beforehand influence the successful training of future military specialists. The assessment of such qualities of candidates for training in a military higher school will help to develop criteria of rational placement of students for training in specific specialization areas and to predict the successful mastering of professional skills by the students.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов в военном вузе»

УДК 159.9:377:378.6 Карякин Вячеслав Борисович

соискатель кафедры общей и профессиональной педагогики филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Karyakin Vyacheslav Borisovich PhD student,

General and Professional Pedagogics Department, Slavyansk-on-Kuban branch of Kuban State University

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVING PROFESSIONAL TRAINING IN MILITARY HIGHER SCHOOLS

Аннотация:

В статье представлены результаты пилотажного эксперимента по обоснованию необходимости разработки критериев профессионального отбора и рационального распределения кандидатов на обучение в военном институте по специальностям среднего профессионального образования. Данные исследования показали, что уровень развития предварительно выявленных профессионально важных качеств влияет на успешность обучения будущих военных специалистов. Оценка таких качеств у кандидатов на обучение в военном вузе поможет разработать критерии рационального распределения кандидатов на обучение по направлениям специализации и спрогнозировать успешность освоения курсантами специальностей.

Ключевые слова:

профессионально важные качества, профессиональный психологический отбор, рациональное распределение, критерии профессиональной пригодности, успешность обучения, корреляционный анализ, кластерный анализ, курсант, военный вуз.

Summary:

The article presents the results of a pilot experiment focused on justification of the need for development of criteria of professional selection and rational placement of military institute entrants who apply for higher vocational education. The research data shows that professionally important qualities identified beforehand influence the successful training of future military specialists. The assessment of such qualities of candidates for training in a military higher school will help to develop criteria of rational placement of students for training in specific specialization areas and to predict the successful mastering of professional skills by the students.

Keywords:

qualities important for profession, vocational psychological selection, rational distribution, criteria of vocational fitness, successful training, external criterion, correlation analysis, cluster analysis, student, military higher school.

На современном этапе общество находится на такой стадии своего развития, когда общественный прогресс не может осуществляться вне прогресса личности специалиста любой отрасли и совершенствования его профессионально важных качеств. Как никогда раньше, в современных условиях возросло значение профессиональной подготовленности и компетентности военных кадров при решении ответственных задач по обороне государства.

Для успешного овладения воинской специальностью и последующей успешной деятельности на всем протяжении службы курсанты военных институтов должны обладать не только достаточно высокими моральными и профессиональными качествами, хорошим здоровьем, но и развитыми психологическими и психофизическими данными: нервно-психической устойчивостью, выносливостью, высокой работоспособностью в экстремальных условиях. Профессиональный психологический отбор предполагает систему мер, способствующих зачислению в военный институт кандидатов, у которых должны оптимально сочетаться конкретные функциональные данные, важные для предстоящей воинской деятельности, с моральными, социально-психологическими, психофизиологическими и другими особенностями личности. Правильно организованный профессиональный психологический отбор дает возможность при всех остальных равных условиях с наибольшей эффективностью решать задачи по подготовке высококвалифицированных военных специалистов [1].

Профессиональный психологический отбор в военные вузы построен и функционирует на основе известных принципов: научной обоснованности, комплексности, группирования специальностей, практичности, динамичности, активности. Решение вопроса о профессиональной пригодности для военной службы основывается на обобщении всей имеющейся информации о человеке, в том числе и сведений, которые плохо поддаются формализации (биографические данные, мотивация, стилевые особенности и т. д.). Количественные критерии, рассчитанные на основе тестовых показателей, имеют рамочный характер.

По результатам проведенного обследования выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности кандидата на обучение (рекомендуется в первую очередь, рекомендуется, рекомендуется условно, не рекомендуется), которое приобщается к его личному делу и направляется в институт. Казалось бы, проблема профессионального отбора решена. Однако опыт работы с кандидатами, поступающими в военный вуз, показал, что проблемы все-таки существуют. Несмотря на то что критерии профессиональной пригодности для службы в военных вузах разрабатывались с позиций системного подхода, в них, на наш взгляд, не в должной мере отражена специфика деятельности по направлению подготовки, а именно специфические качества специалиста конкретной воинской должности. Для того чтобы учитывать эти качества, их необходимо выявить в ходе профессиографических исследований, а затем оценить у кандидатов на обучение с помощью разработанного диагностического инструментария [2]. Немаловажным является и тот факт, что не все кандидаты, поступающие в военный вуз на обучение по программам среднего профессионального образования, четко знают, какую специальность они хотят освоить. В таких условиях актуальной является задача рационального распределения кандидатов на обучение с учетом их психофизиологических и психологических особенностей на основе разработанных для каждой специальности критериев.

В ходе теоретического этапа нами были проанализированы подходы к отбору и рациональному распределению по направлениям специализации кандидатов на обучение в военных образовательных учреждениях, правовые основы проведения мероприятий по рациональному распределению кандидатов на обучение, результаты профессиографических исследований должностей некоторых специалистов.

Для уточнения гипотезы о влиянии профессионально важных качеств на успешность овладения профессией в ходе экспериментального этапа исследования нами была выполнена оценка уровня развития некоторых профессионально важных качеств курсантов и рассчитана степень их влияния на успешность обучения методами математической статистики. С этой целью были проведены: психологический анализ деятельности специалистов для выявления общих для всех профессионально важных качеств, экспертная оценка профессионально важных качеств специалистов среднего звена (с участием в качестве экспертов наиболее опытных в данной специальности сотрудников), подбор методик для выявления и оценки выделенных качеств у курсантов, выбор критериев успешности обучения, экспериментальная проверка предварительно выявленных профессионально важных качеств (установление связи между выраженностью выделенных индивидуально-психологических качеств и успешностью обучения курсантов с помощью корреляционного анализа и непараметрических методов математической статистики).

Пилотажный этап включал:

- тестирование выборки курсантов с использованием комплектов тестов из восьми методик;

- формирование базы данных, содержащей показатели успешности деятельности курсантов, а именно оценок, полученных ими при поступлении в институт и в ходе трех экзаменационных сессий (всего 42 показателя, объединенные в пять блоков);

- математико-статистическую обработку результатов. В ходе анализа данных получены значимые (р < 0,05) корреляционные связи как между показателями выделенных блоков внешнего критерия, так и между показателями тестов и средними оценками за блок, что позволяет продолжить исследование, предварительно скорректировав комплект тестов с учетом полученных результатов и рекомендаций руководящих документов по организации и проведению психологического обследования.

Изучение деятельности военнослужащих осуществлялось путем анализа соответствующей литературы и документации (отчетов о научно-исследовательских работах, проведенных в военных вузах). В результате анализа литературных источников был составлен перечень психологических качеств, свойств, состояний. Параллельно с психологическим анализом деятельности и независимо от него первоначальное выявление профессионально важных качеств проводилось также методом экспертных оценок. В итоге были предварительно выявлены индивидуально-психологические качества, профессионально важные для всех специалистов. Это: сила и выносливость нервной системы, концентрация внимания, оперативная память, способность к сложнокоординированным действиям, пространственное воображение, активность и гибкость мышления, сообразительность, а также нервно-психическая устойчивость. Последняя в данном случае трактовалась как отсутствие фрустрированности, агрессивности, ригидности и наличие признаков позитивного отношения к себе и миру.

На следующем этапе работы нами осуществлялся подбор методик [3], предназначенных для оценки выделенных индивидуально-психологических качеств (табл. 1).

Таблица 1 - Индивидуально-психологические качества военного специалиста и методики их выявления_

№ п/п Индивидуально-психологическое качество Психодиагностическая методика

1. Сила и выносливость нервной системы Теппинг-тест

2. Концентрация внимания Корректурная проба Бурдона-Анфимова

3. Оперативная память Слухоречевая память

4. Способность к сложнокоординированным действиям и пространственное воображение Линеограмма 1

Линеограмма 2

5. Оперативная память Оперативная память

6. Активность, гибкость мышления, сообразительность Установление закономерностей

7. Отсутствие фрустрированности Самооценка фрустрированности

8. Отсутствие агрессивности Самооценка агрессивности

9. Отсутствие ригидности Самооценка ригидности

Для экспериментальной проверки профессионально важных качеств был определен критерий успешности обучения курсантов. Оценка успешности обучения или эффективности практической деятельности специалиста является одним из показателей целесообразности использования его по данной специальности. К сожалению, на практике достаточно трудно выделить объективный внешний критерий, по которому можно было бы сделать такую оценку. Успешность обучения нами оценена по результатам текущей успеваемости курсантов за три семестра. Все оценки сгруппированы в пять условных блоков: военно-профессиональный, математический, физической культуры, гуманитарный, общепрофессиональный. В каждый блок вошло от трех до восьми оценок.

В результате все курсанты были разделены на три условные группы: «успешные» - средняя оценка за блок больше или равна 4; «неуспешные» - средняя оценка за блок меньше или равна 3,5; остальные - «среднеуспешные». Распределение выборки показано в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение экспериментальной выборки курсантов по критерию успешности обучения_

Наименование блока Количество курсантов

успешных среднеуспешных неуспешных

Военно-профессиональный 70 18 47

Математический 73 32 30

Физической культуры 69 20 46

Гуманитарный 96 23 16

Общепрофессиональный 43 42 50

На следующем этапе была проведена экспериментальная проверка предварительно выявленных профессионально важных качеств. Эксперимент заключался в установлении связи (или отсутствии таковой) между уровнем развития выявленных качеств у будущих специалистов и оценкой эффективности их деятельности (в нашем случае - с оценкой их учебной деятельности).

В ходе математико-статистической обработки результатов тестирования применялся корреляционный анализ [4]. Расчеты проводились с использованием пакета Statgraphics Plus for Windows.

В процессе математико-статистической обработки получены достоверные связи (значение коэффициентов корреляции r при уровне значимости p < 0,05) между следующими оценками за блок и показателями тестов:

- средней оценкой за математический блок и показателем теста «Линеограмма 2» (r = 0,28);

- средней оценкой за военно-профессиональный блок и показателем теста «Установление закономерностей» (r = 0,33);

- средней оценкой за гуманитарный блок и показателем теста «Слухоречевая память» (r = 0,33);

- средней оценкой за общепрофессиональный блок и показателем:

- теста «Линеограмма 1» (r = 0,27);

- теста «Линеограмма 2» (r = 0,28);

- опросника «Фрустрированность» (r = -0,25).

Кроме корреляционного анализа, в качестве дублирующего метода использовался непараметрический критерий Фишера [5]. С целью его применения вся выборка по результатам тестирования также была разделена на три условные группы: высокий уровень - 7-10 стенов; средний уровень - 5-6 стенов; низкий уровень - 1-4 стена (табл. 3).

Таблица 3 - Распределение экспериментальной выборки по результатам тестирования

Показатель теста Количество к /рсантов

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Всего

Корректурная проба Бурдона-Анфимова (ВА) 17 52 28 97

Теппинг-тест: - количество точек в первом квадрате (t1) - количество точек в шести квадратах (Tep) 61 51 11 20 CD h- 118 118

Слухоречевая память (Sluh) 44 48 19 111

Линеограмма 1 (L1) 54 6 10 70

Линеограмма 2 (L2) 21 13 43 77

Оперативная память (Op P) 3 8 8 19

Установление закономерностей (UZ) 16 20 4 40

Самооценка фрустрированности (Frustr) 77 38 16 131

Самооценка агрессивности (Agres) 45 6 80 131

Самооценка ригидности (Rigid) 67 13 51 131

Для расчета критерия Фишера выборка была распределена по результатам тестирования и по результатам успешности обучения. С целью повышения достоверности результатов (за счет увеличения численности групп) в группу «неуспешных» по блоку были отнесены как «неуспешные», так и «среднеуспешные» курсанты. Полученные значения критерия Фишера приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Значения критерия Фишера

Показатель теста Значение критерия Фишера по блоку

военно-профессио- математиче- физической гуманитарному общепрофес-

нальному скому культуры сиональному

BA 0,91 1,15 1,61 0,44 0,37

t1 0,25 1,15 0,15 1,15 0,53

Tep 0,82 1,27 0,97 2,75 0,15

L1 2,86 0,98 0,91 0,77 2,15

L2 1,15 2,06 0,63 0,35 2,24

Op P 0,88 0,88 2,69 1,71 2,32

Sluh 1,58 0,69 0,43 1,84 1,24

UZ 2,81 2,81 3,50 2,45 2,12

Agres 0,06 0,63 0,63 0,56 0,88

Frustr 1,08 1,13 2,11 0,78 2,49

Rigid 0,31 0,56 1,77 1,10 0,98

Примечание: жирным шрифтом выделены значения критерия с уровнем значимости р < 0,05

Анализ результатов, полученных этими методами, подтвердил гипотезу о различии успешности обучения в группах с различными уровнями развития тех или иных качеств курсантов.

Кроме этого, анализ полученных корреляционных связей между блоками (рис. 1) позволяет

В связи с этим была предпринята попытка создания на основе всех блоков интегрального критерия, характеризующего успешность деятельности курсантов. Для решения поставленной задачи использовался кластерный анализ [6].

Расчеты были реализованы при помощи процедуры Special / Multivariate Methods / Cluster Analysis, входящей в Statgraphics Plus for Windows с использованием метода Варда (Ward's Method). При использовании кластерного анализа всегда необходимо осознавать, что итоговый результат является лишь одним из возможных и его необходимо сравнить с аналогичными результатами, полученными с применением других комбинаций метрик, алгоритмов объединения и т. д., а также с использованием других методов анализа данных.

Полученная в ходе кластерного анализа дендрограмма позволила сделать вывод о возможности выделения на данном этапе исследования трех условных групп успешности курсантов (рис. 2).

Рисунок 2 - Дендрограмма кластеризации выборки испытуемых методом Варда

Распределение экспериментальной выборки по кластерам показано в таблице 5.

Таблица 5 - Распределение экспериментальной выборки по кластерам

Кластер Количество курсантов в группе

1 - «неуспешные» 53 39,26 %

2 - «среднеуспешные» 51 37,78 %

3 - «успешные» 31 22,96 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для всех групп успешности рассчитаны средние оценки по каждому блоку. Значения коэффициентов корреляции между условным номером группы успешности, в которую был определен курсант по результатам кластерного анализа, и итоговой оценкой, полученной им по каждому блоку, значимы (р < 0,01) и достаточно высоки для всех блоков:

- для военно-профессионального блока (SR_VPB) г = 0,66;

- для математического (SR_MB) г = 0,59;

- для блока физической культуры (SR_FP) г = 0,62;

- для гуманитарного (SR_GumB) г = 0,63;

- для общепрофессионального (SR_ObProfB) г = 0,66.

Это позволяет говорить о примерно равном вкладе каждого из блоков в итоговый показатель.

Для объективизации внешнего критерия мы дополнительно исследовали возможный характер влияния результатов вступительных испытаний на успешность обучения курсантов. В ходе анализа получены значимые коэффициенты корреляции внутри блока «Результаты вступительных экзаменов»: между оценками по математике и физике (г = 0,22) и между средним баллом аттестата о среднем образовании и оценкой по русскому языку (г = 0,33).

Значения коэффициентов корреляции между условным номером группы успешности обучения и результатами вступительных экзаменов (средний балл аттестата) показывают, что на основании этих оценок сложно прогнозировать успешность обучения курсантов. Так, получены значимые коэффициенты корреляции (р < 0,05) только с оценками по математике (Matem) r = 0,31 и физике (Fizik) r = 0,21. Коэффициенты корреляции с оценкой по русскому языку (Rus) и средним баллом аттестата (Sred_ball) не значимы.

Вместе с тем анализ распределения выборки курсантов по результатам вступительных экзаменов и успешности обучения, а также рассчитанные на их основе значения критерия Фишера позволяют говорить о том, что курсанты, получившие высокие оценки на экзаменах, как правило, имеют более высокие оценки только по математическому и общепрофессиональному блокам дисциплин, а кандидаты, успешно сдавшие вступительный экзамен по математике, как правило, в дальнейшем демонстрируют хорошую успеваемость по всем блокам дисциплин.

В результате проведенного эксперимента удалось подтвердить, что уровень развития предварительно выявленных профессионально важных качеств (силы и выносливости нервной системы, концентрации внимания, оперативной памяти, способности к сложнокоординирован-ным действиям, пространственного воображения, активности и гибкости мышления, сообразительности, нервно-психической устойчивости) влияет на успешность обучения будущих военных специалистов. Оценка указанных качеств (и качеств, которые будут выявлены в основном эксперименте) у кандидатов на обучение в институте поможет разработать критерии рационального распределения кандидатов на обучение по направлениям специализации и прогнозировать успешность освоения курсантами специальностей.

В рамках проведения основного эксперимента с целью уточнения профессионально важных качеств специалистов, построения тестовых норм и определения критериев профессиональной пригодности и рационального распределения по направлениям специализации планируется проведение следующих мероприятий: тестирования и ретестирования (с целью проверки психометрических характеристик тестов) всех кандидатов на обучение в институте по специальностям среднего профессионального образования (для построения тестовых норм); апробации диагностического инструментария; разработки компьютерной программы обработки результатов тестирования.

Таким образом, резервы повышения качества подготовки военных специалистов среднего звена в установленные сроки и успешность выполнения ими профессиональной деятельности в настоящее время обусловливаются совершенствованием мероприятий системы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в военном вузе. Научно-методическую основу этой системы составляет знание закономерностей формирования и развития психофизиологических и личностных качеств курсантов, влияющих на успешность профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности. В связи с этим безусловно важными и актуальными мероприятиями являются: изучение особенностей деятельности специалистов, их психологических и характерологических качеств, совершенствование оценки профессиональной пригодности в ходе профессионального отбора и рационального распределения кандидатов на обучение по направлениям специализации.

Ссылки:

1. Материалы науч.-практ. конф. по проблемам создания и функционирования единой в Вооруженных Силах Российской Федерации системы профессионального психологического отбора. М., 1999. 161 с.

2. Глушко А.Н. Основные этапы подбора и адаптации психодиагностических методик в целях профессионального психологического отбора. М., 1991.

3. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования : практикум. СПб., 2008.

4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация : учеб. пособие. М., 2007.

5. Там же.

6. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.