Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития способности студентов технического вуза к самоуправлению'

Психолого-педагогические условия развития способности студентов технического вуза к самоуправлению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / СВОБОДА ВЫБОРА / ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / STUDENT GOVERNMENT / FREEDOM OF CHOICE / NEED FOR PERSONALIZATION / PROBLEMATIC SITUATION / PROJECT-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиль Людмила Болеславна, Полицинский Евгений Валериевич

В статье рассматриваются методологические, организационные, содержательные и мотивационные условия развития способности студентов технического вуза к самоуправлению, описана организация самоуправляемой познавательной деятельности студентов с применением современных технических средств и проблемного метода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гиль Людмила Болеславна, Полицинский Евгений Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers methodological, administration, motivating factors of students' skills development for student government in technical institution of higher education, arrangement of students' cognitive activity using modern technologies and problem method of learning.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития способности студентов технического вуза к самоуправлению»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К САМОУПРАВЛЕНИЮ

Л.Б. Гиль, Е.В. Полицинский

В статье рассматриваются методологические, организационные, содержательные и мотивационные условия развития способности студентов технического вуза к самоуправлению, описана организация самоуправляемой познавательной деятельности студентов с применением современных технических средств и проблемного метода обучения.

Ключевые слова: самоуправление, свобода выбора, потребность в персона-лизации, проблемная ситуация, метод проектов.

Psychological and pedagogical factors of students' skills development for student government in technical institution of higher education. The article considers methodological, administration, motivating factors of students' skills development for student government in technical institution of higher education, arrangement of students' cognitive activity using modern technologies and problem method of learning.

Key words: student government, freedom of choice, needfor personalization, problematic situation, project-based learning.

Противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире технологических процессов и ограниченными возможностями их усвоения индивидом приводит к необходимости обновления инженерного образования на основе максимального развития способности будущих специалистов к саморазвитию, необходимым компонентом которой является способность к самоуправлению.

Квалифицированный конкурентоспособный инженер должен уметь не только применять на практике новейшие теории, но и знать, как вырабатываются новые знания, владеть навыками самостоятельной исследовательской деятельности. Придя на производство, выпускник вынужден будет сам формулировать конкретные задачи, исходя из общих направлений деятельности, сам определять методы и средства их

решения, и всё это часто в условиях неполной или избыточной информации, недостатка времени, поэтому способность к самоуправлению становится значимой профессиональной компетенцией будущего специалиста, а основной целью педагогической деятельности -создание условий введения личности каждого обучаемого в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий, научение механизмам самопознания, самоорганизации и самообразования, развитие способности к самоуправлению.

«Ещё Л. С. Выготский отмечал, что развитие способностей - это, прежде всего овладение субъектом своими способностями» [6]. Результатом развития способности к самоуправлению должно стать овладение студентами «способностью ориентироваться в си-

туации, умением видеть проблему и анализировать противоречия, ставить цель, планировать и прогнозировать результат деятельности, формировать критерии оценки качества, осуществлять самоконтроль и коррекцию» [5].

По нашему мнению, можно выделить четыре группы психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития способности к самоуправлению: методологические, мотивационные, организационные, содержательные.

Методологическими условиями являются: системный, личностно-де-ятельностный, контекстно-компетент-ностный подходы к обучению; принципы обучения: оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности, гуманизации, активности и самостоятельности, обучение на высоком уровне трудности. Группа мотивационных условий включает: вовлечение студентов в активную творческую деятельность (система заданий на развитие интеллектуальных умений, выполнение проектов в условиях производства, участие в студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах); создание ситуаций свободы выбора для укрепления и осознания мотивов собственной субъектной позиции; система рейтингового контроля и самоконтроля познавательной деятельности студентов; позитивная открытость по отношению к студентам. Организационными условиями являются: сочетание различных методов обучения с постепенным нарастанием проблемно-поисковых элементов в обучении с учётом субъективного опыта обучающихся; психолого-педагогический мониторинг; использование компьютерных и автоматизированных средств обучения. К содержательным условиям 22

относятся: учебно-методический комплекс (программа с учётом требований государственного стандарта, технологические карты, рейтинг-листы, листы самоконтроля, учебные пособия с вариантами заданий для самоконтроля с помощью контролирующего устройства «Символ-вуз»); диагностический материал для психолого-педагогического мониторинга.

Задача развития способности к самоуправлению требует перехода к активной самостоятельной самоуправляемой познавательной деятельности студентов и непрерывному управлению (постепенно переходящего к координированию) преподавателем этой деятельностью. Непрерывная органи-зационно-стимулирующая деятельность преподавателя осуществляется при помощи технологической карты, рейтинг-листа, которые составляются на семестр и выдаются студентам на первом занятии (с возможностью его уточнения на месяц), листа самоконтроля результатов всех видов самостоятельной работы студентов.

Технологическая карта (ТК) позволяет видеть целостно изучаемый раздел, содержит темы лекционных и практических занятий, количество часов, необходимых для изучения каждой темы, даты проведения занятий, коллоквиумов, защит ИДЗ, презентаций, контрольных работ, задания для самоконтроля с учётом состава интеллектуальных умений, домашние задания с возможностью самопроверки с помощью автоматизированного контролирующего устройства КУ «Символ-вуз», тексты ИДЗ.

Основные цели применения технологической карты и её приложений:

- развитие способности самоуправления познавательной деятельностью студентов;

- координация самостоятельной самоуправляемой познавательной деятельности студентов;

- создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов собственной субъектной позиции.

Важным моментом работы с технологической картой является возможность студентов выбирать собственную траекторию обучения и уровень сложности задач, предлагаемых по теме.

Основными этапами работы с ТК являются:

I. Этап целеполагания, планирования совместной деятельности преподавателя и студента. На этом этапе преподаватель информирует о темах, которые предстоит изучить в семестре,

формулирует результаты и формы контроля их изучения с указанием дат защиты ИДЗ, выполнения контрольных и зачётных работ по темам. Преподаватель также выдаёт студентам рейтинг-лист с указанием количества баллов за каждый вид выполненной учебной деятельности. Получив целостную информацию на семестр, студент определяет цели изучения материала, усилия, необходимые для их реализации, формирует план достижения целей; для выполнения плана предстоящей деятельности и самоконтроля составляет на основе рейтинг-листа индивидуальный лист самоконтроля (самоучёта деятельности студента) (см. табл.1).

Таблица 1

Лист самоконтроля познавательной деятельности студента

Даты Виды работ по темам Баллы (тах) Отметка о выполнении Самооценка Внешняя оценка

Линейная и векторная алгебра (лк-16, пр-8)

II. Этап координирования самоуправления познавательной деятельностью студентов (функция преподавателя - организационно-стимулирующая; функция обучающегося - самоуправление деятельностью). Преподаватель организует и проводит аудиторные занятия (лекции, практические занятия, консультации) согласно ТК, студенты реализуют индивидуальный план познавательной деятельности, отмечая и оценивая в листе самоконтроля выполненные этапы этой деятельности.

III. Оценочно-рефлексивный. На этом этапе на основе сочетания самоконтроля и самооценки студента с контролем преподавателя выявляются и анализируются затруднения и их

причины в усвоении знаний, умений и навыков, предусмотренных при планировании; если есть разрыв между запланированным и действительным, анализируется что надо пересмотреть в процессе самоуправления, проводятся корректирующие мероприятия.

Для организации познавательной деятельности студентов на практических занятиях и самостоятельной внеаудиторной работы создан комплект учебных пособий, являющийся одним из компонентов учебно-методического комплекса, направленного на развитие способности к самоуправлению. В этих пособиях содержится краткий теоретический материал по темам, структурно-логические схемы, опорные задачи, тео-

ретические вопросы для самопроверки, задачи разного уровня когнитивной сложности и операционной ценности для самоконтроля, тексты индивидуальных домашних заданий.

Для оперативной обратной связи, быстрого получения информации об эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов, оперативного регулирования и коррекции обучения, а также развития умений самоконтроля студентов задания в сборнике предполагают самопроверку с помощью автоматизированного контролирующего устройства (КУ) «Символ-вуз». Приведём пример задания из сборника.

D-

-3

2 3 0 Вычислить элемент а

(ЦС) Даны матрицы В-1 4 3 -Л -2 0 1 0 2 2 ^ матрицы ВЩ4; С. 28].

Вычислив значение элемента а матрицы ВД студенту достаточно ввести код ответа (ЦС) (ответы кодируются преподавателями с помощью компьютерной программы) и нажать клавишу «Контроль» на контролирующем устройстве. По загоревшейся лампочке определяется правильность решённой задачи. При такой форме организации обратной связи преподаватель больше времени уделяет индивидуальной работе со студентами (особенно со слабоуспевающими), самостоятельно работающие студенты имеют возможность оперативно получать информацию о правильности выполненного задания, возможность корректировать решение задачи по «горячим следам».

Также помогает студентам выполнять самопроверку при решении задач, включающих операции с матрицами, 24

численное интегрирование, расчет неизвестных статистических параметров распределения случайной величины и др. применение программы Microsoft Excel.

Внедрение в образовательный процесс технических и компьютерных средств обучения (автоматизированного устройства «Символ-вуз», интерактивных досок и др.) способствует развитию навыков самоконтроля и самокоррекции, позволяет повысить мотивацию самостоятельной познавательной деятельности студентов, развивает способность ориентироваться в ситуации. С помощью интерактивной доски учебная ситуация представляется в более обобщенном, систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике. Электронные интерактивные доски SMART Board поддерживают на занятии атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии -это существенно помогает реализации постановки и разрешения проблемных ситуаций, так необходимых для организации познавательной деятельности, направленной на развитие способности самоуправления.

При организации познавательной деятельности целесообразно использовать групповые формы работы, особенно работу в малых группах (по 2, 3 или 4 студента), когда мотивация к самоуправлению повышается за счет потребности каждого студента в «персонализации» (термин введён В.А. Петровским). Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в персо-нализации» [2; С. 358].

В группах студенты с более высоким уровнем обученности мотивируются за счёт персонализации - признания их другими людьми как личности, значимой для них, а с более низким уровнем - за счёт достижения успехов через самореализацию. Особенно эффективно это происходит при реализации проектной деятельности студентов, так как при выполнении учебных проектов в условиях производства бывают востребованы специальные компетенции, которыми нередко владеют слабоуспевающие студенты.

Проектный метод обучения, когда обучающиеся не получают знания в готовом виде, а создают их в процессе обучения, имеет большие возможности для развития способности к самоуправлению. Как отмечает Е.С. Полат: метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом[3].

В рамках проекта все организационные и самоуправленческие усилия студентов направлены на создание объекта, являющегося совокупностью разработанных, обоснованных и выстроенных идей, поэтому вполне правомерно понимать проектирование как постоянный процесс анализа ситуации, прогнозирования, целеполагания, выработки критериев оценки, планирования своих действий, принятия решения, самоконтроля, коррекции, т.е. как процесс, способствующий выработке умений самоуправления.

Проектная деятельность создаёт условия для развития рефлексивного компонента способности к самоуправлению. Участник проекта получает

возможность выявить оценку по отношению «к себе в проекте». Развитие рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний способствует осознанию студентами необходимости изучения своих индивидуально-личностных особенностей в целях дальнейшего самопознания и саморазвития, развития способности самоуправления.

Метод проектов «как источник интеллектуальной инициативы, активности и творчества мышления и деятельности» [1, с.58] предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Игровое проектирование переходит в реальное проектирование, если его результатом является решение конкретной практической проблемы, а сам процесс переносится в условия действующего предприятия. Технология проектного обучения рассматривается нами как способ организации учебного процесса, основанный на взаимодействии педагога и студентов между собой и окружающей средой, ориентированный на саморазвитие личности студента путём развития его интеллектуальных умений и способности самоуправления в процессе создания образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Для выявления динамики развития способности к самоуправлению нами использовалась методика « Способность к самоуправлению», разработанная в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова [5, с.339]. Эмпирические данные, полученные при помощи этой методики, уточнялись в процессах наблюдения за познавательной деятельностью студентов, индивидуальных бесед с ними, а

также их родителями, преподавателями, кураторами учебных групп и психологом учебного заведения.

Результаты исследований показали повышение уровней развития (низкого,

ниже среднего, среднего, выше среднего, высокого) всех умений самоуправления. Наиболее значительно повысились уровни умений анализирования (см. рис. 1), планирования и самоконтроля.

-до эксперимента -после эксперимента

I | I—I | I—I —I—|—I—I | I—I—|—I—I | I—I | I—I | I—I | I—I—I—I—I I I—I—I—I—I I I—I—г~

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 4345 47 49 51 5355

Рис. 1. Уровни способности анализировать противоречия в экспериментальной группе

«до» и «после» эксперимента

совпадали с уровнем значимости 0,05,

(Х2эмп.=0,26;Х2о,о5= 9,49). Достоверность

различий показателей уровней развития способности к самоуправлению у студентов экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента составила 95% ( х2 =9,88,

Х2005= 9,49> эмШ

в -критерий знаков показал значимые различия на 1% уровне. Результат обработки данных на основе расчёта критерия К. Пирсона показал, что показатели развития способности к самоуправлению (рис. 2) у студентов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 2. Распределение студентов экспериментальной и контрольной групп по уровням способности к самоуправлению «до» и «после» эксперимента

Выпускники технического вуза, обладающие высоким уровнем развития способности к самоуправлению, по нашему мнению, лучше ориентируются в проблемных ситуациях, оказываются более приспособленными к работе в быстро меняющихся условиях производства. Это мнение подтверждают опросы руководителей предприятий, где студенты выполняли проектные работы по темам фундаментальных дисциплин технического вуза во время прохождения производственной практики.

Литература:

1. Гельфман Э.Г. Учебный проект как способ мониторинга интеллектуальных возможностей учащихся на уроке математики /Э.Г. Гельфман, А.Г. Подстригич // Вестник Томского государственного университета. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та. 2006. Выпуск 3(54).Серия: Педагогика (теория и методика обучения). - С. 57-60.

2. Петровский В.А. Потребность быть личностью // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. -2002. - С. 358-359.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 271 с.

4. Сборник задач по высшей математике. Часть I. Линейная алгебра. Векторная алгебра. Аналитическая геометрия : учебное пособие / Л.Б. Гиль, А.В. Тищенкова - Юрга: Изд-во ТПУ, 2008. - 103 с.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д. «Феникс», 2008. -696 с.

6. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции / В.Д. Шадриков -М.: Университетская книга, Логос, 2006. -108с.

ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

Р.Р. Сагитова

В статье проведен анализ к определению понятий «самообразование», «компетенция», изложена авторская трактовка понятия «самообразовательная компетенция». Автором представлена сущностно-содержательная характеристика самообразовательной компетенции студентов вуза.

Ключевые слова: генезис, самообразование, компетенция, самообразовательная компетенция, компетентностный подход

Formation of self-educational competence of university students in the context of new educational paradigm. In article the analysis to definition of concepts "self-education", "competence" is carried out, the author's interpretation of concept «self-educational competence» is stated. The author presents a content and characteristic of self-educational competencies of students of high school.

Key words: genesis, self-education, competence, self-educational competence, competence approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.