Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия подготовки студентов гуманитарных направлений в рамках информационно-педагогической среды'

Психолого-педагогические условия подготовки студентов гуманитарных направлений в рамках информационно-педагогической среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / TRAINING HUMANISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Надежда Фёдоровна, Соболь Борис Владимирович, Рашидова Елена Викторовна, Петренкова Софья Борисовна

Рассмотрены вопросы психолого-педагогических условий функционирования информационно-педагогической среды подготовки студентов гуманитарных направлений на примере изучения математики и информатики. Выделены составляющие компоненты информационно-педагогической среды. Классифицированы психолого-педагогические условия по характеру и отношению к содержанию образовательной деятельности. Представлены особенности математической и информационной подготовки студентов гуманитарных направлений с учетом психолого-педагогических условий развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремова Надежда Фёдоровна, Соболь Борис Владимирович, Рашидова Елена Викторовна, Петренкова Софья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TRAINING HUMANISTS IN INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Some questions on the psychological and pedagogical conditions of the information educational environment functioning for training humanists through the example of learning mathematics and computer science are considered. The components of the information educational environment are specified. The psychological educational conditions are classified by nature and attitude towards the educational activities content. The features of mathematical and information training students in the humanities areas, taking into account the psychological pedagogical conditions for the personality development, are described.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия подготовки студентов гуманитарных направлений в рамках информационно-педагогической среды»

УДК 371.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Н.Ф. ЕФРЕМОВА, Б.В. СОБОЛЬ, Е.В. РАШИДОВА, С.Б. ПЕТРЕНКОВА

(Донской государственный технический университет)

Рассмотрены вопросы психолого-педагогических условий функционирования информационно-педагогической среды подготовки студентов гуманитарных направлений на примере изучения математики и информатики. Выделены составляющие компоненты информационно-педагогической среды. Классифицированы психолого-педагогические условия по характеру и отношению к содержанию образовательной деятельности. Представлены особенности математической и информационной подготовки студентов гуманитарных направлений с учетом психолого-педагогических условий развития личности.

Ключевые слова: информационно-педагогическая среда, психолого-педагогические условия, подготовка студентов гуманитарных направлений.

Введение. В новых информационных условиях изменившейся системы образования необходимо преобразование не только методик, но и всей образовательной среды. Несмотря на наличие определенных теоретических и методологических предпосылок, проблема методического обеспечения преподавания математики и информатики в системах гуманитарного образования не получила достаточного разрешения.

Перечислим специфические особенности студентов гуманитарных направлений, связанные с изучением математики и информатики:

- преобладание, в большинстве случаев, гуманитарного стиля мышления над математическим;

- отсутствие качественной математической подготовки по программе средней общеобразовательной школы;

- отсутствие математических способностей, позволяющих в полной мере понять и использовать точный математический аппарат;

- отсутствие навыков самостоятельной практической работы при изучении этих дисциплин;

- отсутствие мотивации при изучении дисциплин, отсутствие убедительных доводов и конкретных примеров в необходимости применения математических знаний в будущей профессиональной деятельности.

Преподавание дисциплины «Математика и информатика» для студентов гуманитарных направлений связано с такими дидактическими задачами, как отбор и формирование содержания дисциплины, определение уровня строгости изложения, выбор методик и технологий обучения, создание мотивационных предпосылок обучения и др.

Структурные компоненты ИПС. Нами разработана информационно-педагогическая среда (ИПС) обучения дисциплине «Математика и информатика» для студентов гуманитарных направлений, создан информационный ресурс ИПС на основе web-технологий, предназначенные для решения таких задач, как внедрение в образовательный процесс информационных технологий и повышение на их основе качественного уровня подготовки студентов гуманитарных направлений по дисциплине «Математика и информатика».

ИПС включает три основных компонента:

- психолого-педагогические условия субъектов образовательного процесса;

- пространственно-предметное окружение;

- информационно-технологические условия.

По характеру и отношению к содержанию образовательной деятельности психологопедагогические условия будем классифицировать как социально-педагогические, психологодидактические, организационно-педагогические, личностно-ориентированные. Социально-педагогические условия. К ним относятся коммуникационные отношения внутри одной группы студентов, между студентами одного курса, одного направления обучения (профессиональные коммуникации), в семье, общественные отношения, культурное общение и др. Указанные социально-педагогические условия реализуются посредством включения в информационный ресурс ИПС таких дидактических средств, как новостной форум, тематический форум, электронная почта. Освоение информационных компетенций напрямую связано с развитием информационной культуры, культуры общения в социальных сетях, поэтому использование в рамках курса данных средств позволяет не только формировать указанные компетенции, но и решать вопросы социализации студентов, повышения их уровня коммуникаций. Работа на тематическом форуме рассматривается нами как одна из форм выполнения самостоятельных (домашних) заданий. Например, для обсуждения задана тема «Мой выбор - Реклама и связи с общественностью». В работе над данной проблемой предложено обосновать и аргументировать личный выбор направления обучения, представить актуальность выбора и возможности творческого и профессионального роста специалистов этого направления. Здесь студенты не только учатся четко и логически связанно излагать свои мысли, они поставлены в такие условия, когда каждый не только имеет возможность увидеть и обсудить высказывания других, но и поспорить, проявить свою индивидуальность, показать свое «Я».

Психолого-дидактические условия. Данные условия включают принципы формирования содержания (интеграцию предметного содержания математики и информатики в рамках единого курса, интеграцию содержания дисциплины с профессиональной сферой деятельности студентов, деятельностный подход); дидактические критерии отбора содержания и его логикопсихологическое определение (определение уровня строгости изложения); выбор методов и средств обучения.

Исходя из специфических особенностей студентов гуманитарных направлений изложение объяснительно-иллюстрационным лекционным методом в условиях ИПС существенно меняется. Мультимедийные средства среды позволяют, соединив видео, звук и анимацию в единое целое, многие математические абстракции продемонстрировать на конкретных, легкодоступных для понимания примерах. Мультимедийная лекция представляет собой многофункциональное средство обучения, в отличие от традиционной ее технологии представления и подачи материала, положительно влияет на продуктивность, уровень усвоения знаний, а также играет существенную роль для мотивации обучающихся. Информационная, мультимедийная среда - «многоаспектная целостная социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых пси-холого-педагогических условий, современных технологий и программно-методических средств обучения, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности обучающегося и доступа к информационным ресурсам» [1].

Например, при изучении темы «Предел числовой последовательности» строгое определение данного понятия на основе математической символики не только не внесет ясность в аудиторию, но и полностью дезорганизует большую ее часть, так как понять смысл определения для студентов гуманитарного направления не представляется возможным. Если же подходить к этому понятию с использованием определения окрестности, то средства мультимедиа позволяют продемонстрировать сущность понятия (рис.1) поэтапно:

1) поочередно добавляем на ось Xточки числовой последовательности;

2) определяем понятие 8-окрестности точки а как интервала (а-в; а+в);

3) показываем, что, начиная с некоторого номера N, все остальные точки последовательности лежат внутри этой окрестности;

4) поясняем студентам, что насколько бы малой не была в-окрестность точки а, все равно найдется такой номер N (уже другой, для другой окрестности), начиная с которого все точки по-

следовательности (с номерами N, N+1, N+2 и т. д.) будут лежать внутри нее; здесь же делаем вывод: номер N зависит от величины е;

5) далее переходим к определению предела числовой последовательности, говорим, что если условия 2 - 4 выполняются, то число а называется пределом числовой последовательности {хп}.

Практический метод изучения математики, при интеграции с лабораторным внедрением информационных технологий, дает конкретный инструментарий решения задач высшей математики средствами компьютерных систем. Для специальностей, не профильных по отношению к математике, достаточно ознакомиться с теоретическими основами дисциплины и научиться использовать компьютерные системы математики для решения задач. К системам компьютерной математики относятся МathCAD, Мар1е, Ма^аЬ.

Е Е

Рис. 1. Формирование представления о понятии «предел числовой последовательности»

Обучение дисциплине «Математика и информатика» для студентов гуманитарных направлений есть процесс освоения общекультурных и профессиональных компетенций, реализующий целеполагающие личностные смыслы студентов и способы их социального и профессионального взаимодействия с окружающим миром. Поэтому содержание данной дисциплины должно опреде-

ляться совокупностью этих смыслов и способов. Для этого из общего содержания классической математики и информатики, совокупного социального и профессионального опыта должны отбираться те составляющие, которые соответствуют общей системе целей и задач в соответствии с профессиональной сферой деятельности. Отбор происходит по следующим основным направлениям.

1. Определяется совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, на основании которых человек вступает в профессиональные и социальные взаимодействия.

2. На основе указанной совокупности компетенций происходит знаниевый и информационный отбор содержания дисциплины, устанавливается прямое согласование объектов и методов учебной дисциплины с компонентами общепрофессиональных и специальных дисциплин. Строятся прямые и обратные связи между математикой, информатикой и общепрофессиональными и специальными учебными дисциплинами.

3. В основу математической и ИТ-подготовки студентов гуманитарных направлений должна быть положена предметная специфика профессиональных учебных дисциплин, отражающая теоретическую, методическую и технологическую сопряженность математических и специальных дисциплин. Мера качественных изменений содержания дисциплины «Математика и информатика» как части профессионального опыта, отобранной и структурированной профессионалами, определяет меру взаимозависимости общих дисциплин математики и информатики от конкретных специальностей.

4. Проводится психологическое и социальное обследование контингента для выявления адаптационных методов, способов и технологий обучения. На основе этих компонентов формируется методическая (технологическая) составляющая дисциплины. Обучение не просто передает содержание дисциплины (знаниевая концепция), оно преобразует личность студента в соответствии с общекультурным и профессиональным целеполаганием.

ИПС обеспечивает возможность создания информационных ресурсов дисциплины для студентов гуманитарных направлений как общих для всех гуманитариев, так и профессионально ориентированных, в соответствии с направлением подготовки («Реклама и связи с общественностью», «Документоведение и архивоведение», «Юриспруденция», «Лингвистика», «Туризм» и др.). В реализованном нами информационном ресурсе разработаны лекции, презентации, задания, тесты, контрольные и самостоятельные задания, лабораторный практикум, соответствующие общей теории дисциплины «Математика и информатика» для студентов гуманитарных специальностей. Профессионально направленные практические задания реализованы для студентов направлений «Реклама и связи с общественностью», «Документоведение и архивоведение». Информационный ресурс реализует принцип адаптации, который позволяет дополнять и изменять содержание практических заданий в соответствии с конкретными направлениями подготовки.

Приведем примеры заданий из информационного ресурса ИПС, которые можно легко трансформировать в соответствии с профессиональной направленностью студентов.

Задача (тема: алгебра логики). Определите, кто из клиентов оплатил заказ на размещение рекламы, если известно:

«Если оплатил первый, то и второй оплатил».

«Если оплатил второй, то и третий оплатил».

«Если оплатил третий, то и второй оплатил, а первый нет»

(Указание: решение постройте на основе таблицы истинности.)

Задача (тема: полная вероятность событий). Рекламная компания заказала изготовление плакатов трем типографиям. В типографии № 1 было отпечатано 40 плакатов, в типографии № 2 - 10 плакатов, а в типографии № 3 - 50. Вероятности брака для каждой из типографий соответственно рав-

ны 0,2; 0,05; 0,1. Наудачу выбран один плакат. С какой вероятностью этот плакат без брака?

Учитывая практический опыт большей части студентов как пользователей социальных сетей («В Контакте», <^асеЬоок» и др.), мультимедийные информационные ресурсы ИПС являются для них современными средствами обучения. Работа с ними способствует формированию инфор-

мационных компетенций, таких, как владение средствами текстовых и графических процессоров, электронных таблиц, компьютерными средствами математики и др.

Организационно-педагогические условия. К ним отнесем организационные подходы к процессу обучения; учебный инструментарий, оборудование, телекоммуникационное и другое обеспечение. Традиционными формами обучения математике и информатике в вузе являются лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов.

В условиях ИПС обучения лекции представляют собой мультимедийную подачу информации с использованием презентаций, видео и графики и др. Эффективность мультимедийных лекций по сравнению с традиционными достигается за счет следующего:

- повышения наглядности передаваемой информации, использования разнообразных форм представления учебного материала (кроме текстового представления, используются графическое, анимационное, звуковое и др.);

- интенсификации объяснительно-иллюстративного метода, так как лектор в процессе изложения материала просто листает разработанные заранее мультимедийные образы (в мультимедийном изложении происходит экономия до 20 % учебного времени);

- наглядности и доступности изложения, лучшего восприятия, понимания и запоминания передаваемой образной информации;

- возможности повторения наиболее сложных моментов в разных формах изложения (передача одной сложной идеи разными словами, доступными к пониманию студентами с различными ведущими математическими стилями мышления);

- предоставления возможности студентам отвлечься на анимацию или видео в периоды снижения внимания;

- создания комфортных условий студентам (такие лекции легко записывать) и преподавателям (отсутствие необходимости работать у доски).

Обязательным элементом таких лекций является встроенная интерактивная самостоятельная работа (около 20 % учебного времени), включающая:

- групповое обсуждение проблемы (задачи, примера), свойств, теорем и т. п., на основе которых эта проблема разрешается;

- самостоятельное решение предложенной проблемы;

- групповое обсуждение результата.

Такая самостоятельная работа является компонентом обратной связи, который, во-первых, еще раз подчеркивает основные понятия и их свойства, рассмотренные на лекции, а во-вторых, является вспомогательным дидактическим объектом, необходимым для лучшего понимания и усвоения рассмотренного материала. Модель мультимедийной лекции с элементами интерактивного обучения представлена на рис. 2.

Рис. 2. Модель лекции с интерактивными элементами закрепления материала

Практические и лабораторные занятия в целом проходят в традиционной форме, но на информационном ресурсе ИПС все задания имеют электронный дубликат и представлены на электронных страницах данной дисциплины. Студенты имеют возможность выполнять задания в индивидуальном (возможно, опережающем) режиме, а преподаватель, в большей степени, играет роль консультанта, который помогает разобрать сложные для понимания элементы дисциплины. После выполнения каждого задания студент должен отправить его преподавателю для проверки. На рейтинговом листе, который доступен всей аудитории на электронной странице дисциплины, автоматически фиксируется количество отправленных заданий, преподаватель выставляет оценки за их выполнение; тем самым в аудитории поддерживается соревновательный дух, что служит мотивационной основой для работы студентов. В такой среде сразу всем видно бездействие некоторых из них, и преподаватель имеет возможность разобраться с причинами неудач и помочь неуспевающим справиться с работой.

Самостоятельная работа организуется таким образом, что студенты имеют возможность выполнять задания как в традиционной форме, так и в электронном виде. Все задания для самостоятельной работы, электронные версии методических указаний представлены в электронном виде на информационном ресурсе ИПС.

Учебным инструментарием ИПС обучения дисциплине «Математика и информатика» являются: программное обеспечение (ПО), определенное содержанием дисциплины как обязательное к изучению студентами (операционная система; прикладное программное обеспечение общего назначения: архиваторы, текстовые и графические процессоры, электронные таблицы, базы данных); ПО систем компьютерной математики (МathCAD, Мар1е, Ма^аЬ); подсистемы контроля: контрольные (сетевые) задания для студентов, тесты для самостоятельного контроля знаний, контрольные тесты, учебники, практикумы, методические пособия по дисциплине, методические указания для выполнения лабораторных работ и др.

Личностно-ориентированные условия. Это - мотивационное окружение; личностные качества субъектов образовательного процесса; межличностные отношения в учебных коллективах, с педагогами; их оценка и самооценка и т. п.

Целостный подход к организации ИПС включает подсистему мотивационной поддержки студентов, в которой выделим две группы стимулирующих факторов - внешние (напрямую не связанные с содержанием образовательной деятельности) и внутренние.

К внешней мотивации отнесем факторы, обусловливающие внешние по отношению к студенту воздействия, это - материально-техническое состояние и социокультурный климат ИПС. Образовательный процесс подразумевает повседневное и регулярное общение студентов друг с другом, с педагогами, и от его содержания во многом зависит процесс обучения. Если процесс общения имеет положительное социальное воздействие, то, как показывают многочисленные исследования, в такой среде успешнее решаются вопросы качественного построения процесса обучения [2]. Такими средствами мотивации и стимулирования в ИПС являются телекоммуникационные компоненты - форумы, размещенные на информационном ресурсе. Новостной и тематический форум позволяют придать эмоциональную окраску процессам изучения математики и информатики. Например, новость о победе однокурсника в номинации «Календарь года» на конкурсе социальной рекламы, не только вызвала всеобщее обсуждение проекта, выполненного средствами компьютерной графики, но и побудила других к самостоятельной разработке аналогичных проектов, т. е. к дальнейшей практической работе по изучению и развитию имеющихся навыков работы со средствами графических редакторов. Участие студентов в работе тематического форума способствует развитию информационной культуры, творческой активности, формированию информационных компетенций.

Другим немаловажным компонентом внешней мотивации является работа над учебноинформационной газетой по темам дисциплины «Математика и информатика». Учебные цели такой работы - сформировать устойчивый интерес студентов к изучаемым предметам, умение поис-

ка и переработки нужной информации, готовность к работе в коллективе, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; ознакомить их с историческими аспектами математики и информатики и др.

Например, студенты направления «Реклама и связи с общественностью» придумали название своей газеты «РеклаМА-Тика». Газета включает следующие разделы: математика (информатика) в лицах, по секрету всему свету, занимательная математика (информатика) и др. Выпуск газеты организован таким образом: студенты одного направления делятся на группы по 10 человек, для каждой из которых определяется номер выпускаемой газеты и дата его выхода. Внутри группы происходит самостоятельное распределение ролей, определение рубрик и тем выпуска, поиск информации и т. д. Преподаватель следит за работой каждой из групп, помогает при необходимости, оценивает работу как каждого отдельно, так и всей группы. Выпущенные номера газеты обсуждаются на лекциях как с содержательной стороны, так и с точки зрения качества верстки (владения информационными средствами). Участие студентов в дискуссиях также оценивается.

К внутренним факторам отнесем мотивационные механизмы, касающиеся содержания, такие, как интерактивный информационный ресурс дисциплины «Математика и информатика», «обратная связь», мультимедийные средства обучения, поощрительная система баллов за активную работу; игровые формы занятий; виртуальные компьютерные практикумы и лабораторные работы.

Пространственно-предметное окружение ИПС составляют аудиторный фонд образовательного учреждения, мультимедийные кабинеты, компьютерные классы и т. д.

Информационно-технологические условия включают технологии мультимедийного образования; библиотеку, в том числе электронную, как информационный культурно-образовательный центр; центр дистанционного обучения; web-ресурсы кафедры, факультета, образовательного учреждения; электронную конференцию и электронный форум; информационный ресурс учебной дисциплины.

Web-ресурс ИПС выполнен на базе центра дистанционного образования ДГТУ в системе управления обучением MOODLE. Содержание дисциплины включает 18 модулей, большинство из которых тематические и соответствуют основным дидактическим единицам дисциплины «Математика и информатика». Модули «Тематический Форум» и «Учебно-информационная газета» - составляющие компоненты мотивационной подсистемы. Модули «Лабораторные работы» содержат методические указания к выполнению лабораторных работ по предложенным в дисциплине темам.

Основными компонентами тематического модуля являются материалы лекций, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания, тесты, презентации лекций, дополнительные материалы. Особенности этих разделов связаны с практической направленностью предлагаемого курса, упрощенным изложением материала, интеграцией предлагаемых заданий с профессиональным направлением студентов.

Другой особенностью ресурса является подсистема контроля, реализующая принцип обратной связи. Модуль рецензирования позволяет проверить и оценить задания, выполненные студентами. Студенты, получив отзыв, имеют возможность исправить ошибки и вновь представить задание на проверку. Данный элемент системы реализует диалоговый режим работы со студентами, стимулирует их к выполнению самостоятельных заданий, реализует принципы интерактивного обучения. По результатам выполненных работ формируются электронные журналы, в которых легко проследить активность студентов, качество выполненных заданий.

Заключение. Экспериментальная апробация внедрения ИПС обучения дисциплине «Математика и информатика» проводилась в Донском государственном техническом университете для студентов направлений «Реклама и связи с общественностью», «Документоведение и архивоведение» и способствовала:

- повышению качества результатов учебной деятельности студентов за счет активного формирования общекультурных и информационных компетенций;

- росту интеллектуального развития;

- развитию личностно-смысловой сферы студентов;

- повышению мотивации студентов.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что обучение в рамках ИПС обеспечивает большую глубину и системность «предметных знаний», развивает интеллектуальные способности студентов, оптимизирует личностно-смысловую сферу. Таким образом, исследуя проблему использования ИПС обучения дисциплине «Математика и информатика» в реальном учебном процессе, мы выявили, что внедрение такой среды позволяет создать современные оптимальные информационно-технологические и психолого-педагогические условия обучения математике и информатике студентов гуманитарных направлений.

Библиографический список

1. Бент Б. Андерсен. Мультимедиа в образовании: специализир. учеб. курс / Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.

2. Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса / В.Т. Фоменко. -Ростов н/Д, 1994. - 16 с.

Материал поступил в редакцию 15.10.2011.

References

1. Bent B. Andersen. Mul'timedia v obrazovanii: specializir. ucheb. kurs / Bent B. Andersen, Katya van den Brink. - M.: Drofa, 2007. - 224 s. - In Russian.

2. Fomenko V.T. Netradicionny'e sistemy' organizacii uchebnogo processa / V.T. Fomenko. -Rostov n/D, 1994. - 16 s. - In Russian.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TRAINING HUMANISTS IN INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

N.F. YEFREMOVA, B.V. SOBOL, E.V. RASHIDOVA, S.B. PETRENKOVA

(Don State Technical University)

Some questions on the psychological and pedagogical conditions of the information educational environment functioning for training humanists through the example of learning mathematics and computer science are considered. The components of the information educational environment are specified. The psychological educational conditions are classified by nature and attitude towards the educational activities content. The features of mathematical and information training students in the humanities areas, taking into account the psychological pedagogical conditions for the personality development, are described.

Keywords: information educational environment, psychological and pedagogical conditions, training humanists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.