Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования рефлексивных способностей у студентов средствами спортивного ориентирования'

Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования рефлексивных способностей у студентов средствами спортивного ориентирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS / PHYSICAL TRAINING / REFLECTIVE ABILITIES / SPORTS ORIENTATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернова Наталья Александровна

В работе представлены результаты проведённого исследования по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для формирования рефлексивных способностей у студентов вузов средствами спортивного ориентирования. К числу этих условий мы относим: структурирование содержания процесса физической культуры студентов с использованием спортивного ориентирования; рациональное распределение различных методов тренировки по спортивному ориентированию в интересах развития рефлексивных способностей у студентов; самоанализ собственных действий во время контрольных тренировок и соревнований по спортивному ориентированию; высокий уровень методической подготовленности тренеров по спортивному ориентированию; направленность тренировочного процесса по спортивному ориентированию на формирование у студентов навыков самооценивания собственных действий; участие студентов в предварительной подготовке и нанесении маршрута движения на карту; создание обстановки во время проведения занятий по спортивному ориентированию, требующей высокого уровня самоконтроля у студентов; проведение коллективного анализа деятельности после окончания тренировочных занятий по спортивному ориентированию. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность использования выявленных психолого-педагогических условий для формирования рефлексивных способностей у студентов средствами спортивного ориентирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology-pedagogical conditions necessary for effective formation of reflective abilities at students by means of sports orientation

The work presents the results of the conducted research on substantiation of the psychology-pedagogical conditions necessary for formation of reflective abilities at students of higher schools by means of sports orientation. The author includes in number of these conditions: structuration of the content of process of physical training of students with usage of sports orientation; rational distribution of various methods of training on sports orientation for the interests of development of reflective abilities at students; introspection of own actions during control trainings and competitions on sports orientation; high level of methodical readiness of trainers on sports orientation; orientation of sports orientation training process on formation at students of skills of self-estimation of actions; participation of students in preliminary preparation and drawing of a route of movement on the map; creation of conditions during carrying out the sports orientation training, requiring high level of self-checking at students; carrying out the collective analysis of activity after the termination of training lessons on sports orientation. In the course of pedagogical experiment the high efficiency of usage of the revealed psychology-pedagogical conditions for formation of reflective abilities at students is proved by means of sports orientation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования рефлексивных способностей у студентов средствами спортивного ориентирования»

3. Kortava Zh.G. (2001), The technology of using strength training and conditioning to the cold in health improving of first mature aged women, Diss, Moscow., Russian Federation.

4. Matveev, L.P. and Egikov, S.G. (1986), "The experience of using "circular training" during general physical training classes of the mature aged people", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 8-10.

5. Fedjakin, A.A., Kortava, Zh.G. and Fedjakina, L.K. "The efficiency of complex use of physical training in sanatorium conditions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64 No. 6, pp. 96-99.

6. Janovskij I.Ju. (2007), Features of the influence of athletic gymnastics on the physical condition of men of all ages, Abstract of Diss, Publishing House of Herzen University, St-Petersburg., Russian Federation.

7. Jashina T.A. (1998), Optimization of load in recreational activities with weights, Abstract of Diss, St-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: faart@mail.ru УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Наталья Александровна Чернова, соискатель,

Ульяновский государственный технический университет

Аннотация

В работе представлены результаты проведённого исследования по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для формирования рефлексивных способностей у студентов вузов средствами спортивного ориентирования. К числу этих условий мы относим: структурирование содержания процесса физической культуры студентов с использованием спортивного ориентирования; рациональное распределение различных методов тренировки по спортивному ориентированию в интересах развития рефлексивных способностей у студентов; самоанализ собственных действий во время контрольных тренировок и соревнований по спортивному ориентированию; высокий уровень методической подготовленности тренеров по спортивному ориентированию; направленность тренировочного процесса по спортивному ориентированию на формирование у студентов навыков самооценивания собственных действий; участие студентов в предварительной подготовке и нанесении маршрута движения на карту; создание обстановки во время проведения занятий по спортивному ориентированию, требующей высокого уровня самоконтроля у студентов; проведение коллективного анализа деятельности после окончания тренировочных занятий по спортивному ориентированию. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность использования выявленных психолого-педагогических условий для формирования рефлексивных способностей у студентов средствами спортивного ориентирования.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, физическая культура, рефлексивные способности, спортивное ориентирование, студенты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p152-156 PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFECTIVE FORMATION OF REFLECTIVE ABILITIES AT STUDENTS BY MEANS OF SPORTS ORIENTATION

Natalia Aleksandrovna Chernova, the competitor,

Ulyanovsk State Technical University

Annotation

The work presents the results of the conducted research on substantiation of the psychology-

pedagogical conditions necessary for formation of reflective abilities at students of higher schools by means of sports orientation. The author includes in number of these conditions: structuration of the content of process of physical training of students with usage of sports orientation; rational distribution of various methods of training on sports orientation for the interests of development of reflective abilities at students; introspection of own actions during control trainings and competitions on sports orientation; high level of methodical readiness of trainers on sports orientation; orientation of sports orientation training process on formation at students of skills of self-estimation of actions; participation of students in preliminary preparation and drawing of a route of movement on the map; creation of conditions during carrying out the sports orientation training, requiring high level of self-checking at students; carrying out the collective analysis of activity after the termination of training lessons on sports orientation. In the course of pedagogical experiment the high efficiency of usage of the revealed psychology-pedagogical conditions for formation of reflective abilities at students is proved by means of sports orientation.

Keywords: psychology-pedagogical conditions, physical training, reflective abilities, sports orientation, students.

С целью выявления психолого-педагогических условий, необходимых для формирования рефлексивных способностей [1-3] у студентов вузов средствами спортивного ориентирования был проведен опрос опытных преподавателей и тренеров по спортивному ориентированию. Всего в опросе приняли участие 48 респондентов. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования рефлексивных способностей у студентов средствами спортивного ориентирования

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Структурирование содержания процесса физической культуры студентов с использованием спортивного ориентирования 18,9

2 Рациональное распределение различных методов тренировки по спортивному ориентированию в интересах развития рефлексивных способностей у студентов 17,7

3 Самоанализ собственных действий во время контрольных тренировок и соревнований по спортивному ориентированию 16,5

4 Высокий уровень методической подготовленности тренеров по спортивному ориентированию 14,2

5 Направленность тренировочного процесса по спортивному ориентированию на формирование у студентов навыков самооценивания собственных действий 10,8

6 Участие студентов в предварительной подготовке и нанесении маршрута движения на карту 8,5

7 Создание обстановки во время проведения занятий по спортивному ориентированию, требующей высокого уровня самоконтроля у студентов 7,3

8 Проведение коллективного анализа деятельности после окончания тренировочных занятий по спортивному ориентированию 6,1

Педагогический эксперимент по использованию выявленных психологопедагогических условий, для формирования рефлексивных способностей средствами спортивного ориентирования был проведён на базе Ульяновского государственного технического университета. В исследовании приняло участие 70 студентов экспериментальной и 74 студента контрольной группы.

Эксперимент заключался в проведении занятий в цикле предмета «Физическая культура» на специализации спортивное ориентирование и продолжался в течение всего периода обучения, начиная с 2006 по 2009 год. В процессе эксперимента нами использовались: самооценивание, самоанализ, целеполагание и коллективный анализ деятельности. На основании анализа научной литературы и для выявления влияния занятий спор-

тивным ориентированием на уровень рефлексивных способностей нами были определены критерии - мотивационный, когнитивный и рефлексивный (табл.2).

Таблица 2

Критерии и показатели сформированности рефлексивных способностей ___________________в спортивном ориентировании___________________

Критерии сформированности рефлексивных способностей Показатели рефлексивных способностей Диагностические методики

Мотивационный - сформиро-ванность мотивов для осуществления рефлексии в спортивном ориентировании - потребность и готовность к осуществлению рефлексивной деятельности; - потребность быть активным и инициативным в этой деятельности; - способность к постановке целей и стремление их достигать в спортивном ориентировании. Тестирование по А.Мехрабиану

Когнитивный - понимание значимости рефлексивных способностей в спортивном ориентировании - знает, что такое рефлексивные способности; - знает, как осуществлять рефлексию в спортивном ориентировании; - знает, как анализировать спортивную ситуацию. Тестирование

Рефлексивный - способность к самонаблюдению, самоанализу, самооценке - способность реально оценивать уровень своих достижений в спортивном ориентировании; - способность к адекватной самооценке и самоанализу своих действий. Опрос по исследованию индивидуальной меры рефлексивности В.А. Карпова.

На основании полученных экспериментальных данных нами были выделены три уровня сформированности рефлексивных способностей: низкий, средний и высокий и соответствующие им показатели (табл.3).

Таблица 3

Уровни сформированности рефлексивных способностей __________________________в спортивном ориентировании____________________________

Уровни Показатели"^-^^ Низкий Средний Высокий

Мотивационный Не проявляет интереса и потребности к рефлексии в спортивном ориентировании; неразвиты внутренние мотивы самокоррекции, самоанализа и самооценки; не владеет уменьями осуществления самоконтроля, самоанализа и самооценки. Демонстрирует развитость внутренних мотивов в отдельных ситуациях; слабо развиты уменья по осуществлению самоконтроля, самоанализа и самооценки. Стабильно проявляет положительную мотивацию в спортивном ориентировании; хорошо владеет уменьями самокоррек-ции, самоанализа и самооценке.

Когнитивный Имеет общее представление о рефлексивных способностях. Не может подобрать критерии при анализе своей деятельности в спортивном ориентировании. Владеет знаниями о рефлексивных способностях, но затрудняется в анализе своей деятельности в спортивном ориентировании Обладает системой знаний позволяющей осуществить анализ своей деятельности и в спортивном ориентировании.

Рефлексивный Способен частично дать рефлексивную оценку актуальной ситуации, оценить свои мысли и действия в спортивной ситуации. Способен в целом с небольшими погрешностями правильно осуществить анализ своей деятельности в спортивной ситуации. Способен осуществлять, планирование, самоанализ и самооценивание; Может объективно оценить свои действия в спортивной ситуации.

Исследование рефлексивных способностей студентов занимающихся спортивным ориентированием, было проведено в соответствии с выделенными нами критериями, показателями и уровнями рефлексивных способностей, с помощью банка соответствующих диагностических методик (таблица 2). Контрольное измерение уровня рефлексивных способностей по вышеприведённым критериям проводилось в начале курса обучения спортивному ориентированию и по окончании каждого семестра.

Выявленные результаты исходного уровня когнитивного, мотивационного и рефлексивного компонента, рефлексивных способностей студентов позволяют получить следующее распределение студентов по уровням сформированности, данные исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Исходный уровень сформированности рефлексивных способностей студентов

№ п/п Компоненты рефлексивных способностей Группа Уровень сформированности рефлексивных способностей, %

высокий средний низкий

1. Когнитивный КГ 4 26 70

ЭГ 5 28 67

2. Мотивационный КГ 27 18 55

ЭГ 25 16 59

3. Рефлексивный КГ 75 15 10

ЭГ 75 17 8

Из таблицы 4 следует, что на этапе констатирующего эксперимента по всем критериям у большинства студентов преобладает низкий уровень рефлексивных способностей. Данное исследование показывает, что на этом этапе исследования большая часть студентов, не может самостоятельно принимать решения и рефлексировать свои действия и поступки. Рефлексивные способности используются ими в недостаточной степени.

После проведённого эксперимента показатели в экспериментальной группе по всем критериям достоверно изменились.

В целом за три этапа обучения прирост данных по когнитивному компоненту составил: в ЭГ произошло уменьшение количества студентов с низким уровнем когнитивного компонента на 32%; в КГ произошло уменьшение количества студентов с низким уровнем когнитивного компонента на 16 %; в ЭГ произошло увеличение количества студентов со средним уровнем когнитивного компонента на 7%, в КГ произошло увеличение количества студентов со средним уровнем когнитивного компонента на 10%; в ЭГ высоким уровнем когнитивного компонента стали обладать на 25% больше студентов в КГ высоким уровнем когнитивного компонента стали обладать на 6% студентов больше.

В целом за три этапа обучения, количество студентов с низким уровнем мотивации уменьшилось в ЭГ на 24%, в КГ на 10%. Количество студентов со средним уровнем мотивации в ЭГ увеличилось на 6%, в КГ на 18%. Количество студентов с высоким уровнем мотивации увеличилось в ЭГ на 18%, в КГ на 2%.

В целом за три этапа обучения прирост данных по рефлексивному компоненту составил: в ЭГ произошло уменьшение количества студентов с низким уровнем рефлексии на 27%, в КГ произошло уменьшение количества студентов с низким уровнем рефлексии на 13%; в КГ и ЭГ произошло увеличение количества студентов со средним уровнем рефлексии на 5%; в ЭГ количество студентов с высоким уровнем рефлексии увеличилось на 40%, в КГ студентов с высоким уровнем рефлексии увеличилось на 8%.

ВЫВОД: Проведенные нами исследования показали, что учебные занятия спортивным ориентированием, с применением обоснованных нами психолого-педагогических условий, значительно повышают уровень рефлексивных способностей у студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамянбекова, В.В. Психология развивающейся личности / В.В. Абрамянбе-кова. - М. : Просвещение, 1987. - 251 с.

2. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.

3. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Введение в психологию субъективности : учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 284 с.

REFERENCES

1. Abramjanbekova, V.V. (1987), Psychology of the developing person, Education, Moscow, Russian Federation.

2. Carpov, A.V. (2004), Psychology of reflective mechanisms of activity, Publishing House «Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences», Moscow, Russian Federation.

3. Slobodchikov, V.I. and Isaev, E.I. (1995), Basics of psychological anthropology. Introduction in subjectivity psychology: the educational grant, School-press, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: chernova_an@mail.ru УДК 796.87

ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И НАПРАВЛЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-ШПАЖИСТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОЦИКЛАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНТИОКСИДАНТНЫХ ПРЕПАРАТОВ

Олеся Викторовна Шаламова, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Развитие современного спорта высших достижений и, в частности, фехтования, характеризуется возросшей конкуренцией, омоложением участников соревнований, значительным психологическим напряжением, компактностью проведения турниров, повышением зрелищности спортивных событий и другими факторами. Все это приводит к значительным физическим и нервноэмоциональным нагрузкам, которые испытывает спортсмен не только на соревнованиях, но и в процессе подготовки к ним. Использование разрешенных фармакологических препаратов дает возможность повышения работоспособности и ускорения восстановительных процессов у спортсменов. Показано, что комплексный подход к системе специализированной подготовки квалифицированных фехтовальщиков на этапе предсоревновательной подготовки в соревновательном микроцикле с использованием антиоксидантов увеличивает специальную работоспособность и выносливость и, следовательно, может быть использован для усовершенствования методики специализированной подготовки фехтовальщиков при непосредственной подготовке к соревнованиям.

Ключевые слова: фехтование на шпагах, антиоксидантные препараты, боевые действия, базовые действия, тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.