Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных волейболистов'

Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных волейболистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1002
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МОТИВ / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / MOTIVE / SPORT MOTIVATION / SPORTING ACTIVITY / PERSONAL FEATURES / CLAIM LEVELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Евгений Борисович, Денисенко Юрий Прокофьевич, Ахметов Айдар Мухаметлаисович, Чухно Павел Васильевич, Андрущишин Иосиф Францевич

Цель: установить психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных волейболистов. Высокие результаты в спорте тесно связаны с мотивационной сферой человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности в ходе спортивной деятельности. Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие волейболисты 15-16 лет. Применение методов внушения и убеждения доводятся до сознания и понимания спортсменов, какими по направленности и эмоциональной окрашенности должны быть отношения к этим условиям (на уровне целей, мотивов, волевых усилий), при которых достигается высокая результативность спортивной деятельности (действие механизма «сверху вниз»). Результаты. Развитие спортивной мотивации следует осуществлять в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению. Заключение. Установлено, что для управления формированием спортивной мотивации необходимо ежедневно в процессе внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмин Евгений Борисович, Денисенко Юрий Прокофьевич, Ахметов Айдар Мухаметлаисович, Чухно Павел Васильевич, Андрущишин Иосиф Францевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE SPORT MOTIVATION IN YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS

Aim. To determine psychological and pedagogical conditions of forming the sport motivation in young volleyball players. High sport performance closely is associated with personal motivation sphere. Motivation is not only a core characteristics of the athlete which leads him/her to the desired goal, but also influences the specifics of all processes in the human body when an individual is engaged in some kind of activity. Teachers, coaches, and athletes tend to underestimate the role of motivation factors and to ignore the dynamics of changes in motives which results in impossibility to fulfill one’s potential in sporting activity. Research organization and methods. The study involved 15-16-year-old volleyball players. The athletes were aware of application of suggestion and persuasion methods and informed of the necessary emotional attitude to the stated conditions (at the level of goals, motives, and conations) which leads to high sport performance (the effect of the top-down mechanism). Results. Sport motivation should be developed from external organization when the stated attitude is formed and becomes actual mainly under the influence of the social environment, and is associated with the specifics of the exact situation, to internal organization associated with the personal features of an athlete: temperament, motives to go in for sports, and abilities to perform subjective self-control. Conclusion. It has been established that the control of forming the sport motivation in the process of extra-training, training and competitive activity requires day-to-day creation of pedagogical conditions for formation, functioning, and stabilization of the stated attitude by means of psychological mechanisms “bottom-up” and “top-down”.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных волейболистов»

Краткие сообщения

УДК 378.172 DOI: 10.14529/hsm160114

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Е.Б. Кузьмин1, Ю.П. Денисенко2, А.Л. Ахметов2, П.В. Чухно1, И.Ф. Андрущишин3

1 Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны,

2Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны,

3Казахская академия спорта и туризма, г. Алматы, Казахстан

Цель: установить психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных волейболистов. Высокие результаты в спорте тесно связаны с моти-вационной сферой человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности в ходе спортивной деятельности. Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие волейболисты 15-16 лет. Применение методов внушения и убеждения доводятся до сознания и понимания спортсменов, какими по направленности и эмоциональной окрашенности должны быть отношения к этим условиям (на уровне целей, мотивов, волевых усилий), при которых достигается высокая результативность спортивной деятельности (действие механизма «сверху вниз»). Результаты. Развитие спортивной мотивации следует осуществлять в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению. Заключение. Установлено, что для управления формированием спортивной мотивации необходимо ежедневно в процессе внетренировоч-ной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».

Ключевые слова: мотив, спортивная мотивация, спортивная деятельность, свойства личности, уровень притязаний.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы. Мотивация поведения невозможна вне пределов эмоциональной сферы. Эмоции ориентируют человека, указывая на значимость окружающего для человека, на степень их важности, на их модальность. Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием предмета спортивной деятельности. Р. А. Пилоян [1]

определяет спортивную мотивацию как «особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата». Спортивная деятельность характеризуется такими психологическими особенностями, как ориентация на предельный уровень достижений и высокие эмоциональ-

Human. Sport. Мелете 2016, vol. 1, по. 1, рр. 82-87

ные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях. В продолжительности и эффективности занятий спортом существенная роль принадлежит мотивационной сфере личности [2].

Мотивы занятий спортом высших достижений включают, по мнению А.В. Родионова [3], потребности в предельных физических усилиях, переживании состояния сильной психической напряженности, преодолении соперника, испытании собственных физических и психических возможностей.

На приоритетность мотивов, особенности структуры мотивов оказывают влияние специфика вида спорта, уровень спортивных достижений, возраст, пол, спортивный стаж спортсмена, а также самооценка своих личных качеств [4, 5].

Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Выявлено, что, с одной стороны, мотивация влияет на характер тренировочной деятельности и непосредственно на соревновательный результат, с другой, повышение результативности соревновательной деятельности усиливает спортивную мотивацию.

Е.Г. Бабушкин [6] предлагает выделять в структуре спортивной мотивации тренировочную и соревновательную мотивации. В свою очередь, в соревновательной мотивации выделяются две составляющие: мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи [7].

В.И. Степанским [8] выявлено, что при доминировании мотивации достижения результативность деятельности определяется наличным уровнем регуляции деятельности, т. е. его психофизиологическими особенностями. В случае преобладания мотивации избегания неудачи при любом наличном уровне регуляции деятельности ее результативность будет низкой.

Проявление спортивной мотивации зависит от особенностей самооценки спортсменами своих личных качеств. По результатам исследования А.В. Шаболтас [7] значимыми параметрами самооценки, независимо от вида спорта и пола спортсменов, являются уверен-

ность в себе, удовлетворенность спортивными результатами, авторитет, состояние здоровья. В частности, выявлено, что уверенность в себе тесно связана со спортивными достижениями, мотивом достижения успеха и эмоциональностью спортивной деятельности.

В ряде работ рассматривалось соотношение мотивов и целей спортивной деятельности. Г.Д. Горбунов [9] пишет, что процесс субъективного целеполагания и мотивацион-ная сфера спортсмена тесно связаны между собой, и определяющая роль в этом отводится самоутверждению. Личностные ценности спортсмена определяют его уровень притязаний к себе и к своему достижению.

Трудность выбираемой спортсменом цели характеризует уровень ее притязаний в сфере спортивной деятельности. Уровень притязаний у спортсмена должен соответствовать его возможностям. Высокий уровень притязаний приводит к возникновению фрустрации. По мере возрастания стресса лица с сильной нервной системой завышают уровень притязаний, со слабой нервной системой - занижают его. Е.П. Ильин [10] приводит признаки поведения спортсменов с завышенным и низким уровнями притязаний. Первые переоценивают свои возможности, претендуют на высокие оценки со стороны окружающих и сильно переживают неудачи. Спортсмены с низким уровнем притязаний недооценивают себя, не стремятся подняться выше достигнутого уровня, неохотно берутся за сложные задачи, боятся неудач.

В литературе не нашли своего отражения такие вопросы как: особенности соревновательной и тренировочной мотивации занятий волейболом в юношеском возрасте; взаимосвязи спортивной мотивации, самооценки спортивных возможностей и волевых качеств; управление формированием спортивной мотивации; взаимосвязи спортивной мотивации с личностными особенностями спортсмена и уровнем их спортивной подготовленности. Это и определило актуальность нашего исследования.

Проведенные нами длительные исследования по данной проблеме с волейболистами 15-16 лет позволили прийти к следующему заключению. Формирование отношений, лежащих в основе спортивной мотивации, осуществляется посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз». Действие механизма «снизу вверх» обеспе-

Краткие сообщения

чивается посредством направленного создания в процессе внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности специальных внешних условий (к примеру, ситуаций достижения успеха, необходимости принять своевременное решение в личностно значимой и т. п.), которые объективно требуют от спортсменов актуализации формируемых мотивов и волевых качеств, и приводят к самостоятельному принятию решения о реализации связанных с ними действий. Одновременно с постановкой в специально организованные внешние условия спортивной деятельности тренером через применение методов внушения и убеждения доводятся до сознания и понимания спортсменов, какими по направленности и эмоциональной окрашенности должны быть отношения к этим условиям (на уровне целей, мотивов, волевых усилий), при которых достигается высокая результативность спортивной деятельности (действие механизма «сверху вниз»).

Теоретический анализ и обобщение литературных данных позволили выделить ряд педагогических условий, реализация которых в процессе спортивной подготовки через психологические механизмы «снизу вверх» и «сверху вниз» должна обеспечить, по нашему предположению, возникновение, функционирование и развитие отношений волейболистов к цели занятий спортом, спортивному успеху, своим возможностям, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, к команде и тренеру. Стабилизация этих отношений приводит к формированию у занимающихся мотивов занятий спортом, волевых качеств, способности к субъективному контролю и самоуправлению, которые впоследствии становятся личностной основой внутренне организованной спортивной мотивации.

Нами выделены шесть педагогических условий, различающихся по направленности на формирование благоприятных отношений спортсменов к различным сторонам спортивной жизни, а именно к цели занятий спортом, успеху, своим возможностям, тренировочной деятельности, к команде и тренеру, соревновательной деятельности. Каждое из этих условий реализуется через применение в учебно-тренировочном процессе соответствующих педагогических приемов.

Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что при практической реализации выделенных нами

педагогических условий в учебно-тренировочном процессе волейболистов 15-16 лет наблюдается: 1) ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства; 2) ослабление значимости мотива эмоционального удовольствия, социально-эмоционального и социально-морального мотивов, повышение значимости мотивов достижения успеха, социального и физического самоутверждения; 3) усиление спортивной мотивации и соревновательной мотивации; 4) повышение уровня субъективного контроля и способности к самоуправлению общением, поведением и деятельностью.

Спортивная мотивация как психическое состояние личности спортсмена обусловлено значимыми для нее отношениями: 1) к цели занятий спортом; 2) спортивному успеху; 3) своим возможностям; 4) внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; 5) команде; 6) тренеру. Развитие спортивной мотивации осуществляется в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению.

В 15-летнем возрасте у волейболистов наблюдается интеграция мотивов занятий спортом в два относительно независимых блока. В первый блок входят положительно связанные между собой мотивы, которые по своему психологическому содержанию являются внешними по отношению к спортивной деятельности. Второй блок образуют взаимосвязанные гражданско-патриотический, социально-моральный мотивы и мотив достижения успеха, которые являются внутренними по отношению к спортивной деятельности. Соревновательная и тренировочная мотивация отрицательно взаимосвязаны между собой. При этом в основе соревновательной мотивации находятся мотивы достижения успеха, социального самоутверждения и социально-моральный; в основе тренировочной мотивации - мотив эмоционального удовольствия и рационально-волевой. Чем сильнее мотивы занятий спортом, тем выше готовность к проявлению волевых усилий.

Нитап. Sport. Мелете 2016, vol. 1, по. 1, рр. 82-87

Литература

1. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

2. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности / Н.А. Батурин. - Челябинск: ЧГИФК, 1988. -86 с.

3. Родионов, А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -112 с.

4. Кузьмин, Е.Б. Психическая готовность юных волейболистов к занятиям спортом высших достижений / Е.Б. Кузьмин, Г.Л. Драндров // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». -2006. - № 10(81). - Вып. 6. - Т. 2. - С. 40-47.

5. Козин, В.В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке

спортсменов в игровых видах / В.В. Козин, А.А. Гераськин, А.В. Родионов // Омский науч. вестник. - 2014. - № 1(125). - С. 167-173.

6. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с.

7. Шаболтас, А.В. Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс / А.В. Шаболтас, Д.А. Жуков //Вестник СПбГУ. Серия 12: Педагогика, психология, социология. - 2011. - Вып. 1. - С. 227-234.

8. Степанский, В.И. Исследование соотношения мотива достижения и избегания неудачи / В.И. Степанский // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 25-32.

9. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт,1986. - 208 с.

10. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М. : Просвещение, 1980. -199 с.

Кузьмин Евгений Борисович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, На-бережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны, yprof@yandex.ru.

Денисенко Юрий Прокофьевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, yprof@yandex.ru.

Ахметов Айдар Мухаметлаисович, кандидат педагогических наук, декан факультета Физической культуры, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, yprof@yandex.ru.

Чухно Павел Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны, yprof@yandex.ru.

Андрущишин Иосиф Францевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта, Казахская академия спорта и туризма, г. Алматы, Казахстан, ifandru2@mail.ru.

Поступила в редакцию 28 октября 2015 г.

Краткие сообщения

DOI: 10.14529/hsm160114

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE SPORT MOTIVATION IN YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS

E.B. Kuzmin1, yprof@yandex.ru, Yu.P. Denisenko2, yprof@yandex.ru, A.L. Akhmetov2, yprof@yandex.ru, P.V. Chukhno1, yprof@yandex.ru, I.F. Andruschishin3, ifandru2@mail.ru

1Naberezhnye Chelny branch of Povolzhye State Academy of Physical Education,

Sport and Tourism, Naberezhnye Chelny, Russian Federation,

2 Naberezhnye Chelny Institute for Socio-Pedagogical Technologies and Resources,

Naberezhnye Chelny, Russian Federation,

3Kazakh Academy of sport and tourism, Almaty, Kazakhstan

Aim. To determine psychological and pedagogical conditions of forming the sport motivation in young volleyball players. High sport performance closely is associated with personal motivation sphere. Motivation is not only a core characteristics of the athlete which leads him/her to the desired goal, but also influences the specifics of all processes in the human body when an individual is engaged in some kind of activity. Teachers, coaches, and athletes tend to underestimate the role of motivation factors and to ignore the dynamics of changes in motives which results in impossibility to fulfill one's potential in sporting activity. Research organization and methods. The study involved 15-16-year-old volleyball players. The athletes were aware of application of suggestion and persuasion methods and informed of the necessary emotional attitude to the stated conditions (at the level of goals, motives, and conations) which leads to high sport performance (the effect of the top-down mechanism). Results. Sport motivation should be developed from external organization when the stated attitude is formed and becomes actual mainly under the influence of the social environment, and is associated with the specifics of the exact situation, to internal organization associated with the personal features of an athlete: temperament, motives to go in for sports, and abilities to perform subjective self-control. Conclusion. It has been established that the control of forming the sport motivation in the process of extra-training, training and competitive activity requires day-to-day creation of pedagogical conditions for formation, functioning, and stabilization of the stated attitude by means of psychological mechanisms "bottom-up" and "top-down".

Keywords: motive, sport motivation, sporting activity, personal features, claim levels.

References

1. Piloyan R.A. Motivatsiya sportivnoy deyatel'nosti [Motivation Sports Activities]. Moscow, Physical Education and Sports Publ., 1984. 112 p.

2. Baturin N.A. Psikhologiya uspekha i neudachi v sportivnoy deyatel'nosti [Psychology of Success and Failure in Sport]. Chelyabinsk, 1988. 86 p.

3. Rodionov A.V. Vliyanie psikhologicheskikh faktorov na sportivnyy rezul'tat [The Impact of Psychological Factors On Athletic Performance]. Moscow, Physical Education and Sports Publ., 1983. 112 p.

4. Kuz'min E.B., Drandrov G.L. [Mental Readiness of Young Volleyball Players to the Sport of High Achievements]. Vestnik UGTU-UPI. Seriya "Obrazovanie i vospitanie. Ekonomika i upravlenie fizicheskoy kul'tury i sporta" [Herald of Ural State Technical University. A Series of Education and Upbringing. Economy and Management of Physical Culture and Sport], 2006, no. 10 (81), iss. 6, vol. 2, pp. 40-47. (in Russ.)

5. Kozin V.V., Geras'kin A.A., Rоdionov A.V. [Theory and Practice of the Activity Approach to the Training of Sportsmen in Game Kinds]. Omskiy nauchnyy vestnik [Scientific Herald of Omsk], 2014, no. 1 (125), pp. 167-173. (in Russ.)

Human. Sport. Medicine 2016, vol. 1, no. 1, pp. 82-87

6. Babushkin G.D., Babushkin E.G. Formirovanie sportivnoy motivatsii [Formation of Sports Motivation]. Omsk, 2000. 179 p.

7. Shaboltas A.V., Zhukov D.A. [Risk Behavior as a Reaction to Uncontrolled Stress]. Vestnik SPbGU. Seriya 12: Pedagogika, psikhologiya, sotsiologiya [Bulletin of St. Petersburg State University. Episode 12. Pedagogy, Psychology, Sociology], 2011, iss. 1, pp. 227-234. (in Russ.)

8. Stepanskiy V.I. [The Relation Between Achievement Motive of Avoiding Failure And]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 1981, no. 2, pp. 25-32. (in Russ.)

9. Gorbunov G.D. Psikhopedagogika sporta [Psycho Sports]. Moscow, Physical Education and Sports Publ., 1986. 208 p.

10. Il'in E.P. Psikhofiziologiyafizicheskogo vospitaniya [Psychophysiology of Physical Education]. Moscow, Education Publ., 1980. 199 p.

Received 28 October 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных волейболистов / Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко, А. Л. Ахметов и др. // Человек. Спорт. Медицина. - 2016. - Т. 1, № 1. -С. 82-87. БО!: 10.14529/Ь8ш160114

Kuzmin E.B., Denisenko Yu.P., Akhmetov A.L., Chukhno P.V., Andruschishin I.F. Psychological and Pedagogical Conditions of Forming the Sport Motivation in Young Volleyball Players. Human. Sport. Medicine,, 2016, vol. 1, no. 1, pp. 82-87. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm160114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.