Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования начальных навыков чтения с помощью электронных обучающих программ'

Психолого-педагогические условия формирования начальных навыков чтения с помощью электронных обучающих программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ЭЛЬКОНИН / ИГРА / COMPUTERIZATION / EDUCATION / READING / TEACHING / PRE-SCHOOL EDUCATION / PRESCHOOLER / PROCESS / ELKONIN / GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шавараков Е.О.

Развитие технологий, а затем появление компьютерных обучающих программ постепенно видоизменяют классические формы образовательного процесса. Сегодня с помощью компьютерных программ для обучения дошкольников родители могут подготовить своего ребенка к школе, не обращаясь к специалистам. Однако не все компьютерные обучающие программы из представленных на рынке, учитывают необходимые психолого-педагогические условия. Занимаясь с помощью таких программ, ребенок получит больше вреда, чем знаний. Далее мы рассмотрим некоторые из необходимых психолого-педагогических условий, которые необходимо учитывать во время разработки компьютерной обучающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шавараков Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical conditions of formation basic reading skills through e-learning programs

Technology development and new e-learning programs gradually modify the classical forms of the educational process. Today, with the help of computer programs parents can prepare their child for school. However, the majority of computer learning programs don’t take into account the necessary psychological and pedagogical conditions. By learning with the help of such programs, the child will get more harm than new knowledge. In this article we analyze some of the necessary psychological and pedagogical conditions that must be considered during the development of computer learning programs.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования начальных навыков чтения с помощью электронных обучающих программ»

УДК 159.9:37.015.3 Е. О. Шавараков

аспирант каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: gacson@gmail.com

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ

Развитие технологий, а затем появление компьютерных обучающих программ постепенно видоизменяют классические формы образовательного процесса. Сегодня с помощью компьютерных программ для обучения дошкольников родители могут подготовить своего ребенка к школе, не обращаясь к специалистам. Однако не все компьютерные обучающие программы из представленных на рынке, учитывают необходимые психолого-педагогические условия. Занимаясь с помощью таких программ, ребенок получит больше вреда, чем знаний. Далее мы рассмотрим некоторые из необходимых психолого-педагогических условий, которые необходимо учитывать во время разработки компьютерной обучающей программы.

Ключевые слова: компьютеризация; образование; чтение; обучение; дошкольное образование; процесс; Эльконин; игра.

Shavarakov E.O.

Postgraduate student, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Moscow State Linguistic University

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION BASIC READING SKILLS THROUGH E-LEARNING PROGRAMS

Technology development and new e-learning programs gradually modify the classical forms of the educational process. Today, with the help of computer programs parents can prepare their child for school.

However, the majority of computer learning programs don't take into account the necessary psychological and pedagogical conditions. By learning with the help of such programs, the child will get more harm than new knowledge. In this article we analyze some of the necessary psychological and pedagogical conditions that must be considered during the development of computer learning programs.

Key words: computerization; education; reading; teaching; pre-school education; preschooler; process; Elkonin; game.

Большинство дошкольников, которые имеют дома компьютер, воспринимают его только как средство для развлечения. Однако любой родитель хочет, чтобы взаимодействие

дошкольника с компьютером начало приносить пользу и превратилось в средство обучения.

Достаточно большой спрос на сегодняшний день породил большой набор компьютерных программ для детей, которые помогают с развитием памяти, внимания, знакомят ребенка с буквами и многое другое. Однако многие из тех программ, которые позиционируются как обучающие, не выполняют свою основную функцию обучения детей и формирования новых навыков [1].

Компьютерные обучающие программы - это мощное средство, которое стимулирует всестороннее развитие ребенка, если использовать это средство правильным образом. В случае, когда обучением с помощью компьютеров начинают злоупотреблять или использовать плохо подобранные методики, развитие ребенка может пойти по плохому пути. В Швейцарии было проведено исследование, которое показало, что дети, которые регулярно работают с компьютерными обучающими программами, имеют следующие особенности: дети начинают мыслить шаблонами; задают поверхностные вопросы во время общения и не проявляют интереса к ответам на свои вопросы; отвечают стереотипными фразами на вопросы взрослых; во время общения с другими детьми не могут выстроить глубокие личностные отношения; во время устного общения тяжело побудить ребенка к фантазированию [6].

Компьютерные программы для обучения должны быть построены таким образом, чтобы процесс взаимодействия с ними стимулировал ребенка к исследовательской деятельности: пробовать, получать информацию, работать с информацией, делать выводы, уточнять подробности, анализировать, корректировать свои действия согласно конкретной ситуации. Лучше всего такой эффект достигается, если электронные методики используются во время стандартных занятий, таким образом получаются комбинированные уроки [4].

Для того чтобы использование обучающих программ приносило максимальную пользу, они должны быть правильно подобраны сообразно возрасту, учебной направленности. Кроме того, они должны учитывать различные особенности ребенка.

Если обучающая программа была подобрана неверно, может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью погрузиться в игровую часть программы для развлечения, а не получать новые знания. Кроме того, если обучающая часть была проработана неверно, ребенок может просто заучивать получаемую информацию, ожидая одобрения от родителей, но новые знания, умения и навыки не будут усвоены, сформированы.

Основным элементом для эффективного обучения с помощью компьютерных программ является отношение ребенка к игре. Для того чтобы вовлечь ребенка, часто используют персонификацию, опредмечивание и одушевление понятий, которые используются в процессе занятий с дошкольниками.

Большая часть обучающих образовательных программ направлена на формирование навыков чтения, что помогает при подготовке к поступлению в школу, таким образом некоторые образовательные учреждения и родители решают вопрос пробелов в образовательных программах между дошкольным образованием и начальной школой.

Методики, реализованные в виде компьютерных программ для обучения чтению, не заменяют обычные стандартизированные традиционные методики, а дополняют их и обогащают педагогический процесс [6].

Развивающие компьютерные программы для обучения чтению дошкольников предназначены для формирования и развития у детей навыков чтения. Однако при правильном подборе и применении компьютерных программ, кроме формирования навыков чтения они также влияют на эмоциональное и нравственное развитие, на способности соотносить свои действия в рамках управления игрой с тем, что изображается на мониторе. Подобные программы способствуют развитию фантазии и воображения. У детей лучше развивается внимание, сосредоточенность, повышается быстрота действий, появляется интерес к работе с компьютером. Подобные программы являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка.

К программам для обучения детей навыкам чтения относятся реализованные в игровой форме программы, в которых

ребенку необходимо решить одну или целый ряд задач, которые направлены на формирование или закрепление необходимых навыков: знакомство с азбукой, слогами, словообразованием и трансформированием слов; обучение письму через чтение, и наоборот; обучением родному и иностранному языкам; эстетическое и нравственное воспитание; знакомство с основами систематизации и анализа понятий.

Для полноценного использования большинства компьютерных методик обучения чтению дошкольнику необходимо уметь оперировать символами и образами; кроме того, необходимо иметь творческое воображение, определенный уровень развития мышления, а также определенный уровень произвольности действий. Все необходимые качества формируется у ребенка во время его разнообразной игровой деятельности и повседневной жизни [2].

Благодаря средствам компьютера стало возможным представлять информацию в интересной для ребенка форме. Это не только улучшает запоминание новой полученной информации, но и делает процесс запоминания более осмысленным, а значит, полученные знания не будут забыты. Взаимодействие с компьютерными обучающими программами вызывает большой интерес у детей. Вначале этот интерес проявляется как к игровой деятельности, а затем, как к учебной [5]. Важно отметить, что занятия на компьютере также очень эффективны для развития моторики.

Компьютеризированные методики, предназначенные для обучения детей чтению, усиливают мотивацию учения. Это происходит из-за новизны материала, возможности регулировать у решаемых задач уровень сложности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. В рамках компьютерной игры ребенок может оперировать буквам как захочет, создавать из них свой собственный мир. Подобные программы дают ребенку возможность проявлять свою оригинальность. Ребенок не боится предлагать решения, так как обучающая программа не может поставить ему низкую оценку или высказать неодобрение. Ребенок может выполнять одно и то же задание столько раз, сколько захочет, при этом его никто не торопит во время выполнения заданий.

На сегодняшний день качественные программы большая редкость. Однако какой бы ни была программа, необходимо учитывать следующие правила во время их использования: продолжительность занятий не должна превышать семи минут для детей пяти лет и десяти минут для детей шести лет; занятия в дошкольных образовательных учреждениях или дома следует проводить не чаще, чем два-три раза в неделю; после завершения занятия необходимо сделать гимнастику для глаз; рабочее место для проведения занятий с компьютерными программами, должно быть отрегулировано таким образом, чтобы уровень глаз учащегося был на уровне центра экрана монитора [3]. Очень важным моментом является разработка или выбор самой методики, которая ложится в основу любой компьютерной программы для обучения. Среди рассмотренных методик можно выделить методику обучения чтению Д. Б. Эльконина, так как она является наиболее проработанной и систематизированной.

Система обучения чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, подразумевает, что знания получают не в виде определенной информации, а как средства, открытия, доказательства. Учащийся в этом случае сам выстраивает некий алгоритм своих действий. Кроме того, исследования Эльконина показывают, что именно ролевые игры создают задатки личностного становления, которые побуждают к деятельности [7, с. 29, 34, 217].

Система обучения начальным навыкам чтения Д. Б. Эль-конина, начинается с изучения звуковой формы слогов и слов по их графической модели. Д. Б. Эльконин выделил три этапа овладения навыком чтения:

- первый этап - это фонемный анализ слов и общая ориентировка в звуковой системе языка;

- второй этап - изучение системы гласных фонем, соотнесение их с буквами и формирование ориентации на фонемы и гласные звуки. Основная задача на этом этапе - это предоставление детям знаков в качестве графического отображения фонем, не допуская при этом смешения фонем и букв;

- третий этап - знакомство с буквами, которые обозначают согласные звуки, продолжая работать с графической схемой фонемного состава слова.

Исходя из вышеуказанных аргументов, можно сделать вывод, что использование компьютерных программ для формирования навыков чтения у дошкольников имеет множество положительных сторон. В случае, когда ребенку интересно содержание программы, он узнает из нее много нового, игра открывает перед ним целый мир огромных возможностей по взаимодействию с ним. Всё это позволяет сделать процесс обучения проще и эффективнее. Методики по обучению чтению, реализованные в форме компьютерных программ, содействуют развитию дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные и личностные особенности детей. Наглядность предлагаемого материала помогает легче его усваивать. Компьютерные программы для обучения приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Использование компьютерных программ для обучения детей чтению, которые были одобрены, разработаны на прочной теоретической базе, имеют полное техническое обеспечение и методические рекомендации, в правильном сочетании с традиционными методами обучения, будет способствовать формированию разносторонней и творческой личности. Не следует забывать, что компьютерные программы обучения дошкольников влияют на различные области развития ребенка: эмоциональную, интеллектуальную и социальную. Компьютерные обучающие программы способствуют усвоению и формированию новых, а также закреплению уже имеющихся знаний, умений и навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. - М. : Яуза : Эксмо, 2006. - 640 с.

2. Горвиц Ю. М. Зачем малышам компьютер?// Детский сад от А до Я. - 2003. - №1. - С. 126-130.

3. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л. А. Леоновой. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж : Модэк, 2004. - 64 с.

4. Моторин В. В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12. - С. 42-46.

5. Новоселова С. Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. - 2003. - №1. - С. 6-13.

6. Шувалова Н. Ю. и др. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры // Психология и школа. - 2008. - №1. - С. 60-64.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Педагогика, 1999 - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.