ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Г.Ш. Якупова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье анализируются различные подходы по формированию коммуникативных умений у младших школьников. Представлена спортивная характеристика критериев сформированности коммуникативных умений у младших школьников. Сложившаяся в течение ряда десятилетий система среднего образования зачастую существенно отстает от самой жизни, что приводит к невозможности удовлетворения запросов современного общества. Несмотря на постоянно растущую потребность общества в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором методов и форм обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников, особенно остро это проблема стоит именно в младшем школьном возрасте, когда закладывается фундамент будущих навыков общения подрастающего поколения.
Анализ современных психолого-педагогических исследований и практика образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе науки и общества к данной проблеме. Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в ряде исследований.
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников определяется рядом социальных, психологических, педагогических и практических факторов:
- требованием повышения качества подготовки выпускников школ к самостоятельной жизни в современном социуме;
- необходимостью формирования гармонично развитой личности в рамках образовательного процесса МОУ;
-необходимостью повышения качества организации учебной деятельности младших школьников на основе коммуникативного взаимодействия и полноправного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса.
Несмотря на распространенность изучения данного вопроса в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, его актуальность и практическую значимость, в настоящий момент существуют противоречивые взгляды на исследуемую проблему. С одной стороны, накоплен большой теоретический и эмпирический материал о коммуникативных умениях, их с сущности, структуре и функциях и специфике формирования в младшем школьном возрасте. С другой стороны нечетко обозначены психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников, и что особенно важно не в полном объеме разработан адекватный психодиагностический инструментарий для выявления уровня сформированности коммуникативных умений, именно в младшем школьном возрасте [1].
Анализ различных подходов к определению коммуникативных умений позволяет определить их как «более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от ко-
торых зависит готовность индивида к общению». Составляющими коммуникативных умений по данным ряда авторов [2, 7] являются:
-умение слушать и передавать информацию, принимая ее с нужным смыслом;
- умение понять другого;
- умение сопереживать, сочувствовать;
- умение адекватно оценить себя и других;
- умение принять мнение другого;
- умение решать конфликты;
-умение взаимодействовать с членами коллектива.
Коммуникативные умения формируются в общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности.
Коммуникативные умения входят в структуру более общего и более широкого понятия - общение и без его глубокого и детального рассмотрения невозможно полное понимание исследуемой проблемы [2].
Общение - «есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности» [4].
Следующим этапом исследования выступило формирование экспериментальной и контрольной групп, в которые вошли младшие школьники, у которых по данным первичной диагностики был выявлен низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Была разработана и внедрена психолого-педагогическая программа по формированию коммуникативных навыков младших школьников. Основными условиями формирования коммуникативных навыков младших школьников в рамках этой программы выступили следующие:
- формирование эмоционального самоконтроля и адекватности реагирования в ситуациях взаимодействия;
- формирование адекватного целостностного отношения к себе и к миру;
146 Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006
Якупова Г.Ш.
Психолого-пэдагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников
- развитие рефлексии;
-развитие вербальных и невербальных способов общения;
- снятие эмоционального напряжения, тревоги;
- развитие симпатии.
Программа была апробирована на экспериментальной группе. Контрольная группа данному экспериментальному психолого-педагогическому воздействию не подвергалась. После завершения программы для оценки ее эффективности было проведено повторное тестирование по тем же методикам на экспериментальной и контрольной группах. Подтверждение гипотезы в экспериментальном режиме проводилось с помощью статистических методов. Комплексные результаты по-
мы делаем не педагога, что наиболее традиционно и общепринято, и не ученика, что также достаточно распространенно, когда говорят о двусторонно-сти педагогического процесса, а специфическую общность, группу, которую образуют учитель и ученики. При этом конкретные члены этой общности выступают в качестве участников общения, включаясь через него в предметную совместную деятельность, в сотрудничество, становясь через него коллективным субъектом сотрудничества и подлинного диалога.
Психологическое содержание педагогического общения будет различным в зависимости от того, на какие стороны сотрудничества педагога и детей направленно их общение.
Сравнительная характеристика критериев сформированное™ коммуникативных умений младших школьников по данным первичного и повторного исследования (контрольная группа)
Кол-во младших школьников, имеющих высокий процент по исследуемым критериям
Критерии коммуникативных умений Констатирующий эксперимент Заключительный эксперимент Динамика Значение статистического критерия
1. Уровень развития речи - активный словарь 94% 90% +* (4 %) *2=0,06;
- пассивный словарь 86% 82% +* (4 %) %2=0,06;
- диалогическая речь 66% 66% 0* (0 %) у2=0;
- спонтанная речь 76% 72% +* (4 %) <6 О ' о ІІ (N і ^
- автоматизированная речь 74% 74% 0* (0 %) Х2=0;
2. Общительность 86% 86% 0 *2=0
3. Контактность - аффектотимия-шизотимия 96% 92% + (4 %) Х2=0,06;
- смелость-робость 88% 84% + (4%) *2=0,06;
вторной диагностики в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице.
Оценка эффективности проведенной программы по результатам повторного исследования выделенных критериев коммуникативных умений показала положительную динамику уровня сфор-мированности коммуникативных навыков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что свидетельствует о подтверждении экспериментальной гипотезы о возможности формирования коммуникативных умений младших школьников при соблюдении определенных психологопедагогических условий.
Рассматривая сотрудничество как предмет педагогического общения, мы подчеркиваем, что вхождение воспитанника в социально-значимую и полноценную, действительно формирующую его как личность совместную с педагогом деятельность, обеспечивается тем, в какой мере сам педагог способен определиться в этой деятельности как участник, а не субъект (наблюдатель, организатор, управляющий, воспитатель и т.п.). Иными словами, только собственно диалогическая, совместная структура этой деятельности наполнит ее для воспитанника социальным смыслом и сделает ее фактором формирования его личности.
В качестве субъекта педагогического общения
Литература
1. Агафонова И.Н. Развитие умения детей младшего школьного возраста сотрудничать в паре//Школа.-2003.-Ng 3, С. 17-18.
2. Блонский П.П. Психология младшего школьника/ Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Мар-цинковской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 234 с.
3. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 58 с.
4. Бодалев A.A. Личность и общение: избр. труды. — М.: Педагогика, 1983. -272 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека — М: Смысл, Эксмо, 2003. - 1136 с.
6. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция: Учеб.пособ. - М: Ин-т практ. Психологии; Воронеж НПО: МОДЭК, 1998. -251 с.
7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. — Самара: Издательский дом
«БАХРАХ», 2004. - 672с.
8. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. — 1971. —№ 4.
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2
147