Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия духовно-нравственного опосредования мироощущения современных подростков'

Психолого-педагогические условия духовно-нравственного опосредования мироощущения современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / МАЛАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРООЩУЩЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Апатенко Я. Н.

В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению механизмов воздействия социальной среды на структуру мироощущения современных подростков. Показано, что группа членства, включенная в развивающую социальную среду, оказывает позитивное влияние на такие аспекты мироощущения, как его духовно-нравственное содержание, включающее личностно значимые социально ценные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Апатенко Я. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия духовно-нравственного опосредования мироощущения современных подростков»

УДК 316.6

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ МИРООЩУЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

© 2017 Я. Н. Апатенко

соискатель кафедры психологии e-mail: babicheva1989@gmail. com

Курский государственный университет

В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению механизмов воздействия социальной среды на структуру мироощущения современных подростков. Показано, что группа членства, включенная в развивающую социальную среду, оказывает позитивное влияние на такие аспекты мироощущения, как его духовно-нравственное содержание, включающее личностно значимые социально ценные качества.

Ключевые слова: развивающая социальная среда, малая группа, социально-психологическая зрелость, совместная деятельность, мироощущение, духовно-нравственные ценности.

Каждое происходящее в нашей стране событие демонстрирует первостепенную значимость морально-нравственного состояния нашего общества, а также невозможность эффективного решения других социальных проблем без преодоления его нравственного кризиса, который наблюдается в настоящий момент [Журавлев, Юревич 2012: 5]. Отмечаются факты, искажающие восприятие реальности значительной части наших соотечественников, в особенности представителей молодого поколения, когда стирается грань между добром и злом как основа нравственного сознания и поведения [Там же: 7].

Обратимся к пониманию феномена «духовность» в отечественной психологии. По мнению С.Л. Рубинштейна, духовность проявляется в способности человека к любви, при которой сам человек становится субъектом, способным любить. При этом самым важным является то, как и что он изменяет и совершенствует в других людях. Особое место отводится нравственной детерминанте, определяющей зависимость познания от нравственного облика личности [Рубинштейн 2009]. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский понимают под духовностью «... высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности» [Петровский, Ярошевский: 102-103]. Отмечается, что наделенный духовностью человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи по адаптации к среде, а подключается к созидательной энергии надындивидуальных общностей, тем самым выходя за свои собственные пределы и вступая во взаимодействие с миром на новом уровне. Духовность выступает предпосылкой актуализации личностной «свободы для» (в противовес «свободы от.») [Там же: 103]. М.И. Воловикова сущность духовности связывает с содержанием устоявшихся народных традиций, в том числе с праздничной культурой, в рамках которой человек приобщается к духовному опыту состояния мира и единства с другими людьми. В итоге развивается и крепнет нравственный идеал человека [Воловикова 2005]. Также необходимым условием правильного и здорового развития человека является его нравственное совершенствование, поскольку «всякое зло разрушает проявление личности» [Воловикова 2012: 48].

Необходимость духовно-нравственного развития подрастающего поколения подчеркивается многими отечественными психологами. Как отмечает В.В. Давыдов, именно в подростковом возрасте происходит становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека. Поэтому от характера и организации общественно полезной деятельности во многом зависит нравственное поведение подростка в будущем [Давыдов 2012: 77].

Перспективными для оказания психологической помощи молодежи представляются социальные среды, которые наиболее полно раскрывают возможности индивида и группы [Чернышев, Сарычев, Лобков 2013]. Как отмечает А. С. Чернышев, «в настоящее время в условиях социального расслоения общества, неоднородности социума наиболее актуальным является создание развивающих социальных сред («социальных оазисов»), адекватных субъектной природе развивающегося человека» [Чернышев 2008: 65]. В курской психологической школе под развивающей социальной средой («социальным оазисом») понимается социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в «социальные оазисы» ведет к значительным личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп. На наш взгляд, такими развивающими средами могут выступать, например, профильные лагеря региона. Профильные лагеря обладают большим потенциалом: они создают условия для личностного развития, способствуют приобретению нового опыта общения, самостоятельности, отношений со сверстниками, эмоционально-нравственному развитию, развитию творческого потенциала и таких качеств личности, как мобильность, конкурентоспособность, профессионализм, духовность, стремление делать добро, предприимчивость, упорство в достижении цели. Пребывание подростков и юношей в профильных лагерях способствует формированию у них истинных ценностей, целей и идеалов благодаря включенности подростков в «веер» разнообразной деятельности; актуализирует социальную активность молодежи и повышает грамотность по отношению к возможностям вхождения в социально-позитивную деятельность, к защите своих прав и возможностям реализации своих обязанностей [Профильный лагерь... 2014].

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования являлось определение оптимальных условий для обогащения и развития мироощущения современных подростков в условиях совместной деятельности малой группы. При разработке гипотезы мы опирались на параметрическую теорию малых групп Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, А.Н. Лутошкина и др. Данная теория позволяет провести всесторонний анализ малой группы посредством более или менее широкого спектра социальных и социально-психологических параметров, а также предлагает модель развития группы, выражающегося в уровне социально-психологической зрелости группы [Уманский, Чернышев, Лутошкин 1971]. В нашем исследовании мы основывались на гипотетическом предположении о том, что необходимыми условиями формирования духовно-нравственной сферы личности является высокий уровень развития группы членства, характер ее включенности в совместную активность с другими группами в условиях развивающей социальной среды. Нами применялись следующие эмпирические методы: элементы естественного формирующего эксперимента, наблюдение, беседа, проективная методика «Метод незаконченных предложений», «Карта-схема психолого-

педагогической характеристики малой учебной группы» (Л.И. Уманский, А.С. Чернышёв). Естественный формирующий эксперимент проводился в рамках эксперимента кафедры психологии Курского государственного университета совместно с Комитетом образования г. Курска в ходе реализации военно-патриотической смены «Юный патриот» на базе МБОУ ДОД «ДООЦ имени У. Громовой» в июне-июле 2015 г.; в нема приняли участие 143 человека, были изучены 5 групп подростков в возрасте от 11 до 16 лет.

В результате исследования выявлены группы с различным уровнем социально-психологической зрелости.

Таблица 1

Результаты исследования социально-психологической зрелости групп_

№ п/п Период исследования Уровень социально-психологической зрелости групп

Группы с высоким уровнем развития Группы со средним уровнем зрелости Группы с недостаточным уровнем зрелости

1 В начале смены 30 % 50 % 20 %

2 В конце смены 60 % 20 % 20 %

Как видно из таблицы, за период пребывания в профильном центре увеличилось количество групп с высоким уровнем развития, уменьшилось количество групп со среднем уровнем зрелости.

Характеристика групп с различным уровнем социально-психологической зрелости. Группы с высоким уровнем развития (группа-коллектив, отряды «Память», «Арлекин», «Гранит») стремятся к успешному выполнению как учебной, так и общественно значимой деятельности. Такие группы ответственно относятся к поручениям, проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту в различных формах поведения. При решении задач, стоящих перед группой, есть попытки найти нестандартное, наилучшее их решение. Группы достаточно сплоченные, сплоченность базируется на социально ценных мотивах и целях. В общении наблюдается уважительное отношение друг к другу, переживание чувства собственного достоинства, чувство гордости за свою группу. Личность в такой группе защищена, есть возможность для проявления индивидуальных качеств и способностей. В таких группах присутствуют общественно значимые социальные цели деятельности. Группы со средним уровнем зрелости (группа-кооперация, отряд «Кадеты») достаточно организованы и сплочены. Активность проявляется прежде всего в собственных интересах, наблюдается групповой эгоизм, межгрупповые отношения строятся на основе конкуренции и соперничества. Общественно значимые цели приспосабливаются к узкогрупповым интересам. Группы с недостаточным уровнем социально-психологической зрелости (группа-ассоциация, отряд «Пламя») формально выполняют основную групповую деятельность со слабой мотивацией и ошибками. Актив слабо себя проявляет, стиль управления импульсивный. Члены группы пассивны, внушаемы и конформны в поведении. Общий тон - пассивная созерцательность.

Полученные результаты могут быть объяснены следующим образом. Группы, получившие высокий уровень развития, состояли преимущественно из обучающихся военно-патриотических клубов «Память», «Гранит» и театральной студии «Арлекин» МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» (сами обучающиеся предложили назвать свои отряды по названиям своих клубов). К моменту прибытия в лагерь подростки и старшеклассники занимались вместе 1-3 года, участвовали во многих конкурсах и соревнованиях. Эти детские коллективы неоднократно принимали участие во многих массовых мероприятиях не только на уровне Дворца пионеров и школьников, но и на уровне города, области, а также страны. Однако в Центре эти

подростки вошли во вновь сформированные группы. Отряды «Кадеты» и «Пламя» были сформированы из обучающихся разных школ г. Курска.

Состояние духовно-нравственного аспекта мироощущения. Согласно нашему подходу в качестве ценностно-смысловой основы мироощущения изучались представления об «идеале» и «свободе», проблемное поле. В структуре мироощущения установлены различные тенденции, типичные для разных групп, проявляющиеся в сформированности таких компонентов, как духовно-нравственные основы, масштабность и направленность интересов (табл. 2).

Таблица 2

Содержание мироощущения _

Критерий Группы с высоким Группы со средним Группы с недостаточным

уровнем зрелости уровнем зрелости уровнем зрелости

Представленность Ранг Представленность Ранг Представленность Ранг

в сознании (%) в сознании (%) в сознании (%)

Учеба 13,8 % 2 6,5 % 3,5 6,3 % 5,5

Спорт 4,9 % 5 4,4 % 5 0 % 9

Отдых 39,6 % 1 45,7 % 1 40,6 % 1

Политические 2,1 % 8 2,2 % 8 0 % 9

события

Друзья 1,4 % 9,5 0 % 9,5 12,5 % 3

События в семье 5,6 % 4 0 % 9,5 3,1 % 7

Помощь людям 12,5 % 3 13,1 % 2 15,6 % 2

Помощь животным 3,5 % 7 2,2 % 6,5 9,4 % 4

Бизнес 4,2 % 6 6,5 % 4,5 6,3 % 5,5

Материальные 1,4 % 9,5 2,2 % 6,5 0 % 9

приобретения

Не определились 11 % 17,4 % 6,3 %

Различия проявляются в следующих позициях.

1. Учеба как ценность занимает более высокую позицию (2) в группах с высоким уровнем зрелости, в то время как представленность в сознании подростков учебы в других группах очень низкая, что не может не беспокоить, поскольку образ мира этих детей ограничен эпизодами отдыха, поездок, праздников.

2. Друзья как ценность занимают более высокую позицию в группах с недостаточным уровнем зрелости.

Таблица 3

Масштаб мироощущения__

Критерий Группы с высоким Группы со средним Группы с

уровнем зрелости уровнем зрелости недостаточным уровнем

зрелости

Представленность Ранг Представленность Ранг Представленность Ранг

в сознании (%) в сознании (%) в сознании (%)

Мир 1,4 % 5,5 2,2 % 4 0 % 6,5

Страна 0,7 % 7 0 % 6 0 % 6,5

Регион 18,9 % 2 19,7 % 2 25 % 2

Учебное 13,8 % 3 6,5 % 3 6,3 % 4

заведение

Семья 5,6 % 4 0 % 6 3,1 % 5

Друзья 1,4 % 5,5 0 % 6 12,5 % 3

Собственное «Я» 45,2 % 1 54,4 % 1 46,9 % 1

Не определились 11 % 17,4 % 6,3 %

Общей тенденцией для всех групп является различная свернутость масштаба мироощущения в группах разного типа социально-психологической зрелости. Различия

проявляются в разной степени широты представлений о социальной значимости атрибутов окружающей среды, выходящей за пределы бытового комфорта. Духовность мироощущения как гражданская позиция в восприятии целостного мира, его масштабности в определенной мере опосредуется уровнем социально-психологической зрелости групп. Например, достаточно полно мировые события представлены в сознании подростков из групп с высоким уровнем зрелости и со среднем уровнем зрелости (ранги 5,5 и 4 соответственно); события в стране представлены только в группах с высоким уровнем развития; события, связанные с друзьями, более представлены в сознании подростков из групп с недостаточным уровнем зрелости. Концентрация внимания на собственном «Я» и близких людях проявляется во всех группах, что является личностно и социально значимым, но настораживает абсолютизация индивидуализма в группах недостаточного развития.

Таблица 4

Структура проблемного поля _

Критерий Группы с высоким уровнем Группы со средним Группы с недостаточным

зрелости уровнем зрелости уровнем зрелости

Представленность Ранг Представленность Ранг Представленность Ранг

в сознании (%) в сознании (%) в сознании (%)

Учебные 13,8 % 2 0 % 4,5 0 % 4

Социальные 12,6 % 3 21,7 % 2 25 % 1

Личностные 15,3 % 1 34,8 % 1 12,5 % 2

Семейные 0 % 4,5 0 % 4,5 6,25 % 3,5

Бытовые 0 % 4,5 8,7 % 3 6,25 % 3,5

Нет проблем 58,3 % 34,8 % 50

В структуре проблемного поля мы выделяем следующие виды проблем: личностные, социальные, бытовые, учебные, семейные. Общей тенденцией для всех групп является то, что определенное число испытуемых в группах разного уровня развития отмечают, что им «ничего не мешает жить нормально». Это является скорее всего психологической маскировкой.

Были выявлены следующие тенденции.

1. Ведущее место в группах-коллективах и группах-кооперациях занимают личностные проблемы, связанные с «неуверенностью в своих силах и возможностях», «собственной ленью», «несамостоятельностью в делах и поступках».

2. Ведущее место в группах-ассоциациях занимают социальные проблемы, связанные с отношениями и общениями с родственниками, друзьями, окружающими. По мнению подростков, этот круг проблем заключается в «неискренности», «непонимании со стороны окружающих», «неумении находить общий язык с друзьями и родственниками».

3. В группах-коллективах второе место заняли проблемы связанные с обучением в школе («много задают», «сложно подготовиться к экзаменам», «сложная программа обучения»). Данный вид проблем не волнует подростков из групп-коопераций и групп-ассоциаций.

4. В группах-коллективах подростков в меньшей степени волнуют бытовые проблемы, в отличие от других групп.

Таким образом, в структуру проблемного поля современных подростков вошли личностные и социальные проблемы, но в разной мере в зависимости от социально-психологической зрелости групп.

Результаты исследования духовно-нравственных качеств. Духовно-нравственное содержание личности наполняется категориями «идеал», «представления

о свободе».

Таблица 5

__Представления об «идеале» _

Критерий Группы с высоким уровнем Группы со средним Группы с недостаточным

зрелости уровнем зрелости уровнем зрелости

Представленность Ранг Представленность Ранг Представленность Ранг

в сознании (%) в сознании (%) в сознании (%)

Родственники 33,2 % 1 17 % 3 12,5 % 3,5

Набор качеств 26,4 % 2 30 % 1 25 % 2

Педагог 2,8 % 4 0 % 6,5 0 % 6,5

Актеры, спортсмены 4,2 % 3,5 26 % 2 31,25 % 1

Выдуманный 4,2 % 3,5 0 % 6,5 12,5 % 3,5

персонаж

Я сам 1,4 % 5,5 4,5 % 4,5 0 % 6,5

Друзья 1,4 % 5,5 4,5 % 4,5 6,25 % 5

Нет идеала 26,4 % 17 % 25 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При изучении идеалов было выявлено, что в группах разного уровня развития

представления об идеалах достаточно различны и вызывают затруднения у подростков.

Были выявлены следующие тенденции.

1. В качестве идеалов в группах-коллективах занимают «родственники». Чаще всего такими родственниками являются родители. В остальных группах родственники занимают третью позицию.

2. В группах со средним уровнем зрелости представление об идеале раскрываются через некий набор качеств. В частности, идеал для подростков наделен такими качествами, как «умный», «добрый», «уверенный в себе», «который не боится трудностей», «сильный», «тот, кто смотрит страху в глаза» и др. Стоит отметить, что такой набор качеств совпадает с набором качеств групп-коллективов и групп-ассоциаций. Благоприятным является то, что «идеал» состоит из положительного набора качеств, отражающих общечеловеческие ценности.

3. В качестве идеала в группах-ассоциациях выступают русские и зарубежные актеры. Это можно объяснить тем, что подростки много свободного времени уделяют просмотру фильмов. У них происходит замена настоящего идеала на вымышленный персонаж (который не всегда обладает положительными качествами и ведет добропорядочный образ жизни).

4. Педагог как идеал представлен только в группах с высоким уровнем развития.

Таблица 6

Представление о «свободе»_

Критерий Уровень развития группы

Группы с высоким Группы со средним Группы

уровнем зрелости уровнем зрелости с недостаточным

уровнем зрелости

Представленность Ранг Представленность Ранг Представленность Ранг

в сознании (%) в сознании (%) в сознании (%)

Возможность выбора 4,1 % 5 0 % 6,5 0 % 6

Независимость 31,8 % 1 30,4 % 2 62,5 % 1

Свобода мысли, слова, 8,4 % 4 4,3 % 4,5 0 % 6

вероисповедания и

передвижения

Возможность делать, 20,9 % 2 39,1 % 1 6,25 % 3,5

что хочу

Свобода от тюремного 1,4 % 7 4,3 % 4,5 25 % 2

заключения

Умение себя 2,8 % 6 0 % 6,5 0 % 6

контролировать

Метафоричные 15,3 % 3 17,3 % 3 6,25 % 3,5

высказывания

Не знаю 15,3 % 4,3 % 0 %

Различия в представлениях о свободе проявляются в следующем.

1. В группах-коллективах и группах-ассоциациях «свобода» подростками понимается как независимость от других людей, чужого влияния, независимость в принятии решений.

2. В группах со средним уровнем развития под свободой понимается «возможность делать все, что хочу», которая проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, это свобода выбора деятельности: занятий, увлечений, профессии, друзей (данное понимание характерно в большей степени для групп с высоким уровнем развития). Во-вторых, свобода проявляется в возможности совершать разные поступки (порой антисоциальные) и оставаться при этом безнаказанным. То есть подростков не заботит, как их действия и желания скажутся на других людях, нет ориентации на окружающих. Особенно такое понимание характерно для групп с недостаточным уровнем зрелости.

Как показало исследование, имеются различия в духовно-нравственной сфере в группах разного уровня развития. Более благоприятное состояние мироощущения наблюдается в группах высокого уровня развития, они приобрели наибольший авторитет на фоне других групп. К концу смены на подростков из отряда «Память» стал равняться весь лагерь, их девиз стал девизом всего лагеря. Старшие ребят из этого отряда помогали воспитателям других отрядов проводить утренние зарядки, следить за порядком во время тихого часа, посещения столовой, душа. По итогам проведения лагерной смены (учитывались результаты участия в воспитательных мероприятиях, конкурсов, военно-спортивных игр, соревнований, обучения, поведение, уборка в корпусах) именно этот отряд был признан лучшим и награжден грамотой. Второе место занял отряд «Арлекин». Подростки из этого отряда выделялись на общем фоне своей творческой активностью, артистизмом, заботой о младших членах своего отряда.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

• стимулирование активности группы через организацию ее взаимодействия с социальной средой способствует ее самопознанию и коррекции своего поведения (возможности выбора соответствующей стратегии поведения на основе групповых правил);

• взаимодействие группы с развивающей социальной средой, которая декларирует о своих ценностях, создает ситуации для их переживания и осмысления (в форме особых коллективных творческих дел) и присвоения группой членства;

• высокий статус группы в системе социальных организаций опосредует усвоение членами группы ценностей общества;

• оптимальная включенность индивидов в совместную активность группы ведет к идентификации с группой, которая выступает как механизм присвоения духовно-нравственных качеств групп;

• наиболее чувствительными к влиянию социальной среды с высокими воспитательными возможностями (совместная активность группы, однопорядковых групп, основной организации) оказываются такие стороны мироощущения:

1) по содержанию:

- отражение социально значимых ценностей;

- пристрастность к поиску достойного идеала;

- осмысленный поиск условий актуализации свободы личности;

- чёткое структурирование проблем в условиях социальной среды: социальных, личностных, бытовых;

2) по широте: включение в мироощущение событий и объектов от конкретной среды проживания до региона и страны.

Библиографический список

Апатенко Я.Н. «Влияние социально-психологической зрелости на структуру мироощущения современных подростков» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/038-038.pdf (дата обращения: 13.12.2016).

Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: дис. ... докт. психол. наук. М., 2005. 384 с.

Журавлев А.Л., Юревич А.В. Нравственные проблемы современной России (вместо введения) // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А. Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 413 с.

Воловикова М.И. Личность в пространстве современного мира: духовно-нравственные проблемы //! Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. 413 с.

Давыдов В.В. Как ребенок становится личностью // Вестник практической психологии образования. 2012. № 4. С. 76-77.

Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред.

A.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.

Профильный лагерь: курский вектор: теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях: науч.-метод. пособие / А.А. Чертова, А.С. Чернышев, И.И. Фришман, О.Л. Иванова, Д.В. Беспалов. Курск: ООО АПИИТ «Гиром», 2014.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.

Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: избр. тр. Кострома, 2001.

Чернышев А.С. Реализация лидерского потенциала социально одаренных детей (экспериментальный подход) //Вестник практической психологии образования. 2008. № 2. С. 64-69.

Чернышев А.С. Роль лидерства в функционировании группы как субъекта совместной деятельности / А.С. Чернышев, Д.В. Беспалов, С. Аль-Гафри; под. общ. редакцией А.С. Чернышева; Курск. гос. ун-т. Курск, 2013. 244 с.

Чернышев А.С. Социально-одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, Ю.А. Лобков, С.В. Сарычев,

B.И. Скурятин. - 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.