Научная статья на тему 'Психолого-педагогические техники компенсации дефектов при подготовке дошкольников к обучению грамоте'

Психолого-педагогические техники компенсации дефектов при подготовке дошкольников к обучению грамоте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
READINESS OF CHILDREN FOR SCHOOL TRAINING / RESEARCH OF READINESS FOR SCHOOL / PREVENTIVE MAINTENANCE DYSGRAPHIA AND DYSLEKSIA / ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ / ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тополска Е.М.

В статье обсуждаются вопросы готовности детей к обучению в школе. В методическом разделе статьи предложены протокол обследования готовности ребенка к обучению, упражнения на развитие и тренировку внимания, восприятия, памяти, мышления, графо-моторной активности и лексико-граматической ориентировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тополска Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical techniques compensate for defects in preparing preschoolers for literacy

In article questions of readiness of children to training at school are discussed. In methodical section of article exercises on development and training of attention, perception, memory, thinking, grafo-motor activity and linguistic orientations are offered the report of inspection of readiness of the child to training.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические техники компенсации дефектов при подготовке дошкольников к обучению грамоте»

Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири

Электронный научный журнал

Библиографическая ссылка

Группа авторов Педагогические науки 1. 1. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 1.1 P;

URL: www.es.rae.ru/bulletinpp/147-415 (дата обращения: 19.03.2012).

Тополска Е. М. Психолого-педагогические техники компенсации дефектов при подготовке дошкольников к обучению грамоте - С. 26-31.

Психолого-педагогические техники компенсации дефектов при подготовке дошкольников к обучению

грамоте

В статье обсуждаются вопросы готовности детей к обучению в школе. В методическом разделе статьи предложены протокол обследования готовности ребенка к обучению, упражнения на развитие и тренировку внимания, восприятия, памяти, мышления, графо-моторной активности и лексико-граматической ориентировки.

Ключевые слова: готовность детей к школьному обучению, исследование готовности к школе, профилактика дисграфии и дислексии.

В Республике Болгария принято дошкольное детство определять в период с трех до семи лет. Дети, которым исполнилось 6 лет, обязаны посещать подготовительную группу в детском саду или подготовительный класс в школе.

Подготовка детей к обучению грамоте регламентирована в Государственных образовательных требованиях. В образовательном направлении «Болгарский язык и литература» учебное содержание конкретизировано по отношению формирования звукопроизносительных и графических умений.

* Статья представлена профессором, доктором педагогических наук Е. К. Янакиевой (член редколлегии ЭНЖ ВППЮС, рецензент)

Известно, что в целях развития процессов «кодирования» и «декодирования» букв при писании и чтении указанное учебное содержание недостаточно. Для этого необходима основа развития когнитивных процессов, на которой строятся звукопроизносительные и графические умения. Развитие когнитивных процессов, не определяется как учебное содержание и, следовательно, остается вне Государственных образовательных требований. Трудности детей в подготовке к обучению грамоте часто проявляются именно в когнитивных процессах. Например, наличие дефицита внимания в дошкольном возрасте создает трудности в подготовке ребенка к чтению и письму. Позже, в школьном возрасте, эти проблемы влияют на создание способности к обучению. Есть возможность того, что в процессе обучения проявятся дислексия и дисграфия. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии ребенка. Любое пренебрежение проблем, связанных с развитием ребенка в этом возрасте, оказывает негативное воздействие на его развитие в будущем. В этом контексте, своевременная и адекватная педагогическая поддержка в дошкольном детстве имеет важнейшее значение для детей с дефицитом в познавательной деятельности и графо-моторной активности.

Мы считаем, что обследование психологических механизмов подготовки к обучению грамоте очень необходимо. В дошкольном возрасте есть дети, у которых сохранены сенсорика, моторика и интеллект, но все-таки эти дети испытывают трудности в обучении. Проблемы этих детей остаются скрытые, потому что у них нет дефекта. В специальной педагогике дефициты называют затруднения. Затруднения остаются скрытые и поэтому школьные учителя обнаруживают их с трудом. Рекомендуем следующий протокол (форму), который позволяет обследовать психологические механизмы подготовки к обучению грамоте детей 6-7 лет:

Протокол обследования подготовки к обучению грамоте

имя ребенка возраст детский сад

Познавательная деятельность и графо-моторная активность в подготовке к обучению грамоте (процессы и умения) Характеристики познавательной деятельности и графо-моторной активности в подготовке к обучению грамоте Выражение наблюдаемых характеристик Результаты

начало учебного года конец учебного года

да нет да нет

1. Внимание концентрация и устойчивость Следит ли только глазами 6 переплетенных линии с начала до конца?

объем Восстанавливает ли расположение 2-3 элементов в квадрате сети из 9-16 квадратов?

распределенность и переключение Ставит ли каждый из 3 различных знаков в определенной графической фигуре?

2. Восприятие зрительное Различает ли 3 переплетенных контурных фигуры?

слуховое Отличает ли только по слуху шум /звук от знакомых предметов?

пространства Ориентируется ли в направлении сторон листка тетради?

времени Воспроизводит ли после слухового восприятия ритмической фигуры из 4 ударов?

движения Воспроизводит ли после демонстрации сложной фигуры движением пальцами и кистью рук?

З.Память зрительная Открывает ли воспринятые раньше 2 серии из 3 реальных изображений среди 16 картинок?

слуховая Запоминает ли 6 из 7 на слух воспринятых слов по результату 3-х опытов?

моторная Воспроизводит ли на листе графическую фигуру, изображенную в воздухе ведущей рукой?

4. Мышление сравнение Открывает ли 3 разницы в пара /двое/ иллюстраций?

анализ и синтез Расставляет ли 6-7 сюжетных картинок в логическую последовательность?

обобщение Открывает ли лишний объект в группе из 4 знакомых объектов?

сериация Сохраняет ли заданную последовательность в чередование графических элементов?

классификация Классифицирует ли знакомые объекты по виду (дикие и домашние животные)?

5. Мелкая (тонкая) моторика повторяющиеся движения обеих рук Воспроизводит ли после показа повторяющиеся движения обеих рук?

6. Графические умения воспроизводство графических фигур по образцу Воспроизводит ли графические фигуры по образцу?

7. Произносительные умения слуховое дифференцирование речевые звуки На слух дифференцирует ли речевые звуки, которые близки по произношению?

правильное произношение звуков Произносит ли правильно звуки, которые формируются онтогенетически поздно (с, з; ш, ж; р, л; ч, ц)?

конструирование и продуцирование речевых единиц Конструирует ли повествовательный текст по серии сюжетных иллюстраций?

8. Языковые умения анализ и синтез языковых единиц Ориентируется ли в смыслоразличительной функции фонемы?

Имеет ли умения слогового анализа и синтеза?

Дифференцирует ли слова в предложении?

Дифференцирует ли предложения в тексте?

Результаты этого протокола должны рассчитываться по формуле, для оценки соотношения К:

K = m/n ,

где m количество правильных ответов и n является общая сумма всех ответов.

Представленный протокол позволяет получить не только количественный результат, а четкое представление о характере и степени трудности в подготовке к обучению грамоте. Этот протокол используется в начале учебного года. Выявленные недостатки тщательно анализируются, и на этой основе создается развивающая педагогическая технология, в соответствии с образовательными потребностям конкретного ребенка. Ведущие образовательные цели в этой педагогической технологий ориентированы к компенсированию установленных дефицитах. Это означает, что будут предусмотрены дополнительные упражнения для тех процессов и умений, в которых установлены значительные трудности.

Примерные упражнения для развитие внимания

«Лабиринт»

Упражнение требует от ребенка, чтобы найти правильный путь с начала и до выхода в лабиринте. Это упражнение развивает концентрацию и устойчивость внимания.

«Найди букву А»

Ребенку показывается лист с графическими элементами, выписанными в разных цветах. Среди графических элементов дается печатно выписанная буква А. Требуется, чтобы ребенок открыл и округлил карандашом букву «А». Это упражнение используется для закрепления изображения печатной буквы «А» и развития концентрации и устойчивости внимания.

«Фрукты и овощи»

Ребенку предоставляется лист с нарисованными фруктами и овощами. Инструкция дается, чтобы ребенок округлил желтым цветом банан, красным -яблоко и зеленым - капусту. Это упражнение используется для развития распределенности и переключения внимания.

Примерные упражнения для развития восприятия

«Найди место»

Ребенку дается игрушка (кукла) с инструкцией поставить ее «на стул», «на стол», «на ковер» и т.д. Последовательно вводятся и другие предлоги и наречия, указывающие на место: «под», «над», «сзади», «перед», «вверх», «вниз» и т.д. Упражнение используется для развития восприятия пространства.

«Угадай объект»

Учитель исполняет звуковой сигнал с известными материалами (бумага, стекло, дерево, нейлон) и требует, чтобы ребенок их узнал. Упражнение используется для развития слухового восприятия.

Примерные упражнения для развития памяти

«Повтори слова»

Учитель произносит несколько слов и просит ребенка повторять их. Постепенно увеличивается количество слов - с 5 до 7-8 слов. Упражнение способствует развитию памяти слуха.

«Повтори фигуру»

Учитель «выписывает» движением руки в воздухе фигуру. Требуется, чтобы ребенок повторил фигуру «выписывая» ее в воздухе. Упражнение помогает развивать моторной памяти.

Примерные упражнения для развития мышления

«Закончи рисунок»

Ребенку дается возможность закончить рисунок изпользуя последовательность графических элементов в определенных цветах -дорисовать плитки в бане, орнаменты витрины и другое. Упражнение используется для развития операции мышления - сериация.

«Поставь в ряд рисунки»

Используются иллюстрации из знакомых сказок. Ребенку показываются иллюстрации, которые отображают основные моменты сюжета знакомой сказки и взыскивается сортировать их последовательно. Вначале используются 3 иллюстрации, а потом их число увеличивается до 6-7. Этим упражнением развивается операции мышления анализа и синтеза.

Примерные упражнения для развития графо-моторной активности

«Сделай как я»

Учитель выполняет пальцами и кистью рук фигуру объекта, который знаком ребенку. Объект может представлять животное или предмет. Инструкция заключается в том, что по образцу учителя, ребенок должен

повторить фигуру. Упражнение развивает мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

«Закончи фигуру»

Ребенку предлагается лист с нарисованной фигурой и с другие фигуры с пропущенными элементами. Взыскивается с ребенка, наблюдая образец, закончить фигуру, добавляя в нее пропущенные элементы. Упражнение пользуется для развития графических умений.

Примерные упражнения для развития речевых умений

«Выбери картинку»

Ребенку предлагаются предметные картинки. Слова, с которые называются эти предметы, близки по произношению (мак - лак, роза - лоза). Учитель произносит название, а ребенок выбирает предметные картинки. Упражнение пользуется для развития слуховое дифференцирование речевые звуки.

«Назови картинку»

В это упражнение тоже используются предметные картинки. Ребенок надо произносит, что нарисовано на картинке. Упражнение пользуется для развития правильное произношение речевых звуков.

Примерные упражнения для развития языковых умений

«Выдумай слово»

Ребенок надо выдумать слово, которое начинает с фонему А. Это упражнение развивает у ребенка умения для фонематического анализа. Упражнение можно использовать и в другой вариант - ребенок придумывает, слово, которое оканчивается на фонему А.

«Сколько слова»

Учитель читает предложение. Ребенок надо поставить в ряд столько ленточки, сколько слова в предложении. Упражнение развивает у ребенка умения для словесного анализа предложения.

Предложенные упражнения входят в развивающую педагогическую технологию. Имея в виду, что технология предназначена детям с дефицитом, надо выбирать такие темы, которые знакомы детям. Теми можно выбирать из разделы «Ознакомление с природой», «Изобразительное искусство» и т.д. Важно чтобы в каждой занятии учитель развивает у ребенка те процессы и умения, которые строят психологический механизм чтении и письма. Например, если для ребенка с дефицита внимания сегодня учитель выбрал упражнения для концентрации и устойчивости внимания, для следующих занятий учитель может выбрать упражнения на распределеность и переключение. Такой подход обеспечивает с одной стороны, компенсирование дефициты в познавательной деятельности и графо-моторной активности, а с другой стороны - затвердение представлении об изучаемое учебное содержание других разделах.

© Тополска Е. М., 2012.

© ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Серия «Педагогические науки». № 1 / 2012.

Е. M. Topolska

Psihologo-pedagogical technicians of indemnification of defects by preparation of preschool children for training to

the reading and writing

In article questions of readiness of children to training at school are discussed. In methodical section of article exercises on development and training of attention, perception, memory, thinking, grafo-motor activity and linguistic orientations are offered the report of inspection of readiness of the child to training.

Keywords: readiness of children for school training, research of readiness for school, preventive maintenance dysgraphia and dysleksia.

Тополска Евгения Минкова - д-р, главный ассистент кафедры «Дошкольное и начальное образование». Департамент информации и усовершенствования учителей при Софийском университете «Св. Кл. Охридского» (Болгария).

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.