Научная статья на тему 'Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков в процессе профессионального обучения хореографии'

Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков в процессе профессионального обучения хореографии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
935
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ХОРЕОГРАФИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ADAPTATION / EXCLUSION / SOCIAL INTELLIGENCE / PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соснина Ирина Григорьевна

Цель данного исследования выявить особенности адаптации младших подростков в системе профессионального обучения хореографии. Тестировалась гипотеза о том, что процесс адаптации младших подростков, попадающих в новый социум, осложнен наложением проблем, связанных с возрастными и социальными особенностями Для решения поставленных задач был определен комплекс методик, позволяющих исследовать проблему дезадаптации, уровень социального интеллекта испытуемых, уровень тревожности, уровень притязаний. В результате исследования выявлено, что процесс адаптации учащихся хореографического колледжа первых лет обучения осложнен наложением на подростковый кризис «кризиса первоклассника». Низкий уровень социальной адаптации во многом осложнен слабо развитым социальным интеллектом. Лица с низким социальным интеллектом испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Высокий уровень школьной тревожности также осложняет процесс адаптации учащихся, так как нарушает баланс эмоционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical problems preventing and overcoming maladjustment among adolescents in the professional training of choreography

The objective of this research is to reveal the features ofadaptation of junior adolescents in the professional training of choreography. Tested the hypothesis that younger teenagers entering the process of adaptation to the new society complicated by overlapping problems associated with age and social features For the task was defined a set of methods to investigate the problem, the level of social exclusionintelligence test subjects, their anxiety level, the level of claims. the study revealed that the process choreographic College adaptation of pupils first years learning complicated overlay on teen crisis «crisis first-grader». The low level of social adaptation is largely overshadowed bypoorly developed social intelligence. individuals with low socialintelligence have difficulty in understanding and predictingbehaviour, which complicates the relationship and reduces the possibility ofsocial adaptation.The high level of school anxiety also complicates the process of adaptation of students, disrupting the balance of emotional state.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков в процессе профессионального обучения хореографии»

УДК 37.015.31+377.5

Соснина Ирина Г ригорьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 212-85-90, e-mail: psychair@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ Irina G. Sosnina

Ph.D., assistant professor, chair of psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: psychair@yandex.ru

PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEMS PREVENTING AND OVERCOMING MALADJUSTMENT AMONG ADOLESCENTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY

Аннотация: Цель данного исследования - выявить особенности

адаптации младших подростков в системе профессионального обучения хореографии. Тестировалась гипотеза о том, что процесс адаптации младших подростков, попадающих в новый социум, осложнен наложением проблем, связанных с возрастными и социальными особенностями

Для решения поставленных задач был определен комплекс методик, позволяющих исследовать проблему дезадаптации, уровень социального интеллекта испытуемых, уровень тревожности, уровень притязаний. В результате исследования выявлено, что процесс адаптации учащихся хореографического колледжа первых лет обучения осложнен наложением на подростковый кризис «кризиса первоклассника».

Низкий уровень социальной адаптации во многом осложнен слабо развитым социальным интеллектом. Лица с низким социальным интеллектом испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности

© Соснина И.Г., 2014

социальной адаптации. Высокий уровень школьной тревожности также осложняет процесс адаптации учащихся, так как нарушает баланс эмоционального состояния.

Ключевые слова: адаптация; дезадаптация; социальный интеллект; хореография; профессиональное обучение.

Abstract: The objective of this research is to reveal the features ofadaptation of junior adolescents in the professional training of choreography. Tested the hypothesis that younger teenagers entering the process of adaptation to the new society complicated by overlapping problems associated with age and social features

For the task was defined a set of methods to investigate the problem, the level of social exclusionintelligence test subjects, their anxiety level, the level of claims. the study revealed that the process choreographic College adaptation of pupils first years learning complicated overlay on teen crisis «crisis first-grader».

The low level of social adaptation is largely overshadowed bypoorly developed social intelligence. individuals with low socialintelligence have difficulty in understanding and predictingbehaviour, which complicates the relationship and reduces the possibility ofsocial adaptation.The high level of school anxiety also complicates the process of adaptation of students, disrupting the balance of emotional state.

Key words: adaptation; exclusion; social intelligence; professional training of choreography.

Наиболее актуальным определением понятия психической адаптации, на наш взгляд, является определение, данное Ф.Б. Березиным: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [2]. Автор выделил три аспекта психической адаптации: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический.

Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

Современные научные представления о феномене адаптации послужили основанием для формулировки понятия «социально-психологическая адаптация». Социально-психологическая адаптация рассматривается как

прогресс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала.

Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования [4].

В рамках социально-психологического аспекта адаптации уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения определяют как адаптированность [10]. Показателями адаптированности человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении.

Наиболее заметным показателем нарушения адаптации является личностная, деятельностная, поведенческая или эмоциональная разбалансированность. В таких случаях можно говорить о преддезадаптации, если нарушения эпизодические, и о дезадаптации, если эти нарушения обширные и устойчивые [7].

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму [1].

К формальным критериям адаптации детей к школе обычно относят успешность обучения и дисциплинированность. В группу дезадаптированных школьников включают детей, испытывающих затруднения в общении со сверстниками или учителями, т. е. с нарушением социальных контактов [1].

На адаптацию ребенка в новом социуме оказывает влияние социальный интеллект личности и его самооценка [6].

Оптимальные условия для становления у подростка качественно нового уровня самосознания складываются лишь в рамках той деятельности, которая не только отвечает основным его потребностям, но и развивает у него общественно необходимые личностные качества.

Изменяется по сравнению с младшим школьным возрастом и значимость различных качеств личности [5].

Из имеющихся исследований следует, что в зависимости от восприятия ученика одноклассниками, а следовательно, и желательности контакта с ним в различных ситуациях, каждый школьник в системе личных взаимоотношений попадает в одну из пяти категорий: звезды,

предпочитаемые, принятые, непринятые и изолированные [3].

Затруднения, приводящие к нарушению адаптации, чаще всего носят временный характер, однако у некоторых детей они отличаются устойчивостью и препятствуют общему психосоциальному развитию.

Д.Н. Исаев [3] классифицировал невротические ситуации, вызывающие нарушения адаптации: неспособность справиться с нагрузкой; враждебное отношение педагога; неприятие детским коллективом.

В ходе исследований и анализа литературы по проблеме адаптации сформировалась гипотеза о том, что процесс адаптации младших подростков, попадающих в новый социум, осложнен наложением проблем, связанных с возрастными и социальными особенностями.

На основании выдвинутой гипотезы определена цель исследования: выявить особенности адаптации младших подростков в системе профессионального обучения хореографии.

Для решения поставленных задач был определен комплекс методик, позволяющих исследовать проблему дезадаптации, уровень социального интеллекта испытуемых, их уровень тревожности, уровень притязаний.

Организация и методики исследования

Исследование проводилось в 1-2-х классах Пермского государственного хореографического колледжа. Возраст испытуемых - 10-11 лет.

Специфические особенности выборки заключаются в следующем:

- в 10 лет дети попадают в условия нового закрытого социума со строгими правилами, режимом и множеством ограничений;

- поступив в хореографический колледж после окончания третьего класса общеобразовательной школы, дети десяти лет оказываются самыми младшими среди учащихся и попадают снова в первый класс;

- с первых дней обучения дети вынуждены заниматься профессиональной деятельностью наравне со взрослыми;

- учебный план насыщен множеством новых предметов, которые не изучаются в условиях общеобразовательных школ. Наиболее значимый предмет -классический танец, так как неудовлетворительная экзаменационная оценка по данному предмету влечет за собой отчисление из училища.

В ходе исследования использовались следующие методики:

• тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта»;

• оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса;

• социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе (по методике Морено);

• методика определения уровня притязаний.

Результаты исследования и их интерпретация

Анализ проведенных исследований по методикам измерения социального интеллекта, уровня школьной тревожности, социометрии, уровня притязаний показал, что у большого количества учащихся 1-2 классов хореографического колледжа имеются проблемы с адаптацией.

Это подтверждается:

1) низким уровнем развития социального интеллекта (84 % испытуемых);

2) повышенным уровнем школьной тревожности (84 % испытуемых);

3) нарушением социальных контактов;

4) несформированностью коллектива;

5) низкой успеваемостью учащихся по наиболее значимому предмету;

6) низкой самооценкой учащихся (20 % испытуемых).

Корреляционный анализ между показателями уровня притязаний и показателями социального статуса позволил выделить прямые зависимости с уровнем значимости р<0,05 социального статуса испытуемых от ожидаемых и фактических оценок за экзамен по классическому танцу (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязи социального статуса и уровня притязаний Условные обозначения: ДЛ - социальный статус делового лидера; НЛ - социальный статус неформального лидера; КТОО - ожидаемая оценка по классическому танцу; КТФО -фактическая оценка по классическому танцу; ИТОО - ожидаемая оценка по историческому танцу; ИТФО - фактическая оценка по историческому танцу

Корреляционный анализ между показателями уровня развития социального интеллекта и показателями уровня притязаний позволил выделить зависимость фактической оценки по классическому танцу (КТФО) от способности понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия (ИСД). Эта зависимость прослеживается в виде обратной корреляционной взаимосвязи на уровне р<0,001 (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязи социального интеллекта и уровня притязаний Условные обозначения: ИСЗ - истории с завершением; ГЭ - группы экспрессии; ВЭ -вербальная экспрессия; ИСД - истории с дополнением; КО - композитная оценка; КТОО -ожидаемая оценка по классическому танцу; КТ ФО - фактическая оценка по классическому танцу; ИТОО - ожидаемая оценка по историческому танцу; ИТФО - фактическая оценка по

историческому танцу 212

Корреляционный анализ между показателями уровня притязаний и показателями тревожности позволяет проследить влияние состояния повышенной тревожности испытуемых на их прогностическую оценку по наиболее значимому предмету (рис. 3).

Рис. 3. Взаимосвязи социального интеллекта и уровня тревожности Условные обозначения: КТОО - ожидаемая оценка по классическому танцу; КТФО -фактическая оценка по классическому танцу; ИТОО - ожидаемая оценка по историческому танцу; ИТФО - фактическая оценка по историческому танцу ОТШ - общая школьная тревожность; ПСС - переживание социального стресса; ФПВДУ - фрустрация потребности в достижении успеха; СС - страх самовыражения; ССПЗ - страх ситуации проверки знаний; СНОО - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФС - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПСОУ - проблемы и страхи в отношениях с учителями

Так, обратные корреляционные взаимосвязи на уровне р<0,05 позволяют утверждать, что чем выше показатель низкой физиологической приспособленности к ситуациям стрессогенного характера (НФС) и показатель страха не соответствовать ожиданиям окружающих (ССОО), тем ниже ожидаемая оценка по наиболее значимому предмету (КТОО).

Корреляционный анализ между показателями тревожности и показателями социального статуса выявил прямую корреляционную взаимосвязь на уровне р<0,05, которая указывает на влияние состояния переживания социального стресса, на фоне которого развиваются социальные контакты (ПСС) на фактическую оценку по историческому танцу (см. рис. 3).

Обратная корреляционная взаимосвязь на уровне р<0,05 прослеживается между особенностью психофизиологической организации, снижающей приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающей вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды (НФСС) и социальным положением испытуемых (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязи социального статуса и тревожности Условные обозначения: ДЛ - социальный статус делового лидера; НЛ - социальный статус неформального лидера; ОТШ - общая школьная тревожность; ПСС - переживание социального стресса; ФПВДУ - фрустрация потребности в достижении успеха; СС - страх самовыражения; ССПЗ - страх ситуации проверки знаний; СНОО - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФС - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

ПСОУ - проблемы и страхи в отношениях с учителями

Корреляционный анализ между показателями социального статуса и показателями уровня развития социального интеллекта показал, что социальное положение неофициального лидерства определяется зависимостями от способности понимать невербальный язык общения (ГЭ) и от способности понимать смысл слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений (ВЭ) (рис. 5). Прямая корреляционная взаимосвязь на уровне р<0,05 показывает, что лица, способные лучше других оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям (мимике, позам, жестам), чаще становятся неофициальными лидерами.

Рис. 5. Взаимосвязи социального статуса и социального интеллекта Условные обозначения: ДЛ - социальный статус делового лидера; НЛ - социальный статус неформального лидера; ИСЗ - истории с завершением; ГЭ - группы экспрессии; ВЭ -вербальная экспрессия; ИСД - истории с дополнением; КО - композитная оценка

Корреляционный анализ между показателями уровня развития социального интеллекта и показателями уровня тревожности позволил

214

проследить наибольшее количество зависимостей (рис. 6). Так, умение предвидеть последствия поведения (ИСЗ) находится в обратной корреляционной взаимосвязи на уровне р<0,001 с уровнем тревожности по поводу ситуации проверки знаний (ССПЗ) и в обратной корреляционной взаимосвязи на уровне р<0,05 с общим эмоциональным состоянием ребенка, связанным с различными формами его включения в жизнь школы (ОТШ).

Рис. 6. Взаимосвязи социального интеллекта и уровня тревожности Условные обозначения: ИСЗ - истории с завершением; ГЭ - группы экспрессии; ВЭ -вербальная экспрессия; ИСД - истории с дополнением; КО - композитная оценка; ОТШ -общая школьная тревожность; ПСС -переживание социального стресса; ФПВДУ -фрустрация потребности в достижении успеха; СС - страх самовыражения; ССПЗ - страх ситуации проверки знаний; СНОО - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФС - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПСОУ - проблемы и страхи

в отношениях с учителями

Способность понимать невербальный язык общения (ГЭ) косвенно связана корреляционными взаимосвязями на уровне р<0,05 с показателями низкой приспособляемости к ситуациям стрессогенного характера и с показателями общей школьной тревожности.

Негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (СС), находятся в косвенных корреляционных взаимосвязях на уровне р<0,05 со способностью понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия (ИСД) и с уровнем развития социального интеллекта (КО, р<0,01).

Кластерный анализ полученных данных позволил разделить всю выборку испытуемых на две группы: тревожных и не

тревожных (рис. 7).

12 1 1П -

я - \

£ -

4 -

'

ОТШ ПСС ФПВД у СС ССПЗ СНОО НФС ПСОУ

Кластер 1 10 5,286 6,071 2,857 3,286 3,286 2,143 3,786

Кластер 2 3.546 4,091 4,091 1,818 1,182 0,546 3,455

■Кластер 1 •Кластер 2

Рис. 7. Кластерный анализ Условные обозначения: ОТШ - общая школьная тревожность; ПСС - переживание социального стресса; ФПВДУ - фрустрация потребности в достижении успеха; СС - страх самовыражения; ССПЗ - страх ситуации проверки знаний; СНОО - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФС - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПСОУ

- проблемы и страхи в отношениях с учителями;

Анализ по ^критерию Стьюдента показал, что между этими группами прослеживаются существенные различия по таким показателям тревожности, как общая школьная тревожность, фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, социальный статус делового лидера, ожидаемая оценка по классическому танцу (см. таблицу).

Т-критерий Стьюдента (для независимых выборок)

Показатели методик Ср, Ар, Группа 1 Ср, Ар, Г руппа 2 Т-критерий Стьюдента Уровень значимости (р)

ИСЗ 2,86 3,36 -1,72 Не значимо

ГЭ 2,71 2,91 -1,19 Не значимо

ВЭ 2,14 2,27 -0,37 Не значимо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСД 2,43 2,55 -0,44 Не значимо

КО 2,14 2,27 -0,45 Не значимо

ОТШ 10,0 3,55 5,75 Р<0,001

ПСС 5,29 4,09 1,63 Не значимо

ФПВДУ 6,07 4,09 3,34 Р<0,001

СС 2,86 2,00 1,45 Не значимо

ССПЗ 3,29 1,82 2,21 Р<0,05

СНОО 3,29 1,18 4,15 Р<0,001

НФС 2,14 0,55 4,43 Р<0,001

ПСОУ 3,79 3,45 0,67 Не значимо

ДЛК 1,93 4,00 -2,45 Р<0,05

НЛК 2,5 4,09 -1,61 Не значимо

КТОО 30,79 73,73 -2,33 Р<0,05

КТФО 37,36 38,45 -0,06 Не значимо

ИТОО 38,00 65,27 -1,39 Не значимо

ИТФО 51,79 47,73 0,20 Не значимо

Примечание: Критические значения ^ * - р<0.05=2.07; ** - р<0.01 = 2.807; *** - р<0.001 Условные обозначения: ИСЗ - истории с завершением; ГЭ - группы экспрессии; ВЭ -вербальная экспрессия; ИСД - истории с дополнением; КО - композитная оценка; ОТШ -общая школьная тревожность; ПСС -переживание социального стресса; ФПВДУ -фрустрация потребности в достижении успеха; СС - страх самовыражения; ССПЗ - страх ситуации проверки знаний; СНОО - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФС - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПСОУ - проблемы и страхи в отношениях с учителями; ДЛ - социальный статус делового лидера; НЛ - социальный статус неформального лидера; КТОО - ожидаемая оценка по классическому танцу; КТФО -фактическая оценка по классическому танцу; ИТОО - ожидаемая оценка по историческому танцу; ИТФО - фактическая оценка по историческому танцу

Общие выводы

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась, поэтому можно сделать следующие выводы:

1. Процесс адаптации учащихся хореографического колледжа первых лет обучения осложнен наложением на подростковый кризис «кризиса первоклассника».

2. Низкий уровень социальной адаптации во многом осложнен слабо развитым социальным интеллектом. Лица с низким социальным интеллектом испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.

3. Высокий уровень школьной тревожности также осложняет процесс адаптации учащихся, так как нарушает баланс эмоционального состояния учащихся, связанного с различными его включениями в жизнь школы.

4. Нарушение социальных контактов учащихся, низкий коэффициент удовлетворенности своим положением в группе у большинства испытуемых также тормозит процесс адаптации.

5. Способность понимать других существенно усиливается повышением чувствительности к невербальной экспрессии.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что для адаптации подростков в новом социуме необходима психолого-педагогическая поддержка.

Психолого-педагогические рекомендации по работе с дезадаптантами

Педагогам и воспитателям, работающим с учащимися 1-2-х классов хореографического колледжа, необходимо учитывать тот факт, что на подростковый кризис детей первых лет обучения накладывается «кризис

первоклассника». Результаты исследования показали, что это значительно осложняет процесс адаптации.

Анализ показателей результатов социометрического исследования и показателей социального интеллекта выявил прямую взаимозависимость того, что социальное положение неофициального лидерства определяется способностью понимать смысл невербальных сигналов, поэтому, обучая детей способности понимать чувства, состояния, настроения людей по их невербальным проявлениям (позам, жестам, мимике), можно снизить затруднения в общении с другими детьми. В свою очередь это поможет изменить низкий социальный статус на более высокий.

Повышению статуса неофициального лидера способствует повышение уровня притязаний по значимому предмету. Достигнуть повышения уровня притязаний позволяет снижение неблагоприятного фона, не позволяющего ребенку развивать свои потребности в достижении высокого результата. Снижая влияние фрустрации потребности в достижении успеха, можно повлиять на снижение страха не соответствовать ожиданиям окружающих, что повлечет за собой снижение общей школьной тревожности, а следовательно, поспособствует адаптации учащихся.

Снижая неблагоприятный фон повышенной общей школьной тревожности, можно повлиять на снижение страха не соответствовать ожиданиям окружающих и, соответственно, повысить уровень физиологической сопротивляемости, что приведет к преодолению дезадаптации.

Снижение общей школьной тревожности напрямую влияет на снижение страха самовыражения, что в свою очередь влечет за собой избавление от трудностей в понимании динамики межличностных отношений. Эти изменения позволяют повысить уровень фактической успеваемости по наиболее значимому предмету и благодаря этому повысить статус делового и неофициального лидера и, следовательно, будут способствовать адаптации учащихся.

Избавление от трудностей в понимании динамики межличностных отношений позволит также повысить уровень социального интеллекта и через это повлиять на процесс преодоления дезадаптации.

Педагогам и воспитателям, работающим с учащимися 1-2-х классов хореографического колледжа, следует снижать уровень тревожности с помощью психокоррекционных программ по тревожности, для развития социального интеллекта, в частности, способности понимать невербальный язык общения, использовать психокоррекционные игры и вести работу по сплочению коллектива.

Список литературы

1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. - М., 1988. - С. 32-54.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988. - 270 с.

3. Громбах С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988. - С. 932.

4. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балт. пед. акад. - СПб., 2001. - Вып. 40. - С. 55-60.

5. Лозоцева В.Н. Развитие ребенка при переходе от младшего школьного возраста к подростковому возрасту // Психология современного подростка. -М., 1987. - С. 56-87.

6. Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта: метод. рук. - 2-е изд. - СПб.: Иматон, 2002.

7. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (на материале деятельности будущих педагогов). - Ростов н/Д, 1997.

8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., Педагогика, 2000.

9. Социальное развитие ребенка/ под ред. О.Л. Зверевой. - М., 1994.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.