Научная статья на тему 'Психолого-педагогические принципы профилактики и коррекции психической дизадаптации и потребления психоактивных веществ среди молодежи'

Психолого-педагогические принципы профилактики и коррекции психической дизадаптации и потребления психоактивных веществ среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
463
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПСИХИЧЕСКАЯ ДИЗАДАПТАЦИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / PREVENTIVE MAINTENANCE OF NARCOTIZE / MENTAL DYSADAPTATION / CONSUMPTION DRUGS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бухтоярова Е. В., Тюрин А. А., Порфирьев В. А.

Показано, что при планировании профилактического процесса для несовершеннолетних наркоманов должна быть обеспечена единая система психологических воздействий, целесообразность которых обусловлена спецификой возраста и социального окружения состава и конкретными условиями деятельности инспекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF PROPHYLAXYS AND CORRECTION OF MENTAL DYSADAPTATION AND CONSUMPTION DRUGS AMONYOUTH

Authors have shown that at planning preventive maintenance for minor addicts the uniform system of psychological influences which expediency is caused by specificity of age and a social environment of structure and concrete conditions of activity of inspectors should be provided.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические принципы профилактики и коррекции психической дизадаптации и потребления психоактивных веществ среди молодежи»

нального напряжения, что проявляется в высокой тревожно- 3. Низкая тревожность не исключает алкогольное пости. требление, однако изменяет мотивационный профиль, увели-

2. Высокое психоэмоциональное напряжение приводит к чивая количество социально-обусловленных мотивов для вы-стремлению снятия этого напряжения, которое осуществля- пивок. ется с помощью алкогольного потребления.

Библиографический список

1. Васильев, А.И. Наркомания в армии: социологический анализ / А.И. Васильев, А.П. Сальников, С.В. Степашин. - СПб, 1999.

2. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. - Издательский дом "Бахрах". - 1998.

3. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. - Новосибирск: Наука, 1988.

Статья поступила в редакцию 30.12.09

УДК 159.97(075.8)

Е.В. Бухтоярова, соискатель НГПУ; А.А. Тюрин, соискатель НВКУ (ВИ); В.А Порфирьев, соискатель НВКУ (ВИ), г. Новосибирск, E-mail: valery.gafarov@gmail.com

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Показано, что при планировании профилактического процесса для несовершеннолетних наркоманов должна быть обеспечена единая система психологических воздействий, целесообразность которых обусловлена спецификой возраста и социального окружения состава и конкретными условиями деятельности инспекторов.

Ключевые слова: профилактика наркомании в системе органов Внутренних дел, психическая дизадаптация, потребление психоактивных веществ.

Существует точка зрения, что алкоголизм и наркотизацию в подростковой и молодежной среде следует рассматривать как одну из форм авитальной активности, так называемого «ухода от действительности» [1]. Пьянство и акоголизм, суицидальное поведение и утрата контроля за собственной жизнью, необдуманные противоправные и опасные поступки, в основе которых лежит нарушение психической адаптации -эти явления не новые и были хорошо известны Древнему Египту, Греции, Риму. Величайший пессимист Артур Шопенгауэр повлиявший на европейскую философию, а так же на мировоззрение европейцев в целом, в своей книге «Закат Европы» цитировал идеи племен ацтеков, майя, которые оплакивали родившихся младенцев и воспринимали смерть, как благо, долгожданное избавление от мучений. После опубликования книги по Европе прокатилась волна самоубийств. Формирует сознание общества и художественная литература. Все величайшие русские писатели (Достоевский, Толстой, Чехов) так или иначе, затрагивали тему суицида, употребления наркотических веществ как форму ухода от выбора жизни. В начале ХХ века в России функция сдерживания отклоняющегося поведения лежала на церкви. Культура православия, преобладавшая во всех слоях российского общества, резко отрицательно относилась к злоупотреблению спиртным, суицидам; такие заповеди «Уныние - тяжкий грех», «Самоубийство - тяжкий грех» были известны каждому. После Октябрьской революции и весь период построения социалистического государства эту функцию взяла на себя партия и партийные органы. Ситуация стала резко ухудшаться с конца 80-х начала 90-х годов, когда на фоне общей критической ситуации обострилась проблема наркомании, которая получила значительное распространение среди молодежи. На сегодняшний день в условиях мирового кризиса, отсутствует единая и мощная государственная стратегия по профилактике наркомании, суицидов, и других аддиктивных проявлений. Новое поколение делает шаг в сторону аддиктивного поведения, как самого простого выхода из неприемлемой ситуации. Неслучайно 2008 - 2009 годы стали третьей волной возросшей среди молодежи популярности субкультуры «Эмо», одной из практик которой являются пропаганда и попытки суицида [2].

Обращают на себя внимание не только количественные показатели наркотизма, но и опасность его качественных характеристик. Все явственнее выступает тенденции к распространению огромного бедствия среди молодежи, в том числе несовершеннолетних и малолетних, а также к росту женской наркомании. Наблюдается отчетливый рост пьянства, нарко-

мании, преступности и суицидов в рядах Российской Армии. Эти факты указывают на настоятельную необходимость радикальных перемен в стратегических и тактических программах профилактики и коррекции этих форм поведения. Актуальность темы работы заключается в том, что определяющую роль в профилактике наркомании среди молодежи и несовершеннолетних играет деятельность различных правоохранительных органов.

Наркомания и склонность к употреблению наркотиков как аддиктивная форма поведения являются суммой разных факторов, обусловленных как индивидуальными, так и социальными особенностями, а также комбинацией тех и других. Нанося вред общественному здоровью, наркоманы одновременно обкрадывают все общество, отнимая у него активных трудоспособных членов. В то же время употребление наркотиков разрушает физиологические функции человека и нередко становится причиной появления на свет умственно отсталых детей. Под воздействием наркотиков утрачиваются трудовые навыки, снижается работоспособность, допускаются нарушения трудовой и производственной дисциплины, угасает всякий интерес к общественной жизни.

Известно, что разница в распространенности наркомании в больших и малых городах составляет 3 - 4 раза. Поэтому необходима разработка моделей, типичных для отдельных регионов. Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов - медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для системы образования: ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде; снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов. Как итог: незавершенное среднее, незаконченное основное общее образование. Медицинский ущерб включает в себя - гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), следует отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков. Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования — школы, профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и ВУЗы, и только за ними идут сотрудники милиции, инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН). В настоящее время наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания потребления психоактивных веществ (ПАВ).

В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Задача первичной профилактики - предупреждение употребления наркотиков. Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого поколения и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Вторичная профилактика: раннее выявление потребителей ПАВ. Задача третичной профилактики - социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией. Такое понимание позволяет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборота наркотических средств выделить подсистему профилактической деятельности инспекторами ПДН, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции прежде всего Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.

Опыт, накопленный системой МВД, свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социальнопсихологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное направление, которое, является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления. В вопросах профилактики наркотической зависимости инспекторами ПДН выделяются также два основных направления: работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация), работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям. В правоохранительных органах намечаются тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий.

В проведении мер профилактического характера относительно молодежи и подростков следует руководствоваться правилом, что мероприятия не должны быть монотонными, статичными, требующими длительного напряжения или значительных интеллектуальных усилий. Значительное место в профилактической работе занимают разъяснительные лекции, беседы, в которых следует сообщать строго дозированную по объёму и тщательно выверенную по содержанию информацию о вреде наркотиков дабы не вызвать подобной информацией обратный эффект. Наряду с этим мы пришли к выводу о том, что необходимо обучать инспекторов ПДН простейшим приёмам выявления специфических видов наркотизма для ознакомления с особенностями личности несовершеннолетнего и методического обеспечения воспитательно-предупредительного процесса. При этом нужно убедить сотрудников в том, что следует соблюдать соответствующий такт, вести профилактику с учётом аудитории, чтобы не стимулировать нездоровый интерес несовершеннолетних к этому явлению. В то же время нельзя забывать, что слушателями являются весьма сложная аудитория — подростки, курсанты военных училищ. В профилактической работе инспекторами ПДН необходимо всеми средствами убеждения в спокойных тонах доводить научно апробированные сведения пагубности наркомании, внушать, что не гены делают человека наркоманом, а наркомания наносит непоправимый ущерб генофонду человека, приводя к рождению физически и психически неполноценного поколения. Важно помнить, что всякая беседа, построенная на преувеличениях и запугивании, на туманных недомолвках и суровых назиданиях, будет приносить вред. Абстрактные угрозы, принятые в антинаркотической профилактике, не проникают в сознание несовершеннолетних, не вызывают ожидаемой тревоги. Рамки антинаркотической пропаганды и общей профилактики в целом нельзя ограничивать так называемыми группами риска, т. е. наиболее уязвимыми

для наркотизации, к которым обычно относят подростков, молодежь. Профилактическая работа среди подростков дает гораздо больший эффект, если сочетается с разъяснительной работой с родителями (например, на родительских собраниях в школах). Формирование атмосферы всеобщего неприятия наркотиков у населения имеет своей целью преодоление пассивности и равнодушия к проблеме наркомании и осуществляется посредством постоянного информирования общественности о состоянии оперативной обстановки по линии незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими; создания системы научно-информационного обеспечения пропаганды здорового образа жизни как необходимости нормальной жизнедеятельности, самореализации и самовыражения человека. В связи с этим требуется квалифицированный подход и подготовка к лекции, беседе или выступлению (изучение необходимой литературы, действующих нормативных актов, консультации у врачей психиатров-наркологов об особенностях протекания заболевания наркоманией). При этом в качестве основы необходимо использовать Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". В лекциях, выступлениях и беседах следует, освещать меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических веществ.

Важная роль принадлежит индивидуальной профилактике, применяемой органами внутренних дел, которая осуществляется с использованием мер общесоциального и специально-криминологического характера. Относительно индивидуальной профилактики необходимо также подчеркнуть, что объектами ее являются не только личность, как таковая, но и негативные элементы среды, в которой личность формируется.

Общепринятыми являются следующие методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности. К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности (В.Н. Бурлаков., Н.М. Кропачёв, 2002). За последние годы в системе органов внутренних дел проведена реорганизация приемников-распределителей для несовершеннолетних. На их основе созданы центры временной изоляции для детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния. В районах и городах при отделах внутренних дел вместо ранее действовавших инспекций по делам несовершеннолетних созданы отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Основным принципом в деятельности инспекторов ПДН является личностный подход к несовершеннолетнему. Должны быть выделены мероприятия по формированию самостоятельности и умению критически оценивать, как собственное поведение, так и действия окружающих. Выработка волевых качеств поможет несовершеннолетнему правильно ориентироваться в трудных ситуациях. В процессе реализации этого принципа создаётся система психологического контакта, доверия, система положительных отношений.

Одной из главных задач работников ПДН является своевременное выявление несовершеннолетнего или групп употребляющих ПАВ и взятие их на учёт. Все это помогает определить в отношении каждого из участников, комплекс профилактических мер. Уже сам по себе факт постановки на учёт представляет средство психологического воздействия, побуждая несовершеннолетних воздержаться от наркотиков. Целесообразно, чтобы при взятии на учёт о ней было сообщено, как требует приказ, по месту учёбы, работы, жительства. Около 75% подростков, поступающих на обследование и лечение в связи с наркотизмом и наркоманией, воспитывались в неблагополучных семьях. Подростки чаще всего потребляют наркотики в группе. Поэтому инспектор ПДН, выявивший

случай наркотизма, а тем более наркомании, обязан обследовать ту микросреду, в которой находится несовершеннолетний. Инспектором ПДН должен быть использован метод фронтального обследования ближайшего окружения вновь выявленного потребителя наркотиков (семья, класс, группа, сверстники-соседи). Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье может осуществляться в следующей последовательности: выявление неблагополучных семей, диагностика семейного неблагополучия, осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье, принятие административных и уголовноправовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей. Проведенное исследование показало, что в отличии от данных прошлых лет, большинство правонарушающих несовершеннолетних проживают в полных семьях. Задачей профилактики инспекторами ПДН в данном случае является своевременное распознавание семей и необходимая социальная, психологическая работа с ними, а в некоторых случаях - частичная или полная изоляция детей от родителей, способствующих употреблению детьми наркотических и алкогольных веществ. Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях. Профилактикой инспекторами ПДН в данном случае будет являться помощь подросткам в удовлетворении потребностей в риске другими способами например, риск самораскрытия проявляется в личностно ориентированных и социально -психологических тренингах, физический риск - в занятиях спортом. В результате наших многочисленных практических исследований мы выделили три обобщенных личностно-психологических "поля" приобщения подростков к наркотикам, а так же алкоголю: стресс, внушаемость, любопытство. По нашим последним данным, 32% подростков прибегают к наркотикам как к способам избегания стрессов или приобретения уверенности. 28% подростков впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействием авторитетных для них лиц, т. е. в результате стороннего внушения. 39,5% подростков пробуют наркотики из любопытства. Необходимо снижение внушаемости в процессе психоактивных тренингов и психокоррекционных упражнений. Эти направления работы могут быть организованы при достаточной грамотности инспекторов ПДН МВД. Около 60% опрошенный детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные дет-ско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании.

Имеются серьезные недостатки в организации профилактической работы органов внутренних дел среди несовершеннолетних. В законе "О милиции" вопросы профилактики наркомании несовершеннолетними среди задач и обязанностей милиции вообще не упоминаются. Ничего не говорится в нем и об инспекциях по делам несовершеннолетних, хотя в системе органов милиции они являются основным подразделением, обеспечивающим профилактику среди подростков. Необходимо внести коррективы в соответствующие нормативные документы, регламентирующие работу различных служб ОВД по профилактике наркомании с тем, чтобы повысить ее эффективность. Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ.

Большинство инспекторов ПДН признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации милицейских кадров представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у несовершеннолетних. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы системы МВД является включение в программы переподготовки и повышения квалификации инспекторов ПДН, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ. Чтобы обеспечить активную профилактику наркомании, требуется совершенствовать законодательство. Прежде всего, должна быть обеспечена возможность оперативного обследования несовершеннолетних, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

При выявлении несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, в первую очередь должны быть устранены возможности приобретения ими ПАВ, проведено эффективное устранение психологических причин, подталкивающих подростка к употреблению наркотиков - комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление последствий перенесенной дезадаптации, восстановление, коррекция или компенсация нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса подростка. Основная цель психокоррекционных мероприятий - это исправление недостатков поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека. Опираясь на высказывание В.В.Столина о том, что самосознание является и непосредственным объектом психологического вмешательства, и одновременно тем посредником, на которое это вмешательство опирается, мы можем предположить возможность эффективной психологопедагогической коррекции самосознания подростка, употребляющего ПАВ. Психолого-педагогическая коррекция рассматривается как совокупность понятий: социальная и психологическая реабилитация, психологическая коррекция, педагогическая коррекция и педагогическая поддержка. Психолого-педа-гогическая коррекция личности подростка направлена на воспитание и восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его положительной социальной деятельности; на компенсацию и стремление к формированию успешной деятельности по реализации своих возможностей, развитию потребности и способности к самоутверждению. Психолого-педагогическая коррекция личности подростка несет как корректирующую функцию по исправлению отрицательных качеств личности, мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения, так и стимулирующую функцию, направленную на активизация положительной социально полезной предметной деятельности подростка, посредством осуждения или одобрения, заинтересованного эмоционального отношения к личности, поступкам.

Наиболее эффективными в процессе психолого-педагоги-ческой коррекции являются тренинги, развивающие уверенность в себе и коммуникативные способности, релаксационные тренинги, тренинги телесно-ориентированные. Все вышеперечисленные тренинги позволяют значительно снизить уровень тревожности и агрессивности, помогают личности осознать свои реальные возможности и с победой выходить из фрустрирую-щих ситуаций, адекватно реагируя на их содержание.

Для более эффективной реализации психолого-педагоги-ческой коррекции рекомендуется объединение подростков в психокоррекционные группы. Основные задачи психокоррекционной группы — взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, ее развитие и раскрытие. Для эффективной работы группе требуется определенный баланс позитивных способов поведения, связанных как с оказанием поддержки, так и с решением стоящих перед группой задач. Когда группа трудится над достижением цели, кто-либо может

взять на себя функцию оказания поддержки, чтобы разрядить напряженность, и наоборот, когда группа безмятежно развлекается, играя каждый свою роль может напомнить о деле. Чем большую гибкость проявят члены группы, играя каждый свою роль, тем больше группа преуспеет в достижении конечной цели.

В каждой психокоррекционной группе устанавливаются свои эксплицитные и имплицитные нормы. Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и душевного тепла. Нормы поведения должны соответствовать целям группы. При этом чрезвычайно важно установить нормы психотерапевтического общения. В большинстве психокоррекционных групп они включают высокий уровень самораскрытия, откровенность в конфликтах и выражении приязни, признание каждым своих собственных чувств. Соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений между членами группы. Сам опыт пребывания в группе является фактором, который помогает развитию личности.

Цель группового процесса - раскрытие бессознательных психологических причин употребления наркотиков и последующее их разрешение. В группе достигается радикальное изменение поведения наркомана и понимания своего «Я», вырабатывается новое знание о мире, существенно повышается самооценка. Слова, которые когда-то произвели на подро-стка-наркомана впечатление, становятся его собственными. Поэтому важно, чтобы психолог нашел его фантазию, которая осуществляет программу нефункционального поведения. В этом плане одна из целей групповой терапии состоит в том, чтобы наркоман начал постепенно возвращаться в свою собственную реальность. Научился видеть то, что реально перед ним, а не то, что он себе воображает. Научился понимать себя и других, не искажая значения посредством интерпретаций, предрассудков и предубеждений. Тогда он обретет свободу действия в каждой новой ситуации, используя все возможности.

Когда педагог-психолог добивается у подростка осознанности, когда подросток-наркоман осознает, что он сам хозяин своей жизни и сам обращается к себе с запретами, можно говорить о большом продвижении в решении проблем наркомании, так как это дает подростку чувство уверенности в себе.

Потребление ПАВ - это поверхностный синдром более глубоких проблем. Как правило, подросток-наркоман не предлагает для контакта с психологом самого себя, он надевает на себя, как маску, свою зависимость от наркотиков. По мнению Ф. Перлз, он не расстается с ней, пока чувство безопасности, которое создает маска, сильнее, чем вызываемый ею дискомфорт. Пытаясь удовлетворить эту потребность, наркоман испытывает такие типичные приемы, как ссылки на внешние условия - «это не я, это мать (отец, скука, знакомые, общество)» и манипуляция психологом с целью снятия ответственности с себя и одновременно опора на него как на представителя внешней среды. Специалисту предлагается невозможная задача - создать подростку комфорт и уверенность в себе, чув-

Библиографический список

ство самоценности, осознания подростком-наркоманом права на уверенность в себе. Задача психолога заключается в создании атмосферы принятия, когда клиент познает и принимает все части Я, в построении своей жизни начинает ориентироваться на себя. Любой другой подход представляется мало эффективным, поскольку психолог неизбежно окажется жертвой манипуляции наркомана. Настоящий профессионал не является для наркомана мамой или папой, он может помочь клиенту найти опору в себе самом.

При психологической реабилитации и психолого-педа-гогической коррекции происходит изменение личностной ориентации подростка, изменение содержательного наполнения самосознания подростка. Основная ориентировка психо-лога-педагога основана на реализации принципа «не навреди» и рефлексивно-аналитическом подходе к процессу и результату. Основные принципы обеспечения поддержки, которые необходимо использовать при проведении психолого-педагогической коррекции самосознания подростков, являются общепринятыми: это согласие подростка на помощь и поддержку, опора на силы и потенциальные возможности личности, ориентация на способность подростка самостоятельно преодолевать препятствия; это совместность, сотрудничество, содействие, конфиденциальность, доброжелательность, безоценочность; это безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.

Заключение. Профилактика потребления наркотиков среди подростков - достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Вся профилактическая работа с данным контингентом должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблению наркотических средств. При планировании профилактического процесса для несовершеннолетних наркоманов должна быть обеспечена единая система психологических воздействий, целесообразность которых обусловлена спецификой возраста и социального окружения состава и конкретными условиями деятельности инспекторов. Практика свидетельствует, что очень сложно определить точно все необходимые мероприятия, обеспечивающие наивысшую степень действенности, поэтому проблема преодоления наркомании несовершеннолетними является одним из приоритетных направлений работы всех инспекций ПДН МВД. Антинаркотическая профилактическая работа в подростковой среде требует от инспектора ПДН ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний. Психологопедагогическая коррекция поведения подростков, потребляющих ПАВ, основана на групповой терапии и включает весь комплекс психологических и педагогических средств и является основой эффективной психологической реабилитации.

1. Вагин, Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.

2. Опенко, Т.Г. Системный анализ феномена самоубийства. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009.

Статья поступила в редакцию 30.12.09

УДК 612.017.2

Т.Г. Опенко, соискатель ГУ НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибисрк; С.В. Корепанов, канд. мед. наук, врач-онколог, г. Барнаул, E-mail: valery.gafarov@gmail.com

МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ

Экстремальные экологические факторы Северных территорий России в сочетании с антропогенным загрязнением и нарушением привычного жизненного уклада северных аборигенов приводит к росту заболеваемости и смертности от рака, что сочетается с неблагоприятными демографическими тенденциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.