Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе'

Психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1993
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ / ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / EDUCATION / SEPARATE EDUCATION OF GIRLS AND BOYS / GENDER DIFFERENTIATION / PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина Елена Николаевна, Бакиров Эрлан Пархадович

Рассматриваются психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков и девочек, в частности психофизиологические различия обучающихся. Обосновывается раздельно-параллельное обучение как наиболее оптимальная форма образовательного процесса, позволяющая создать более комфортную образовательную среду и достигать наиболее высоких результатов в обучении школьников. Обозначены основные психофизиологические, нейропсихологические различия между мальчиками и девочками, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса в классах раздельного обучения. Представлены отдельные результаты реализации проекта «Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода» в МАОУ СОШ № 2 г. Томска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудина Елена Николаевна, Бакиров Эрлан Пархадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF SEPARATE EDUCATION OF BOYS AND GIRLS AT SECONDARY SCHOOL

In the article the authors present psychological and pedagogical features of the separate education in single-gender classes. In particular the psychophysiological differences of schoolchildren are highlighted. Separate education is justified as the most optimal form of the educational process, which makes it possible to create more comfortable educational environment and to achieve the highest results of the schoolchildren's education. The main psychophysiological, neuropsychological differences between boys and girls are identified, which must be taken into account when organizing the educational process in single-gender classes. Some researchers note that boys and girls develop differently: physiologically and psychologically girls develop two or three years earlier then boys, this is certainly connected with the hormonal development of children. Boys and girls study program material completely differently. Girls are characterized by perseverance and versatility in solving problems. As a rule, in primary school, boys usually learn worse. As for girls, their academic performance is much higher; they are often praised by teachers. Such laudatory comments can contribute to demotivation of boys in an effort to learn well. Therefore, because of these girls' features, the success of boys look, to put it mildly, insignificant: boys have false feelings of inferiority and girls – superiority. Some results of the project “Separate education of girls and boys on the basis of a gender approach” are presented. The realization of the project takes place in Tomsk School No. 2.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе»

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2017. 9 (186)

УДК 37.043.1

00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-156-160

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е. Н. Дудина, Э. П. Бакиров

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматриваются психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков и девочек, в частности психофизиологические различия обучающихся. Обосновывается раздельно-параллельное обучение как наиболее оптимальная форма образовательного процесса, позволяющая создать более комфортную образовательную среду и достигать наиболее высоких результатов в обучении школьников.

Обозначены основные психофизиологические, нейропсихологические различия между мальчиками и девочками, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса в классах раздельного обучения.

Представлены отдельные результаты реализации проекта «Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода» в МАОУ СОШ № 2 г Томска.

Ключевые слова: обучение, раздельное обучение девочек и мальчиков, гендерная дифференциация, психолого-физиологические особенности школьников.

Гендерные исследования играют значительную роль в различных областях научного знания, при этом следует отметить, что особое применение эти знания находят в педагогическом процессе. В сегодняшних реалиях вопрос учета гендерной дифференциации в образовательном процессе в общеобразовательной школе приобретает все большую популярность и востребованность в отечественной педагогической практике, так как отвечает основным целям усовершенствования образования. Современные отечественные и зарубежные исследователи (М. Гариен, В. Ф. Базарный, В. Д. Еремеева, С. Спрингер, Т. П. Хризман и др.) констатируют эффективность раздельного обучения. Однако в силу своей малоизученности в модели гендерной дифференциации недостаточно сформирована методическая база для осуществления раздельного обучения. Раздельное обучение мальчиков и девочек предполагает создание максимально комфортных условий для самореализации обучающихся с присущими им индивидуальными особенностями и способностями, что в дальнейшем обеспечивает более полную самореализацию.

Раздельное обучение успешно реализуется во многих развитых странах мира: в США, Японии, в странах Западной Европы: Великобритании, Германии, Нидерландах, Франции и др., в странах исламского мира (в основном по религиозным убеждениям). Что касается России, количество школ с раздельным обучением растет с каждым годом. Ряд исследователей по вопросу гендерного обучения отмечают, что подобные нетипичные образовательные учреждения являются по большой части лицеями, гимназиями либо школами с углубленным изучением отдельных предметов [1].

В некоторых раздельных школах внедряются специальные учебные программы, которые делают акцент на различия гендерных особенностей мальчиков и девочек: мальчики по своей природе склонны изучать точные и естественные науки, а девочки - в основном гуманитарные науки. Об эффективности гендерного обучения свидетельствуют многочисленные достижения школ с раздельным обучением, в число которых входят ежегодные победы школьников в региональных, всероссийских олимпиадах; неоднократные победы в международных проектах и конкурсах и т. п. Реализация раздельного обучения эффективна не только с академической точки зрения, но и с медицинской: согласно педагогическим диагностикам в некоторых отечественных школах после внедрения указанной модели дети стали реже болеть. Способствовали такому результату и раздельные уроки физической культуры [2, 3].

Поводом для гендерной дифференциации в общеобразовательных школах прежде всего являются психолого-физиологические особенности детей. Ряд исследователей отмечают, что мальчики и девочки априори развиваются по-разному. Все дело в том, что в физиологическом и психологическом плане девочки раньше созревают и опережают мальчиков в развитии на два-три года, это, безусловно, связано и с гормональным развитием детей. Мальчики и девочки совершенно по-разному усваивают любой материал и нередко мешают друг другу в школе с академической точки зрения. Для девочек свойственна усидчивость и разноплановость в решении задач. Как правило, в начальной школе мальчики обычно хуже учатся. Что касается девочек, то у них успеваемость на порядок выше,

Е. Н. Дудина, Э. П. Бакиров. Психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков.

их часто восхваляют учителя (которыми зачастую являются женщины и для которых психология девочек гораздо ближе и понятнее). Подобные хвалебные отзывы в нередких случаях могут способствовать демотивации у мальчиков в стремлении хорошо учиться. Поэтому успехи мальчиков из-за этих особенностей девочек выглядят незначительными. Отсюда и ложные чувства неполноценности у мальчиков и превосходства у девочек, которые, бесспорно, ведут к занижению своих результатов мальчиками, и, как следствие, снижается их самооценка.

Экспериментально подтверждено преобладание вербальных способностей у девочек: для них характерно чувство подражания; словарный запас более широк, нежели чем у мальчиков; лучше развиты речевые навыки; девочки способны правильно выстроить свою мысль и высказать ее; они наделены большими психолингвистическими способностями; отличаются большей начитанностью и скоростью чтения, что подтверждает их склонность к изучению гуманитарных наук. У мальчиков преобладают математические навыки; для того чтобы понятно объяснить тему, им необходимо показать различные иллюстрации, диаграммы, схемы, рисунки и прочее, так как у них более развиты визуально-пространственные способности [4].

Наряду с этим в пользу тендерного обучения выступают и нейропсихологические различия, обусловленные асимметрией полушарий мозга и гормонами: у мальчиков более активное правое (абстрактно-логическое полушарие), у девочек - левое (рационально-логическое полушарие) или сразу оба [5]. В связи с этим можно утверждать, что у мальчиков и девочек совершенно иные особенности мышления и восприятия новой информации. Мальчики требуют более образной формы изложения материала, наглядности, им необходимо представить воспринимаемую информацию в действии, им свойственно искать новые пути решения, так сказать, быть первооткрывателями, они обладают повышенной агрессивностью и активностью; для мальчиков необходимо создавать ситуации соревновательности; предпочтительно чередовать познавательные и физические виды деятельности. Девочкам же свойственна усидчивость; они более эмоционально ранимы, нежели мальчики; им необходима похвала со стороны учителя после правильного ответа; им нужно подробно объяснять тему, привести примеры; для них важен контакт с учителем через одобрение их стараний; у них наблюдается более высокая концентрация внимания; уроки для девочек должны проходить в более медленном темпе с эмоциональной окрашенностью материала [6-8]. При совместном обучении школьников важные особенности функционирования структур мозга оказываются неучтенными [6, 7].

Согласно утверждению видного деятеля педагогической культуры и выдающегося педагога-новатора Владимира Филипповича Базарного, «совместное обучение мальчиков и девочек может способствовать исчезновению ценностей мужского характера, природные задатки нивелируются, и, как следствие, мальчики развиваются по женскому типу. Вызвано это тем, что в ходе образовательного процесса мальчики бессознательно перенимают присущие девочкам качества: нежность, прилежность, стремление понравиться учителю и т. д. Тогда как в раздельных классах они начинают быть самими собой, класс становится более сплоченным, мальчики более уверенными в своих силах и способностях, формируются традиционно мужские черты характера, такие как твердость, храбрость, решительность» [9, с. 215].

Помимо межгендерных нюансов в социальном и психологическом плане раздельное обучение служит средством интенсификации учебного процесса, способствуя повышению уровня успеваемости учащихся, гармоничному развитию, рациональному усвоению материала. При раздельном обучении создаются условия для постоянного совершенствования школьников, формируются предпосылки для получения результатов с минимальной погрешностью, для учителя открывается широкий спектр возможностей и методов в обучении и т. д. Таким образом, применение гендерного подхода в качестве неотъемлемого элемента организации процесса обучения является сегодня наиболее целесообразным и важным.

Кроме того, раздельное обучение также выполняет здоровьесберегающую функцию. Согласно статистике Института гигиены детей и подростков, сотрудники которого в течение 40 лет наблюдали за состоянием здоровья обучающихся в некоторых школах Московской области, смешанное обучение негативно сказывается на здоровье 94% девочек, выразилось это в расстройстве пищеварительной, кровеносной и нервной систем; школьников преследуют постоянные простуды, по причине которых они вынуждены часто пропускать уроки [10]. Во многом это связано со стрессом, который они испытывают в результате перенасыщенности обучения. Соответственно, раздельное обучение способствует регулированию школьной нагрузки, исходя из психофизиологических особенностей обучающихся, что, бесспорно, позволяет избежать подобных проблем.

Несмотря на вышеперечисленные положительные моменты, оппоненты гендерного обучения отмечают, что вследствие раздельного обучения у обучающихся теряется навык общения с противоположным полом [11]. Они полагают, что после окончания школы им будет трудно адаптироваться

Вестник ТГПУ (ТБРББulletin). 2017. 9 (186)

и интегрироваться в социум, поскольку за стенами школы никто не делит людей по половому признаку. Однако необходимо отметить, что опыт некоторых учебных заведений показывает, что для предотвращения подобного рода недостатка в помощь приходит хорошо выстроенная и продуманная система досуга и внеурочной деятельности, которая заключается в организации совместной деятельности девочек и мальчиков: посещение музеев, походы на экскурсии, в театры, внеурочные занятия, кружковая работа.

На основе анализа и обобщения теоретических материалов и практического опыта раздельного обучения в школах России (школа-лаборатория № 760 им. А. Маресьева г. Москвы, лицей № 103 «Гармония» г. Железногорска Красноярского края, гимназия № 14 «Университетская» г. Новосибирска, СОШ № 3 г. Тулы и др.) разработан и реализуется проект «Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода» в МАОУ СОШ № 2 г. Томска. В разработке принимали участие творческая группа администрации и педагогов школы при научном сопровождении психологов Томского государственного университета и Томского государственного педагогического университета. Проект способствовал внедрению личностно ориентированного и здоровьесберегающего подхода к обучению и воспитанию девочек и мальчиков в младших классах. В 2015/16 учебном году 212 младших школьников обучались в раздельно-параллельных классах (проект реализуется с мая 2012 г.).

Целью проекта определено создание гендерно ориентированной системы обучения с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствующей повышению качественной успеваемости, гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.

Важно остановиться на более значимых показателях при раздельном обучении в параллельных классах, полученных при анализе результатов.

Следует отметить положительное психоэмоциональное состояние школьников, качество межличностных отношений в коллективе мальчиков и девочек - это является основным показателем эффективности реализации проекта. Сравнительный анализ показателей умственной работоспособности, функционального состояния организма школьников при раздельном обучении и показателей обучаю-

щихся в смешанном по полу классном коллективе позволяет отметить преимущества раздельного обучения.

Ежегодные результаты обследования адаптации первоклассников говорят о том, что к концу первой четверти успешно адаптируются к обучению 75-78 % первоклассников. Положительным результатом является также отсутствие школьников с дезадаптацией к обучению.

Проведенный анализ позволил выявить уровень состояния здоровья учащихся. Данные по представленным хроническим заболеваниям у школьников являются объективно обусловленными и характеризуются возрастными особенностями, с одной стороны, и спецификой организации жизнедеятельности школьника, с другой стороны.

В классах раздельного обучения имеет место устойчивая тенденция к снижению количества часто болеющих детей и дней, пропущенных по болезни, по сравнению с периодом обучения в смешанных классах. Например, количество пропущенных уроков четвероклассниками сократилось на 56 % относительно показателей в смешанном классе.

Для успешной учебной деятельности важным является формирование мотивации к достижению успеха в учебной деятельности (высокая и нормальная школьная мотивация), а также нормальный уровень тревожности. По результатам диагностики выявлено, что 85 % обучающихся имеют мотивацию к достижению успеха в учебной деятельности, в процессе диагностики не выявлено детей с негативным отношением к обучению в школе. Уровень тревожности (межличностной, самооценочной и учебной) находится на низком уровне, средний показатель самооценочной тревожности ниже на 4 %, а учебной тревожности на 1,5 % (по сравнению с показателями у школьников, обучающихся в смешанных классах).

В заключение необходимо отметить, что раздельное обучение на основе гендерного подхода является наиболее оптимальной формой образовательного процесса, позволяющей достигать более высоких результатов в обучении и развитии школьников. Результаты мониторинга демонстрируют положительную динамику уровня успеваемости учащихся и подтверждают значение гендерного подхода к обучению школьников в качестве образовательной технологии, способствующей повышению результативности обучения и сохранению здоровья школьников.

Список литературы

1. Рыков С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17-22.

2. Славутская Е. В. Экспериментальное изучение гендерных различий в развитии эмоционально-волевых и интеллектуальных свойств младших подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРУ ВиНеПп). 2009. Вып. 9 (87). С. 127-129.

Е. Н. Дудина, Э. П. Бакиров. Психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков...

3. Каримулаева Э. М., Дамаданова Х. Д. Проблемы и перспективы тендерного обучения в современной системе образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2011. № 6 (76). С. 67-72.

4. Баурова Ю. В. Интенсификация процесса обучения в условиях реализации тендерного подхода // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. № 3. С. 19-23.

5. Ламзина Ю. А. Учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2012. № 10. С. 84-87.

6. Хризман Т. П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 232 с.

7. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 184 с.

8. Есипенко Е. А., Ходанович М. Ю. Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 379. C. 214-221.

9. Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психифизиология развития и регресса. М., 2009. 330 с.

10. Казакова А., Савостьянова Е. Мальчики плюс/минус девочки: есть ли будущее у раздельного обучения. URL: http://www.7ya.ru/article/ Malchiki-plyusminus-devochki-est-li-buduwee-u-razdelnogo-obucheniya/ (дата обращения: 15.05.2017).

11. Зотова Л. М. Индивидуально-личностный подход как прерогатива раздельного обучения: историко-педагогический аспект // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 44-47.

Дудина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: helen_dudina@mail.ru

Бакиров Эрлан Пархадович, студент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: imbo_mirana@mail.ru.

Материал поступил в редакцию 25.05.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-156-160

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF SEPARATE EDUCATION OF BOYS AND GIRLS AT SECONDARY SCHOOL

E. N. Dudina, E. P. Bakirov

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

In the article the authors present psychological and pedagogical features of the separate education in single-gender classes. In particular the psychophysiological differences of schoolchildren are highlighted. Separate education is justified as the most optimal form of the educational process, which makes it possible to create more comfortable educational environment and to achieve the highest results of the schoolchildren's education.

The main psychophysiological, neuropsychological differences between boys and girls are identified, which must be taken into account when organizing the educational process in single-gender classes. Some researchers note that boys and girls develop differently: physiologically and psychologically girls develop two or three years earlier then boys, this is certainly connected with the hormonal development of children.

Boys and girls study program material completely differently. Girls are characterized by perseverance and versatility in solving problems. As a rule, in primary school, boys usually learn worse. As for girls, their academic performance is much higher; they are often praised by teachers. Such laudatory comments can contribute to demotivation of boys in an effort to learn well. Therefore, because of these girls' features, the success of boys look, to put it mildly, insignificant: boys have false feelings of inferiority and girls - superiority.

Some results of the project "Separate education of girls and boys on the basis of a gender approach" are presented. The realization of the project takes place in Tomsk School No. 2.

Key words: education, separate education of girls and boys, gender differentiation, psychological and physiological characteristics of schoolchildren.

References

1. Rykov S. L. Gendernye issledovaniya v pedagogike [Gender Studies in Pedagogy]. Pedagogika- Pedagogy, 2001, no. 7, pp. 17-22 (in Russian).

2. Slavutskaya E. V. Eksperimental'noye izucheniye gendernykh razlichiy v razvitii emotsional'no-volevykh i intellektual'nykh svoystv mladshikh podrostkov [Experimental researches of gender features development of younger teenagers emotionally-volitional and intellectual qualities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol. 9 (87), pp. 127-129 (in Russian).

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

3. Karimulaeva E. M., Damadanova Kh. D. Problemy i perspektivy gendernogo obucheniya v sovremennoy sisteme obrazovaniya [Problems and prospects of gender training in the modern education system]. Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, 2011, no. 6 (76), pp. 67-72 (in Russian).

4. Baurova Yu. V. Intensifikatsiya protsessa obucheniya v usloviyakh realizatsii gendernogo podkhoda [Intensification of the learning process in conditions of gender mainstreaming]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika - Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Socio-kinetics, 2010, no. 3, pp. 19-23 (in Russian).

5. Lamzina Yu. A. Uchet gendernykh razlichiy v protsesse obucheniya v otechestvennoy i zarubezhnoy pedagogike [Consideration of gender differences in the process of education in the Russian and foreign pedagogy]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Izvestia of the Volgograd State Pedagogical Universtity, 2012, no. 10, pp. 84-87 (in Russian).

6. Khrizman T. P., Eremeeva V. D., Loskutova T. D. Emotsii, rech i aktivnost' mozga rebenka [Emotions, speech and activity of the child's brain]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991, 232 p. (in Russian).

7. Eremeeva V. D., Khrizman T. P. Mal'chiki i devochki dva raznykh mira Neyropsikhologi - uchitelyam, vospitatelyam, roditelyam, shkol'nym psikhologam [Boys and girls are two different worlds. Neuropsychologists for teachers, educators, parents, school psychologists]. Moscow, LINKA-PRESS Publ., 2001, 184 p. (in Russian).

8. Esipenko E. A., Khodanovich M. Yu. Polovye razlichiya pri vypolnenii kognitivnykh zadaniy raznoy slozhnosti [Sex differences in the implementation of cognitive tasks of different complexity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2014, no. 379, pp. 214-221 (in Russian).

9. Bazarnyy V. F. Ditya chelovecheskoye Psikhofiziologiya razvitiya iregressa [A child of man. Psychophysiology of development and regression]. Moscow, 2009, 330 p. (in Russian).

10. Kazakova A., Savostyanova E. Mal'chikiplyus/minus devochki: est'libudushcheye u razdel'nogo obucheniya [Boys plus / minus girls: is there a future for separate education] (in Russian). URL: http://www.7ya.ru/article/Malchiki-plyusminus-devochki-est-li-buduwee-u-razdelnogo-obucheniya/ (accessed 15 April 2017).

11. Zotova L. M. Individualno-lichnostnyy podkhod kak prerogativa razdel'nogo obucheniya: istoriko-pedagogicheskiy aspekt [The individually-personal approach as the prerogative of separate training: historical-pedagogical aspect]. Problemy sovremennogo obrazovaniya - Problems of Modern Education, 2010, no. 5, pp. 44-47 (in Russian).

Dudina E. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: helen_dudina@mail.ru

Bakirov E. P., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: imbo_mirana@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.