Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы развития понятийной компетентности будущих учителей информатики'

Психолого-педагогические основы развития понятийной компетентности будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЙНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / TEACHER''S CONCEPTUAL COMPETENCE / KNOWLEDGE / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамченко Нина Владимировна

На основании проведенного исследования обосновано содержание понятийной компетентности учителя (наличие в ней предметной и методической составляющей). Ее функции и элементы знание, мотивация, рефлексия и конструирование, а также их содержание определены с учетом специфики понятийного аппарата информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological and pedagogical basis of development of conceptual competence of a future teacher of computer science

The substance of teacher''s conceptual competence is grounded on the basis of the conducted research. It is proved that conceptual competence includes subject and methodical constituents. The functions and elements of conceptual competence such as knowledge, motivation, introspection and design as well as their contents are determinated taking into account the specific character of the conceptual system of computer science.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы развития понятийной компетентности будущих учителей информатики»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

378.14:681.14

Н. В. АБРАМЧЕНКО

Омский государственный педагогический университет

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

На основании проведенного исследования обосновано содержание понятийной компетентности учителя (наличие в ней предметной и методической составляющей). Ее функции и элементы — знание, мотивация, рефлексия и конструирование, а также их содержание определены с учетом специфики понятийного аппарата информатики.

Ключевые слова: понятийная компетентность, учителя информатики, компетентность учителя информатики.

Понятийная компетентность специалиста является одной им ключевых компетептностей. Ее определяют следующим образом: что интеллектуально-образующая системная компетентность, которая характеризуется универсальное'тыо, многофункциональностью, практико-ориентированпостыо, меж-дисциплинарностыо и надпредметпостыо; и включает в себя знание, понимание научных понятий, практические навыки их использования и рефлексию качества осуществления действий в поз!шватель-ной и социально значимой практической деятельности, одновременно выступая как цель, средство и результат обучения [ I ]. Т.е. ее элементами, в общем виде, являются знание понятий, понимание понятий, применение поня тий и рефлексия.

Профессиональная деятельность учителя, главным образом, выражается в двух ипостасях: «предметник» и «преподаватель». На основании того, что любая компетентность должна отражать специфику профессиональной деятельности |2], считаем, что понятийная компетентность учителя должна состоят!» из двух составляющих: предметной и методической.

Тогда понятийная компетентность будущего учителя - это готовность использовать в профессионально-педагогической деятельности современные образовательные технологии и методы формирования системы понятий пауки в системе среднего общего образования, что предполагает у студентов:

— знание понятий и знание о понятиях пауки; знание способов введения понятий и формирования системы понятий;

— систему познавательных и профессиональных мотивов к повышению своей предметной и методической подготовки;

— рефлексивное восприя тие научных понятий и рефлексивное отношение к методам формирования элементов традиционной поня тийной компетенции в процессе обучения;

— навыки конструирования своей познавательной деятельности и представление о способах конс труирования собственной деятельности как учителя и активности учащихся с учетом цели усвоения учащимися понятий науки как системы.

Исследователи выделяют некоторые составляющие педагогического мастерства учителя информа-

Таблица I

Содержание понятийной компетентности учителя информатики

') JI С М С II т ('оста н .1 ti to hi it м С о л с р ж а н н с

JllllllHC Предметная «Знание понятнИ» Распознавание и воспроизведение понятий в контексте учебного материала. Умение дать определение термина, выделить понятийную основу. Владение навыками классификации. Умение выделить сущностные характеристики понятия. Знание специфики терминологического аппарата н термпнообразованпя в информатике (см. выше по тексту). Умение выявлять внутри- и межпредметные святи понятий информатики.

\ /етоонческая «Знание о понятиях» (метазнания): - что такое содержание, объем понятия; - логические методы образования попиши (анализ, синтез, сравнение, абстра! ироваиис. обобщение), - соотношение между термином и поня тием: - типы классификаций понятий к философии и логике: - пилы отношений между сравниваемыми понятиями: - логические операции над понятиями: деление н классификация, ограничение, обобщение и определение: - способы введения понятия (индуктивный, дедуктивный): - способы обогащения понятия.

Мотивации Предметная Активизированы учебные и познавательные мотивы. 11роявляется осознанная потребность п необходимость в усвоении понятий информатики как системы.

Методическая Активизирован профессиональным мотив. 1 появляется стремление получения метазнаний о понятиях информатики с целью повышения своего методическою потенциала

Рефлексии Предметная Владение навыками поня тийного обобщения при проведении научно-исследовательской работы. Объективная самооценка своей понятийной компетенции

Методическая Осознана методическая роль знаний о понятиях. Объективная самооценка своей ноия 1 ийно-метоличсской компетентности Сформировано свое отношение к методам формирования понятийных компетенции и процессе обучения.

Конструнрованнс Предметная Умение самостоя тельно организован, свою познавательную деятельность по информатике (от постановки цели до получения и оценки результата); самостожелыюе создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого п поискового характера с цслыо усвоения понятии информатики как сноемы

Методическая 11релставленис о способах конс труирования собственной деятельности как учителя и активности учащихся с учетом цели усвоения учащимися понятий информатики как системы.

тики, среди которых мастерство передачи предметных знаний в области информатики |3|. Методическая составляющая понятийной компетентности учителя информатики отвечает потребности организовать активную познавательную деятельность по усвоению системы поня тий информа тики.

Проанализировав подходы к определению функций методической компетентности учителя |3,4|, а также рассмотрев элементы общей поня тийной компетенции, выделим функции понятийной компетентности учителя:

• гностическая;

• мотивациониая;

• рефлексивная;

• конструктивная (рис. 1).

Мотивационная функция выс тупае т побуди телем познавательной дея тельности в условиях разви тия понятийной компетен тности будущих учи телей. Она представляет собой систему мотивов, включающую в себя учебные, познавательные и профессиональные мотивы.

Рефлексивная (функция ПК обеспечивает критический анализ своего знания системы научных понятий и методов ее познания; осознание необходимости развития своей ПК.

Гностическая (функция включает в себя знание

понятий и о поня тиях информатики, а также о психологических и дидактических ме тодах их познания.

Конструктивная функция заключаете себе представление о способах конс труирования собственной деятельности и активности учащихся с учетом цели усвоения учащимися научных поня тий как системы.

Проведя анализ составляющих отдельно общей понятийной и методической компетентностей, а также общей структуры и функций Г1К, приходим к определению элементов понятийной компетентности будущего учителя. В данном исследовании они образуют четыре группы в соответствии с функциями ПК: знание, мотивация, рефлексия, конструирование. Рассмо трим их общее; содержание.

Очевидно, что хронологически первой у студента начинает/продолжает развиваться предметная составляющая ПК, а методическая (падпредметпая) составляющая «подключается», «надстраивается» на более старших курсах (рис. 2). Это побуждает определить «предметную» и «методическую» составляющую каждого элемен та ПК (табл. 1).

Информатика, как и любая научная теория, может рассматриваться в виде системы понятий. Однако понятийный аппарат информа тики, ее терминология (существеннейшая сторона языка пауки) имеет свои особенности, обуславливающие насущную не-

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Ё =

г

С1 >

> -.

0 г.

1 | = =

* >

е с _ =

— =

== *

• 3

г.

; =

1 >

-

=

5

го

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (70). 2006

en

5> >

=

0

1 t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.