МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
378.14:681.14
Н. В. АБРАМЧЕНКО
Омский государственный педагогический университет
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
На основании проведенного исследования обосновано содержание понятийной компетентности учителя (наличие в ней предметной и методической составляющей). Ее функции и элементы — знание, мотивация, рефлексия и конструирование, а также их содержание определены с учетом специфики понятийного аппарата информатики.
Ключевые слова: понятийная компетентность, учителя информатики, компетентность учителя информатики.
Понятийная компетентность специалиста является одной им ключевых компетептностей. Ее определяют следующим образом: что интеллектуально-образующая системная компетентность, которая характеризуется универсальное'тыо, многофункциональностью, практико-ориентированпостыо, меж-дисциплинарностыо и надпредметпостыо; и включает в себя знание, понимание научных понятий, практические навыки их использования и рефлексию качества осуществления действий в поз!шватель-ной и социально значимой практической деятельности, одновременно выступая как цель, средство и результат обучения [ I ]. Т.е. ее элементами, в общем виде, являются знание понятий, понимание понятий, применение поня тий и рефлексия.
Профессиональная деятельность учителя, главным образом, выражается в двух ипостасях: «предметник» и «преподаватель». На основании того, что любая компетентность должна отражать специфику профессиональной деятельности |2], считаем, что понятийная компетентность учителя должна состоят!» из двух составляющих: предметной и методической.
Тогда понятийная компетентность будущего учителя - это готовность использовать в профессионально-педагогической деятельности современные образовательные технологии и методы формирования системы понятий пауки в системе среднего общего образования, что предполагает у студентов:
— знание понятий и знание о понятиях пауки; знание способов введения понятий и формирования системы понятий;
— систему познавательных и профессиональных мотивов к повышению своей предметной и методической подготовки;
— рефлексивное восприя тие научных понятий и рефлексивное отношение к методам формирования элементов традиционной поня тийной компетенции в процессе обучения;
— навыки конструирования своей познавательной деятельности и представление о способах конс труирования собственной деятельности как учителя и активности учащихся с учетом цели усвоения учащимися понятий науки как системы.
Исследователи выделяют некоторые составляющие педагогического мастерства учителя информа-
Таблица I
Содержание понятийной компетентности учителя информатики
') JI С М С II т ('оста н .1 ti to hi it м С о л с р ж а н н с
JllllllHC Предметная «Знание понятнИ» Распознавание и воспроизведение понятий в контексте учебного материала. Умение дать определение термина, выделить понятийную основу. Владение навыками классификации. Умение выделить сущностные характеристики понятия. Знание специфики терминологического аппарата н термпнообразованпя в информатике (см. выше по тексту). Умение выявлять внутри- и межпредметные святи понятий информатики.
\ /етоонческая «Знание о понятиях» (метазнания): - что такое содержание, объем понятия; - логические методы образования попиши (анализ, синтез, сравнение, абстра! ироваиис. обобщение), - соотношение между термином и поня тием: - типы классификаций понятий к философии и логике: - пилы отношений между сравниваемыми понятиями: - логические операции над понятиями: деление н классификация, ограничение, обобщение и определение: - способы введения понятия (индуктивный, дедуктивный): - способы обогащения понятия.
Мотивации Предметная Активизированы учебные и познавательные мотивы. 11роявляется осознанная потребность п необходимость в усвоении понятий информатики как системы.
Методическая Активизирован профессиональным мотив. 1 появляется стремление получения метазнаний о понятиях информатики с целью повышения своего методическою потенциала
Рефлексии Предметная Владение навыками поня тийного обобщения при проведении научно-исследовательской работы. Объективная самооценка своей понятийной компетенции
Методическая Осознана методическая роль знаний о понятиях. Объективная самооценка своей ноия 1 ийно-метоличсской компетентности Сформировано свое отношение к методам формирования понятийных компетенции и процессе обучения.
Конструнрованнс Предметная Умение самостоя тельно организован, свою познавательную деятельность по информатике (от постановки цели до получения и оценки результата); самостожелыюе создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого п поискового характера с цслыо усвоения понятии информатики как сноемы
Методическая 11релставленис о способах конс труирования собственной деятельности как учителя и активности учащихся с учетом цели усвоения учащимися понятий информатики как системы.
тики, среди которых мастерство передачи предметных знаний в области информатики |3|. Методическая составляющая понятийной компетентности учителя информатики отвечает потребности организовать активную познавательную деятельность по усвоению системы поня тий информа тики.
Проанализировав подходы к определению функций методической компетентности учителя |3,4|, а также рассмотрев элементы общей поня тийной компетенции, выделим функции понятийной компетентности учителя:
• гностическая;
• мотивациониая;
• рефлексивная;
• конструктивная (рис. 1).
Мотивационная функция выс тупае т побуди телем познавательной дея тельности в условиях разви тия понятийной компетен тности будущих учи телей. Она представляет собой систему мотивов, включающую в себя учебные, познавательные и профессиональные мотивы.
Рефлексивная (функция ПК обеспечивает критический анализ своего знания системы научных понятий и методов ее познания; осознание необходимости развития своей ПК.
Гностическая (функция включает в себя знание
понятий и о поня тиях информатики, а также о психологических и дидактических ме тодах их познания.
Конструктивная функция заключаете себе представление о способах конс труирования собственной деятельности и активности учащихся с учетом цели усвоения учащимися научных поня тий как системы.
Проведя анализ составляющих отдельно общей понятийной и методической компетентностей, а также общей структуры и функций Г1К, приходим к определению элементов понятийной компетентности будущего учителя. В данном исследовании они образуют четыре группы в соответствии с функциями ПК: знание, мотивация, рефлексия, конструирование. Рассмо трим их общее; содержание.
Очевидно, что хронологически первой у студента начинает/продолжает развиваться предметная составляющая ПК, а методическая (падпредметпая) составляющая «подключается», «надстраивается» на более старших курсах (рис. 2). Это побуждает определить «предметную» и «методическую» составляющую каждого элемен та ПК (табл. 1).
Информатика, как и любая научная теория, может рассматриваться в виде системы понятий. Однако понятийный аппарат информа тики, ее терминология (существеннейшая сторона языка пауки) имеет свои особенности, обуславливающие насущную не-
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Ё =
г
С1 >
> -.
0 г.
1 | = =
* >
е с _ =
— =
== *
• 3
г.
; =
1 >
-
=
5
го
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (70). 2006
en
5> >
=
0
1 t